Концепция аутсорсинга
Начало истории аутсорсинга следует отнести к ремесленному производству вплоть до XVIII в. В своей деятельности ремесленник зависел от поставщиков сырья, от заказчиков и других ремесленников, т.е. от множества кооперированных связей.
Наиболее значимые промышленные организации, которые контролировали мировой капитал, были созданы в конце XIX — начале XX в. Их доминирование продолжалось до 60-х годов XX столетия. В 70-х годах XX в. на смену им выступают более мелкие компании, для которых важным стал не только контроль над капиталом, но и новая философия управления, направленная на концепцию оптимизации издержек, повышение производительности труда и сокращение времени исполнения заказов. Если изначально, т.е. в 60—70-е годы прошлого столетия, концепция аутсорсинга предполагала делегирование на исполнение отдельных функций, то в современных условиях аутсорсинг играет стратегическое значение в области менеджмента управления компанией, ее реструктуризации.
Основоположником теории аутсорсинга можно считать Альфреда Слоуна, президента компании General Motors. Еще в 1921 г., когда компания находилась на пороге краха, он за счет внедрения нового проекта вывел ее к 1935 г. в лидеры автомобилестроения. Сердцевиной проекта была методология аутсорсинга, примененная им за 70 лет до появления этого термина. Аутсорсинг в General Motors был использован по двум направлениям: в организации системы управления компанией и организации производства. Практика деятельности А. Слоуна подтвердила вывод о том, что специализированные фирмы выполняют отдельные функции лучше, чем исполнители корпоративного подразделения General Motors.
По мнению Генри Форда, философия аутсорсинга заключена в том, что если в компании не получается что-то делать лучше и дешевле, чем у конкурентов, то нет никакого смысла это делать. Эту работу целесообразно передать тому, кто ее выполнит с заведомо лучшими результатами.
Смысл аутсорсинга сводится к простой формуле: сосредоточить все ресурсы на том виде деятельности, который является основным для вашей компании, и информационных функций. Поэтому вплоть до настоящего времени аутсорсинг связывают, прежде всего, с обеспечением информационных функций.
По мнению Дж. Брайана Хейвуда:
Аутсорсинг — это перевод внутреннего подразделения или подразделений предприятия и всех связанных с ним активов в организацию поставщика услуг, предлагающего оказать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене[35] .
Или
Перевод внутреннего подразделения или подразделений предприятия и всех связанных с ним активов в организацию поставщика услуг, предлагающего оказывать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене[36].
Определение аутсорсинга отражает многообразие его толкования с позиции:
· образа мышления;
· принципов хозяйствования;
· отрасли хозяйственной деятельности;
· синергетического эффекта от гибкого использования философии аутсорсинга.
Аутсорсинг (outsourcing: outside — внешний; resoursing — помогающий) — целенаправленное выделение отдельных бизнес-процессов и делегирование их на исполнение сторонней организации. В научной литературе встречается ряд терминов, аналогичных аутсорсингу. Например: shrinking — сокращение, сжатие организации, downsizing — уменьшение организации; deleyering — ограничение числа уровней управления; spin off — реструктуризация, или выделение единиц бизнеса.
На практике существует противоположная методология аутсорсингу, так называемый инсорсинг, т.е. включение в корпорацию функций, ранее выполняемых другими рыночными субъектами. Иногда вместо термина аутсорсинг используют термин «управление мощностями» (Facilities Management — FM). В рамках соглашения FM ответственность за управление персоналом, собственностью, оборудованием перекладывается на другую организацию в целях повышения качества исполнения работы.
В отрасли аутсорсинга термин «аутсорсинг бизнес-процессов» (Business Process Outsourcing — ВРО) характеризует комплекс определенных работ, состав которых постоянно меняется, и целесообразность их передачи на исполнение сторонним организациям. Практика показала, что большинство участников бизнеса (84%) положительно оценили использование услуг системы аутсорсинга.
Основная цель системы аутсорсинга в коммерческой структуре — снижение совокупных затрат, времени исполнения полученного заказа в режиме повышения качества. Благодаря использованию системы аутсорсинга становится возможным повысить эффективность управления компанией независимо от ее загруженности и в первую очередь в результате повышения качества исполнения. При этом происходит сокращение расходов на собственную инфраструктуру, так как оплачиваются только услуги аутсорсинговой фирмы. Делегирование вспомогательных процессов помогает менеджерам концентрировать внимание и ресурсы на основной деятельности.
