Концепция аутсорсинга

Начало истории аутсорсинга следует отнести к ремесленному производству вплоть до XVIII в. В своей деятельности ремесленник зависел от поставщиков сырья, от заказчиков и других ремесленни­ков, т.е. от множества кооперированных связей.

Наиболее значимые промышленные организации, которые кон­тролировали мировой капитал, были созданы в конце XIX — начале XX в. Их доминирование продолжалось до 60-х годов XX столетия. В 70-х годах XX в. на смену им выступают более мелкие компании, для которых важным стал не только контроль над капиталом, но и новая философия управления, направленная на концепцию оптимизации издержек, повышение производительности труда и сокращение вре­мени исполнения заказов. Если изначально, т.е. в 60—70-е годы про­шлого столетия, концепция аутсорсинга предполагала делегирова­ние на исполнение отдельных функций, то в современных условиях аутсорсинг играет стратегическое значение в области менеджмента управления компанией, ее реструктуризации.

Основоположником теории аутсорсинга можно считать Альфреда Слоуна, президента компании General Motors. Еще в 1921 г., когда компания находилась на пороге краха, он за счет внедрения нового проекта вывел ее к 1935 г. в лидеры автомобилестроения. Сердцеви­ной проекта была методология аутсорсинга, примененная им за 70 лет до появления этого термина. Аутсорсинг в General Motors был ис­пользован по двум направлениям: в организации системы управле­ния компанией и организации производства. Практика деятельно­сти А. Слоуна подтвердила вывод о том, что специализированные фирмы выполняют отдельные функции лучше, чем исполнители кор­поративного подразделения General Motors.

По мнению Генри Форда, философия аутсорсинга заключена в том, что если в компании не получается что-то делать лучше и де­шевле, чем у конкурентов, то нет никакого смысла это делать. Эту ра­боту целесообразно передать тому, кто ее выполнит с заведомо лучшими результатами.

Смысл аутсорсинга сводится к простой формуле: сосредоточить все ресурсы на том виде деятельности, который является основным для вашей компании, и информационных функций. Поэтому вплоть до настоящего времени аутсорсинг связывают, прежде всего, с обес­печением информационных функций.

По мнению Дж. Брайана Хейвуда:

Аутсорсинг — это перевод внутреннего подразделения или подраз­делений предприятия и всех связанных с ним активов в организа­цию поставщика услуг, предлагающего оказать некую услугу в те­чение определенного времени по оговоренной цене[35] .

Или

Перевод внутреннего подразделения или подразделений предпри­ятия и всех связанных с ним активов в организацию поставщика услуг, предлагающего оказывать некую услугу в течение опреде­ленного времени по оговоренной цене[36].

Определение аутсорсинга отражает многообразие его толкова­ния с позиции:

· образа мышления;

· принципов хозяйствования;

· отрасли хозяйственной деятельности;

· синергетического эффекта от гибкого использования филосо­фии аутсорсинга.

Аутсорсинг (outsourcing: outside — внешний; resoursing — помогаю­щий) — целенаправленное выделение отдельных бизнес-процессов и делегирование их на исполнение сторонней организации. В науч­ной литературе встречается ряд терминов, аналогичных аутсорсин­гу. Например: shrinking — сокращение, сжатие организации, down­sizing — уменьшение организации; deleyering — ограничение числа уровней управления; spin off — реструктуризация, или выделение еди­ниц бизнеса.

На практике существует противоположная методология аутсорсин­гу, так называемый инсорсинг, т.е. включение в корпорацию функ­ций, ранее выполняемых другими рыночными субъектами. Иногда вместо термина аутсорсинг используют термин «управление мощ­ностями» (Facilities Management — FM). В рамках соглашения FM ответственность за управление персоналом, собственностью, обору­дованием перекладывается на другую организацию в целях повы­шения качества исполнения работы.

