Непосредственная работа с конкретной семьей
• Социальный работник (или другой специалист) наносит визит семье и в ходе его:
обращает внимание на внешнее состояние и окружение дома, подъезда, квартиры;
старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи;
интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах;
интересуется внешкольными занятиями ребенка (если тог достиг школьного возраста);
отвечает на вопросы родителей;
наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его;
демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения проблем.
• Родители наносят визит социальному работнику (или другим специалистам) и в ходе его:
наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например, присутствуют в классе или на приеме, во время тестирования);
специалисты отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждают информацию;
специалисты наблюдают, как родители обращаются с ребенком;
специалист снимает на видеопленку общение родителей с ребенком, затем анализирует результаты;
демонстрирует родителям видеофильм, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе.
• Социальный работник:
организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это может помочь семье (например, консультацию с представителями службы миграции);
предлагает родителям заполнить карты и схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами;
приглашает родителей посетить заседания комиссии (или сессии команды специалистов), обсуждающей вопросы, которые касаются их ребенка.
самостоятельно или с участием других специалистов помогает родителям выбрать книги, игрушки, специальное учебное оборудование для дома;
организует собрания, чтобы оценить развитие ребенка в связи с ходом выполнения реабилитационного плана;
предоставляет родителям письменный отчет результатов тестирования или оценивания;
передает родителям письменное заключение с рекомендациями занятий на дому;
обсуждает с родителями имеющиеся у него материалы, которые касаются их ребенка и хранятся в папке;
приглашает родителей в класс, где проводятся занятия, привлекает их к участию в проведении занятий;
организует для родителей встречу со студентами-практикантами или сотрудниками службы, чтобы родители поделились своим опытом и высказали мнение о предоставляемых услугах.
2. Опосредованная работа с конкретной семьей предусматривает следующее:
запись информации и комментариев родителями и специалистами в специальном дневнике (например, каждую неделю); . анализ записей в домашнем дневнике наблюдений при встрече со специалистом;
представление в отчетах (например, раз в полгода) результатов реабилитации;
письменные извещения, информация для родителей, организованные социальным работником с участием других специалистов;
контакты по телефону;
выдача родителям в библиотеке книг (или в видеотеке фильмов) по рекомендации специалиста;
выдача родителям на дом специальных игр или учебных пособий;
заполнение родителями вопросников, карт или схем развития способностей ребенка;
проведение родителями на дому игр и занятий;
занятия в выходные дни, предоставление информации о возможностях отдыха;
предоставление родителям возможности знакомиться с содержанием папки материалов, касающихся их ребенка;
выдача родителям на дом текстов, выученных на занятиях в реабилитационном центре песен, стихов, перечня упражнений;
перечисление телепрограмм, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми.
3. Непосредственная работа с группой родителей предусматривает следующее:
встречи с родителями в офисе социального учреждения или в комнате для занятий, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;
выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы;
организация семинара для родителей: выступления, беседы, ролевые игры, последующие практические занятия на дому;
организация специального курса для родителей по той иди иной тематике;
показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и смысла;
организация открытого урока или занятия со специалистом;
открытый день или вечер в реабилитационном центре;
организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами, ассоциации родителей и специалистов;
привлечение родителей к подготовке и проведению особых мероприятий — праздников, фестивалей;
помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, на ипподром, спортивные состязания и т.д.);
интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях.
4. Опосредованная работа с группой родителей предусматривает следующее:
предоставление родителям информационных проспектов услуг, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий;
рассылка информационного буклета о том, как, на каких условиях и в каких случаях следует обращаться к конкретным специалистам;
подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка;
организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете или Уголке для родителей;
подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;
подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации результатов;
выдача родителям книг .чадом или копирование для них нужных фрагментов;
рассылка или передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах;
подготовка видеопрограммы для родителей;
организация стенда или доски объявлений в комнате, в которой родители ожидают детей;
составление статей для местных журналов или газет, предоставление родителям вырезок из журналов и газет;
подготовка учебного пособия или руководства для родителей.
