Виды психологической помощи. Соотношение понятий психотерапия, психологическая коррекция, психологическое вмешательство и психологическое консультирование
ПТ- комплекс воздействий на психику больного, а через нее на весь организм с целью устранения болезненных нарушений и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – процесс, направленный на помощь человеку в разрешении у него психологических проблем. Профессиональное консультирование могут проводить психологи, социальные работники, педагоги или врачи, прошедшие специальную подготовку.
выделяются три основных подхода в П.Консультирования.
1. Проблемно-ориентированное консультирование направлено на анализ сущности и внешних причин проблемы, поиск путей разрешения.
2. Личностно-ориентированное консультирование центрировано на анализе индивидуальных причин проблемы, генезе деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем.
3. Решение-ориентированное консультирование центрировано на выявлении ресурсов для решения проблемы.
Цели и задачи П. к.:
1) эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям пациента;
2) расширение сознания и повышение психологической компетентности;
3) изменение отношения к проблеме (от «тупика» к «выбору решения»);
4) повышение стрессовой и кризисной толерантности;
5) развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения;
6) повышение ответственности пациента и выработка готовности к творческому освоению мира.
Сходства ПТерапии и ПКонсультирования сводятся к следующим характеристикам:
1. Методы (использование психологическ средств воздействия)
2. Функции (выполняют функции развития, профилактики, лечение и реабилитации)
3. Цели (достижение позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной, и поведенческой сферах в сторону увеличения их эффективности)
4. Теоретическое обоснование (в качестве научной основы психологической теории)
5. Эмпирическая проверка (нуждаются в изучении эффективности)
6. Профессиональные действия (осуществляется в профессиональных рамках, т.е. профессионалами).
Отличия ПТерапии и ПКонсультирования:
Нильсон Джонс видит отличие в том, что ПТ делает акцент на личностных изменениях, а ПК на помощи человеку в лучшем использовании собственных ресурсов и улучшения качества жизни.
Большая часть информации получается при ПК появляется в сознании клиента в интервалах между занятиями а так же в периоды когда клиенты пытаются помочь самим себе.
Существует т.з., что основное отличие ПТ от ПК состоит в том, что клиент воспринимается психоконсультантом как дееспособный, т.е. самостоятельный субъект.
Проблема ответственности в ПТ лежит в другой плоскости, психотерапевт несет полню ответственность однако психоконсультант тоже несет ответственность.
Длительность ПТ – не менее 15 сеансов, ПК – 1-5 и более.
Бауман и Перреу указывают следующие различия:
* В консультировании в качестве средств воздействия на первом месте стоит информирование.
* ПК в медицине выполняет функцию гигиены и профилактики
* В рамках ПК выясняется проблема и ее решение, но клиент осуществляет их сам за рамками консультирования
* В рамках ПК изменение происходит после процесса консультирования. В ПТ сущностью является сам процесс изменения сопровождаются специалистом.
Психологическая коррекция – направленное психологическое воздействие на те или иные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития (Мисурина).
Объектом ПКоррекции м/б как здоровый, так и больной человек, отдельный человек, группа, семья, личность. ПКоррекцией занимается психолог.
Виды психокоррекции
Психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.
1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
· симптоматическую;
· каузальную.
2. По содержанию различают коррекцию:
· познавательной сферы;
· личности;
· аффективно-волевой сферы;
· поведенческих аспектов;
· межличностных отношений:
· внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);
· детско-родительских отношений.
3. По форме работы с клиентом различают коррекцию;
· индивидуальную;
· групповую:
· в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);
· в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;
· смешанную форму (индивидуально-групповую).
4. По характеру управления корригирующими воздействиями:
· директивную;
· недирективную.
5. По продолжительности:
· сверхкороткую (сверхбыструю);
· короткую (быструю);
· длительную;
· сверхдлительную.
6. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
· общую;
· частную;
· специальную.
Под общей коррекцией - мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду ребенка, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности.
Под частной психокоррекцией - набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий.
Специальная психокоррекция - это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации.
Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.
7. В практике ПК Е.И. Платонова, Мамайчук разделяют ПК:
- Нормального развития
- Аномального развития
По классификации Лебединского ПК аномального развития делится на:
1) ПК недоразвития
2) ПК ЗПР
3) ПК поврежденного развития
4) ПК дефицитарного развития
5) ПК при искаженном развитии
6) ПК при дисгармоничном развитии.
При соматич-м заболевании ПК направлена на самооценку.
8. Учитывая, что ПК нельзя проводить без взрослых, Платонова делит ПК по форме организации психологической помощи:
- Лекционно–просветительская
- Консультативно рекомендательная работа
- Собственно коррекционная работа
9. По наличию программ:
- программированную;
- импровизированную.
Может быть общая стратегия поведения психолога связана с определенной теоретической ориентацией(психоанализ, гуманистич, поведенч), каждая из которых характеризуется собственной концепцией болезни, целями, плоскостью вмешательства.
ПТ вмешательство.
ПТ вмешательство – это вид ПТ воздействия характеризующееся определенными целями и соответствующим им выбором средств воздействия и методов.
Термин ПТВ может обозначать конкретный психотерапевтический прием (разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг, совет и пр.), а также более общую стратегию поведения психотерапевта, тесным образом связанную с теоретической ориентацией (прежде всего с пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами психотерапии).
3 основных типа ПТ вмешательства (соответствуют трем направлениям в ПТ):
-психоаналитическое
-поведенческое
-опытное (гуманистическое)
Каждое направление характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни, терапевтическими целями соответствующими приемами и средствами.
Александрович - 2 типа ПТ вмешательства:
-директивное (ведет пациента)
- не директивное (сопровождает его)
Все вмешательства (интервенции), осуществляемые в медицине, могут быть подразделены на четыре группы (Бауман, Перрес):
-медикаментозные (фармакотерапия),
-хирургические,
-физикальные (физиотерапия)
-психологические (психотерапия).
Интервенции составляют сущность психотерапевтического вмешательства.
Психологические интервенции подразделяются на:
- психолого – педагогические
- организационно – психологические
- клинико-психологические.
Психологические интервенции осуществляются в:
-педагогике (педагого-психологические вмешательства);
-сфере организации труда (производственно- и организационно-психологические вмешательства)
-медицине (клинико-психологические вмешательства).
термин «клинико-психологическое вмешательство», является более широким, чем «психотерапевтическое вмешательство».
основные характеристики клинико-психологических интервенций:
1) функции — укрепление, лечение, реабилитация, профилактика
2) методы — психологические средства, основанные на чувствах и поведении и протекающие во взаимодействии врача и пациента : беседа, упражнение, они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей степени либо на когнитивные, либо на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты.
3) цели — целевая ориентация на достижение определенных изменений; клинико-психологические интервенции могут быть направлены как на более общие, отдаленные цели (макрорезультат), так и на конкретные, более близкие цели (микрорезультат), однако всегда психологические средства воздействия должны четко соответствовать целям воздействия;
4) теоретическая обоснованность — обоснованность клинико-психологических интервенций с точки зрения определенных психологических теорий, научной психологии;
5) эмпирическая проверка, в особенности изучение эффективности;
6) профессиональные действия — клинико-психологические интервенции должны осуществляться в профессиональных рамках, т. е. профессионалами.
Эффективность ПТ воздействий проводится на репрезентативной выборке, а не только на конкретных пациетах.
ПКоррекция и Пвмеш-во – целенаправленное психологическое воздействие осуществляется психологическими средствами.
Реализуются в разных областях чел практики. В медицине м/б направлено на профилактику, лечение реабилитацию, использованные в целях лечения они выполняют ПТ функцию.
ПК имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку.
ПВмешательство же при отсутствии или недостаточном развитии формирует у человека нужные психологические качества.
Психотерапия. Определение, взаимосвязь с другими науками и отраслями психологии. Современные представления о психотерапии - медицинские, психологические, социальные и философские аспекты
Психотерапия - комплекс воздействий на психику больного, а через нее на весь организм с целью устранения болезненных нарушений и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.