Концепция аутсорсинга является выражением корпоративной философии в виде целостной совокупности целей, задач, принципов организации, направленных на максимальное удовлетворение запросов потребителей и заказчиков в режиме высокого качества, своевременности исполнения и оптимизации затрат.
На рисунке 12.1 приведена концепция аутсорсинга строительной компании, отражающая взаимозависимость между запросами потребителей, заказчиков, строительной организации и поставщиками услуги аутсорсинга. Наряду с целями, задачами, принципами организации аутсорсинга, главный компонент представленной концепции — обратная связь, отражающая степень удовлетворенности конечного потребителя.
Основополагающие критерии обоснования целесообразности использования системы аутсорсинга — это:
· определение значимости каждой позиции бизнес-процесса с учетом сложности исполнения, себестоимости работ и наличия корпоративных ресурсов;
· важность стратегического определения, какие детали закупать или изготавливать самостоятельно, а какие приобретать по контракту аутсорсинга;
· обоснование причин невозможности обеспечения требуемого качества, уровня снижения затрат, высвобождения дефицитных ресурсов, оборудования, высококвалифицированной рабочей силы;
· критерии отказа от аутсорсинга в связи с отсутствием надежных поставщиков строительной услуги, возможной потенциальной зависимости от монополии поставщика, понижением оперативности принятия управленческого решения и контроля;
· критерии обеспечения качества и сокращения времени производства строительного продукта. Мировой опыт показывает, что объекты стройиндустрии редко имеют собственное ремонтное оборудование, транспортные цеха, маркетинговые службы, профессионалов логистики.
· себя выполнение технологических, управленческих, маркетинговых, PR и многих других функций.
Известно, что производительность труда в России в пять раз меньше, чем в США. Это вызвано не только отличием в технологиях, людях, но и разным подходом к философии бизнеса. В частности, доля аутсорсинга на Западе значительно выше, чем в России.
Классификационные признаки аутсорсинга Принятию взвешенных решений по использованию услуг аутсорсинга будет способствовать классификация, представленная в табл. 12.1[37]. При передаче на исполнение сторонней организации реализации аутсорсинга PR-проекта в высшей степени важно учесть эти классификационные признаки с выделением отраслевого признака, по видам услуг, времени исполнения и формам организации.
Таблица 12.1
Классификационные признаки аутсорсинга
Признаки | Содержание |
1. Отраслевой | Промышленный |
Строительный и др. | |
2. По видам услуг | Производственный |
Информационный | |
Рекрутский | |
Финансовый | |
3. По времени исполнения | Долгосрочный |
заказов | Срочный |
Сезонный | |
4. По формам организации | Внутренний |
Внешний | |
Глобальный | |
Совместный |
Отраслевой признак включает многообразные услуги аутсорсинга для предприятий реального сектора и сферы товарного обращения.
1. Отраслевой аутсорсинг. Промышленный признак делегирует
выполнение работ в области машиностроения, металлургии и дру-
гих направлениях реального сектора. В последнее время в строи-
тельной индустрии наблюдается высокая активность использования
аутсорсинга по установлению свай, ландшафтному дизайну, охран-
ным работам и др.
2. По видам услуг выделяют:
· производственный аутсорсинг, т.е. передача сторонними организациями исполнения отдельных технологических процессов в области материального производства высококачественной продукции. При этом часто передаются на сторону исполнение заказов на производство нестандартизированного оборудования, заготовок и комплектующих изделий;
· информационный аутсорсинг (программное обеспечение). Аутсорсинг ИТ давно превратился в самостоятельную отрасль с долгосрочными контрактами на программное обеспечение. Такие транснациональные компании, как IBM Global Services, EDS, P&G, давно в своем составе имеют самостоятельные подразделения аутсорсинга;
· рекрутский аутсорсинг (по обеспеченности высококлассными специалистами) организации бизнес-процессов. Так называемые рекрутские услуги не только обеспечивают поставку специалистов в области маркетинга, логистики, паблик рилейшнз, но и занимаются их подготовкой и профессиональной переориентацией;
· финансовый аутсорсинг (финансовое обслуживание) в части выполнения аудита, обслуживания электронных бизнес-карточек, ведения бухгалтерского учета, обеспечения лизинговыми и факторинговыми услугами. По мнению зарубежных аналитиков, финансовыми операциями в системе аутсорсинга в 2005 г. пользовались 15% от общего объема предприятий.
