Предупредительный диктант
Предупредительным называется диктант, при проведении которого диктуемый учителем текст подвергается орфографическому разбору до записи его учащимися (сначала объяснение, затем запись). Например, учитель читает предложение: «Дети ходили к реке ловить раков», после чего задаёт вопросы: о ком говорится в этом предложении? Что говорится? Какое это предложение? Что нужно поставить в конце его? Как нужно писать первое слово в предложении? Как и почему нужно писать слово «ходили»? Как напишем «к реке»? К слову «ловить» подберите проверочное. Что надо написать на конце слова «ловить» и почему? Далее учитель сам поясняет написание слова «раков». После такого разбора под диктовку учителя учащиеся записывают предложение в тетрадь.
Предупредительный диктант имеет свои недостатки:
1)после разбора орфограмм учащиеся нередко пишут текст, не думая над правописанием, т.е. механически;
2)при проведении разбора обычно работают только сильные ученики.
Объяснительный диктант.
При объяснительном диктанте сначала происходит запись диктуемого, а потом даются объяснения. Такой диктант можно проводить на уроках закрепления изученного материала, а также при повторении ранее пройденного. По сравнению с предупредительным объяснительный диктант требует от учеников большей самостоятельности.
Возможно сочетание предупредительного диктанта с объяснительным (диктант проводится как объяснительный, а ошибки на неизученные правила предупреждаются). Например, при проведении диктанта по тексту «Клён» (3 класс; тема «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе») все написания объясняются после записи текста, а подчёркнутые орфограммы разбираются до его записи.
Клён.
В русском лесу нет дерева красивее клёна. Это светолюбивое дерево с гладким чистым стволом. Весёлый клён растёт вместе с могучим дубом, кудрявой берёзой. В жаркие дни приятно отдыхать под развесистым клёном. (По И. Соколову-Микитову).
Комментированный диктант.
Особое место на уроках русского языка отводится комментированному диктанту, при проведении которого ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письма.
В 50-е годы липецкие учителя широко применяли на уроках русского языка комментирование предложения. Почему-то этот приём был забыт в большинстве школ. В своей методике С.Н.Лысенкова возродила идею комментированного управления, или комментирования. Учит не только учитель, но и каждый ученик в классе, когда, мысля вслух, объясняя свои действия, «ведёт» за собой остальных. Сначала сильный ученик (а потом и другие учащиеся) говорит всё, что он делает по заданию учителя от начала до конца, и ведёт за собой остальных. Очень важно, чтобы комментированное управление начиналось с первого дня обучения в школе, с первых шагов ( письмо элементов букв, проговаривание слов). По мере продвижения от 1-го к 4-му классу комментированное управление переходит в доказательное комментирование-рассуждение при выполнении сложных грамматических задач.
Комментированное управление позволяет решить не только учебные, но и воспитательны , развивающие задачи. У детей вырабатывается гармонический, комплексный учебный навык (мыслю, говорю, записываю), воспитывается чувство локтя, товарищества, а учитель может видеть продвижение в учении каждого благодаря постоянно действующей обратной связи «ученик – учитель».
По характеру операций учащихся с диктуемым материалом различают выборочные, свободные и творческие диктанты.
Выборочный диктант.
Выборочным диктантом называют такой диктант, при котором дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определённому заданию части текста.
Выборочный диктант в сравнении с другими ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать сконцентрированно насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.
В начальной школе при выборочном диктанте записывают чаще всего отдельные слова. Например, учитель предлагает третьеклассникам выписать слова с непроверяемыми безударными гласными корня из следующего текста:
Мамин огород.
Мама посадила огород. Вот сладкая морковка, огурцы и помидоры. А рядом картофель и капуста. И горох уже поспел. Чудесные выросли овощи!
Можно предложить учащимся выписать словосочетания. Выборочный диктант не следует давать тогда, когда формы выписываемых слов можно определить только в контексте (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных; -тся и -ться в глаголах и т.д.). Выборку текста проводят, принимая за основу либо грамматико-орфографические, либо смысловые признаки. Выборочный диктант можно проводить в нескольких формах. Наиболее простая форма проведения - выписывание слов без их изменения, наиболее трудная – выборочная запись с предварительным изменением слов. Например, при изучении имён существительных полезно задание: выписать все имена существительные, предварительно поставив их в начальной форме.
Свободный диктант.
Под свободным диктантом понимают такую запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла.
Ценность свободного диктанта в том, что способствует выработке навыка запоминания диктуемого, при проведении свободного диктанта у учеников воспитывается внимательность, сообразительность, развивается логическая память.