В отрасли аутсорсинга термин «аутсорсинг бизнес-процессов» (Business Process Outsourcing — ВРО) характеризует комплекс опреде­ленных работ, состав которых постоянно меняется, и целесообразность их передачи на исполнение сторонним организациям. Практика по­казала, что большинство участников бизнеса (84%) положительно оценили использование услуг системы аутсорсинга.

Основная цель системы аутсорсинга в коммерческой структуре — снижение совокупных затрат, времени исполнения полученного заказа в режиме повышения качества. Благодаря использованию системы аутсорсинга становится возможным повысить эффективность управ­ления компанией независимо от ее загруженности и в первую оче­редь в результате повышения качества исполнения. При этом про­исходит сокращение расходов на собственную инфраструктуру, так как оплачиваются только услуги аутсорсинговой фирмы. Делегирова­ние вспомогательных процессов помогает менеджерам концентри­ровать внимание и ресурсы на основной деятельности.

Концепция аутсорсинга является выражением корпоративной фи­лософии в виде целостной совокупности целей, задач, принципов организации, направленных на максимальное удовлетворение запро­сов потребителей и заказчиков в режиме высокого качества, своевре­менности исполнения и оптимизации затрат.

На рисунке 12.1 приведена концепция аутсорсинга строительной компании, отражающая взаимозависимость между запросами потре­бителей, заказчиков, строительной организации и поставщиками ус­луги аутсорсинга. Наряду с целями, задачами, принципами органи­зации аутсорсинга, главный компонент представленной концепции — обратная связь, отражающая степень удовлетворенности конечного потребителя.

Основополагающие критерии обоснования целесообразности ис­пользования системы аутсорсинга — это:

· определение значимости каждой позиции бизнес-процесса с уче­том сложности исполнения, себестоимости работ и наличия корпоративных ресурсов;

· важность стратегического определения, какие детали закупать или изготавливать самостоятельно, а какие приобретать по кон­тракту аутсорсинга;

· обоснование причин невозможности обеспечения требуемого качества, уровня снижения затрат, высвобождения дефицит­ных ресурсов, оборудования, высококвалифицированной ра­бочей силы;

· критерии отказа от аутсорсинга в связи с отсутствием надежных поставщиков строительной услуги, возможной потенциальной зависимости от монополии поставщика, понижением оператив­ности принятия управленческого решения и контроля;

Концепция аутсорсинга - student2.ru

· критерии обеспечения качества и сокращения времени про­изводства строительного продукта. Мировой опыт показывает, что объекты стройиндустрии редко имеют собственное ремонт­ное оборудование, транспортные цеха, маркетинговые службы, профессионалов логистики.

· себя выполнение технологических, управленческих, марке­тинговых, PR и многих других функций.

Известно, что производительность труда в России в пять раз меньше, чем в США. Это вызвано не только отличием в технологиях, людях, но и разным подходом к философии бизнеса. В частности, доля аутсорсинга на Западе значительно выше, чем в России.

Классификационные признаки аутсорсинга Принятию взвешен­ных решений по использованию услуг аутсорсинга будет способст­вовать классификация, представленная в табл. 12.1[37]. При переда­че на исполнение сторонней организации реализации аутсорсинга PR-проекта в высшей степени важно учесть эти классификацион­ные признаки с выделением отраслевого признака, по видам услуг, времени исполнения и формам организации.

Таблица 12.1

Классификационные признаки аутсорсинга

Признаки Содержание
1. Отраслевой Промышленный
  Строительный и др.
2. По видам услуг Производственный
  Информационный
  Рекрутский
  Финансовый
3. По времени исполнения Долгосрочный
заказов Срочный
  Сезонный
4. По формам организации Внутренний
  Внешний
  Глобальный
  Совместный

Отраслевой признак включает многообразные услуги аутсорсинга для предприятий реального сектора и сферы товарного обращения.

1. Отраслевой аутсорсинг. Промышленный признак делегирует
выполнение работ в области машиностроения, металлургии и дру-
гих направлениях реального сектора. В последнее время в строи-
тельной индустрии наблюдается высокая активность использования
аутсорсинга по установлению свай, ландшафтному дизайну, охран-
ным работам и др.