5. Развитие контактов между семьями предназначено для того, чтобы:
способствовать развитию сети нянь среди группы родителей;
организовать посещение опытным родителем семьи, в которой родился ребенок, требующий реабилитационных услуг;
помочь организовать ассоциацию или группу самопомощи родителей;
участвовать в регулярных встречах родителей на дому или в специальном месте;
привлекать отцов к починке или наладке оборудования;
добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах школ и реабилитационных центров;
добиваться того, чтобы родители защищали свои права, были вовлечены в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка предоставления услуг, на принятие решений психолого-медико-педагогической комиссией;
помогать родителям организовать клубы по интересам и мероприятия для детей.
Некоторые аспекты работы с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать следует с матерью ребенка, так как в основном она всегда и приходит на консультацию и оказывается в курсе всех проблем и событий в жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд. Участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов.
Поэтому, начиная работу с семьей, нужно познакомиться не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи. Посылая письменные пожелания, желательно обращаться лично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям. Некоторым отцам легче говорить о своих переживаниях с мужчиной (тем не менее, не секрет, что повсюду в мире считается, что социальная работа — это прерогатива женщин). Очень полезно предоставлять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с социальными работниками, были в курсе дел, так же как и матери. Следует морально поощрять участие отца в реабилитации ребенка.
Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье ребенка-инвалида, полезно использовать следующие ресурсы:
• работа в команде, где для каждого разбираемого случая назначается один куратор, координирующий действия остальных;
• обмен опытом, использование знаний и умений сослуживцев;
организация консилиума, группы поддержки для самих специалистов, где можно делиться успехами или обсуждать неудачи. находить совместное решение проблемы;
• использование публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям 1.
Существуют шесть компонентов успеха взаимодействия специалистов и родителей, в частности посещений семьи на дому:
• регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости — раз в неделю, в две недели или в шесть недель);
• подчеркивание способностей ребенка, а не их отсутствия или недостатков;
• использование вспомогательных материалов, пособий для родителей;
• привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи, родственников;
• внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о ребенке, но и обо всей семье);
• организация групп поддержки, в которых обсуждаются результаты и проблемы (обычно в такую группу входят разные специалисты: социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт).
Все это будет способствовать развитию ребенка и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству.
Вопросы
1. Дайте определение инвалидности и объясните его смысл.
2. Расскажите о жизненном цикле семьи ребенка-инвалида.
3. Расскажите подробнее о принципах социальной работы с семьей ребенка-инвалида.
4. Приведите примеры тактик социальной работы с родителями.
5. Каковы, на ваш взгляд, особенности социальной работы с инвалидами?
Литература
1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. — М., 1991.
2. Исцеление. Альманах. Вып. 2 (Для врачей, педагогов и родителей детей с неврологической инвалидностью). — М., 1995.
3. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М., 1994.
4. Бабенкова Р.Д., Ишюлктова М.В., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. —- М., 1985.
5. Воспитание слабовидящего ребенка, в семье: Пособие для родителей. — М., 1986.
6. Дорога — это то, как ты идешь по ней... Социально-реабилитационцая работа с семьей нетипичного ребенка: Учебное пособие / Под ред. В.Н, Ярской, Е.Р. Смирновой. — Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос.уч. центра, 1996.
7. Преодолевая барьеры инвалидности. — М.: Ин-т соц. работы, 1997.
8. Проектирование развития учреждений социального обслуживания. — М. Ин-т соц. работы, 1996.
9. Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. — М. Ик-т соц. работы, 1997.
10. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные аспекты. — Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1996. IS. Справочное пособие по социальной работе. — М., 1997.
12. Теория и практика социальной работы: методические материалы. — М.: Ин-т соц. Работы, 1997.
13. McConkey R. Working with parents. A practical guide for theachers and therapists. Cambridge: Brook'.ine Books, 1985.
14. Hanvey С.. Philpot Т. Practising social work. London/New York: Rout-ledge, 1994.