Статья 3. Категории граждан, имеющих право на социальное обслуживание.

Статья 15. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании

1. Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 7) отсутствие работы и средств к существованию;

8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

2. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.

5. Система социального обслуживания детства: сущность, основные понятия, направления.— система осуществляемых обществом и его официальными структурами различных мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов. Социальное обслуживание детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов. Объектом соц. обслуживания детства в широкой трактовке являются все дети, т.е. несовершеннолетние, которые в соответствии с Декларацией прав ребенка нуждаются в специальной охране и заботе. В функционировании системы социальной защиты детства определяющую роль играют ее субъекты. Ведущую роль среди этих субъектов занимают организации, учреждения, социальные институты общества, к которым относятся: государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной власти; сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей; органы управления предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений и т.д., Наиболее характерной тенденцией развития российской системы социального обслуживания детства является переход от советской системы социального обеспечения всех детей, т.е. их максимального охвата социальными благами преимущественно за счет государства, к адресной системе социального обслуживания конкретных детей, находящихся в наиболее неблагоприятной ситуации. Содержательная сторона современной социального обслуживания детства характеризуется также определенными принципами, соблюдение которых обязательно для субъектов социального обслуживания:– всеобщность и доступность основных форм социального обслуживания детства. Право детей на социальную защиту является всеобщим, оно распространяется на всех нуждающихся в защите детей; – многообразие форм и видов социальной защиты детства. Социальная защита детства осуществляется в денежной, натуральной и юридической формах, в виде пенсий, пособий, льгот и услуг;– единство и дифференциация социальной защиты детства; – осуществление социального обеспечения нуждающихся детей в объёме не ниже признанного государством прожиточного минимума; Направления соц. обслуживания детства в современном РФ: -охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей; -обеспечение качественного образования и воспитания детей;-улучшение экон. условий жизнедеятельности детей; -повышение эффективности госуд. системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

6. Нормативно-правовая база защиты прав несовершеннолетних.Конституция РФ, Семейный кодекс РФ,; Гражданский кодекс РФ;Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 29.06.2013); Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ред. от 07.05.2013); Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (ред. от 02.07.2013); Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"; Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"; Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".- Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(с изм. и доп. №122 от 22.08.2004г);- Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (ред. 22.12.2014г) В данных нормативно- правовых документах закреплены и гарантированы следующие права несовершеннолетних: - Жить и воспитываться в семье; - Общаться с родителями и другими родственниками; - Защищать свои права; - Выражать своё мнение; - Право на имя, отчество и фамилию; - Изменение фамилии и имени;- Право на имущество; -Право на медицинское обслуживание; -Право на образование и другие.

В числе международных актов следует выделить Декларацию прав ребенка 1959 г .; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г Европейская конвенция об осуществлении прав детей Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. N 41/85 "Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях" и др. Указанные международные документы определяют основные направления политики государств, подписавших данные правовые акты, в области защиты прав детей. В числе этих направлений надлежит выделить:

· осуществление прав детей, предусмотренных конституциями (основными законами) государств, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

· формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

· содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества;

· демократический характер, гуманность, справедливость и гласность в деятельности органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних;

· законодательное обеспечение прав ребенка;

· государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

7. Система социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Социальная помощь детям-сиротам и детям, оказавшимся без попечения родителей, осуществляется разветвленной системой, которая включает в себя несколько уровней: государство как основной субъект организации помощи; государственные социальные службы (федеральные и муниципальные) как территориальные структуры, непосредственно оказывающие такую помощь; смешанные службы — государственные и коммерческие структуры, ориентированные в основном на оказание социально-психологической помощи; учреждения, созданные общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями как благотворительные центры. Усилия каждого из названных субъектов направлены на социальную адаптацию детей-сирот, коррекцию их поведения, которая связана с формированием ценностных ориентации детей-сирот в условиях закрытого детского учреждения, коррекцию их отношения к родителям, которые, в случаях социального сиротства, оставили их, предупреждение и профилактику преступности, правовое просвещение и т. д. Назовем наиболее распространенные формы социальной помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся без попечения родителей.
Передача детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей, в специализированные учреждения. К ним относятся: образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.
Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного образования и медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

8. Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.( ФЗ от 21.12.96 N 159-ФЗ"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. И доп. От 22.08. 2004 г. № 122)Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с представлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В 2004г. 22.08. были внесены изменения и дополнения в этот ФЗ. В соответствии с этими изменениями дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях. Теперь сами субъекты Российской Федерации определяют различные выплаты, дополнительные права и льготы этой категории детей. Дополнительные гарантии по социальной защите- законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования. В соответствии с ФЗ. предоставляется следующие дополнительные гарантии указанной категории: Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование: имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы, имеют право на получение второго начального профессионального образования без взимания платы, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений - зачисляются на полное государственное обеспечение, выплачивается стипендия, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. Статья 7. Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета, путевки в детские лагеря, санатории. Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения; не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статья 9. Дополнительные гарантии права на труд.осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья, Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим специальные рабочие места гражданам из числа данной категории, предоставляется налоговые льготы, зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы \

9. Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей:

- дети-сироты;

- дети, родители которых неизвестны;

-дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

Преимущества приемной семьи:

на ребенка выплачивается ежемесячное пособие;

предоставляются льготы, органы опеки оказывают содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка;

приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж;

сохраняется право на закрепленное жилое помещение или гарантируется его предоставление;

менее жесткие требования к кандидатам в приемные родители.

Недостатки:

невозможно поменять ребенку фамилию, имя, место и дату рождения;

возможны контакты с кровными родственниками;

постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за расходование денежных средств;

ребенок принимается в приемную семью до исполнения ему 18 лет.

Усыновление является оптимальной формой устройства ребенка, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Преимущества усыновления:

Усыновление позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи;

Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителей, поменять имя, дату и место рождения;

Законом закрепляются родственные отношения и право наследования;

Выплачивается единовременное пособие при усыновлении ребенка в Московской области в размере 20 тысяч рублей.

Недостатки:

предъявляются жесткие требования к кандидатам в усыновители по материальному положению, жилищно-бытовым условиям, здоровью и др.;

Государство не оказывает помощи после усыновления ребенка;

Не каждый ребенок имеет социальный статус для усыновления;

Усыновление устанавливается в судебном порядке, поэтому оформляется более длительно.

Опека и попечительство — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается в возрасте от 14 до 18 лет.

Опекун или попечитель назначается, если органом опеки и попечительства установлена необходимость предоставления недееспособному или не полностью дееспособному лицу в случаях, предусмотренных законом, индивидуальной защиты его прав и интересов.

10. Патронатное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением).

Патронатное воспитание (аннотация) детей осуществляется семьей, взявшей ребенка на воспитание при условии тесного взаимодействия со службой сопровождения (уполномоченной службой органа опеки и попечительства).

Специфика адаптации ребенка — социального сироты в системе патронатного воспитания состоит в том, что факторы и условия адаптации ребенка в новой семье определяются:

- с учетом взаимного влияния ребенка и семьи

- и при участии службы сопровождения ребенка и семьи.

Преимущества патронатного воспитания:

для детей, не имеющих социального статуса, это единственная возможная форма семейного устройства;

патронатному воспитателю выплачивается денежное вознаграждение и засчитывается трудовой стаж.

Недостатки:

срок действия договора не более 6 месяцев;

работа по планам, устанавливаемым учреждением по патронату, постоянный контроль и отчетность за воспитание, и расходование выплачиваемых на содержание ребенка денежных средств.

На органы опеки и попечительства при воспитании детей в патронатной семье возлагаются права и обязанности:

по защите имущественных прав ребенка; по представлению интересов ребенка в суде;

по даче согласия на выезд ребенка за пределы Российской Федерации или переезд в другое место жительства;

по оказанию ребенку необходимой психолого-педагогической и медико-санитарной помощи;

иные права и обязанности в соответствии с договором о патронатной семье (патронате)

Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние граждане Российской Федерации, прошедшие профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О патронате в Российской Федерации

Статья 2. Понятия, применяемые в настоящем Законе

Патронатное воспитание - это форма устройства ребенка (детей), находящегося на попечении органа опеки и попечительства, на воспитание в семью патронатного воспитателя при сохранении обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства.

Статья 12. Документы, предоставляемые учреждением для передачи ребенка (детей) на патронатное воспитание. Для передачи ребенка на патронатное воспитание учреждением, предоставляющим патронатное воспитание, должны быть представлены органу опеки и попечительства следующие документы:

- свидетельство о рождении ребенка;

- документы, подтверждающие утрату родительского попечения;

- заключение о состоянии здоровья, страховой медицинский полис;

- сведения о наличии жилой площади и ее закреплении;

- сведения об имуществе (опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность);

- пенс. книжка на ребенка, получающего пенсию, копия решения суда о взыскании алиментов, копия документа, подтвержд. право на пенсию, документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банке;

- акт обследования условий жизни лиц, желающих взять ребенка (детей) на патронатное воспитание;

- план по защите интересов ребенка;

- экспертное заключение о возможности быть патронатным воспитателем.

Статья 14. Срок передачи ребенка (детей) на патронатное воспитание

1. Предусматриваются следующие сроки устройства ребенка (детей) на патронатное воспитание:

экстренное устройство (до 3-х дней);

устройство на короткий период времени (до 6-ти месяцев);

устройство на длительный срок (свыше 6 месяцев).

Экстренное устройство ребенка на патронатное воспитание (отобрание ребенка при непосредственной угрозе для его жизни и здоровья) возможно без предоставления указанных в ст. 12 документов.

В этом случае ребенок передается в семью любого патронатного воспитателя, в отношении которого вынесено заключение о возможности быть патронатным воспитателем.

2. Срок, на который ребенок передается на патронатное воспитание, определяется договором об устройстве ребенка и указывается в трудовом договоре с патронатным воспитателем.

В случае экстренного устройства договор об устройстве ребенка должен быть заключен в 3-дневный срок.

11. В Концепции государственной семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом: 1. Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций. 2. Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека. 3. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства.

Целью ГСП является обеспечение государством необходимых условий для реализации семьёй её функций и повышение качества жизни семьи.

Задачи ГСП: 1. Формирование эгалитарных (равноправных) отношений между супругами в семье; 2. Улучшение положения неполных семей, с одним кормильцем, с больными и престарелыми членами семьи; 3. Защита семьи от нищеты и лишений, от негативных воздействий, изменений, связанных с экономикой, миграцией, урбанизацией; 4. Создание условий, позволяющих семьям принимать грамотные решения по определению интервалов между рождением детей и их количеством; 5. Предотвращение алкоголизации и наркомании, насилия в семье.

Принципы ГСП: 1. Автономности и суверенности семьи; 2. Принцип свободы выбора. 3. Принцип общности договора; 4. Принцип единства целей федеральной и региональной политики;5. Принцип социального участия; 6. Принцип реалистичности и эффективности семейной политики; 7. Принцип дифференциации подхода к различным типам семьи; 8. Принцип активизации потенциала семьи.

Основные направления ГСП: 1. Улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, профилактика бедности; 2. Обеспечение условий для совмещения трудовой, профессиональной и семейной функций; 3. Оказание всесторонней помощи семьям в воспитании детей, поддержка одарённых детей; 4. Обеспечение охраны здоровья матери и ребёнка; 5. Защита прав несовершеннолетних, профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений; 6. Усиленное внимание к неполным семьям, к семьям, имеющим детей инвалидов, малообеспеченным семьям в целях создания благоприятных условий для их жизнедеятельности. 7. Всесторонняя подготовка молодёжи к браку и семейной жизни, планирование семьи; 8. Профилактика семейного неблагополучия.

12. Социальный патронаж семьи и детей – это форма индивидуальной адресной социальной поддержки и необходимых услуг, которые предоставляются на длительной основе семьям и детям, попавшим в особо трудную и даже опасную, кризисную ситуацию, но не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно ее преодолеть.

Патронаж носит постоянный (или эпизодический) регулярный (не разовый, но и не пожизненный) характер. Интенсивность патронажных услуг, разнообразие их видов и форм определяются степенью функциональной несамостоятельности семьи, ее социальной запущенности и некомпетентности.

Патронаж семьи и детей направлен на создание таких условий, в которых постепенно приобретаются способности к самостоятельному решению своих жизненно важных проблем и полноценному функционированию в социальной среде.

Основная цель социального патронажа — комплексная помощь по преодолению кризисной ситуации. Принимают участие в патронаже специалисты различного профиля.

Задачи социального патронажа: исправление совершившихся фактов, приведших к социальному неблагополучию семьи; социальная реабилитация семьи; профилактика социального неблагополучия, предупреждение возможных кризисов.