2. По видам услуг выделяют:

· производственный аутсорсинг, т.е. передача сторонними орга­низациями исполнения отдельных технологических процессов в области материального производства высококачественной про­дукции. При этом часто передаются на сторону исполнение заказов на производство нестандартизированного оборудова­ния, заготовок и комплектующих изделий;

· информационный аутсорсинг (программное обеспечение). Аут­сорсинг ИТ давно превратился в самостоятельную отрасль с дол­госрочными контрактами на программное обеспечение. Такие транснациональные компании, как IBM Global Services, EDS, P&G, давно в своем составе имеют самостоятельные подраз­деления аутсорсинга;

· рекрутский аутсорсинг (по обеспеченности высококлассными специалистами) организации бизнес-процессов. Так называемые рекрутские услуги не только обеспечивают поставку специали­стов в области маркетинга, логистики, паблик рилейшнз, но и за­нимаются их подготовкой и профессиональной переориентацией;

· финансовый аутсорсинг (финансовое обслуживание) в части вы­полнения аудита, обслуживания электронных бизнес-карточек, ведения бухгалтерского учета, обеспечения лизинговыми и фак­торинговыми услугами. По мнению зарубежных аналитиков, финансовыми операциями в системе аутсорсинга в 2005 г. поль­зовались 15% от общего объема предприятий.

3. По времени использования заказов выделяют:

· долгосрочный аутсорсинг (на длительной основе), когда кон­тракты на аутсорсинг заключаются на срок более пяти лет. Это характерно для предприятий автомобильной промышленно­сти, отрасли информационных технологий, точного машино­строения;

· срочный аутсорсинг (на разовой основе) по оказанию экстренных услуг через Интернет или по телефону. Диапазон экстренных услуг широкий с включением работ по проектированию, финансо­вым направлениям, учету, аудиту, сопровождению программного документа и т.п. На разовой основе привлекаются высококласс­ные специалисты в области консалтинга, паблик рилейшнз, маркетинга, организации социальных акций;

· сезонный аутсорсинг, обусловленный климатическими колеба­ниями, на практике используется в строительной индустрии, туристическом бизнесе, легкой промышленности.

4. По формам организации аутсорсинг разделяют на внутренний, внешний, глобальный, совместный.

Внутренний аутсорсинг выражен в перераспределении внутрен­них функций в целях более качественного их исполнения собствен­ными структурными подразделениями или корпоративными филиа­лами. В качестве внутренних функций, как правило, могут быть функции управления финансами, персоналом, а также логистиче­ские функции по дистрибуции, закупке, складированию, сбыту.

Внешний аутсорсинг нацелен на передачу сторонней организации исполнения большинства вспомогательных корпоративных функ­ций. В результате сокращается доля отдельной компании в стоимо­сти готового продукта, а также уровень налогообложения.

Практика организации внешнего аутсорсинга касается услуг по организации маркетинга, PR-управлению и формированию лояльно­сти покупателей.

Совместный аутсорсинг нацелен на базу концепции партнерства в рамках создания нового совместного предприятия для использова­ния будущих деловых возможностей. Данный вид аутсорсинга введен британской компанией EDS в 90-х годах XX столетия. Предполагает­ся, что для более качественного исполнения отдельных видов работы целесообразно создать новую компанию. При этой форме стороны со­глашения — равноправные партнеры. Полученная прибыль пропор­ционально делится между компаньонами. При этом заказчик получа­ет долю акционерного капитала вновь созданного предприятия.

На рынке России наглядным примером является немецкая ком­пания «Тиги Кнауф». По инициативе руководства в 2002 г. была создана независимая компания «Тиги Кнауф маркетинг» для вы­полнения отдельных видов работы по изучению рынка сбыта, орга­низации закупки и сбыта строительных материалов[38].

