Присчитывание и отсчитывание 1
Формирование вычислительных навыков сложения и вычитания чисел первого десятка
Программные требования к изучению темы.
2. Задачи изучения темы «Сложение и вычитание в пределах 10».
Вычислительные приемы для чисел первого десятка.
Методика изучения вычислительных приемов.
Усвоение таблицы сложения и вычитания
Изучение переместительное свойство сложения
Усвоение взаимосвязи между суммой и слагаемыми
Формирование УУД при изучении темы.
Программные требования к изучению темы
Вычислительные приемы первого десятка изучаются в теме «Сложение и вычитание в пределах 10» в 1 классе при обучении по любому учебнику математики для начальных классов.
Выписка из примерной программы по математике | |
Обязательные результаты обучения |
Образовательная программа | Выписка из программыебник Выписка из программы | Место в учебнике |
Программа «Школа России» | Кл стр. | |
Гармония | . | Кл стр. |
Школа 2000 | Кл стр. | |
Школа 2100 | Кл стр. | |
Школа 21 века | Кл стр. | |
Программа Занкова Л.В. | Кл стр. |
2.Цель и задачи изучения темы «Сложение и вычитание в пределах 10».
Результатом изучения данной темы должно явиться формирование осознанной самостоятельной вычислительной деятельности ребенка. При этом программой определена необходимость знания наизусть результатов действий сложения и вычитания в пределах 10 (так называемое «табличное сложение и вычитание»).
Задачи изучения темы:
1) Сформировать вычислительные приемы сложения и вычитания.
2) Сформировать навыки табличного сложения и вычитания.
3) Ознакомить с компонентами и результатами действий сложения и вычитания. Рассмотреть разность и сумму как выражение.
4)Разъяснить взаимосвязь сложения и вычитания.
5)Разъяснить переместительный закон сложения.
Вычислительные приемы для чисел первого десятка
Присчитывание и отсчитывание 1.
Первым вычислительным который осваивает первоклассник является прием, основанный на принципе образования чисел в натуральном ряду: каждое следующее число на единицу больше предыдущего. Усвоение ребенком этого принципа являлось центральной задачей изучения нумерации первого десятка. Следствием этого принципа является способ нахождения значений выражений вида: а+1, а-1, путем называния либо следующего, либо предыдущего числа. Иными словами, для нахождения значения данных выражений нет необходимости выполнять какой-то прием арифметических действий, достаточно понимать, что добавление 1 ведет к получению следующего по счету числа, а убавление 1-к получению предыдущего по счету числа. Именно для получения результатов в таких выражениях ребенок заучивал наизусть названия чисел в прямом и обратном порядке. Т.о. хорошее усвоение принципа построения натурального ряда чисел ведет к легкому усвоению приемов отсчитывания и отсчитывания по 1 и легкому выполнению вычислительной деятельности в случаях:
7+1 | 17+1 | 177+1 | 10277+1 |
7-1 | 17-1 | 177-1 | 10277-1 |
Этот же прием является действующим и в трудных случаях (плоть до 4 класса).
9+1 | 19+1 | 199+1 | 999+1 | 99 999+1 |
10-1 | 20-1 | 200-1 | 1 000 -1 | 100 000 - 1 |
Задание1. Привести подробные рассуждения учащихся при вычислении в случаях:
7+1 | |
177+1 | |
19+1 | |
99 999+1 | |
17-1 | |
10277-1 | |
200-1 | |
1 000 -1 |
Задание 2.Назовите математическую основу вычислений в случае а± 1.
Задание 3.Приведите примеры заданий, подготавливающих учащихся к изучению вычислительного приема в случае а± 1.
Методические рекомендации:
1) Использование линейки в качестве наглядной опоры для запоминания последовательности чисел, а также для усвоения способа нахождения числа последующего и предыдущего создает условия для интериоризации (усвоения образа во внутреннем плане, формирования наглядно представимой мысленной модели ряда натуральных чисел) способа нахождения результатов присчитывания и отсчитывания для детей с ведущим наглядно-образным мышлением. В качестве модели для усвоения приемов вычисления в случаях: а± 1удобно использовать линейку. Прибавляя единицу, ребенок делает шаг вправо, вычитая единицу, делает шаг влево, получая ответ наглядно.
2) Для детей с ведущим кинестетическим восприятием и ведущим кинестетическим типом памяти (т.е. требующим обязательной поддержки словесной информации мышечным усилием, двигательным действием) следует не только допускать, но и поощрять использование пальцевого счета при изучении всех вычислительных приемов первого десятка. Естественно, этот вариант внешнего подкрепления вычислительной деятельности является более медленным, многим учителям ор кажется недопустимым для школьников, а потому старательно искореняется уже при обучении вычислениям в пределах первого десятка. В качестве аргумента защиты использования этого способа подкрепления вычислительной деятельности для детей с ведущим кинестетическим типом можно привести многочисленные исследования психологов последних десятилетий, подтверждающие, что при исключении двигательных действий у детей и при ориентации на заучивание результатов без подкрепления предметной деятельностью усвоение происходит на формальном уровне, по принципу зазубривания без понимания, а в дальнейшем это крайне осложняет формирование вычислительной деятельности с числами в пределах сотни, тысячи и т.д.