Психотерапия — часто определяется как деятельность, направленная на избавления человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих и других методик. Однако, такое определение не является полным.
Понятие психотерапии (др.гр. исцеление души)
Термин введен в 1872г. Тьюком в книге иллюстрации «влияние разума на тело» и стал популярен в конце 19 века.
В России ПТ определяется как метод лечения т.е. входит в компетенцию медицины. За рубежом распространена психологическая модель психотерапии.
4 основные модели ПТ:
1. Как метод лечения влияющий на состояние и функционирование организма в сфере психического и соматического.
2. Психологическая модель ПТ как метод приводимый в действие процесс научения.
3. Социальная модель ПТ как метод манипулирования носящий характер инструмента и служащий цели общественного контроля.
4. Философская модель как комплекс явлений происходящих в ходе взаимодействия между людьми.
ПТ - комплекс воздействий на психику больного, а через нее на весь организм с целью устранения болезненных нарушений и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.
С психологической точки зрения ПТ включает такие понятия: межличностные взаимоотношения, психологические средства, психологические проблемы и конфликты, отношения, установки, эмоции, поведение.
ПТ – это особый вид межличностного взаимодействия при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникших них проблем и затруднений психологического характера.
В медицинских определениях акцент делается на объекте, на средствах воздействия.
ПТ – целенаправленное упорядочивание нарушений деятельности организма психологическими средствами
Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально-психологических и других аспектов изучения механизмов и эффективности психотерапевтических вмешательств.
Психологические основы психотерапии имеют особое значение, поскольку и объект ее воздействия (психика), и средства воздействия (клинико-психологические вмешательства) представляют собой психологические феномены, т. е. психотерапия использует психологические средства воздействия и направлена на достижение определенных психологических изменений.
Психотерапия как научная дисциплина должна иметь свою теорию и методологию, собственный категориальный аппарат и терминологию, все то, что характеризует самостоятельную научную дисциплину. Однако разнообразие направлений и течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических подходах, приводит к тому, что в настоящее время не существует даже ее единого определения, а число методов насчитывает более 500. Одни из них четко определяют психотерапию как сферу медицины, другие — акцентируют внимание на психологических аспектах.
В отечественной традиции психотерапия определяется, прежде всего, как метод лечения, в зарубежной — в большей степени подчеркивают ее психологические аспекты.
В качестве теоретической основы психотерапии выступает научная психология, психологические теории и концепции, раскрывающие психологическое содержание понятий «норма» и «патология» и формирующие определенную систему психотерапевтических воздействий. Концепция нормы — это представления о здоровой личности.
При всем разнообразии психотерапевтических подходов существует три основных направления в психотерапии — психодинамическое, поведенческое и «опытное» — соответственно трем основным направлениям психологии (психоанализу, бихевиоризму и экзистенциально-гуманистической психологии).
Вольберг различает 3 типа ПТ по постоянным целям:
- Поддерживающая (укрепление, поддержка имеющихся у больного сил и выработка новых способов поведения позволяющее восстановить душевное равновесие)
- Переучивающая (изменение поведения больного, поддержка положительных форм поведения и неодобрение отрицательных форм поведения)
- Реконструктивная (осознание интарпсихических конфликтов послуживших источником личностных расстройств, стремление достичь существенных изменений черт характера, восстановление полноценности функционирования личности)
В клинической практике методы разделяются:
* Симптомоцентрированные
* Личностноцентрированные
* Социоцентрированные.
В современной практике распростроненным считается разделение на:
* Симптоматическая ПТ
* Казуальная ПТ (выявление, осознание пациентом его состояния)
Существуют и другие классификации методов н-р:
* Методы направленные на подавление эмоций
* Методы направленные на выражение эмоций
Можно все методы разделить по теоретической обоснованности:
* Динамическая ПТ
* Поведенческая ПТ
* Опытная (гуманистическая) ПТ
Александрович сделал попытки проанализировать термин «методы ПТ» и выделил четыре уровня использования этого термина:
1 уровень - Методы ПТ как конкретные методические приемы или техники (гипноз, релаксация, беседа, дискссия, и т.д.
