Опросник К. Леонгарда — Н. Шмишека
Диагностическая цель: изучение типов и степени выраженности акцентуаций человека.
Термин «акцентуация личности» предложен немецким ученым
К. Леонгардом и понимается как чрезмерное усиление отдельных черт личности. Черты эти как бы являются «заострением» некоторых, присущих данному человеку индивидуальных свойств. Акцентуация личности не есть патология, но она приводит к уязвимости личности под воздействием определенных психогенных факторов, при хорошей или даже повышенной стойкости при воздействии других. Акцентуация, таким образом, представляет собой крайний вариант нормы, граничащей с патологией. Оформляясь к подростковому возрасту, большинство акцентуаций, как правило, со временем сглаживаются, компенсируются.
Акцентуирование личности в целом имеет большие потенциальные возможности для развития, самоактуализации, для высоких социальных достижений. И лишь в сложных психогенных ситуациях, под влиянием неблагоприятных факторов, длительно воздействующих на «слабое звено» характера, акцентуации могут стать почвой для острых аффективных реакций, неврозов, условием формирования психопатии.
Психологическая диагностика типов и степени выраженности акцентуаций очень важна для возможных рекомендаций по коррекции механизмов реагирования человека на конфликтные ситуации, для организации режима работы, выбора увлечений, для выработки стратегии семейного воспитания и т. д. На основе диагностических данных в определенной мере можно прогнозировать совместимость людей в малой группе, особенности межличностных отношений и продуктивность взаимодействия.
Предлагаемый вариант опросника дополнен шкалой лжи (но Н. Шмишеку).
Контингент: данная методика рассчитана на людей в возрасте от 14 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.
Процедура исследования
Испытуемому предлагается прочитать (или прослушать) вопрос и сделать отметку в регистрационном бланке, либо в графе «да», либо в графе «нет»:
Ответы типа «не знаю», «сомневаюсь» и т. п. не предполагаются: в случае затруднений в ответе со стороны испытуемого соответствующий вопрос опускается.
Текст опросника
1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?
2. Восприимчивы ли вы к оскорблениям, обидам?
3. Легко ли вы плачете?
4. Не возникает ли у вас по окончании какой-либо работы сомнение в качестве ее выполнения и не прибегаете ли вы к проверке, правильно ли вы ее сделали?
5. Были ли вы в детстве такими же смелыми, как ваши сверстники?
6. Часто ли у вас бывают резкие смены настроения: только что вы «парили в облаках» и вдруг становится очень грустно?
7. Являетесь ли вы центром внимания в обществе, компании?
8. Бывают ли дни, когда вы без особых причин ворчливы, раздражительны и все считают, что вас лучше не трогать?
9. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после их прочтения?
10. Вы серьезный человек?
11. Способны ли вы так сильно увлечься чем-то, что все остальное перестает быть значимым для вас?
12. Предприимчивы ли вы?
13. Быстро ли вы забываете оскорбления, обиды?
14. Мягкосердечны ли вы?
15. Когда вы бросили письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, опустилось оно туда или нет?
16. Требует ли ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) вы были одним из первых?
17. Боялись ли вы в детстве грозы или собак?
18. Смеетесь ли вы иногда неприличным шуткам, анекдотам?
19. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые считают вас педантичным?
20. Очень ли зависит ваше настроение от внешних событий?
21. Любят ли вас все ваши знакомые?
22. Часто ли вы находитесь во власти сильных внутренних порывов, побуждений?
23. Ваше настроение обычно несколько подавлено?
24. Случалось ли вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?
25. Трудно ли вам долго сидеть на одном месте?
26. Отстаиваете ли вы энергично свои интересы, когда по отношению к вам допускают несправедливость?
27. Хвастаетесь ли вы иногда?
28. Смогли бы вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?
29. Раздражает ли вас, если штора или скатерть висят неровно, стараетесь ли вы это поправить?
30. Боялись ли вы в детстве оставаться одни?
31. Часто ли портится ваше настроение без видимых причин?
32. Случалось ли вам быть одним из первых в вашей профессиональной деятельности?
33. Легко ли вы впадаете в гнев?
34. Способны ли вы иногда быть шаловливо-веселым?
35. Бывают ли у вас состояния, когда вы преисполнены счастья?
36. Могли бы вы играть роль конферансье в веселых представлениях?
37. Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?
38. Говорите ли вы людям свое мнение о них прямо в глаза?
