Менеджмент – умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации
Понятие, функции и виды менеджмента
Данное слово первоначально обозначало умение объезжать лошадей и править ими. Происхождение этого слова идет от английского глагола «to manage» (управлять), который, в свою очередь, связан с латинским словом «manus» (рука).
Различные источники дают различные определения менеджмента, например:
Менеджмент – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Майкл Мескон
Менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.
Питер Друкер
Менеджмент – умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации.
Мэри Фоллетт
Существует мнение, что термин «менеджмент» труден для понимания, т.к. он типично американский и не может быть буквально переведен на какой-либо другой язык.
В последнее время термин «менеджмент» приобрело очень широкое распространение. Однако в литературе приводятся различные его определения. Рассмотрим некоторые из них.
Менеджмент (от англ. management – управление, заведование, организация) – управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
■ Менеджмент – умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации. Менеджмент можно представить в виде формулы: менеджмент = искусство + опыт + обучение.
Поясним вышеприведенную формулу. Безусловно, управление производством требует специальных, врожденных способностей. Эти способности развиваются в результате практической деятельности с приобретением опыта. Опыт, в свою очередь, накапливается практическим путем, путем проб и ошибок или методами интенсивного освоения опыта, т.е. с помощью обучения.
Обучение менеджменту представляет собой анализ большого количества управленческих ситуаций, непосредственное участие в управленческих играх, стажировках в крупных фирмах и т.д.
Термин «менеджмент» обычно не употребляется для обозначения государственного или общественного управления («government administration» или «public administration»). Он применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять и в отношении непредпринимательских организаций.
Смысловая нагрузка понятия «менеджмент»:
§ наука и искусство управления;
§ вид деятельности по руководству людьми в организациях, управлению организациями;
§ категория людей, осуществляющих работу по руководству и управлению.
По своей сути менеджмент представляет область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей хозяйственных субъектов путем разумно обоснованного использования людских, материальных, финансовых и информационных ресурсов.
Основные функции менеджмента(по Мескону):
§ планирование;
§ организация;
§ мотивация;
§ контроль.
■ Планирование представляет собой набор действий, предпринимаемых для оптимального достижения предприятием своих целей. Реализация стратегического плана охватывает тактику и политику фирмы.
■ Организация — функция управления, которая предполагает создание условий для совместной эффективной работы людей для достижения целей фирмы. Организация предусматривает наличие полномочий и ответственности, а также возможность делегировать полномочия.
■ Мотивация — процесс, побуждающий человека к деятельности для достижения личных целей и (или) целей организации.
■ Контроль — это проверка выполнения поставленных задач, исходящих из стратегических и тактических целей организации.
Связующими процессами в менеджменте, протекающими при осуществлении всех его основных функций (планировании, организации, мотивации и контроля) являются:
§ коммуникации;
§ принятие решений
Методы менеджмента:
§ организационные
§ административные;
§ экономические;
§ социально-психологические.
■ Организационные методы логически предшествуют административным, экономическим и социально-психологическим. Использование их позволяет создавать необходимые условия для функционирования и развития организации: проектирования, учреждения, формирования управленческих и производственных структур, разработки стандартов, норм, правил, инструкций.
Под функционированием понимается деятельность организации, связанная с сохранением ее как целого. Целостность организации обеспечивается постоянным поддержанием сложившихся отношений и связей, обменом деятельностей и способностей, ресурсов и информацией с внешней средой и внутри организации.
Развитие организации обеспечивается преобразованием организации и ее элементов в соответствии с изменениями во внутренней и внешней средах. К методам развития организации относятся структуризация, композиция, регламентация, ориентация. Эти методы тесно взаимосвязаны и обычно осуществляются параллельно. При структуризации определяется состав подразделений, их внутренняя структура, задачи, стоящие перед ними. Метод композиции представляет разработку общей структурной схемы организации, учитывающей экономические, производственные и информационные взаимосвязи. Под методом регламентации понимается способ разработки правил и процедур, которыми должны руководствоваться сотрудники организации.