3. По времени использования заказов выделяют:
· долгосрочный аутсорсинг (на длительной основе), когда контракты на аутсорсинг заключаются на срок более пяти лет. Это характерно для предприятий автомобильной промышленности, отрасли информационных технологий, точного машиностроения;
· срочный аутсорсинг (на разовой основе) по оказанию экстренных услуг через Интернет или по телефону. Диапазон экстренных услуг широкий с включением работ по проектированию, финансовым направлениям, учету, аудиту, сопровождению программного документа и т.п. На разовой основе привлекаются высококлассные специалисты в области консалтинга, паблик рилейшнз, маркетинга, организации социальных акций;
· сезонный аутсорсинг, обусловленный климатическими колебаниями, на практике используется в строительной индустрии, туристическом бизнесе, легкой промышленности.
4. По формам организации аутсорсинг разделяют на внутренний, внешний, глобальный, совместный.
Внутренний аутсорсинг выражен в перераспределении внутренних функций в целях более качественного их исполнения собственными структурными подразделениями или корпоративными филиалами. В качестве внутренних функций, как правило, могут быть функции управления финансами, персоналом, а также логистические функции по дистрибуции, закупке, складированию, сбыту.
Внешний аутсорсинг нацелен на передачу сторонней организации исполнения большинства вспомогательных корпоративных функций. В результате сокращается доля отдельной компании в стоимости готового продукта, а также уровень налогообложения.
Практика организации внешнего аутсорсинга касается услуг по организации маркетинга, PR-управлению и формированию лояльности покупателей.
Совместный аутсорсинг нацелен на базу концепции партнерства в рамках создания нового совместного предприятия для использования будущих деловых возможностей. Данный вид аутсорсинга введен британской компанией EDS в 90-х годах XX столетия. Предполагается, что для более качественного исполнения отдельных видов работы целесообразно создать новую компанию. При этой форме стороны соглашения — равноправные партнеры. Полученная прибыль пропорционально делится между компаньонами. При этом заказчик получает долю акционерного капитала вновь созданного предприятия.
На рынке России наглядным примером является немецкая компания «Тиги Кнауф». По инициативе руководства в 2002 г. была создана независимая компания «Тиги Кнауф маркетинг» для выполнения отдельных видов работы по изучению рынка сбыта, организации закупки и сбыта строительных материалов[38].
Глобальный аутсорсинг — это когда компания-аутсорсер представляет свою продукцию или услуги по всему миру без определенной привязки к какой-либо территории. Глобальный аутсорсинг делает возможным корпоративное присутствие на рынках многих стран мира без необходимости пропорционального роста персонала, производственных мощностей для обслуживания новых целевых сегментов сбыта.
Иными словами, небольшая компания из центрального офиса руководит по всему миру, сохраняя контроль за исполнением принятых стратегий. Примером могут быть гиганты автомобильной промышленности — корпорации Toyota, Honda, Chrysler, которые 70% бизнес-процессов делегируют сторонним подрядчикам. Ожидается, что огромной популярностью к 2010 г. аутсорсинг будет пользоваться в сфере телекоммуникаций.
Принципы создания системы аутсорсинга. В современных стремительно меняющихся рыночных условиях особую значимость обретают принципы, отражающие систему управления аутсорсингом. На наш взгляд, к основополагающим принципам создания системы аутсорсинга следует отнести принцип организационного поведения; профессионализма руководства; мотивации; оптимизации размещения заказов; экономической целесообразности.
Основными этапами формирования принципов управления аутсорсингом являются:
1) методическое обеспечение исходных условий создания системы принципов управления аутсорсингом для решения той или иной корпоративной проблемы;
2) учет и систематизация возможных барьеров (препятствий) с дифференциацией их на общие, типовые, объективные, субъективные и непредвиденные за счет случайных обстоятельств;
3) окончательный этап.
Принцип организационного поведения является решающим в осуществлении системы аутсорсинга. Основные компоненты данного принципа — качество исполнения принятых стратегий; профилактика предпринимательского риска; сервисный потенциал и корпоративная культура.
Компонент качества исполнения принятых стратегий предполагает соблюдение четкой последовательности пооперационного аутсорсинга от организованных исследований рыночной потребности, разработки программы до реального исполнения в соответствии с генеральной целью соглашения аутсорсинга.
Компонент профилактики предпринимательского риска — решающий в получении коммерческого успеха. Предпринимательский риск отражает неопределенность процессов, связанных с покупательским спросом, различными его тенденциями в рамках действия рыночных законов, сил и факторов окружающей среды.
