Факторы, определяющие внимание
Факторы, обеспечивающие избирательный характер познавательных процессов, объем и устойчивость сознательной деятельности, могут быть объединены в две основные группы1.
Внешние факторы, определяющие направленность внимания. К ним прежде всего относятся интенсивность, сила раздражителя. Любой сильный раздражитель (резкий звук, яркий свет, неприятный запах и т.д.) привлекает внимание человека. Особую роль в привлечении внимания играет контраст раздражителей Поэтому, если субъект утверждает, что он не обратил внимание на какой-либо сильный раздражитель, то это может свидетельствовать о том, что он либо находился в каком-то необычном психофизиологическом состоянии, или просто не желает по какой-то причине говорить правду.
Другим внешним фактором, влияющим на качество внимания, может быть новизна раздражителя (абсолютная или относительная) либо вовсе полное отсутствие привычного раздражителя.
Одним из внешних факторов, положительно влияющих на общий уровень внимания, является структурно упорядоченная организация раздражителей, действующих на разные анализаторы. Поэтому в процессе любой деятельности необходимо обеспечивать наиболее рациональные формы организации потока информации (А.Р. Лурия). Данная рекомендация имеет особо актуальное значение, например для следователя, действующего в ситуации проведения обыска, осмотра места происшествия, когда умение организовывать свое внимание во многом обеспечивает качественное выполнение им своих служебных обязанностей, получение наиболее полного объема доказательственной информации.
Субъективные факторы, определяющие направленность внимания. К этим факторам относятся: соответствие внешних раздражителей потребностям человека, та значимость, которую он придает этим раздражителям. К субъективным факторам, влияющим на поддержание внимания, также относятся чувства, эмоции, которые вызываются воспринимаемыми объектами, интерес человека к изучаемому явлению. Сильный интерес делает соответствующие сигналы доминирующими,
тормозя при этом побочные раздражители, не относящиеся к сфере интересов человека.
Субъект, который совершает противоправные действия, находится под интенсивным воздействием внешних и субъективных факторов, которые порой мешают ему сосредоточиться и целенаправленно управлять своим вниманием на месте происшествия, в результате чего ему не удается полностью уничтожить или скрыть следы своей причастности к совершенному преступлению.
Усвоение следователем этой очевидной истины должно мобилизовывать все его интеллектуальные силы, знания, опыт на поиск следов преступления в самой, казалось бы, безнадежной с точки зрения раскрытия преступления следственной ситуации. При решении подобных сложных задач особую роль играют волевые усилия следователя, позволяющие ему сосредоточить свое внимание на тех или иных предметах обстановки места происшествия.
На уровень внимания в значительной степени влияют: общее состояние здоровья человека, психофизиологические расстройства, усталость, приводящие к снижению объема внимания, к появлению рассеянности
Если внешние факторы во многом определяют уровень непроизвольного внимания, которое сказывается на процессах восприятия событий свидетелями, потерпевшими, то субъективные факторы, особенно воля, формируют высшую форму внимания, присущую человеку, — произвольное внимание, которым юрист должен управлять.
В процессе деятельности напряженность внимания изменяется и может наступить момент, когда для поддержания его на должном уровне уже не требуются волевые усилия. В таких случаях говорят о наиболее развитой, устойчивой, социально обусловленной форме внимания — послепроизвольном внимании, направляющем познавательные процессы человека в личностно значимой для него деятельности.
Характеристика внимания.
Внимание представляет собой сложное психическое явление, наделенное целым рядом характеризующих его признаков, среди которых можно выделить следующие:
Объем внимания. Объем внимания определяется количеством изолированных элементов, одновременно воспринимаемых субъектом. Для взрослого человека объем внимания охватывает примерно б элементов. Если между этими элементами устанавливаются смысловые связи, то объем внимания возрастает. Однако чрезмерное увеличение объема внимания может отрицательно отразиться на его интенсивности и, следовательно, отрицательно повлиять на результаты деятельности. Данную особенность внимания следует учитывать во время осмотра места происшествия, обыска. Стремление быстрее завершить работу за счет расширения объема внимания, как правило, приводит к тому, что из поля зрения ускользают более мелкие объекты, различного рода следы и т.п.
Концентрированность и распределяемость внимания. Концентрированность внимания выражается в том, что при необходимости сознание человека, как правило, направляется на один объект или контролирует один вид деятельности.
Однако концентрация внимания на одном объекте приводит к положительному результату только в том случае, если субъект способен своевременно и последовательно переключать его и на другие объекты. Поэтому такие свойства внимания, как концентрированность, распределяемость, объем тесно связаны между собой.
Распределяемость внимания позволяет одновременно совершать несколько действий, следить за несколькими независимыми процессами. Умение распределять внимание является профессионально важным качеством юриста, особенно следователя, прокурора, судьи. В условиях возрастающих нагрузок, когда у следователя может находиться в производстве значительное количество уголовных дел, очень важно, чтобы эти дела со своими сроками движения постоянно были в сфере внимания следователя и по каждому из них он мог планировать и своевременно проводить следственные действия, укладываясь в установленные законом сроки расследования.
Устойчивость внимания. Данное качество внимания определяется продолжительностью сосредоточенности сознания на каком-либо одном объекте. Хорошо известно, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний в среднем составляют от 2 до 12 с. Они связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. Это еще раз подтверждает, что внимание в своей физиологической основе неустойчиво.
С точки зрения решения практических задач нас больше интересуют колебания внимания, которые имеют место при продолжительных занятиях человека какой-либо деятельностью. Замечено, что в этих условиях непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15—20 мин.