Как средство обучения орфографии свободный диктант уступает другим видам, ибо при свободной диктовке ученики заменяют трудные в орфографическом отношении слова другими, менее сложными.
В настоящее время методика проведения этого вида диктанта такова: учитель сначала выразительно читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению последующей части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся напишут предыдущую.
Творческий диктант.
Творческий диктант – это диктант, когда ученик записывает диктуемый учителем текст, предварительно подвергая его изменениям. Различают несколько видов творческого диктанта.
1) Творческий диктант со вставкой слов (распространение текста).
Речь идёт только о распространении текста второстепенными членами предложения. Перед проведением диктанта учитель указывает, какие именно слова дети должны дополнительно внести в текст. Ученики лучше запоминают правописание вставленных слов, потому что на них фиксируется внимание. Например, в 3 классе при изучении темы «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже» возможен творческий диктант с заданием: распространить предложения второстепенными членами, выраженными именами прилагательными.
Клюква.
Клюква растёт в болотах. Её собирают осенью. Клюква – лекарство от всех болезней.
2)Творческий диктант на замену слов, т.е. с изменением грамматической формы некоторых слов диктуемого текста согласно указаниям учителя. Например, учитель диктует текст, в котором употреблены глаголы 1-го лица единственного числа. Дети по заданию учителя заменяют глаголы 1-го лица глаголами 2-го лица.
Что посею, то и пожну.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Трудность этого диктанта заключается в том, что орфографически лёгкие формы заменяются более трудными. Кроме того, дети не имеют перед собой исходного текста.
Диктант с обоснованием.
В целях активизации учащихся на уроках русского языка нашёл применение диктант с обоснованием, который считается новым видом диктанта. Суть этого вида упражнения заключается в следующем: ученик сначала даёт письменное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает само слово. Обоснование непременно должно предшествовать написанию, что приучает пишущего сначала думать над тем, как написать слово, а потом уже записывать его. Обоснование может заключаться в написании проверочного слова или в указании его грамматической формы.
Письменные работы с обоснованием целесообразно предлагать детям с момента изучения темы «Безударные гласные корня, проверяемые ударением». С успехом можно применять этот вид диктанта и при изучении тем «Звонкие и глухие согласные», «Непроизносимые согласные», «Правописание имён существительных с шипящими на конце», «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных», «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных», «Правописание личных окончаний глаголов».
Обоснование в 1-2классах возможно чаще всего как письменное объяснение написания отдельных слов с помощью проверочных. Например, учитель диктует слова : земля, солнце, шубка, лошадка и т.д., дети в своих тетрадях записывают:
Земли – земля, солнышко – солнце, шуба – шубка, лошади – лошадка.
Все мотивируемые написания должны быть подчёркнуты. Обоснование, проводимое с целью сознательного предупреждения возможных ошибок, может быть не только письменным, но и устным.
Если вдуматься в содержание диктанта с обоснованием, то видно, что это не новый вид диктанта, а своего рода предупредительный диктант, ибо объяснение написанного проводится устно или письменно до записи диктуемого.
2.5.8. Диктант «Проверяю себя».
Как убеждает школьная практика, диктант «Проверяю себя» вполне доступен для учащихся младших классов. Методика его проведения такова. В процессе записи текста дети подчёркивают все те орфограммы, в написании которых они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя, правильно ли они написали то или иное слово. Ученики могут задавать учителю любые вопросы, причём количество подчёркиваний и исправлений на оценку не влияет. Вполне возможно, что при записи некоторых слов дети не заметят трудностей и сделают ошибки. В таком случае необходима помощь учителя.
Диктант «Проверяю себя» – разновидность объяснительного диктанта: в сравнении с объяснительным диктантом в его обычной форме диктант «Проверяю себя» предполагает отбор для объяснения трудных по написанию слов самостоятельно каждым учеником, а объяснение этих слов даёт учитель или вызванный им ученик.
Преимущество этого диктанта в том, что он даёт возможность выполнения сразу двух функций: обучающей и проверочной. К числу других сильных сторон обучающе-проверочного диктанта относятся следующие:
1) диктовка рассчитана на сознательное письмо учащихся, дети сами учатся находить трудные орфограммы;
2) повышается активность учащихся;
3) диктант требует от детей большого напряжения и внимания;
4) почти полностью изживаются подсказки и списывание друг у друга, т.к. все сомнительные написания можно выяснить у учителя.
Наряду с этим диктант обладает рядом недостатков:
1) трудность выявления учителем некоторых типов ошибок;
2) как и все другие виды объяснительных диктантов, диктант «Проверяю себя» не отражает фактического уровня знаний учеников.