Специфика патронажа как формы работы с семьей заключается в том, что он осуществляется систематизировано, комплексно и в определенные сроки группой специалистов разного профиля. При этом к каждому члену семьи применяется индивидуальный подход. Для помощи конкретной семье привлекаются различные ведомства и учреждения (социальной защиты, здравоохранения, образования)

Многочисленные проблемы семьи требуют использования и сочетания разных видов патронажа:

• социально-психологический – помощь в решении социально-психологических проблем (психодиагностика, психокоррекция, психотерапия, семейное и индивидуальное психологическое консультирование);

• социально-педагогический – выявление трудностей в обучении и воспитании детей и помощь в устранении их причин (психолого-педагогическая диагностика, психолого-педагогическая коррекция);

• социально-правовой — юридические консультации, оформление документов, представительство интересов семьи в суде.

13. Система социальной помощи неполным и молодым семьям в РФ.Неполная семья - семья, состоящая из одинокой матери (одинокого отца) с ребенком (детьми), разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми), вдовы (вдовца) с ребенком (детьми).Это неполная семья - это семья, где нет одного из родителей. Выделяются основные типы неполной семьи:

· внебрачная (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу, каких либо обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила и др. причины;

· осиротевшая неполная семья - образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека - это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способы сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи;

· разведенная неполная семья - семья, в которой родители по какой-то причине не захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений между отцом и матерью;

· распавшаяся.

Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

· изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;

· распространение добрачных связей,

· изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;

· утрата семьей своей производственной функции;

· неподготовленность молодежи к браку;

· завышенные требования по отношению к брачному партнеру;

· алкоголизм и наркомания.

Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

Четыре основных формы социальной защиты неполных семей:

1. денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

2. трудовые, кредитные, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы неполным семьям;

3. юридическое психолого-педагогическое, медицинское, и экономическое консультирование;

4. федеральные, региональные целевые и социальные программы помощи семьям

Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

На сегодняшний день в центрах и отделениях социальной помощи семье и детям накоплен достаточно обширный опыт социальной работы с неполными семьями. Он включает в себя деятельность по оказанию различных видов и форм непосредственной социальной поддержки неполных семей, включая оказание материальной и бытовой поддержки, консультативной помощи (юридической, социально-педагогической, психологической и пр.), оказание социальной поддержки в рамках патронажа, привлечение детей и родителей из неполных семей в специально организуемые для них клубы общения, «службы знакомств» и т.д.

Суть этой широкой и многоплановой деятельности - оказание помощи одинокому родителю и его ребенку (детям) на личностном уровне в решении любых проблем их жизнедеятельности, начиная от получения положенного по закону пособия, содействия в трудоустройстве до оказания психологических, юридических, социально-бытовых и иных услуг. Как правило, потребность в этих услугах возникает в периоды кризисного состояния, при возникновении каких-либо затруднений (в семье, школе, на работе, с ближайшим окружением), при появлении различных психологических проблем и т.д.

Молодая семья - семья в первые три года после заключения брака, зарегистрированного в соответствии с законодательством (в случае наличия в семье ребенка - вне зависимости от продолжительности брака), в которой один из супругов не достиг возраста 30 лет, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли возраста 30 лет;

Государственная поддержка молодых семей включает в себя:

организацию информационных и консультативных услуг для молодых семей;

проведение мониторингов по проблемам молодой семьи;

совершенствование законодательства Республики Татарстан по вопросам государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

14. Проблемы насилия в семье, меры помощи женщинам испыт насилие. Насилие в семье - это любые умышленные действия физической, сексуального, психологического или экономического направления одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, если эти действия нарушают конституционные права и свободы члена семьи как человека и гражданина и наносят ему моральный вред, вред его физическому или психическому здоровью; В России функционирует комплекс кризисных центров и отделений социально-реабилит. центров, куда женщина может обратиться в трудной жизненной ситуации.

Сотрудники кризисных центров — люди, которые знают, если не все, то почти все о причинах насилия в семье, о жертвах и их мучителях. В центры помощи жертвам насилия обращаются женщины, которые однажды решили, что жизнь пора менять, но пока не в силах осуществить это самостоятельно.

Главной целью деятельности данных учреждений является оказание специализированной, комплексной помощи (психологической, социально-медицинской, юридической, педагогической и др.) женщинам, находящимся в кризисном и опасном, для физического и душевного здоровья, состоянии или подвергшихся насилию.

Приоритетными направлениями деятельности таких учреждений считаются: выявление женщин, подвергшихся насилию и остро нуждающихся в незамедлительной помощи и поддержке; создание банка данных женщин, находящихся в социально-опасном положении; социальный патронаж граждан данной категории; оказание квалифицированной консультативной помощи; реализация реабилитационных мероприятий с женщинами, подвергшихся домашнему насилию и сопровождение женщин в постреабилитационный период.

В центрах с женщинами работают над укреплением психофизического здоровья, путем профессионального использования специальных методов и приемов оказания психотерапевтической помощи; проводятся диагностические исследования, намечается план работы с клиентом, организуется сопровождение, осуществляется консультативная работа, организуются «группы взаимопомощи», состоящие из 5-7 женщин, подвергшихся домашнему насилию, проводятся тренинги.

Юрист, в ходе консультаций, помогает найти выход из сложившейся ситуации, например, правильно оформить заявление в суд, прокуратуру, обжаловать неправомерные действия обидчика.

Психолог осуществляет психологическую помощь (консультирование, диагностика). Организует и проводит психокоррекционные и реабилитационные занятия с женщинами, оказавшимися в ситуации домашнего насилия. Главной целью вмешательства специалистов в сложившуюся ситуацию заключается в том, чтобы предоставить всю необходимую информацию и поддержку для того, чтобы жертва насилия приняла свое собственное решение наметить возможные пути выходов из ситуации, научить противостоять агрессору, помочь раскрыть свой собственный потенциал.

В центрах помощи семье и детям женщинам, испытывающим насилие проводится профилактическая работа, которая заключается в реализации различных программ профилактических мер, позволяющая предотвратить явление насилия в семье.

15. Законодательные акты молодежной политики и социального обслуживания молодежи: цели, задачи, направления и их реализация

• Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

• Конвенция о правах ребенка и Декларация прав ребенка ООН (1959 г.);

• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.);

Определены возможности, задачи, обязательства и последующие шаги, направленные на достижение поставленной цели – обеспечить каждому ребенку лучшее будущее.

• Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований (2003 г)

определяет некоторые основные направления, чтобы облегчить участие молодежи в решении тех вопросов, которые ее касаются.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1993 г

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (1993 г.), в котором было зафиксировано официальное действующее определение государственной молодежной политики (далее ГМП). В данном документе также определяется, что ГМП является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МОЛОДЕЖНЫХ И ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ» 1995 г

4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» (1999 г.), в котором определяются функции и назначение органов по делам молодёжи, даётся перечень учреждений по делам молодёжи. Основные задачи учреждений – создать условия для физического, духовного и венного развития подростков; психологическая, социально-педагогическая, правовая и информационная помощь; содействие занятости подростков и молодёжи, их профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации; поддержка молодых семей, содействие в решении их жилищных проблем и т.д.

5. КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ (2001 г.). В соответствии с данным документом субъектами реализации ГМП в Российской Федерации были призваны выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические лица, осуществляющие деятельность по созданию условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.

6. СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2016 ГОДА (2006 г.).

Стратегия ориентирована преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи.

Кроме перечисленных нормативно-правовых документов, основные регулирования социальных прав молодого гражданина России также закреплены в таких документах, как:

– в– в сфере образования: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"

– в сфере социальной защиты: Семейный кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 г.,

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»,

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Р.Ф.»,

Постановление Правительства Российской Федерации от 27. 11. 00. №896 <Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях по делам несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации>

Совместное письмо Министерства образования РФ и Министерства труда и социального развития РФ от 08. 01. 2002г. №15 – 52 – 04 ин/15 – 01 – 21 «О нормативно – правовом обеспечении учреждений социального обслуживания молодежи, находящихся в ведении органов по делам молодежи субъектов

Инструктивное письмо Минобразования России от 30. 09. 02 №3 «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи»

Закон РТ от 19.10.1993 N 1983-XII "О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан"

Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Задачами являются:

обеспечение социальной и правовой защиты молодежи;

создание правовых, социально-экономических, организационных условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути;

содействие социально-экономическому становлению, воспитанию и образованию, духовному и физическому развитию молодежи;

создание условий для реализации молодежью общественно значимых инициатив, в том числе по осуществлению добровольческой деятельности;

реализация инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития;

обеспечение условий для формирования здорового образа жизни, охраны здоровья, осуществления профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде и т.д.

Наши рекомендации