Образ «Я» включает в себя три компонента
1) когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.
2) эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничтожение и т.д.
3) поведенческий (волевой) компонент: стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.
«Я-образ» - это, вместе с тем, и «идеальное-Я» субъекта - то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. «Идеальный-Я» выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности. Еще один вариант возникновения «Я-образа» - «фантастическое-Я» - то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. Значение этого образа «Я» очень велика, особенно в старшем подростковом и юношеском возрастах, в связи со склонностью учащихся старших классов строить планы на будущее, создание которых невозможно без фантазии.
Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности.
Самооценка– это оценка личностью самой себя, своих возможностей. Слишком высокая самооценка и слишком низкая самооценка могут стать внутренним источником конфликта личности. Высокая самооценка приводит к тому, что человек сталкивается с противодействием окружающих (озлобление, подозрительность, мнительность) или может стать агрессивным, высокомерным. Низкая самооценка может свидетельствовать о раскрытии комплекса неполноценности (неуверенность в себе, тревожность).
Самооценка связана с уровнем притязаний личности – желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.
Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но, прежде всего, трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов или неудач..
Структура самосознания личности:
1. Имя –идентификация с телесной и духовной индивидуальностью человека, причисление себя к определенному полу, социальному слою, этносу.
Половая идентификация – единство самосознания, мотивов поведения, поступков в соответствии с принятием предписанной традициями соответствующей социальной роли.
Притязание на признание – предъявление человеком своих прав на общественное уважение со стороны людей.
4. Психологическое время личности – индивидуальное переживание своего физического и духовного изменения в течение времени.
5. Социальное пространство личности – условия развития и бытия человека, которые логически вводят его в систему прав и обязанностей.
Виды и функции воображения. Развитие воображения в игровой д-сти.
Понятие о воображении.
Воображение– это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий и представлений.Воображение связано со всеми процессами, протекающими в организме, с самочувствием человека. Главное назначение воображения как психического процесса в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, и не только его конечный результат, но и промежуточные продукты, детали. Специфика воображения в том, что оно характерно только для человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.
Воображение – это псих-ий процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений. Воображение можно определить как процесс представления информации в виде образов, причем речь идет о таком ее представлении, при к-ом образы отличаются от реальной действительности. Воображение всегда протекает в неразрывной связи с памятью, мышлением, эмоциями. Помимо индивидуального воображения существует также и коллективное воображение. Оно отражено в произведения народного искусства, в рассказах, сказках, легендах.
2. Виды воображения.Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью.Воображение бывает активным и пассивным.Активное делится на воссоздающее и творческое, а пассивное – на преднамеренное и непреднамеренное.Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание образов, соответствующих описанию (при чтении художественной литературы, географических карт, исторических описаний).Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Пассивное воображение – создание образов, которые не воплощаются в жизнь, не осуществляются. Примером непреднамеренного пассивного воображения могу служить сновидения. Во сне есть элемент предсказания, характер сновидений зависит от впечатлений, не контролируется сознанием человека. Поэтому возникающие образы называют пассивными. Примером преднамеренного пассивного воображения могут служить грезы. Это образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Грезы не контролируются полностью. Особая форма воображения – мечта. Мечта – это возможное и желаемое, представляемое в воображении. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.
3. Функции воображения.В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.
1 представление действительности в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
2 регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.
3 участие воображения в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
4формирование внутреннего плана действий – способности выполнять в уме, манипулируя образами.
5 планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса регуляции.
Функции воображения: 1. позволяет ч-у представить в виде образов и идей то, что он не может непосредственно воспринимать в данный момент, или то, что вообще или в данный момент времени не существует; 2. воображение необходимо, чтобы в образной форме решать нек-ые задачи, не действуя практически с вещами, а только манипулируя в соз-и образами вещей, с к-ыми эти задачи связаны; 3. воображение помогает ч-у выйти за пределы настоящего времени и, перенеся себя мысленно в прошлое или будущее, проиграть в уме соответствующие действия; 4. Психодиагностическая функция воображения заключается в том, что, анализируя продукты воображения ч-а, можно судить о его П-ии. Предполагается, что в продуктах фантазии ч-а непосредственно отражаются его П-ические особенности; 5. Психотерапевтическая функция воображения состоит в том, что через него можно оказывать положительное влияние на П-ическое состояние и поведение ч-а. Воображение в этой его функции широко используется во многих методах практической П-ии (аутогенная тренировка, гештальттерапия, нейролингвистической программирование).
Способы создание образов воображения: 1. синтезирование; 2. агглютинация- объединение частей образов в один (козлообразный мужик –черт); 3. акцентирование; 4. гиперболизация; 5. аналогия; 6. типизация- выявление много раз повторяющегося распространенного явления, типичного (в искусстве, литературе).
4.Развитие воображения в игровой деятельности.
Под развитием воображения следует понимать его возможное улучшение и прогрессивное изменение по ряду существенных признаков: разнообразие фантазий ч-а (каждый раз по одному и тому же поводу ч- придумывает что-то новое). 2. оригинальность фантазий ч-а (отличие от того, что придумано другими). 3. детализированность фантазий, то насколько проработаны, прописаны в деталях продукты фантазий. 4. Интеллектуализированность фантазий. О ней можно судить по тем мыслям, к-ые вызывает у других людей продукты фантазий данного ч-а. 5. эм-ность фантазий. Чем больше разнообразных эмоций, переживаний и чувств вызывает продукт фантазий ч-а у других людей, тем выше эм-ный заряд фантазий.
В психологии принято отмечать, что воображение ребенка складывается в игре Игра - это символическая деятельность, в которой объекты получают условные наименования и в дальнейшем используются не по своим натуральным свойствам а по тем, которыми обусловлены данные наименования.
Классификация игр по признаку символизации.
1. Если символические названия даются предметам, то игра с ними называется предметной.
2. Если условные наименования даются самим игрокам, такая игра называется ролевой.
3. Если условные наименования даются группам играющих, игра называется «по правилам» (казаки – разбойники).
На первых порах воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. В игре детей 3-4-летнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса. С другой стороны, игра может происходить без видимых действий, целиком в плане представления. Важнейшее значение в развитии воображения детей имеет ролевая игра. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. В играх детей старшего дошкольного возраста уже необязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может протекать во внутреннем плане.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, чтобы через нее он знакомился с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении ребенком сказок, стихов. Здесь так же, как в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге. Сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые образы и нередко просто повторяют запомнившиеся фразы, строки.
В подобных случаях детские сочинения целиком строятся на памяти, не включая работы воображения. Однако чаще ребенок комбинирует образы, вводит новые, необычные их сочетания. Воображение ребенка на самом деле богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, т.к. у детей более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого.
Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта.