Методы и Формы профориентационной работы

Проф ориентация —это система соцо-экономич, соц-полит, идеологических, псих-пед и организационных мероприятий, напр на формирование у молодежи готовности к сознат выбору профессии и ее распределение по специальностям в соотв с объективными потребностями общества и государства и способностями личности.

Осн стратегии профконсультирования: приемлемые и неприемлемые подходы

М\о представить и дифференцир направления р-ты: допустимые подходы и нежелательные

1.Допустимые стратегии. Тестологическая. В ее основе — стандартизированныие испытания профпригодности. Преимущества тестологического подхода: 1) при грамотном исп-ии тестов можно получить достоверные рез-ты; 2) с пом тестов легко создавать видимость большой и наукообразной работы 3) тесты позволяют формировать у клиентов мотивацию на самопознание Основные недостатки теста 1) очень сложно полностью стандартизировать процедуру исследования и сами тесты 2) большинство профессиональных тестов просто некачественные; 3) часто тесты не позволяют учитывать меняющиеся спссобности клиента, рекомендации по результатам обследования имеют невысокую прогностичность и т. п.Информационно-просветитвльская. Глав з-ча здесь — вооружить клиента необходимой информацией и помочь клиенту разобраться в многообразной и противоречиво информации. Рационалистическая. Предполагается, что проф выбор и самоопределение м\о «рационально просчитать». Наиболее перспективная схема «компьютер живое общение с консультантом». «Глубинная», психоаналитическая стратегия. Она основана на выявлении «внутренних» стремлений самоопределяющегося ч-ка и направлении этих стремлений в позитивное русло. «Гуманистическо-психотерапевтическая». Это стратегия базируется на уважительном отношении к уникальности и целостности самоопределяющегося ч-ка. Гуманистические психологи недооценивают роль социума в формировании личности, хотя самоопределяется человек именно в пространстве общества и культуры. Организационно-управленческая. Эта стратегия — предполагает взаимодействие самых разных соц институтов: школы, психологических центров, общественных организаций, предприятий, учебных заведений и т. п., что, конечно же, облегчает работу конкретного профконсультанта. «Частичные услуги». Стратегия предполагает ограниченную помощь: например, только профдиагностика, или только профинформирование, или помощь в принятии решения. Активизирующая стратегия. В ее основе лежит реальное взаимодействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта построения своей жизни. Важным условием такой стратегии является активная, творческая позиция самого профконсультанта. 2.Нежелательные стратегии. Стратегия «обмана» В консультационной практике нередко возникает проблема: кого «обманывать» — клиента или начальника-заказчика. лучше делать все так, как подсказывает совесть и квалификация, а в отчетах «рапортовать», что работа выполнена «как положено». Стратегия самообмана. Здесь психолог оказывает неполноцен пом или просто «манипулирует» клиентом, но находит оправдание такой работе. Часто оправданием служит «полное удовлетворение» клиентов.

Общее представление о практической профконсультационной м\ке.

Прогнозная модель оценки эффективности методики

Сущность любой м\ки — расширение возможностей самого психолога-практика. Обычно при рассмотрении практической м\ки выделяют:

1) имитационную модель, где отражается смысл и содержание м\ки 2) психотехническую модель, где отражены процедура методики, условия ее использования, а также и возможные трудности проведения. Для того чтобы м\ка работала, необходим подготовленный для ее использования специалист, разбирающийся в смоделированных в м\ке проблемах и умеющий провести ее практически.

При прогнозировании эффективности м\ки важно учесть, насколько уч\ся готовы воспринять смоделированные проблемы и участвовать в данных процедурах. М\о выделитъ различные группы методик, используемых профконсультанми: 1)собственно профориентационные методики,2) частично профориентационные методики, которые позволяют частично решить проблемы профессионального и личностного самоIределения; 3)сопуствующие, вспомогат методики, кот не яв-ся профориентационными, но могут быть использованы профконсультантом как вспомогательные методики 4) м\ки, совершенно не вписывающиеся в общую логику профконсультационной пом подростку, а часто уводящие и психолога, и клиента в сторону от решения профориентационных проблем.

Основные группы профориентационных методов: 1.Информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы — краткие описания профессий); справочная литература; информационно-поисковьие системы — ИПС Наиболее перспективны, конечно же, электронные ИПС, — профессиональная реклама и агитация; экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения; встречи школьников со специалистами по различньм профессиям; познавательные и просветительские лекции; учебные фильмы и видеофильмы. 2. Методы профессиональной психо диагностики: беседы-интервью закрытого типа; открытые беседы-интервью; опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей; «личностньте» опросники; проективные личностные тесты; «профессиональные пробы»; использование различных игровых и тренинговых ситуаций; исследование и наблюдение за клиентом непосредственно трудовой деятельности;

Типы профконсультаций

Ранняя, детская консультация. Это консультация не самих детей, а их родителей и воспитателей, это консультация по формированию положительного отношения к труду, а также по выбору кружка или спецшколы для детей, проявивших раннюю одаренность.Профориентация и профконсультация в годы учебы в школе. Важно в этом возрасте формировать информационную основу самоопределения. Работа должна носить диагностико-корректирующий характер. Профконсультация учителей и учащихся. важно уметь выслушивать собственные проблемы учителей, иначе возникнет риск, что с ними так и не сформируются доверительные отношения. важно организовать реальное сотрудничество с учителями при котором удалось бы распределить некоторые функции в профориентационной помощи подростку. Профконсультация родителей учащихся. Так же как и в работе с учителями, важно быть готовым выслушивать собственные проблемы родителей, постепенно выводя их на уровень реального сотрудничества. Профконсультация старшеклассников и выпускников школ (главная особенность этого типа профконсультации — помощь в конкретном выборе, а также уточнение и перепроверка выбора).