Глобальный аутсорсинг — это когда компания-аутсорсер представ­ляет свою продукцию или услуги по всему миру без определенной привязки к какой-либо территории. Глобальный аутсорсинг делает возможным корпоративное присутствие на рынках многих стран мира без необходимости пропорционального роста персонала, про­изводственных мощностей для обслуживания новых целевых сег­ментов сбыта.

Иными словами, небольшая компания из центрального офиса руководит по всему миру, сохраняя контроль за исполнением при­нятых стратегий. Примером могут быть гиганты автомобильной промышленности — корпорации Toyota, Honda, Chrysler, которые 70% бизнес-процессов делегируют сторонним подрядчикам. Ожида­ется, что огромной популярностью к 2010 г. аутсорсинг будет поль­зоваться в сфере телекоммуникаций.

Принципы создания системы аутсорсинга. В современных стре­мительно меняющихся рыночных условиях особую значимость об­ретают принципы, отражающие систему управления аутсорсингом. На наш взгляд, к основополагающим принципам создания системы аутсорсинга следует отнести принцип организационного поведения; профессионализма руководства; мотивации; оптимизации размеще­ния заказов; экономической целесообразности.

Основными этапами формирования принципов управления аут­сорсингом являются:

1) методическое обеспечение исходных условий создания системы принципов управления аутсорсингом для решения той или иной корпоративной проблемы;

2) учет и систематизация возможных барьеров (препятствий) с дифференциацией их на общие, типовые, объективные, субъек­тивные и непредвиденные за счет случайных обстоятельств;

3) окончательный этап.

Концепция аутсорсинга - student2.ru

Принцип организационного поведения является решающим в осу­ществлении системы аутсорсинга. Основные компоненты данного принципа — качество исполнения принятых стратегий; профилак­тика предпринимательского риска; сервисный потенциал и корпо­ративная культура.

Компонент качества исполнения принятых стратегий предпола­гает соблюдение четкой последовательности пооперационного аут­сорсинга от организованных исследований рыночной потребности, разработки программы до реального исполнения в соответствии с ге­неральной целью соглашения аутсорсинга.

Компонент профилактики предпринимательского риска — решаю­щий в получении коммерческого успеха. Предпринимательский риск отражает неопределенность процессов, связанных с покупательским спросом, различными его тенденциями в рамках действия рыноч­ных законов, сил и факторов окружающей среды.

Сервисный потенциал отражает компонент соответствия корпора­тивных возможностей принятым обязательствам, включающим высокое качество обслуживания клиентов, наличие стандартов гаран­тий качества. Наличие красивого интерьера, архитектурного дизай­на, удобной парковки для транспорта, компетентных консультаций, профилактических ремонтов и многие другие направления сервиса создают привлекательный фон компании-аутсорсера и ее поступа­тельного развития.

Корпоративная культура выгодно выделяет компанию-аутсорсер среди основных конкурентов. Именно стиль взаимодействия внутри коллектива и с внешними контактными аудиториями создает необ­ходимый имидж, формирует позитивное общественное мнение, ус­танавливает нужные контакты с властными структурами, инвесто­рами и партнерами.

Принцип профессионализма руководства (компетентности постав­щика услуги) используется в целях успешного выполнения аутсорсин-говых программ. Он аккумулирует в себе знание и умение управлять персоналом, непредсказуемыми рыночными ситуациями с использо­ванием высокой культуры психологического взаимодействия, эле­ментов мотивации и стимулирования исполнителей, а также меха­низмов антикризисного управления.

Для выполнения работы в режиме аутсорсинга от поставщика ус­луги помимо высокого профессионализма требуется популярность и признание высококлассного специалиста данной сферы. Желатель­но, чтобы поставщик аутсорсинговой услуги был выгодно расположен к ее потребителям. Компания должна в совершенстве владеть фило­софией маркетинга, передовыми формами и методами логистики.