Сервисный потенциал отражает компонент соответствия корпоративных возможностей принятым обязательствам, включающим высокое качество обслуживания клиентов, наличие стандартов гарантий качества. Наличие красивого интерьера, архитектурного дизайна, удобной парковки для транспорта, компетентных консультаций, профилактических ремонтов и многие другие направления сервиса создают привлекательный фон компании-аутсорсера и ее поступательного развития.
Корпоративная культура выгодно выделяет компанию-аутсорсер среди основных конкурентов. Именно стиль взаимодействия внутри коллектива и с внешними контактными аудиториями создает необходимый имидж, формирует позитивное общественное мнение, устанавливает нужные контакты с властными структурами, инвесторами и партнерами.
Принцип профессионализма руководства (компетентности поставщика услуги) используется в целях успешного выполнения аутсорсин-говых программ. Он аккумулирует в себе знание и умение управлять персоналом, непредсказуемыми рыночными ситуациями с использованием высокой культуры психологического взаимодействия, элементов мотивации и стимулирования исполнителей, а также механизмов антикризисного управления.
Для выполнения работы в режиме аутсорсинга от поставщика услуги помимо высокого профессионализма требуется популярность и признание высококлассного специалиста данной сферы. Желательно, чтобы поставщик аутсорсинговой услуги был выгодно расположен к ее потребителям. Компания должна в совершенстве владеть философией маркетинга, передовыми формами и методами логистики.
Основные составляющие компоненты принципа — информационная обеспеченность, адаптирующие механизмы профилактики конфликтов и кризисных ситуаций. Принцип профессионализма руководства является основополагающим в системе управления аутсорсингом. Его соблюдение предполагает свободное владение рыночными закономерностями, высокую компетентность руководства и его умение создать высококлассную команду единомышленников, своевременно реагирующую на кризисные обвалы, черный PR, выпады конкурентов.
Информационная обеспеченность с учетом достоверности и достаточности необходима для создания результативных портфелей заказов, инвестиций, ценных бумаг. В основе создания информационного банка рыночных данных используются маркетинговые исследования на базе выполнения панельных исследований, экспертных опросов, интервью, многообразных квалиметрических оценок потребительской удовлетворенности покупателей. В последнее время во многих странах мира, в том числе и в России, потребители отстаивают свои права на получение достоверной и исчерпывающей информации о товарах, их качестве, воздействии на здоровье, среду обитания.
Цель компонента профилактики внутрикорпоративных конфликтов — предотвращение негативного впечатления о компании в глазах общественности, повышение имиджа и рейтинга популярности.
Как известно, наиболее распространенные причины корпоративных конфликтов — это:
· нереальные задачи и стратегии корпоративной деятельности;
· отсутствие интереса сотрудников в качестве исполнения аутсор-синговых программ;
· отсутствие системы контроля, оценки работы исполнителей и элементов стимулирования.
Принцип мотивации. Для качественного исполнения работ аутсорсинга поставщик услуги должен четко знать систему стимулирования, которая будет функционировать до конца соглашения на аутсорсинг. Как минимум контрактом должны быть учтены факторы риска и доля прибыли, которые стороны разделят между собой.
Компонент морального и материального стимулирования исполнителей — ценностная составляющая, направленная на высококачественное исполнение аутсорсинговых функций, развитие творческой инициативы и поиска. Этот тонкий инструментарий является решающим в профилактике конфликтов, поддержании инициатив исполнителей в увеличении объемов деятельности, обновлении товарного ассортимента, использовании эффективных форм управления материальным потоком.
Помимо первых трех принципов большую значимость для достижения аутсорсинговых стратегий имеет выполнение принципа оптимального размещения заказов, т.е. соизмерение содержания аутсорсинговой стратегии, разработанной верхним эшелоном иерархии управления, и ее материальной реализацией за счет тактики выполнения специалистами приглашенных подразделений в конкретных рыночных ситуациях. Этот принцип пронизывает все этапы аутсорсинговой деятельности, особенно при реализации управления пото-копроцессами. Умение делегировать полномочия сторонним организациям становится реальным при гибком использовании сложного механизма аутсорсинга. В итоге компания, как правило, занимает прочное положение на рынках сбыта.
Результаты исполнения контракта на аутсорсинг имеют отражение в реализации принципа экономической целесообразности. Основными компонентами данного принципа выступают:
· рыночная ориентация фирмы в целях своевременного формирования и выявления неудовлетворенного спроса в обществе;
· единство стратегии аутсорсинга и тактики его выполнения;
· оценка конкурентного преимущества в условиях свободы предпринимательства и равноправного партнерства;
· осуществление своевременного контроля и учета.