Организационное развитие обеспечивается методами организационного проектирования и организационной рационализации. Метод организационного проектирования обеспечивает построение организационных структур, схем управления, разработку стандартов с учетом взаимосвязей тех структурных подразделений, которые будут сотрудничать в рамках организации. При методе рационализации происходит постоянное совершенствование элементов действующих организаций, которое осуществляется в процессе их реорганизации.
■ Административные методы менеджмента иначе называются методами властной мотивации. Они ориентированы на прямое принуждение работников к действиям в интересах организации, или на создание условий к таким действиям.
■ Экономические методы менеджмента, в отличие от административных, предполагают косвенное воздействие на работников (объект управления), а не прямое. Исполнителям работ устанавливаются цели, задачи, ресурсные ограничения и общая линия поведения. Способы достижения целей и решения задач выбираются исполнителями самостоятельно. Вознаграждения устанавливаются за своевременность и качество выполненных работ.
■ Социально-психологические методы менеджмента основываются на воздействиях на поведение работника и повышение его трудовой активности.
Общие методологические принципы менеджмента
Методы менеджмента реализуются в соответствии с определенными принципами.
§ Научности в сочетании с элементами искусства
§ Целенаправленности
§ Функциональной специализации
§ Универсальности
§ Последовательности
§ Непрерывности
§ Оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления
§ Учета индивидуальных особенностей и психологии работников
§ Закономерностей межличностных отношений и группового поведения
§ Обеспечения единства права и ответственности в каждом звене процесса управления
§ Состязательности участников управления
§ Максимально широкого вовлечения исполнителей в процесс подготовки решений
Рассмотрим приведенные принципы.
■ Принцип научности в сочетании с элементами искусства. Считаетсяглавным в менеджменте. Менеджмент использует сведения многих наук, что вызвано сложностью и разнообразием решения проблем современной хозяйственной практики. Вместе с тем ситуации во внешнем окружении и внутренней среде организации меняются и могут меняться так стремительно, что на поиск научно обоснованного решения проблемы нет времени. Тогда успех зависит от искусства, мастерства руководителя. Мастерство определяется умом, знаниями, опытом и талантом.
■ Принцип целенаправленности означает, что менеджмент как процесс должен быть ориентирован на решение конкретных проблем организации.
■ Суть принципов функциональной специализации и универсальности заключается в том, что к любому объекту менеджмента требуется индивидуальный подход, соответствующий направленности и особенностям функционирования объекта управления. В то же время действия менеджмента направлены на руководство людьми. Поэтому в менеджменте должно быть универсальное, нечто общее для руководства людьми.
■ Менеджмент основывается на принципе последовательности. Действия руководителя должны следовать одни за другими и быть логически обоснованными. Например, для менеджмента неприемлемо сначала принимать решение, а затем оценить и осмыслить ситуацию. Последовательность в менеджменте может иметь циклический характер, когда действия в определенной последовательности повторяются через определенное время.
■ Принцип непрерывности менеджмента означает непрерывность управления хозяйственной деятельностью. Это позволяет своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы, обеспечивать стабильное развитие и функционирование организации.
■ В свою очередь стабильное развитие и функционирование организации требует реализации принципа оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации.
■ Менеджмент невозможен без соблюдения принципа учета индивидуальных особенностей и психологии персонала, закономерностей межличностных отношений и группового поведения, т.к. управление осуществляется людьми. Такой подход обеспечивает нормальный морально-психологический климат в коллективе организации. Решения в этом случае вырабатываются взвешенными и принимаются работниками к исполнению.
■ Принцип обеспечения единства прав и ответственности в каждом звене менеджмента организации необходим для нормального протекания процесса управления. Избыток прав в менеджменте, по сравнению с ответственностью, приводит к самовласти руководителей, их своеволию, произволу. Недостаток прав парализует деловую активность и инициативу менеджеров.
■ Принцип состязательности участников управления осуществляется на основе личной заинтересованности. Личная заинтересованность поддерживается с помощью материальных и моральных вознаграждений, получения новых знаний и практических навыков.
■ Современный менеджмент не может быть наиболее результативным без соблюдения принципа максимально широкого вовлечения исполнителей в процесс подготовки решений на всех стадиях. Принятые затем решения, в выработку которых вложен труд и идеи исполнителей, реализуются с большей заинтересованностью и активностью, чем команды начальников.