Контраст в композиции вызывает необходимость в тонком аккомпанементе, в сопровождающих нюансах – без этого композиция, как правило, становится жесткой и примитивной
ПРИЛОЖЕНИЕ
В приложении приводятся задания для практической работы по основам композиции на зависимость эмоциональной оценки формы от ее объективных свойств: размеров, геометрической характеристики, ориентации формы относительно горизонтальной плоскости, светлоты, цвета, фактуры, расчлененности формы и других свойств, рассмотренных в разделе 1.
Задание 1. Силуэт и поле
Тема: Закономерность равновесия как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.1).
Последовательность выполнения задания:
1. Изобразить любую правильную геометрическую фигуру в квадрате так, чтобы соблюдалось равновесие фона и фигуры: темный фон – светлая фигура; светлый фон – темная фигура (рис. 19 а).
2. Нарушить равновесие фона и фигуры: фигура стремится занять место за плоскостью квадрата. Два варианта – на темном и светлом фоне (рис. 19 б).
3. Нарушить равновесие фона и фигуры: фигура выглядит маленькой, теряется на фоне. Выполнить два варианта (рис. 19 в).
Примечание: размер квадратов для компоновки фигур 16´16 см.
Материал: формат листа А-3, белая и черная бумага, клей ПВА.
Задание 2. Главное – второстепенное
Тема: Организация доминантных отношений формальных элементов композиции (п. 1.2.2).
Последовательность выполнения задания:
Построить три композиции, в каждой из которых добиться доминирующей композиционной роли: 1) большего элемента, 2) меньшего элемента, 3) зоны пространства – исключительно за счет различных способов их формально-композиционной организации на плоскости (рис. 20, 21).
На втором этапе работы в одной из полученных композиций, не изменяя ее общего композиционного решения, нужно осуществить смещение активной роли доминирующего элемента на противоположный элемент (например, с меньшего на больший или наоборот) за счет изменения внутренних характеристик композиционных элементов (тон, фактура, графическая структура).
а)
б)
в)
Рис. 19. Силуэт и поле:
а) равновесие фона и фигуры. Светлота как объективное свойство может корректировать нашу эмоциональную оценку размеров формы. Благодаря иллюзиям зрения, форма кажется тем больше, чем она светлее. Из двух равновеликих фигур белая кажется больше, чем черная. А масса больше у той из форм, которая темнее;
б, в) нарушение равновесия фона и фигуры
а) б) в)
Рис. 20. Организация доминантных отношений формальных элементов композиции:
а) главное – большой элемент;
б) главное – малый элемент;
в) главное – зона в пространстве
а)
б)
в)
г)
Рис. 21. Организация доминантных отношений
формальных элементов композиции:
а) главное – большой элемент;
б) главное – малый элемент;
в) главное – зона в пространстве;
г) изменение главного за счет внутренних характеристик элемента
Примечание:
композиции выполняются с использованием пяти или семи элементов, все характеристики которых должны оставаться постоянными в каждой композиции;
организация плоскости как двухмерного композиционного пространства ведется с активным использованием понятия силовых линий и силовых полей, а также положительного и отрицательного пространства;
в каждой композиции главный элемент должен находиться в различных зонах пространства.
Материал: формат листа А-3, белая и черная бумага, клей ПВА.
Задание 3. Сравнение форм, эмоционально равных и не равных по массе
Тема: Зависимость эмоциональной оценки массы формы от ее объективных свойств: размеров и геометрической характеристики (п. 1.2.3).
Последовательность выполнения задания:
1. Изобразить набор из трех фигур, разных по геометрической характеристике и размерам, но близких по эмоциональной оценке массы (то есть приблизительно равных по площади).
2. Преобразить геометрическую характеристику и размеры этих фигур так, чтобы масса каждой фигуры оценивалась более легкой, но в то же время близкой друг другу по эмоциональной оценке. Три формы должны сопоставляться между собой как близкие по массе (рис 22).
Материал: формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА.
Задание 4. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе
Тема: Зависимость эмоциональной оценки массы формы от ее объективных свойств: размеров и геометрической характеристики (п. 1.2.4).
Последовательность выполнения задания:
1. Выбрать произвольную геометрическую фигуру.
2. Постепенно, за 4 этапа, путем изменения ее геометрической характеристики при равной площади, преобразовать ее массу в более легкую. За счет достижения различной геометрической характеристики добиться контрастно различной эмоциональной оценки их массы (рис. 23, 24, 25).
Примечания:
1. Фигуру можно делить на части, но так чтобы площади всех частей были приблизительно одинаковыми.
2. Формы не должны изображать конкретные предметы во избежание воздействия содержания на эмоциональную оценку массы.
Типичные ошибки:
неравенство площадей фигур после преобразования;
нет постепенности преобразования, резкий переход от одной стадии к другой;
нет стилевого единства членений.
Материал: формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА.
Рис. 22. Сравнение форм, эмоционально равных и не равных по массе.
Преобразование массы фигур в более легкую за счет изменения их геометрической характеристики и размеров.