Оценка конкурентного преимущества при выполнении отдельных видов работ прогнозирует финансовую устойчивость компании при использовании системы аутсорсинга. Этот компонент позволяет выработать собственную стратегию хозяйственной деятельности, включающую основные слагаемые коммерческого успеха: время + + качество + цена + сервис.
Компонент контроля и учета способствует осуществлению обратной связи, придает завершенность аутсорсинговому процессу. Благодаря своевременной корректировке планово-управленческих решений руководство фирмы достигает намеченных результатов. Основные элементы данного принципа — учет, аудит, безопасность труда, экология.
Контроль как функция управления представляет комплексную деятельность руководства фирмы в целях поиска новых эффективных форм и методов аутсорсинга для завоевания прочного положения на рынке и гибкой адаптации к факторам внутренней и внешней среды.
Аутсорсинговый контроль направлен на оценку реакции покупателей, выполнение намеченных объемов продаж, получение реального дохода, снижение себестоимости работ и совокупных рисков рыночного участия.
Главный инструмент системы контроля — учет, направленный на регламентирование и упорядочение аутсорсинговой деятельности за счет осуществления измерения, регистрации, сбора и оценки результатов.
Основные слагаемые учета и контроля — наличие информации, ее полнота и точность.
Преимущества аутсорсинга. Любая компания при соблюдении перечисленных принципов управления аутсорсингом может принимать взвешенные решения в области PR по улучшению маркетинговой деятельности для стабилизации рыночной устойчивости. В результате компания достигает существенных конкурентных преимуществ и завоевывает большую рыночную долю.
Преимущества аутсорсинга можно представить по следующим направлениям:
1) на стратегическом уровне аутсорсинг позволяет сфокусировать внимание на основном бизнесе; уменьшить необходимость инвестиций в неосновные фонды; гибко реагировать на изменения на рынке (кризисы, дефолты) и внутри компании (реорганизации, реструктуризации, слияния, поглощения) и др. Одновременно проявляются и тактические преимущества аутсорсинга: отсутствие необходимости в расширении штата компании; сокращение накладных расходов, связанных с функцией (стоимость рабочих мест, обучение сотрудников, информационная поддержка и др.); гарантия профессиональной ответственности, предоставляемая аутсорсинговой компанией;
2) экономия ресурсов. Для многих российских компаний актуальна проблема модернизации производственных технологий, обновления модельного ряда, продвижения продукции на рынке. В условиях экономии кадровых и финансовых ресурсов предприятия закрывают отдельные производства, оптимально размещая заказы между внешними организациями, за счет чего получают возможность развития приоритетных направлений. При наличии конкурентной среды именно этот фактор является решающим при принятии решения об аутсорсинге;
3) повышение качества. Мировой опыт показывает, что компании редко имеют возможность обеспечения каждого этапа производственного процесса, дистрибуции, организации закупок и сбыта, а также сервисного обслуживания клиентов. За рубежом уже давно существует производственная специализация: компании специализируются на определенном бизнес-процессе, за счет чего на одном процессе обеспечиваются высокое качество и относительно низкие цены. При этом компании-конкуренты на рынке конечной продукции могут покупать производственные компоненты у одного поставщика;
4) снижение затрат. Благодаря концентрации управления и финансов на приоритетных направлениях деятельности, компании достигают повышения качества своей продукции. Это, в свою очередь, приносит дополнительные продажи и прибыли, которые в конечном итоге значительно превышают затраты на аутсорсинг. Аутсорсинг в целом, как правило, снижает издержки обслуживания бизнес-процесса;
5) повышение производительности труда. Производительность труда в России примерно в пять раз меньше, чем в США. Это объясняется не только отличием в технологиях, но и разным подходом к бизнесу. В частности, доля аутсорсинга на Западе существенно больше, чем в России. Благодаря аутсорсингу профессионалы имеют возможность сконцентрироваться на главной работе, тем самым повышая производительность своего труда;
6) передовые технологии. Специализированная компания раньше любой отраслевой фирмы знакомится с новыми разработками. Используя аутсорсинг, другие компании получают передовые технологии, не тратя время и ресурсы на их разработку.
Различные компании прибегают к услугам аутсорсинга на разных этапах своей производственной деятельности:
· маркетинговые исследования оценки конъюнктуры рынка;
· использование PR-акций сегментации потребителей;
· позиционирование;
· продвижение торговой марки и формирование имиджа.