Лексические и стилистические средства языковой выразительности

Неверно считать, что созданию ярких словесных образов способствуют только специальные обороты речи — эпитеты, сравнения, метафоры. Значение имеет все богатство нацио­нального языка: чем богаче лексический запас человека, тем богаче его речь.

О богатстве языка говорит и многозначительность (полисе­мия, от греч. поли — много и семгт — знак) слов: нежный голос, нежное дуновение ветерка, нежные слова, нежный взгляд). Различные по смыслу понятия и явления выражают синонимы (от греч. синонимус — одноименный). Д.И. Фонви­зин в « Опыте Российского сословника», комментируя такие синонимы, как старый, давний, старинный, ветхий, древний и заматерелый, пишет: «Старо то, что давно было ново: старин­ным называется то, что ведется издавна. Давно то, чему мндго времени прошло. В настоящем употреблении ветхим называем то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в отдаленнейших веках. Заматерело то, что сильно окоренело и огрубело».

Синонимы образуют ряды. Обычно в словарях на первом месте ставят главный синоним, который выражает общее значение, к нему примыкают другие слова, имеющие дополни­тельные смысловые или стилистические оттенки. Одни и те же слова могут входить в разные синонимические ряды. Напримеп взгляд на проблему точка зрения, мнение, позиция, воззрение, убеждение, грустный взгляд, взор.

Назовем основные средства выразительности языка. эпитеты - яркие определения. Пример; дождливая осень - привычный, даже избитый эпитет, а «осень - это плачущее небо под ногами» звучит куда более интересно; еще один пример яркого эпитета «мухоморный характер; женщина - это приглашение к счастью» , обольстительная красота.

-сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью более яркой характеристики одного через другого. Пример: «Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными

сиял»; Перстами легкими как сон,

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

— метафора - сокращенное сравнение, перенос на какой-
либо предмет свойств другого предмета. К примеру, чувствуя
приближение старости, Цицерон сказал однажды, что его речь

начинает седеть; и необходимости говорить округлыми, приятными, но пустыми дипломатическими штампами.

— метонимия — замена одного слова другим на основании близости выражаемых ими понятий («любить Пушкина», т. е. любить стихи Пушкина); «Чёрные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и тут».

— Шипенье пенистых бокалов...

— А. С. Пушкин

— гипербола — непомерное преувеличение. Пример: «От­сюда хоть сто лет скачи, ни до какой границы не доскачешь»; «ждать целую вечность»;

литота непомерное преуменьшение. Пример: «Ниже тоненькой былиночки надо голову склонить»; «мальчик с пальчик»;

— олицетворение — перенесение свойств человека на нео­душевленный предмет (одушевление неодушевленного): солн­це улыбается, проснулось народное самосознание; Еще бокалов жажда просит

— перифраза - замена названия предмета или явления описанием его существенных признаков: люди в белых халатах

вместо «врачи», покорители горных вершин - вместо «скалолазы»; например, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!».

ирония — смысл, обратный буквальному с целью насмешки;

аллегория — иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного образа. Так, в баснях хит­рость имеет облик лисы, коварство #* змеи, трусость -^зайца

имена нарицательные (Афродита — символ красоты,

фразеологизмы -» устойчивые сочетания слов («с гуся
вода», «спустя рукава»); g ,|

4- крылатые слова и афоризмы («счастливые часов не

  • наблюдают»); Думай о других лучше, чем ты есть на самом деле. (Аврелий Марков)

—повтор — многократное повторение одного и того ще слова или оборота с целью выделить, подчеркнуть существен­ное в речи. Разновидности повтора — анафора (повтор началь­ных слов) и эпифора (повтор заключительных слов);

—антитеза — резкое противопоставление противополож­ных понятий (белое и черное, добро и зло);

—инверсия — намеренное нарушение обычного порядка слов с целью усиления выразительности (сравните: «Это был человек великой души» и «Великой души это был человек»); из более чем 40 стран мира., более чем из 40 стран мира

—оксюморон — совмещение противоположных по значе­нию признаков в описании одного предмета или явления: живой труп, холодный кипяток, убогая роскошь наряда; холодное солнце.