Основные составляющие компоненты принципа — информационная обеспеченность, адаптирующие механизмы профилактики конфликтов и кризисных ситуаций. Принцип профессионализма руководства яв­ляется основополагающим в системе управления аутсорсингом. Его соблюдение предполагает свободное владение рыночными закономер­ностями, высокую компетентность руководства и его умение создать высококлассную команду единомышленников, своевременно реаги­рующую на кризисные обвалы, черный PR, выпады конкурентов.

Информационная обеспеченность с учетом достоверности и доста­точности необходима для создания результативных портфелей заказов, инвестиций, ценных бумаг. В основе создания информационного банка рыночных данных используются маркетинговые исследования на базе выполнения панельных исследований, экспертных опросов, интервью, многообразных квалиметрических оценок потребитель­ской удовлетворенности покупателей. В последнее время во многих странах мира, в том числе и в России, потребители отстаивают свои права на получение достоверной и исчерпывающей информации о товарах, их качестве, воздействии на здоровье, среду обитания.

Цель компонента профилактики внутрикорпоративных конфлик­тов — предотвращение негативного впечатления о компании в гла­зах общественности, повышение имиджа и рейтинга популярности.

Как известно, наиболее распространенные причины корпора­тивных конфликтов — это:

· нереальные задачи и стратегии корпоративной деятельности;

· отсутствие интереса сотрудников в качестве исполнения аутсор-синговых программ;

· отсутствие системы контроля, оценки работы исполнителей и элементов стимулирования.

Принцип мотивации. Для качественного исполнения работ аут­сорсинга поставщик услуги должен четко знать систему стимулиро­вания, которая будет функционировать до конца соглашения на аут­сорсинг. Как минимум контрактом должны быть учтены факторы риска и доля прибыли, которые стороны разделят между собой.

Компонент морального и материального стимулирования исполни­телей — ценностная составляющая, направленная на высококачест­венное исполнение аутсорсинговых функций, развитие творческой инициативы и поиска. Этот тонкий инструментарий является решаю­щим в профилактике конфликтов, поддержании инициатив испол­нителей в увеличении объемов деятельности, обновлении товарного ассортимента, использовании эффективных форм управления мате­риальным потоком.

Помимо первых трех принципов большую значимость для дос­тижения аутсорсинговых стратегий имеет выполнение принципа оп­тимального размещения заказов, т.е. соизмерение содержания аутсор­синговой стратегии, разработанной верхним эшелоном иерархии управления, и ее материальной реализацией за счет тактики выпол­нения специалистами приглашенных подразделений в конкретных рыночных ситуациях. Этот принцип пронизывает все этапы аутсор­синговой деятельности, особенно при реализации управления пото-копроцессами. Умение делегировать полномочия сторонним органи­зациям становится реальным при гибком использовании сложного механизма аутсорсинга. В итоге компания, как правило, занимает прочное положение на рынках сбыта.

Результаты исполнения контракта на аутсорсинг имеют отраже­ние в реализации принципа экономической целесообразности. Основными компонентами данного принципа выступают:

· рыночная ориентация фирмы в целях своевременного форми­рования и выявления неудовлетворенного спроса в обществе;

· единство стратегии аутсорсинга и тактики его выполнения;

· оценка конкурентного преимущества в условиях свободы пред­принимательства и равноправного партнерства;

· осуществление своевременного контроля и учета.

Оценка конкурентного преимущества при выполнении отдель­ных видов работ прогнозирует финансовую устойчивость компании при использовании системы аутсорсинга. Этот компонент позволя­ет выработать собственную стратегию хозяйственной деятельности, включающую основные слагаемые коммерческого успеха: время + + качество + цена + сервис.

Компонент контроля и учета способствует осуществлению обрат­ной связи, придает завершенность аутсорсинговому процессу. Благо­даря своевременной корректировке планово-управленческих решений руководство фирмы достигает намеченных результатов. Основные элементы данного принципа — учет, аудит, безопасность труда, экология.