Помощь абитуриентам в уточнении специальности. Главная проблема — школьные профконсультанты могут и не знать особенностей специализаций и кафедр конкретных учебных заведений, поэтому важно либо обеспечить взаимодействие с представителями этих заведений, либо найти и подготовить профконсультантов в самих этих заведениях.

Профотбор на профессии с особыми условиями труда (операторские, военные, летные). Часто проводится с использованием психофизиологической аппаратуры и предполагает разработку тестовых норм для конкретных трудовых постов, а не просто нормы «для летчика» или «для оператора». Профконсультация работников кадровых служб предприятий, организаций, учебных заведений. Главная проблема многих кадровых работников — недостаток такта при общении со своими клиентами. Перспективными здесь представляются различные коммуникативные тренинги. Консультация уже работающих специалистов по вопросам планирования и реализации карьеры в рамках данной организации. Главные особенности такого рода помощи заключаются в том, что приходится учитывать реальности данной организации, в том числе и отношение карьере данного сотрудника со стороны коллег и руководства.

Ретроспективная профконсультация, когда уже взрослый человек стремиться осмыслить всю свою жизнь или важный отрезок жизни. Если жизнь прожита неудачно, то не всегда следует говорить клиенту правду.

модель работы по профессиональной ориентации включает такие составные компоненты как:

1. профессиональную диагностику;

2. профессиональное просвещение;

3. групповые коррекционно-развивающие занятия;

4. профессиональную консультацию.

Формы профориентационной работы.

Пассивные формы профориентации - школьные мероприятия: 1.в младших классах так называемые «Встречи с профессией», 2.в старших — вечера встреч со специалистами. 3.беседы о профессиях, 4.приглашение профессионалов на школьные тематические вечера 5.стенды и витрины «Профессии».

Активные формы профориентации. 1.организуемые в школах различные детские и юношеские спортивные лагеря, клубы юных техников, радистов, детские морские, железнодорожные и т.п. клубы, кадетские корпуса, 2.вовлечение молодежи в клубы и кружки: радиотехнические, авиационно-спортивные, автодела и др. 3.развитие сети различных школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам. 4.консультация для заключения о профессиональной пригодности с представителями 5.рубрики и разделы в газетах, на радио, телевидении, посвященные целям профессиональной ориентации. 6.издаваемая в ВУЗах справочная литература: книги, рекламные проспекты, красочные плакаты, фотоальбомы, в которых рассказывается об истории училища 7.профориентационная работа центров занятости населения.

Важной формой профессиональной ориентации выступаетпрофессиональная консультация - система психолого-педагогического и медицинского изучения личности кандидата для поступления в учебные заведения с целью оказания ему помощи в его профессиональном самоопределении.

Активизирующая профконсультационная методика

Характеристики активизирующей профконсулымационй м\ки:

1) интересность, увлекательность процедуры методики для данных клиентов;

2) личная значимость обсуждаемых в методике вопросов. З) добровольность участия клиентов в процедуре данной м\ки 4) двухплановость действия, предполагающая, с одной стороны, план реальных действий, а с другой стороны, план вымышленных Дей-ий. Это может выглядеть как обычная беседа, но беседа людей, кот понимают, о чем они говорят. 5) организация совместного с клиентом рассмотрения профориентац проблем, что, в свою очередь, предполагает: выделение общей цели работы; исп общ средства для реш проблем и целей; обеспечение постепенного перевода средства решения -проблем во внутр план действий клиента, т. е. профконсультанi должен не просто показать, как это средство исп, но и обучить клиента исп такое средство самост\но при решении св проблем; помощь клиенту в построении св собст (индивид) средства для реш многообр проф ориентац проблем. Активизирующая м\ка — это не прост «интересная» для клиента методика, но, прежде всего, м\ка вооружающая клиента средством для самостоятельных действий.

Место активизирующей м\ки в профконсультационном процессе

Активизирующая методика наход между пространством выбора, кл-том и профконсультантом. методика обеспеч след важ усл-я орг-ции профконсультац процесса: 1. Методика становится одинаково доступной как психологу, так и консультир клиенту; 2. Сводится к минимуму возможность манипуляции сознанием клиента. 3. Методика соотносится с рассматриваемыми «пространствами» самоопределения, что позволяет рассматривать ее как прост и понятную модель этого «пространства». 4. Профконсультант получает доп возможности для более творческой самореализации в своем труде.

Осн модели (схемы) активизации самоопределяющихся клиентов: инд беседы-консультации; тренинговые процедуры; профориентац игры и упражнения; спец орган дискуссии; исп элементов дискуссий-экспромтов в рамках лекций и семинаров и т.п.

Наши рекомендации