Делегирование полномочий
Процесс создания организационной структуры связан с процессом делегирования полномочий.
Делегирование — передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Следует иметь в виду, что полномочия являются ограниченным правом использовать ресурсы и командовать людьми, т. е. полномочия имеют пределы, которые определяются правилами, должностными инструкциями. Работник, выходящий за рамки этих правил, превышает свои полномочия.
Пределы полномочий расширяются в направлении более высоких уровней управления организацией. Но даже полномочия высшего руководства ограничены законами, культурными ценностями общества.
Делегирование полномочий означает передачу выполнения производственных сбытовых и иных задач подчиненным, нижестоящим руководителям. Этот процесс может носить как разовый характер, так и характер генерального делегирования. Передача каких полномочий возможна и необходима. Это зависит от того, каким предприятием менеджер руководит, какие обязанности он выполняет. Есть ряд полномочий, которые не могут быть делегированы, ибо они входят в компетенцию общего собрания акционеров. К ним относятся:
• определение основных направлений развития;
• утверждение отчетов и результатов работы;
• принятие устава и внесение изменений в него;
• избрание членов исполнительных и ревизионных органов;
• утверждение документов и издание приказов;
• изменение структуры предприятия, создание филиалов и отделений;
• принятие решения о ликвидации предприятия;
• увольнение сотрудников и др.
В подготовке данных вопросов участвует не только высшее руководство. Ряд вопросов разрабатываются средним и нижним звеньями управления в зависимости от их компетенции.
Кто и чем занимается в ходе управленческой деятельности?
Президент компании осуществляет общее руководство внутренними и внешними связями предприятия;
Вице-президент по вопросам организации и управления подчиняется президенту и организует планирование и контроль за финансовой деятельностью, осуществляет перспективное планирование, рекомендует методы контроля и учета, анализирует финансовый план, рассматривает организационную структуру подразделений и рекомендует кадры для них.
Вице-президент по административно-организационному планированию анализирует структуру организации предприятия, ведет НИОКР по управлению и планированию, рекомендует политику корпорации в сфере организации, устанавливает процедуру для разработки справочника по организационному устройству фирмы.
Директор по финансовому планированию и контролю разрабатывает процедуру составления финансового плана, готовит бюджет головного предприятия и заведует его выполнением, анализирует финансовую деятельность отделов в служб, ведет НИОКР по технике планирования и контролю.
Директор групп по службам управления анализирует деятельность отделов и контроль прибыли и активов, рекомендует структуру организации, кадры для отделов, обучает сотрудников технике финансового анализа, представляет аналитический материал по финансам для вице-президента группы, организует административное обслуживание, обеспечивает связь и помощь различным подразделениям фирмы.
Главные управляющие отделов и служб несут ответственность за проектирование продукта, его производство и сбыт, прибыль и убытки, осуществляют полный контроль за работой персонала.
Управляющие низшего звена организуют и контролируют работу на своих участках.
Как видно, на каждом уровне управления и в каждом подразделении у работников свои определенные полномочия.
Характер, объем полномочий конкретного лица определяется его должностью, тем местом, которое он занимает в структуре организации.
Делегирование полномочий начинается с того, что менеджер проведет ревизию дел, которые он ведет. После этого принимает решение & тех из них, которые можно доверить подчиненным.
Делегирование полномочий «грает важнейшую роль, особенно когда возрастает значение человеческого фактора
времени производственных и управленческих задач. Эта роль может быть определена следующим образом:
• делегирование освобождает руководителя от выполнения несвойственных, рутинных операций, высвобождая время для решения важных вопросов;
• делегирование являете» целенаправленной формой повышения квалификации сотрудников ж способствует использованию их профессиональных знаний и опыта;
• делегирование положительно влияет на мотивацию сотрудников, помогая раскрыться их способностям, проявиться инициативе исамостоятельности.
Но на практике часто эффективная реализация делегирования затруднена. Причиной зт» выступают как руководители, так и подчиненные.
Специалисты в области менеджмента называют не одну причину, по которой некоторые руководители неохотноделегируют полномочия. Часто эти причины имеют психологическую природу. Например, руководитель считает, что сам выполнит работу лучше своих подчиненных. Однако данное заблуждение в дальнейшем ведет к невозможности полностью выполнить все свои обязанности из-за недостатка времени к погружению в текущие проблемы и утрате видения перспективных, важных направлений деятельности, к снижению квалификационного уровня подчиненных (ведь если шли не будут иметь возможности выполнять новые задания с дополнительными полномочиями, то и не смогут проявить свои способности и закрепить новые навыки и умения).
Некоторые руководители не доверяют своим подчиненным. Если подчиненные это нанимают и чувствуют, то образуется порочный круг: недоверие к подчиненным ведет к их неуверенности в себе, а неуверенность усиливает недоверие начальника к подчиненным.
Часть руководителей боится рисковать, ведь делегирование полномочий подчиненным не освобождает руководителя от ответственности за результаты работы. Боязнь риска усиливается в теш случае, если у руководителя отсутствуют эффективные механизмы контроля для получения информации о результатах работы подчиненных.