Контроль как функция управления представляет комплексную деятельность руководства фирмы в целях поиска новых эффективных форм и методов аутсорсинга для завоевания прочного положения на рынке и гибкой адаптации к факторам внутренней и внешней среды.

Аутсорсинговый контроль направлен на оценку реакции поку­пателей, выполнение намеченных объемов продаж, получение реаль­ного дохода, снижение себестоимости работ и совокупных рисков рыночного участия.

Главный инструмент системы контроля — учет, направленный на регламентирование и упорядочение аутсорсинговой деятельности за счет осуществления измерения, регистрации, сбора и оценки ре­зультатов.

Основные слагаемые учета и контроля — наличие инфор­мации, ее полнота и точность.

Преимущества аутсорсинга. Любая компания при соблюдении перечисленных принципов управления аутсорсингом может прини­мать взвешенные решения в области PR по улучшению маркетинговой деятельности для стабилизации рыночной устойчивости. В результа­те компания достигает существенных конкурентных преимуществ и завоевывает большую рыночную долю.

Преимущества аутсорсинга можно представить по следующим направлениям:

1) на стратегическом уровне аутсорсинг позволяет сфокусировать внимание на основном бизнесе; уменьшить необходимость инвести­ций в неосновные фонды; гибко реагировать на изменения на рынке (кризисы, дефолты) и внутри компании (реорганизации, реструкту­ризации, слияния, поглощения) и др. Одновременно проявляются и тактические преимущества аутсорсинга: отсутствие необходимости в расширении штата компании; сокращение накладных расходов, свя­занных с функцией (стоимость рабочих мест, обучение сотрудников, информационная поддержка и др.); гарантия профессиональной от­ветственности, предоставляемая аутсорсинговой компанией;

2) экономия ресурсов. Для многих российских компаний актуаль­на проблема модернизации производственных технологий, обновле­ния модельного ряда, продвижения продукции на рынке. В условиях экономии кадровых и финансовых ресурсов предприятия закрыва­ют отдельные производства, оптимально размещая заказы между внешними организациями, за счет чего получают возможность раз­вития приоритетных направлений. При наличии конкурентной сре­ды именно этот фактор является решающим при принятии реше­ния об аутсорсинге;

3) повышение качества. Мировой опыт показывает, что компании редко имеют возможность обеспечения каждого этапа производст­венного процесса, дистрибуции, организации закупок и сбыта, а также сервисного обслуживания клиентов. За рубежом уже давно сущест­вует производственная специализация: компании специализируются на определенном бизнес-процессе, за счет чего на одном процессе обеспечиваются высокое качество и относительно низкие цены. При этом компании-конкуренты на рынке конечной продукции могут покупать производственные компоненты у одного поставщика;

4) снижение затрат. Благодаря концентрации управления и фи­нансов на приоритетных направлениях деятельности, компании дос­тигают повышения качества своей продукции. Это, в свою очередь, приносит дополнительные продажи и прибыли, которые в конеч­ном итоге значительно превышают затраты на аутсорсинг. Аутсор­синг в целом, как правило, снижает издержки обслуживания биз­нес-процесса;

5) повышение производительности труда. Производительность тру­да в России примерно в пять раз меньше, чем в США. Это объяс­няется не только отличием в технологиях, но и разным подходом к бизнесу. В частности, доля аутсорсинга на Западе существенно больше, чем в России. Благодаря аутсорсингу профессионалы име­ют возможность сконцентрироваться на главной работе, тем самым повышая производительность своего труда;

6) передовые технологии. Специализированная компания раньше любой отраслевой фирмы знакомится с новыми разработками. Ис­пользуя аутсорсинг, другие компании получают передовые техноло­гии, не тратя время и ресурсы на их разработку.

Различные компании прибегают к услугам аутсорсинга на раз­ных этапах своей производственной деятельности:

· маркетинговые исследования оценки конъюнктуры рынка;

· использование PR-акций сегментации потребителей;

· позиционирование;

· продвижение торговой марки и формирование имиджа.

Наши рекомендации