—цитация — передача при помощи прямой речи реальных или предполагаемых разговоров;

—градация — такое расположение слов (определений), при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности. Пример: «Он к ней шел, бежал, летел!»; про никотин.

—синекдоха — употребление названия части вместо назва­ния целого. Пример: «Все флаги в гости будут к нам», «Отколе, умная, бредешь ты голова?»;

—анафора — одинаковое начало нескольких фраз — и эпифора одинаковая концовка нескольких фраз;

• риторический вопрос («Знаете ли Вы украинскую ночь?» ); риторические восклицания («О времена! О нравы!») и др. Все эти приемы создают яркие наглядные образы и помога­ют донести мысль до слушателя.

Стилевые особенности речи

проработал эти вопросы в моей книге «Школа дебатов»*

3.1.4 Стиль речи — стиль письма

Одно старое изречение гласит: «Это противный недостаток, Если человек говорит,

как книга. Ведь хорошо читается любая книга, Которая говорит, как человек».

Современный литературный немецкий язык вначале был письменным**, а не

разговорным языком. Сегодня нас иногда раздражает канцелярский стиль, безгранично

раболепный, напыщенный, вычурный, неестественный. Время от времени он очень

обесцвечивает разговорный язык, действуя не в его пользу. «Нельзя забывать, что

первична устная речь, а письменность — это вспомогательное средство, которое

преодолевает непостоянство звучания речи» (Христиан Винклер).

Английский парламентский деятель Фокс обычно спрашивал своих друзей, если они

читали его опубликованные выступления: «Речь читалась хорошо? Тогда это плохая

речь!»

«Некоторые удивительно хорошо прозвучавшие речи, прочитай мы их на

следующий день в газетах или в парламентских протоколах, сгинули бы в прахе забвения»

(Хайнц Кюн). Карл Маркс, например, обладал большой остротой мышления, но не был

хорошим оратором. «Написанное» может быть насыщенным по смыслу; в крайнем случае,

если мысль неясна, можно повторить чтение. «Речь — не письмо» — кратко и твердо

сказал специалист по эстетике Ф. Т. Вишер.

Речь не тождественна тексту, который произносит оратор, так как речь воздействует

на слушателя не только содержанием и формой, но всей манерой выступления. Речь

взаимодействует между оратором и слушателем; создается для определенного мгновения

и направлена на определенный состав слушателей. Сама по себе написанная речь

действует как еда, о которой только что рассказано.

Следующий обзор выражает некоторые различия между звучащей речью и речью

записанной.

Звучащая речь

· Действие через содержание и выступление

· Ограничение в отборе фактов и мыслей

· Редакция ключевых слов с возможностью их вариации, (остается пространство для

спонтанных идей; фиксируются только обороты, требующие особой точности

· Больше повторений и обобщений, чем в «письме», так как у слушателя нет

возможности навести справки.

· Зависимость от момента произнесения

Записанная речь

· Действие только через содержание

По возможности полное и

и законченное выражение

замысла

· Однократная и точная

фиксация; предельная

стилистическая шлифовка

· Большее напряжение в манере изложения; меньше повторений и обобщений, так

как у читателя есть возможность навести справки. «Написанное» читатель имеет в своем

речи; однократное исполнение.

· Обращается в первую очередь к определенному обществу распоряжении, так как

оно не связано со временем и однократностью исполнения. Обращается в первую очередь

к неопределенному читателю.

(Впрочем: сегодня, напротив, письменная речь заимствует многое прежде всего от

устной речи. Спонтанная, гибкая и оживленная устная речь может быть плодотворнее, чем

зачастую сухой и безжизненный текст.)__

Наши рекомендации