39. Можете ли вы спокойно смотреть на кровь?
40. Нравится ли вам работа, когда только вы ответственны за нее?
41. Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?
42. Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темный погреб, зайти в пустую неосвещенную комнату?
43. Предпочитаете ли вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и выполняется быстро?
44. Вы очень общительный человек?
45. Охотно ли вы в школе декламировали стихи?
46. Сбегали ли вы в детстве из дома?
47. Обычно вы без колебаний уступаете место в автобусе престарелым гражданам?
48. Часто ли жизнь кажется вам тяжелой?
49. Случалось ли вам так расстраиваться из-за какого-либо конфликта или ссоры, что после этого вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу (учебу)?
50. Можно ли сказать, что при неудаче вы теряете чувство юмора?
51. Стараетесь ли вы помириться, если кого-нибудь обидели? Предпринимаете ли вы первые шаги к примирению?
52. Очень ли вы любите животных?
53. Случалось ли вам, уйдя из дому, возвращаться, чтобы проверить, не произошло ли чего-нибудь?
54. Беспокоили ли вас когда-нибудь мысли о том, что с вами или вашими родными что-нибудь случится?
55. Существенно ли зависит ваше настроение от погоды?
56. Трудно ли вам выступать перед большой аудиторией?
57. Можете ли вы, сердясь на кого-то, пустить в ход руки?
58. Очень ли вы любите повеселиться?
59. Всегда ли вы говорите то, что думаете?
60. Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?
61. Привлекает ли вас роль организатора в каком-либо деле?
62. Упорствуете ли вы в достижении цели, если встречается какое-либо препятствие?
63. Чувствовали ли вы когда-нибудь удовлетворение при неудачах людей, которые вам неприятны?
64. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступят слезы?
65. Часто ли вам мешают уснуть мысли о проблемах прошедшего или будущего дня?
66. Свойственно ли было вам в школьные годы подсказывать или давать списывать одноклассникам?
67. Смогли бы вы один пройти в темноте через кладбище?
68. Вы бы не раздумывая вернули лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили очень много?
69. Следите ли вы за тем, чтобы в вашем доме каждая вещь лежала на своем месте?
70. Случалось ли с вами, что, ложась спать в отменном настроении, следующим утром вы встаете в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?
71. Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации?
72. Часто ли у вас бывают головные боли?
73. Часто ли вы смеетесь?
74. Можете ли вы относиться к человеку, которого не любите и не уважаете, так, что никто не догадается о вашем действительном отношении?
75. Вы энергичный, подвижный человек?
76. Сильно ли вы страдаете, когда совершается несправедливость?
77. Можно ли сказать, что вы страстный любитель природы?
78. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы: закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?
79. Пугливы ли вы?
80. Меняется ли ваше настроение под влиянием алкоголя?
81. Охотно ли вы раньше принимали участие или принимаете теперь в кружках художественной самодеятельности, в драмкружках?
82. Тянет ли вас иногда уехать далеко от дома?
83. Смотрите ли вы на будущее немного пессимистично?
84. Бывают ли у вас резкие перепады настроения от веселого к очень тоскливому?
85. Удается ли вам при общении с людьми создавать у них определенное настроение?
86. Долго ли вы храните чувство гнева, досады?
87. Переживаете ли вы долгое время горести других людей?
88. Всегда ли вы соглашаетесь с замечаниями в своей адрес, правильность которых сознаете?
89. Могли ли вы в школьные годы переписать из-за чернильной кляксы (или ошибки) страницу в тетради?
90. Можно ли сказать, что вы относитесь к людям скорее настороженно и недоверчиво, чем доверительно?
91. Часто ли у вас бывают устрашающие сновидения?
92. Возникают ли у вас иногда такие мысли, что если вы, например, стоите на перроне, то вы можете против своей воли броситься под поезд, или если находитесь около высокого и открытого окна, то можете из него выпрыгнуть?
93. Становитесь ли вы веселее в обществе веселых людей?
94. Вы — человек, который не думает о сложных проблемах, может отвлекаться от гнетущих мыслей?
95. Совершаете ли вы под влиянием алкоголя внезапные, импульсивные поступки?
96. В беседе вы скорее молчаливы, чем многословны?
97. Могли бы вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, что на время позабыли бы о том, какой вы на самом деле?
