Законодательные и нормативные правовые основы управления БЖД. Экономические основы управления безопасностью. Страхование рисков
Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. Системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения.
Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция– Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.
Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:
· Федеральные законы.
· Указы Президента РФ.
· Постановления Правительства РФ.
· Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.
· Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).
· Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.
Основные направления деятельности
Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУЭБиПК МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции: функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию; правоприменительные полномочия в области обеспечения экономической безопасности государства; противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности.
Основные задачи: Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики по вопросам деятельности Главного управления. Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования по вопросам деятельности Главного управления. Определение приоритетных направлений по вопросам деятельности Главного управления. Принятие в пределах своей компетенции мер по реализации государственной политики по вопросам деятельности Главного управления. Координация деятельности территориальных органов МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России по вопросам деятельности Главного управления. Организация ведомственного и межведомственного взаимодействия по вопросам деятельности Главного управления. Организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений экономической безопасности.
36.Экономические основы управления безопасностью. Современные рыночные методы экономического регулирования различных аспектов безопасности: позитивные и негативные методы стимулирования безопасности. Понятие экономического ущерба, его составляющие и методические подходы к оценке. Материальная ответственность за нарушение требований безопасности: аварии, несчастные случаи, загрязнение окружающей среды.
Экономическая безопасность в этой связи не может быть обеспечена в рамках критериев экономики. Модификация поведения сфокусирована на его последствиях. Если у рабочего есть выбор поведенческих моделей, он выберет ту, которая, по его мнению, должна дать положительный результат. Рабочий принимает решение не на голом месте, он вступает в определенные отношения, обладает навыками, в его распоряжении инструменты, определенные условия труда, которые оказывают влияние не его выбор. Однако самым важным является то, что следует за действием, прогнозируемые последствия, которые и определяют выбор поведения.
Под экономическим ущербом от загрязнения окружающей среды понимается денежная оценка негативных изменений основных свойств окружающей среды под воздействием загрязнения.
Имеется в виду самый широкий спектр последствий - от ухудшения здоровья человека, вынужденного дышать грязным воздухом, пить воду, содержащую вредные примеси до убытков, вызванных ускорением коррозии металлов, снижением продуктивности сельхозугодий, гибелью рыбы.
Вредные воздействия наблюдаются в нескольких видах:1) ухудшение качества жизни: рост заболеваний, смертности, ухудшение условий рекреаций; 2) сокращение сроков службы имущества (основных фондов);3) растет концентрация вредных примесей в воздухе (воде, используемой в процессе производства), т.е. ухудшается качество природно-ресурсного потенциала.
Методические трудности оценки экономического ущерба приводят к тому, что он практически почти не применяется в системе обобщающих показателей деятельности предприятий и тем более при оперативном экономическом контроле производства. Но учет ущерба абсолютно необходим при проектировании, процедуре ОВОС и оценке эффективности средозащитных мер.
Материальная ответственность работника может быть предусмотрена в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору о полной материальной ответственности, заключенном с ним. Основные права и обязанности работника перечислены в статье 21 ТК РФ, одной из которых является соблюдение требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.
Оправданным риском причинения материального вреда имуществу работодателя признается действие, которое соответствует современным знаниям и опыту работника, когда поставленная работодателем цель не могла быть достигнута иными способами, а лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения ущерба.
37.Основные понятия, функции, задачи и принципы страхования рисков. Страхование рисков: экологическое страхование, страхование опасных объектов, страхование профессиональных рисков.
Страхование – отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации (РФ), субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Экологическое страхование является важнейшей частью экономического механизма охраны окружающей среды. Под экологическим страхованием (страхованием ответственности за нанесение вреда окружающей среде) понимается страхование гражданской ответственности владельцев потенциально экологически опасных объектов в связи с необходимостью возмещения третьим лицам ущерба, обусловленного загрязнением окружающей среды, технологической аварией или катастрофой. Эксплуатация опасных объектов сопряжена со значительными рисками. Помимо риска гибели или повреждения самого объекта, существует значительный риск причинения вреда третьим лицам (жизни, здоровью, имуществу) и окружающей среде.
Страхование ОПО— единственный эффективный способ защитить себя от негативных последствий аварий на опасных объектах. Страхование опасных объектов осуществляется в соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Закон обязывает организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, страховать свою ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей среде в случае аварии.