Формы и методы работы с читателями
Приобщение к чтению
Для начала определимся с теми, какие существуют формы работы с читателями. Среди форм обслуживания читателей, обеспечивающих использование книг за пределами библиотеки, наиболее устойчивым и традиционным является абонементное обслуживание. Абонемент – это форма индивидуального и коллективного обслуживания читателей, предусматривающая выдачу произведений печати и других документов для использования вне библиотеки на определённых условиях. На абонементе библиотекарь имеет широкие возможности для изучения интересов и запросов читателей, для оказания им помощи в выборе книг.
Абонемент является ведущей формой работы с читателями. На абонементе в открытом доступе выставляется больше книг, чем в каком-либо другом структурном подразделении библиотеки. На нём обслуживается основная часть читателей. Выдача книг на дом способствует расширению сферы влияния библиотеки. Среди удобств, характерных для данной формы работы с читателями, стоит отметить возможность чтения книг в любое подходящее для читателя время. Кроме того, многие книги, полученные читателями на абонементе, читаются также их друзьями и членами семьи. В целом, абонемент является не только главной формой работой с читателями, но и эффективной в плане приобщения людей к чтению[10].
Правильная организация обслуживания читателей на абонементе предполагает их дифференциацию, учёт групповых и индивидуальных потребностей и интересов. В крупных библиотеках абонемент дифференцируется по категориям читателей (для дошкольников и детей младшего школьного возраста, среднего школьного возраста, юношеский абонемент), отраслям знаний и видам литературы.
Помимо группового и отраслевого, специализированного обслуживания на абонементе применяется функциональное обслуживание, когда процессы работы с читателями дифференцируются по операциям, к примеру, приём прочитанных и запись выданных книг ведёт один библиотекарь, а другой консультирует читателей в фонде.
Важную роль в деле приобщения к чтению играет абонемент с открытым доступом к фонду. Открытый доступ к фонду – система обслуживания, которая предоставляет читателям возможность непосредственного поиска и выбора произведений печати и других документов в фонде библиотеки[11].
Преимущества открытого доступа являются вполне очевидными: такая форма обслуживания читателей способствует «сближению читателей с книгами», к более широкому использованию фондов библиотек. Книжные выставки устраиваются по всему помещению абонемента, а библиотекарь консультирует читателей у книжных полок.
Кроме того, открытый доступ к универсальному фонду способствует разностороннему чтению.
Также отметим, что такая форма работы, как внестационарное обслуживание читателей является существенной и важной, когда речь заходит о приобщении к чтению. Внестационарное обслуживание – это обслуживание за пределами библиотеки с использованием передвижных библиотек, библиотечных пунктов. В последнее время достаточно популярной является услуга электронной доставки документов. Применение нестационарных форм работы с читателями «помогает решать задачи дифференцированного обслуживания читателей, более полного удовлетворения читательских запросов и привлечения населения к пользованию ресурсами библиотек»[12].
Важную роль играет и индивидуальное обслуживание читателей. Под индивидуальным обслуживанием понимается «деятельность библиотеки по удовлетворению запросов читателей, оказанию им помощи в выборе и использовании книг. В процессе индивидуального обслуживания библиотекари информируют читателей о литературе, рекомендуют им книги, выполняют читательские требования»[13].
Задачи индивидуальной работы с читателями заключаются в следующем:
1. Наиболее полное удовлетворение читательских интересов и потребностей. Для библиотекаря важно обладать умением поставить себя на место читателя, понять его потребности, желанием оказать помощь читателю.
2. Оказание читателям помощи в самостоятельном выборе книг. В обязанности библиотекаря входит консультирование читателей у каталогов, помощь в фонде открытого доступа.
3. Содействие развитию и самореализации личности, осуществлению неотъемлемого права людей на приобщение к ценностям культуры и науки. Обслуживание читателей – это такая форма работы, которая предполагает сотрудничество библиотекаря и читателя, их взаимодействие. Многие исследователи полагают, что библиотекарь не просто должен обслуживать читателя, а помогать ему, «стимулировать его чтение»[14].
Наиболее популярными и эффективными формами индивидуальной работы с читателями являются беседы и формы индивидуального информирования.
Беседа – это часто применяемая библиотеками форма индивидуальной работы с читателями. Она может иметь различное содержание (о прочитанной книге, о рекомендуемой книге, о пользовании каталогами и электронными ресурсами библиотеки). В.И. Терешин отмечал, что «беседа подразумевает непосредственный контакт библиотекаря и абонента на основе оперативной прямой и обратной связи между ними, проводится, как правило, экспромтом, способом импровизации, диалога, гибка – изменяется в зависимости от сиюминутной ситуации, настроения участников, характеризуется краткими, но ёмкими фразами, рассчитанными на немедленную ответную реакцию, позволяет выявить, получить, передать в минимум времени максимум информации»[15].
Распространённым видом беседы в библиотеке является беседа о рекомендуемой книге. Библиотекари используют приёмы, заключающиеся в подчёркивании новизны содержания, подчёркивающие художественные достоинства книги. При рекомендации книг обязательно учитывается, что читателя могут заинтересовать отдельные элементы – автор, художник, редактор, жанр, форма изложения. Конечно же, необходимо учитывать степень подготовки читателя, доступность текста, читательское назначение книги.
Также отметим, что при беседе с читателем о художественном произведении стоит обратить внимание на тему и художественные особенности, но не нужно пересказывать сюжет произведения, поскольку читатель может решить, что читать эту книгу ему уже нет необходимости.