В свою очередь подчиненные также могут блокировать процесс делегирования полномочий, избегать ответственности. Это происходит по следующим основным причинам:
• боязнь критики за совершенные ошибки;
• отсутствие уверенности в себе;
• отсутствие информации и ресурсов, необходимых для успешного выполнения задания;
• подчиненному не предлагается стимулов дополнительной ответственности.
Английские консультанты по управлению М. Вудкок и Д. Фрэнсис говорят как о выгодах, так и о препятствиях, связанных с делегированием полномочий, и подчеркивают, что делегировать полномочия нужно квалифицированно. Передача ответственности — это умение, которое можно в себе развивать. Они указывают на следующие ключевые умения1:
Оцените риск. Эффективность передачи ответственности означает, что присущие ей риски не выпускаются из виду, оцениваются и минимизируются. Это можно осуществить, загружая, но не до предела, своих подчиненных, а также развивая свое умение управлять процессом передачи полномочий.
Передавайте полномочия способным людям. Передача полномочий полезна как для организации в целом* так и для отдельного человека, готового к более ответственной работе. В том случае, если люди не имеют способностей или желания брать на себя новые задания, опытный менеджер должен работать над улучшением работы, выполняемой ими в настоящее время.
Дозируйте передачу полномочий. Расширение индивидуальных способностей требует времени, и опытный менеджер выберет подходящий темп возрастания ответственности. Слишком большие требования вызовут стресс, нарушат однородность в работе, приведут к сомнительному
качеству и вероятности общей неудачи, но недостаточные требования— расточительны и деморализующи.
Добивайтесь общего ясного понимания целей. Квалифицированная передача полномочий требует четкого установления целей и общего согласия с ними, а также выбора критерия успеха. Если цели не установлены, задача останется неясной, свобода действий — ограниченной, а оценить работу становится практически невозможно.
Следите за продвижением вперед: Важно прийти к общему пониманию того, что понимать под «прогрессом» и как объективно оценить его. Определение процедуры мониторинга дает чувство безопасности, сокращает риск и создает основу для консультирования.
Регулярно проводите консультирование. Передача полномочий представляет собой форму управленческого развития, таким образом становится возможным использование заданий для развития других людей. Нескольку подчиненный получает наставление о том, как научиться хорошей работе, а руководитель обретает чувство большей уверенности, процесс консультирования помогает и тем и другим . Консультирование требует большего времени, чем пятиминутная беседа за чашечкой кофе. Здесь требуется достаточно времени для глубокого изучения процесса работы над заданием.
Ищите возможности для передачи полномочий. Каждый менеджер передает часть своей работы, и опытный менеджер ищет возможности для расширения передачи полномочий. Однако передача слишком большой части работы вызовет чувство возмущения и укажет на то, что ролью управления пренебрегают,
Уясните себе предел вашей власти. Менеджер может передавать только те полномочия, которыми он располагает, поэтому важно, чтобы пределы его власти были четко
уяснены.
• И еще добавим к этому 15 критериев правильного делегирования полномочий, о которых говорится в книге Л. Зайверта «Ваше время в ваших руках».
1. Делегируйте заблаговременно!Решение о том, что и кому вы хотите или должны поручить, принимайте сразу после составления рабочего плана.
2. Делегируйте, сообразуясь со способностями и возможностями своих сотрудников».
3. Делегируйте также с учетом необходимости мотивации и стимулирования своих сотрудников.
4. Делегируйте задачу или работу по возможности целиком, а не в виде частных изолированных заданий.
5. Объясняйте сотруднику, о чем идет речь: об отдельном случае или длительном делегировании.
6. Однородные задачи делегируйте по возможности одному и тому же определенному сотруднику.
7. Передавайте сотруднику вместе с рабочей задачей полномочия и компетенцию, необходимые для. ее выполнения.
8. Объясняйте смысл и цель задачи.
9. Крупные и важные задачи поручайте приказным путем, а если необходимо — в письменном виде.
10. Предоставляйте сотруднику возможность дальнейшего профессионального обучения в целях лучшего выполнения порученных ему ответственных задач.
11. Обеспечьте сотруднику доступ к любой необходимой информации.
12. Избегайте того, чтобы без всяких причин вмешиваться в рабочий процесс и тем самым «перечеркивать» делегирование.
13. Вместе с тем придайте сотруднику уверенность в том, что в случае возникновения трудностей и проблем он всегда может попросить у вас совета и поддержки. л
14. Контролируйте конечные результаты порученного дела и немедленно информируйте сотрудника о результатах контроля.
15. Позвольте сотруднику представлять работу в высших инстанциях либо соучаствовать в ее представлении на соответствующем уровне.
Завершая рассмотрение этой важной управленческой функции, заметим еще раз, что менеджмент — это умение организовать работу других людей. Специалист по менеджменту Л. Аллен писал: «...Самой важной способностью, которой должен обладать руководитель, является способность получения результатов через других... Как только задачи превышают силы одного человека, секрет его поведения кроется в умении умножения своих сил посредством работы других людей... В какой мере он умело передает власть, в такой мере он умело руководит».