Присчитывание и отсчитывание 1

Формирование вычислительных навыков сложения и вычитания чисел первого десятка

Программные требования к изучению темы.

2. Задачи изучения темы «Сложение и вычитание в пределах 10».

Вычислительные приемы для чисел первого десятка.

Методика изучения вычислительных приемов.

Усвоение таблицы сложения и вычитания

Изучение переместительное свойство сложения

Усвоение взаимосвязи между суммой и слагаемыми

Формирование УУД при изучении темы.

Программные требования к изучению темы

Вычислительные приемы первого десятка изучаются в теме «Сложение и вычитание в пределах 10» в 1 классе при обучении по любому учебнику математики для начальных классов.

Выписка из примерной программы по математике  
Обязательные результаты обучения  
Образовательная программа Выписка из программыебник Выписка из программы Место в учебнике
Программа «Школа России»   Кл стр.
Гармония . Кл стр.
Школа 2000   Кл стр.
Школа 2100   Кл стр.
Школа 21 века   Кл стр.
Программа Занкова Л.В.   Кл стр.

2.Цель и задачи изучения темы «Сложение и вычитание в пределах 10».

Результатом изучения данной темы должно явиться формирование осознанной самостоятельной вычислительной деятельности ребенка. При этом программой определена необходимость знания наизусть результатов действий сложения и вычитания в пределах 10 (так называемое «табличное сложение и вычитание»).

Задачи изучения темы:

1) Сформировать вычислительные приемы сложения и вычитания.

2) Сформировать навыки табличного сложения и вычитания.

3) Ознакомить с компонентами и результатами действий сложения и вычитания. Рассмотреть разность и сумму как выражение.

4)Разъяснить взаимосвязь сложения и вычитания.

5)Разъяснить переместительный закон сложения.

Вычислительные приемы для чисел первого десятка

Присчитывание и отсчитывание 1.

Первым вычислительным который осваивает первоклассник является прием, основанный на принципе образования чисел в натуральном ряду: каждое следующее число на единицу больше предыдущего. Усвоение ребенком этого принципа являлось центральной задачей изучения нумерации первого десятка. Следствием этого принципа является способ нахождения значений выражений вида: а+1, а-1, путем называния либо следующего, либо предыдущего числа. Иными словами, для нахождения значения данных выражений нет необходимости выполнять какой-то прием арифметических действий, достаточно понимать, что добавление 1 ведет к получению следующего по счету числа, а убавление 1-к получению предыдущего по счету числа. Именно для получения результатов в таких выражениях ребенок заучивал наизусть названия чисел в прямом и обратном порядке. Т.о. хорошее усвоение принципа построения натурального ряда чисел ведет к легкому усвоению приемов отсчитывания и отсчитывания по 1 и легкому выполнению вычислительной деятельности в случаях:

7+1 17+1 177+1 10277+1
7-1 17-1 177-1 10277-1

Этот же прием является действующим и в трудных случаях (плоть до 4 класса).

9+1 19+1 199+1 999+1 99 999+1
10-1 20-1 200-1 1 000 -1 100 000 - 1

Задание1. Привести подробные рассуждения учащихся при вычислении в случаях:

7+1  
177+1  
19+1  
99 999+1  
17-1  
10277-1  
200-1  
1 000 -1  

Задание 2.Назовите математическую основу вычислений в случае а± 1.

Задание 3.Приведите примеры заданий, подготавливающих учащихся к изучению вычислительного приема в случае а± 1.

 

Методические рекомендации:

1) Использование линейки в качестве наглядной опоры для запоминания последовательности чисел, а также для усвоения способа нахождения числа последующего и предыдущего создает условия для интериоризации (усвоения образа во внутреннем плане, формирования наглядно представимой мысленной модели ряда натуральных чисел) способа нахождения результатов присчитывания и отсчитывания для детей с ведущим наглядно-образным мышлением. В качестве модели для усвоения приемов вычисления в случаях: а± 1удобно использовать линейку. Прибавляя единицу, ребенок делает шаг вправо, вычитая единицу, делает шаг влево, получая ответ наглядно.

2) Для детей с ведущим кинестетическим восприятием и ведущим кинестетическим типом памяти (т.е. требующим обязательной поддержки словесной информации мышечным усилием, двигательным действием) следует не только допускать, но и поощрять использование пальцевого счета при изучении всех вычислительных приемов первого десятка. Естественно, этот вариант внешнего подкрепления вычислительной деятельности является более медленным, многим учителям ор кажется недопустимым для школьников, а потому старательно искореняется уже при обучении вычислениям в пределах первого десятка. В качестве аргумента защиты использования этого способа подкрепления вычислительной деятельности для детей с ведущим кинестетическим типом можно привести многочисленные исследования психологов последних десятилетий, подтверждающие, что при исключении двигательных действий у детей и при ориентации на заучивание результатов без подкрепления предметной деятельностью усвоение происходит на формальном уровне, по принципу зазубривания без понимания, а в дальнейшем это крайне осложняет формирование вычислительной деятельности с числами в пределах сотни, тысячи и т.д.

Наши рекомендации