Наиболее простым способом поддержания устойчивости внимания является волевое усилие. Но оно действует до тех пор, пока не будут исчерпаны возможности психики, после чего неизбежно появляется состояние утомления, которое можно предупредить кратковременными перерывами в работе, особенно если она однообразна и сопряжена со значительными психофизиологическими перегрузками.
Можно также продлить устойчивость внимания на определенное время, если попытаться отыскать в том или ином предмете новые признаки, посмотреть на него как бы со стороны, под другим углом зрения. В ином случае наше сознание заходит «как бы в тупик», и тогда «создаются предпосылки для легкой отвлекаемости и неизбежно наступают колебания внимания»1.
Таким образом, сохранить на должном уровне устойчивость внимания к изучаемому предмету можно, как бы заставляя этот предмет «развиваться» на наших глазах, чтобы он обнаруживал перед нами каждый раз свое новое содержание. «Лишь изменяющееся и обновляющееся содержание, — пишет об этом процессе С.Л. Рубинштейн, — способно поддерживать внимание»1. Данное положение психологии лежит в основе разработанной в криминалистике динамической стадии осмотра места происшествия.
Переключаемость внимания. Устойчивость внимания не исключает его гибкости, переключаемое™, лежащей в основе способности субъекта быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке, перестраиваться по ходу запланированной работы.
Весьма распространенным приемом, позволяющим в течение всего рабочего дня поддерживать на должном уровне внимание, является смена действий (видов деятельности), например, чередование допросов с составлением процессуальных документов, изучение поступивших материалов с приемом посетителей.
Внимательность является профессионально важным свойством личности юриста. Внимательность формируется в ходе активного участия в профессиональной деятельности, в результате развития юристом воли, целеустремленности, осознания им важности решаемых задач. Внимание лежит в основе таких значимых в профессиональном отношении свойств личности юриста, как любознательность, наблюдательность, высокая работоспособность и творческая активность.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое память?
2. Виды памяти, их характеристика.
3. Основные процессы памяти, учет закономерностей памяти юристом.
4. Мнемические приемы, улучшающие запоминание, использование их юристом в своей профессиональной деятельности.
5. Приемы активизации памяти участников судопроизводства.
6. Что такое мышление, его виды?
7. Охарактеризуйте вербально-логическое мышление, покажите его роль в деятельности юриста.
8. В чем состоят особенности творческого мышления?
9. Охарактеризуйте этапы мыслительного процесса. Как они проявляются в деятельности следователя?
10. Какими качествами должно отличаться мышление юриста?
11. Перечислите способы активизации мыслительной деятельности, которые могут использоваться юристами в своей профессиональной деятельности.
12. Что представляет собой воображение и каково его значение в деятельности юриста?
13. Что такое внимание? Перечислите характеризующие его признаки и виды.
14. Какие факторы влияют на объем и качество внимания?
15. Роль внимания в профессиональной деятельности юриста.
ГЛОССАРИЙ
Наименование понятия | Его содержание |
Память | Это сложное психическое явление, проявляющееся в способности человека запоминать, сохранять в сознании и в последующем воспроизводить различные обстоятельства, имевшие место в прошлом |
Образная память | Память, основаная на различных представлениях, зрительных, слуховых, вкусовых и других образах. |
Двигательная память | это память, в основе которой лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве |
Эмоциональная память | Память, состоящая в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. |
Вербально-логическая память | это вид памяти, основным содержанием которой являются наши мысли, выраженные в словесной форме. |
Непроизвольная память | чаще всего сопровождает деятельность, которая не преследует цели запомнить и сохранить сопутствующие ей обстоятельства. |
Произвольная память | Память, опосредованая целью и задачами запечатлеть, сохранить в сознании, а иногда и воспроизвести какие-то факты, знания. Это наиболее продуктивный вид памяти |
Кратковременная память | Память, которая характеризуется очень коротким временем сохранения следов после однократного воздействия раздражителя. |
Долговременной памяти | присуще длительное сохранение полученных знаний, приобретенных навыков. Она безгранична по времени, действует в течение всей жизни человека. |
Оперативная память | обеспечивает сохранение и воспроизведение той информации, которая необходима для достижения цели определенного действия, с выполнением которого она перестает функционировать. Она включает в себя некоторые признаки как долговременной, так и кратковременной памяти, занимая среди них промежуточное место. |
Запоминание | это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление и сохранение в сознании новой информации. |
«эффект Зейгарник» | когда незавершенные, прерванные действия запоминаются почти в два раза чаще, чем законченные. Данная закономерность связана с тем, что эмоционально окрашенные впечатления, сопровождающие незавершенные действия, вызывают более стойкие очаги возбуждения в коре головного мозга |
фактор края | когда первые и последние элементы в ряду удерживаются в памяти лучше, чем элементы, расположенные в середине. Хуже всего запоминаются элементы, несколько смещенные от центра к концу ряда. |
Воспроизведение | Это процесс памяти, в результате которого актуализируется ранее усвоенный материал |
Узнавание | это воспроизведение объекта при повторном его восприятии с опорой на запечатленный образ данного объекта |
реминисценция | усиление в памяти новых смысловых связей при отсроченном воспроизведении. |
Забывание | процесс памяти, обратный запоминанию и сохранению. Забывание тем активнее, чем реже усвоенный материал используется человеком в своей деятельности |
Мышление | это опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений окружающего мира |
Воображение | это психический процесс, состоящий в создании новых образов объектов, явлений на основе имеющихся знаний и представлений. |
Внимание | это психическое явление, состоящее в сосредоточенности сознания, отельных психических процессов на определенном объекте с одновременным отвлечением от посторонних раздражителей |