Площади всех фигур приблизительно равны
Рис. 23. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе.
Преобразование массы фигуры в более легкую за счет изменения ее геометрической характеристики за 4 этапа
Рис. 24. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе.
Преобразование массы фигуры в более легкую за счет изменения ее геометрической характеристики за 4 этапа
Рис. 25. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе.
Преобразование массы фигуры в более легкую за счет изменения ее геометрической характеристики за 4 этапа
Задание 5. Членение формы на элементы статические и динамические
Тема: Зависимость эмоциональной оценки статичности или динамичности формы от ее расчлененности на элементы, составляющие единое целое (п. 1.2.5).
Последовательность выполнения задания:
1. Выбрать три простые геометрические фигуры с различными геометрическими характеристиками.
2. Расчленить их статически, соблюдая целостность.
3. Расчленить их динамически. Сформулировать любое динамическое состояние во всех трех фигурах. Например: кручение, растяжка, сжатие, вспышка, излучение, волна и т. д. (рис. 26, 27, 28).
Рис. 26. Членение формы на элементы статические и динамические.
Динамическое состояние “сжатие”
Рис. 27. Членение формы на элементы статические и динамические.
Динамическое состояние “кручение”
Рис. 28. Членение формы на элементы статические и динамические.
Динамическое состояние “поворот”
Цель задания: Показать, каким образом расчлененность формы может корректировать ее эмоциональную выразительность, а также целостность.
Типичные ошибки:
фигура распадается на два элемента;
направление динамичности масс в прямо противоположных направлениях, что разрушает форму;
элементы очень крупны по отношению к целому, слишком самостоятельны, форма распадается, нет целостности.
Материалы: формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА.
Задание 6. Организация плоскости с помощью подобных элементов
Тема: Пропорции и отношения (п. 1.2.6).
Последовательность выполнения задания:
1. Выбрать простую геометрическую фигуру.
2. Используя различные виды пропорционирования (арифметическую, геометрическую прогрессию, золотое сечение, пропорциональное деление), выполнить построение ряда геометрических фигур, связанных полученным отношением.
3. Выполнить композицию с использованием различных видов спропорционированных фигур (рис. 29, 30).
Материалы: Формат листа А-3; черная бумага, клей ПВА.
Задание 7. Организация плоскости с помощью метра и ритма
Тема: Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.7).
Последовательность выполнения задания:
1. Разделить лист на две части. В первой части листа закомпоновать шесть квадратов размером 6х6 см. Изобразить в них метрические и ритмические композиции.
2. На второй половине листа из простых геометрических фигур построить выразительную композицию. Выбрать один из вариантов:
а) на основе взаимного проникновения трех или более встречных ритмических рядов;
б) на основе сочетания метрических и ритмических рядов.
Примеры выполнения данной работы показаны на (рис. 31, 32, 33).
Материалы: Формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА, тушь, рапидограф, ножницы.
Задание 8. Организация плоскости с помощью контрастных и нюансных отношений
Тема: Закономерности контраста, нюанса как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.8).
Последовательность выполнения задания:
Лист условно разделить на две части. В первой части листа:
1. Выполнить композицию в черно-белой графике путем наложения простых элементов (геометрических фигур) друг на друга с использованием контраста по размеру и форме.
Рис. 29. Организация плоскости с помощью подобных элементов
Рис. 30. Организация плоскости с помощью подобных элементов
Рис. 31. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему
Рис. 32. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему
Рис. 33. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему
2. Выполнить композицию в черно-белой графике путем наложения элементов друг на друга с использованием нюансных отношений по размеру и форме.
На второй части листа: создать методом аппликации образную композицию с применением контраста или нюанса. Композиция должна иметь четко выраженный характер. Примеры выполнения данной работы показаны на (рис 34, 35, 36, 37).
Типичные ошибки:
контраст или нюанс выражен недостаточно последовательно. Композиция носит пограничный характер;
нет равновесия форм.
Материалы: Формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА, тушь, рапидограф, ножницы.
Рис. 34. Организация плоскости с помощью контрастных и нюансных отношений
Рис. 35. Организация плоскости с помощью контрастных и нюансных отношений
Рис. 36. Организация плоскости с помощью контрастных и нюансных отношений
Рис. 37. Организация плоскости с помощью контрастных и нюансных отношений
ИТЕРАТУРА
Быков З.Н. и др. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий. – М.: Высш. шк., 1986.
Власов В.Г. Основы композиции декоративно-прикладного искусства. СПб: Образование, 1997.
Лебедев Ю.С. и др. Архитектурная бионика. – М.: Стройиздат, 1990.- 269 с.
Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция. – М.: Стройиздат, 1993.
Тиц А.А. и др. Основы архитектурной композиции и проектирования. – Киев: Высш. шк., 1976. – 256 с.
Устин В.Б. Композиция в дизайне. – М., 1997.
Чернышев О.В. Формальная композиция. – Минск: Харвест, 1999.
Шевелев И.Ш. и др. Золотое сечение. – М.: Стройиздат, 1990.