В работе с детьми «практикуется оборванный пересказ содержания книги, чтение коротких отрывков... Рассказывая о книге, стоит показать её читателю, вместе с ним полистать, просмотреть оглавление и иллюстрации». В целом, рекомендация книги должна создать у читателя определённый психологический настрой, убедить его в том, что именно эта книга является на данном этапе для читателя необходимой для прочтения[16].
Беседы о прочитанных книгах в библиотеках достаточно редки, но являются очень эффективными в плане не только приобщения к чтению, но и выработки навыков анализа прочитанного текста.
Групповое и фронтальное обслуживание читателей «рассматривается как совокупность форм и методов устного, наглядного, печатного и аудиовизуального информирования и рекомендации книг читателям, осуществляемых на первично-документном, вторично-документном и коммуникативном уровнях». Важно отметить, что понятия «форма» и «метод» обслуживания читателей близко соприкасаются, а их определения в теории библиотечного обслуживания разноречивы. Под методами массовой работы с читателями «понимаются пути, способы достижения цели обслуживания в зависимости от особенностей восприятия информации. Форма воспринимается как целостная и устойчивая структура, сочетание различных приёмов информирования и рекомендации книг читателям»[17].
Первично-документный уровень группового и фронтального обслуживания читателей предполагает показ книг и материалов, которые раскрывают «их содержание в зрительно воспринимаемых формах. Читатель видит либо саму книгу, либо её изображение. Такой показ требует применения различных форм наглядного информирования и аудиовизуальной пропаганды литературы»[18].
Наглядные формы информирования и рекомендации литературы «основаны на широком показе новых поступлений, тщательном отборе литературы по актуальным темам, использовании различных изобразительных средств». Показ произведений, образное раскрытие их содержания способствуют приобщению читателей к чтению литературы[19].
В современных библиотеках важнейшую функцию выполняют книжные выставки, в частности, они способствуют раскрытию библиотечных фондов. Книжная выставка представляет собой «комплекс специально отобранных и систематизированных произведений печати, предлагаемых читателям для обозрения и ознакомления с ними»[20]. Книжные выставки являются эффективным средством приобщения к чтению.
Большую роль играет оформление выставки, оно должно привлекать внимание читателей. Для этого используются выразительные заголовки, красочные иллюстрации, символы. В экспозицию также можно включать натуральные предметы (макеты, модели, муляжи и т.п.). Основные требования, которые предъявляются к выставочной работе, - наглядность, комфортность, доступность и оперативность.
Довольно распространены выставки новых поступлений, которые стимулируют читателя к прочтению книг, недавно вышедших из печати. Также можно отметить выставки одной книги и выставки одной статьи.
Выставки, представляющие собой открытые просмотры литературы, практикуются научными и массовыми библиотеками. Они имеют достаточно сложную структуру, бывают приурочены к конференциям, семинарам. Эти просмотры в большей мере, чем обычные выставки, обеспечивают выбор интересующей читателей литературы.
Традиционной, но эффективной формой рекомендации книг и приобщения к чтению является библиотечный плакат. Он привлекает внимание читателя к конкретным книгам, творчеству того или иного писателя, определённой тематике.
Большое внимание стоит уделить аудиовизуальной пропаганде литературы как эффективному методу приобщения к чтению. Библиотеки используют различные виды экранной и звуковой информации, к примеру, кинофильмы, видеофильмы, диафильмы, диапозитивы, озвученные слайд-фильмы, фотографии, рисунки. Кроме того, можно отметить «говорящие» стенды, другие средства аудиовизуальной информации, которые непосредственно способствуют пропаганде книг. На современном этапе широкие возможности предоставляет использование компьютерных технологий.
Вторично-документный уровень группового и фронтального обслуживания читателей основан на распечатке необходимых материалов (таким образом сообщаются сведения об изданиях). К примеру, информационные сообщения, списки литературы, информационные бюллетени.
Коммуникативный уровень группового и фронтального обслуживания читателей (это уровень непосредственного общения читателя и библиотекаря) предусматривает использование устных форм рекомендации книг, применение организационных форм, способствующих проведению досуга и интеллектуальному общению читателей (школы, кружки, курсы и семинары, клубы, различные объединения).
Устное информирование о литературе «основано на применении живого слова». Его значение и самое большое достоинство состоит в том, что оно «основывается на непосредственном общении с людьми, на прямых контактах библиотекаря с читателями или слушателями. Выступающий имеет зрительную связь с аудиторией, ощущает её настроение, видит, как она воспринимает материал». Благодаря непосредственному контакту между коммуникатором и реципиентом, то есть, между библиотекарем и читателем в процессе передачи информации легко осуществляется обратная связь. Кроме того, нахождение человека среди людей способствует иному, более острому реагированию на внешний воздействия, к числу которых относится и устная речь. «Действует явление, известное в психологии как реакция психологического заражения»[21]. Данный механизм проявляется на мероприятиях, проводимых библиотекой, к числу которых относятся диспуты, презентации книг, литературно-музыкальные вечера. Несомненно, эти мероприятия играют важнейшую роль в процессе приобщения к чтению и способствуют читательскому развитию личности.
Также стоит отметить обсуждения книг и презентации (премьеры) книг, поскольку эти мероприятия, как правило, привлекают внимание читателей.
Читательские конференции относятся к наиболее сложным формам обсуждения. Важно заметить, что читательские конференции и диспуты затрагивают злободневные проблемы и вопросы, волнующие многих. Путём проведения подобных мероприятий библиотека становится ближе к читателю, его потребностям.
Наконец, выделим тематические библиотечные вечера, которые предполагают активное участие самих читателей. Кроме того, в таких вечерах могут принимать участие не только абоненты, но и посторонние люди.