Обработка результатов
Следует помнить о том, что в вопросник включена «шкала лжи», высокие показатели по этой шкале (более 5 баллов) снижают достоверность полученных данных и чаще всего свидетельствуют о тенденции испытуемого давать «социально желаемые», одобряемые ответы.
Подсчет баллов проводится по каждому типу акцентуации. Любое совпадение с «ключом» (как по ответам «ДА», так и по ответам «НЕТ») оценивается в один балл (соответственно несовпадение с ключом оценивается в ноль баллов). Затем все баллы (полученные и по ответам «ДА», и по ответам «НЕТ») по данному типу акцентуации суммируются и умножаются на соответствующий коэффициент («К»). Величина «К» указывается в «ключе». Таким образом, максимальное количество баллов, полученное по каждому типу акцентуации, – 24 балла.
Ключ для определения типа акцентуации
Тип акцентуации | ответы «ДА» | ответы «НЕТ» | «К» |
Гипертимный | 1,12,25,36,50,61,75,85 | - | |
Эмотивный | 3,14,52,64,77,87 | 28,39 | |
Тревожный | 17,30,42,54,67,79,91 | ||
Демонстративный | 7,21,24,32,45,49,71, 81,97, 94,74 | ||
Дистимичный | 10,23,48,83,96 | 34,58,73 | |
Застревающий | 2,16,26,38,41,62,76,86,90 | 13,51,66 | |
Педантичный | 4,15,19,29,43,53,65,69,78, 89,92 | ||
Циклоидный | 6,20,31,44,55,70,80,93 | - | |
Возбудимый | 8,22,33,46,57,72,82,95 | - | |
Экзальтированный | 11,35,60,84 | - | |
Ложь | 9,47,59,68,88 | 18, 27,37,63 |
По окончании обработки полученные результаты переносятся на графическую схему профиля личности.
1 – | Гипертимный | 6 – | Застревающий |
2 – | Эмотивный | 7 – | Педантичный |
3 – | Тревожный | 8 – | Циклоидный |
4 – | Демонстративный | 9 – | Возбудимый |
5 – | Дистимичный | 10 – | Экзальтированный |
Интерпретация результатов
Важно подчеркнуть, что баллы в интервале от 0 до 11 включительно оцениваются как отсутствие признаков по данному типу акцентуации.
Диапазон от 12 до 15 баллов оценивается как наличие признаков по данному типу акцентуации.
Интервал от 16 до 19 баллов интерпретируется как диапазон тенденций к данному типу акцентуации.
Интервал от 20 до 24 баллов оценивается как наличие акцентуированных черт и типов характера.
При помощи опросника можно диагностировать следующие типы акцентуаций:
1. Демонстративный тип.Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у Него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далеко от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.
2. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен «легко отходить» от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.
3. Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.
4. Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.
5. Гипертимный тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям.
6. Дистимичный тип. Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.
7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности.
Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.
8. Экзальтированный тип. Яркая черта этого типа – способность восторгаться, восхищаться, а также — улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которой у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвергаться сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.
9. Эмотивный тип. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурные. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции, в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, Мягкосердечность, умение радоваться чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить, сон. Редко вступает в конфликты, обиды носят в себе, не «выплескиваются» наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.
10. Циклотимный тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные – подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.
В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил; то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается ухудшение аппетита, бессонница, или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние/глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. «Плохие» дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.
Демонстративность, педантичность, возбудимость и «застревание» можно отнести к акцентуациям свойств характера. Остальные типы акцентуаций относятся к особенностям темперамента и отражают силу, темп и глубину аффективных реакций.
В качестве дополнительной информации по каждому типу акцентуации можно использовать данные, полученные Д. А. Лупьяном.