2 уровень - Методы ПТ как определяющие условия, в которых протекает ПТ и которые должны способствовать оптимизации достижения ПТ-х целей. (семейная, амбулаторная, стационарная ПТ и т.д.)
3 уровень- Значение основных инструментов ПТ воздействия ( в индив.ПТ-инструмент ПТ-вт, в грпповй ПТ –инструмент группа)
4 уровень - Методы Пт по значению ПТ-х интервенций (вмешательств) которые рассматриваются либо в параметрах стиля(директивный – недирективный)либо в параметрах теории подхода, который определяет характер вмешательства.(интерпретация, научение, межличностное взаимодействие и т.д.)
Понятие методов ПТ соответствует 1-му уровню.
2й уровень отражает виды ПТ на основных условиях ,в которых она протекает.
3й ровень формы ПТ инстрменты ПТ воздействия.
4й уровень теоретическое направление.
Существют методы, в которых культура и искусство выступает как инструмент воздействия.
* Музыкотерапия
* Арттерапия
* Натуртерапия и т.д.
Увеличение числа ПТ методов приведшее к усилению интегративного движения ПТ. Имеющиеся подходы не столько отличаются по отношению к объекту сколько ориентируются на разных аспектах проблемы.
В 1985г. Б. Д. Карвасарский уже подразделял П. на:
1) методы личностно-ориентированной П.;
2) методы суггестивной П.;
3) методы поведенческой (условно-рефлекторной) П.
Разделяют также на групповые и индивидуальные.
Градов выделил 2 группы методов:
- методы, с пом. кот ПТ пытается понять, решить проблемы пациента
- методы,с пом. кот можно понять собственное поведение.
Показания определяются следующим:
1. Роли пси фактора в этиопатогенезе заболевания (чем более выражена психогенная природа заболевания, тем более адекватна психотерапия).
2. Возможными последствиями перенесённого ранее или текущего заболевания. Может быть связано с клиническим, психологическим и социопсихическими проблемами:
- возможна вторичная невротизация вызванная не первичными причинами, а психотравмами, в качестве которой выступает основное заболевание;
- реакция личности на болезнь, которая может способствовать или препятствовать ему; неадекватная реакция личности на болезнь также нуждается в коррекции (анозогнозия – не замечание болезни; ипохондрия – постоянная тревожность за своё здоровье);
3. наличие психологических и социопсихологических последствий;
4. в процессе длительного заболевания возможна вторичная динамика трансформации личностных особенностей, мотивации к лечению.
Показаниями ПТ могут определятся особенности пациента, его мотивации к участию.
Классен пишет о применении психотерапии в следующих областях:
1. В донозологической (есть проблема, но личность не может её разрешить).
2. Пограничные нервно-психические заболевания и функциональные расстройства.
3. Психосоматические расстройства.
4. Психические расстройства, в том числе и депрессия.
5. Аддикция (Менделевич)
6. Личностные расстройства.
7. Семейные диссоциации.
8. Расстройства поведения в детстве.
9. Работа с отдельными симптомами.
ПТ – точка пересечения многих наук.
ПТ как система использует различные средства, является вместилищем различных видов знаний.
Объект и инструмент ПТ – человеческая психика (откуда и появились способы работы из др. областей науки).
Междисциплинарный характер ПТ – широкое использование а психогенных расстройствах (психосоциальные факторы, факторы природы).ПТ может использоваться как психопрофилактика.
Вносит понимание «болезнь» - как био-социо-психогенного явления.
Ведёт к признанию психотерапевтических задач.
ПТ связана с :
- социологией
-соц психологией
- живописью
- музыкой
- танцами
- лингвистикой
- фотографией
На сегодняшний день все более увеличивается число мед кабинетов, центров, учреждений- а следовательно, увеличивается междисциплинарный характер ПТ.