Таблица основных характеристик типов акцентуации
Тип акцентуации | Легкость установления контактов с людьми. Особенности служебного и семейного общения | Ситуации, в которых возможен конфликт: угрожающие болезни | Предпочитаемая профессиональная деятельность, область интересов |
Гипертимный | Чрезвычайная контактность, словоохотливость, оживленная жестикуляция, невольное отклонение от первоначальной темы разговора; эпизодические конфликты из-за недостаточно серьезного отношения к служебным и семейным обязанностям; склонны огорчаться по поводу замечаний окружающих; изредка бывают и инициаторами конфликтов (активной стороной) | Условия жесткой дисциплины, монотонная . деятельность, вынужденное одиночество; более часто, чем у других людей, отмечаются случаи заболевания маниакально-депрессивным психозом (МДП) | Работа, связанная с постоянным общением, служба быта; игровые виды спорта, театр, организаторская деятельность, склонность к смене профессии, места работы |
Дистимный | Низкая контактность, замкнутость, немногословность, пессимистичность; домоседы, тяготятся шумным обществом, с сослуживцами близко не сходятся; в конфликты вступают редко, выступают в них чаще пассивной стороной; ценят тех, кто одаривает их дружбой и склонен им подчиняться | Ситуации, требующие бурной деятельности, смена привычного образа жизни; склонность к невротической депрессии; отмечаются случаи МДП | Работа, не требующая широкого круга общения |
Циклоидный | Контактность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности); в веселом обществе резко оживляются, в серьезном – молчаливы, замкнуты | В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертемической акцентуацией, в период спада – с дистимической, отмечаются случаи МДП | В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертемической акцентуацией, в период спада - с дистимической, отмечаются случаи МДП |
Возбудимый | Низкая контактность; молчаливость, замедленность в беседе («тягучая занудливость»), угрюмость, но возможны льстивость и услужливость; склонность к хамству и нецензурной брани, постоянным конфликтам, в которых являются активной стороной, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки | Склонность к конфликтам по незначительным поводам; к невротическим срывам; иногда в итоге диагностируется психопатия | Физический труд, атлетические виды спорта; из-за неуживчивости часто меняют место работы |
Застревающий | Средняя контактность с индивидуальными колебаниями; «застревающая занудливость нравоучителя»; служебная и бытовая несговорчивость; склонность к затяжным склокам; четко определен круг врагов и друзей, в конфликтах чаще бывают активной стороной | Задетое самолюбие, несправедливая обида, препятствие к достижению честолюбивых целей, ситуация ревности, сопротивление непомерно высоким требованиям; склонность к инфаркту миокарда, гипертонической болезни, неврастении | Работа, дающая ощущение независимости и возможность проявить себя |
Педантичный | Обычная контактность; выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей. В конфликты вступают редко, выступают в них пассивной стороной; на службе способны замучить посетителя формальными требованиями, с охотой уступают лидерство в семье другому супругу, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью | Ситуации личной ответственности за важное дело, недооценка их заслуг, склонность к навязчивости, к ипохондрическому неврозу | Профессия, не связанная большой ответственностью, особенно за других людей; предпочитают «бумажную работу» (бухгалтерское, библиотечное дело); не склонны менять место работы |
Тревожный | Низкая контактность вследствие робости, неуверенности в себе; пониженный фон настроения; краснеют от смущения; редко вступают в конфликты (пассивная сторона); жаждут видеть в супруге опору и защитника | Ситуации страха, угрозы наказания, постоянных насмешек, несправедливых обвинений; склонность к неврастении, депрессии, ипохондрии, язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки | Работа, не требующая широкого круга общения, не связанная с риском; избегают ответственных должностей |
Эмотивный | Контактность ниже среднего уровня; предпочитают узкий круг друзей и близких, которых понимают «с полуслова»; редко вступают в конфликты; играют в них пассивную роль; обиды не «выплескивают» наружу; на службе исполнительны, хорошие семьянины | Конфликты с близким человеком, смерть или болезнь родных, несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей; склонность к невротической депрессии, инфаркту миокарда, гипертонической болезни | Сфера искусств, медицина, биология |
Демонстративный | Легкость установления контактов, стремление к лидерству, жажда внимания и похвалы, высокая приспособляемость к людям, поверхностность чувств, склонность к интригам при внешней мягкости; раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически провоцируют конфликты, при этом активно защищаются; в семье претендуют на роль кумира, баловня, но способны предупреждать конфликты, «подстраиваться под супруга» | Ситуация ущемления интересов, недооценки заслуг, низвержения с «пьедестала»; склонность к истерическому неврозу | Сфера обслуживания, искусств (особенно, театр и кино), стремление к организаторской и руководящей деятельности; частая смена работы |
Экзальтированный | Высокая контактность, словоохотливость, патетичность, влюбчивость; часто спорят по поводу искусства, но до конфликтов дело доходит редко, бывают в них и активной, и пассивной стороной; привязаны и внимательны к друзьям и близким | Неудачи, горестные события; склонность к невротической депрессии | Сфера искусств (особенно поэзия и музыка), художественные виды спорта, профессии, связанные с близостью к природе |
ПЕДАГОГИКА