Этикет как внешнее проявление нравственной культуры
Этикет-наука о поведении. Строгая регламентация поведения и общения людей пронизывает всю историю человечества. Этикет - вообще - это совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет - составная часть внешней культуры человека и общества. В него входят те требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определённая форма поведения. Хотя этикет, в конечном счёте, выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в действительности же имеет чисто внешнюю, оторванную от своего нравственного содержания форму. Каждое общество, каждая общественная группа вырабатывает свою собственную систему ценностей, а значит, и свои критерии "должного" поведения. Именно эта ценностная значимость норм и правил, которое соблюдает данное сообщество, и лежит в основе их поведения, т.е. этикета. Этикетные правила лишь составляющая сложной системы нравственной сферы жизнедеятельности человека. Структурными основными частями этой сферы являются: нравственные отношения, нравственная деятельность, нравственное поведение.
Ещё в период первобытного человеческого стада стали складываться некоторые стереотипы поведения (которые можно рассматривать как зачатки нравственных отношений и этикетных форм). Строго говоря, существуют лишь две исторических формы этикета: патриархальная, демократическая. Патриархальный этикет берёт свое начало в самых глубинах веков - у начал человеческой культуры. Необходимость возникновения этикетных норм была обусловлена биологически. В человеческом стаде отсутствовали инстинкты, отвечающие за поддержание и сохранение рода. Уже на уровне биологической выживаемости встаёт проблема воспитания. Постепенно, с накоплением в человеческом сообществе различных умений и навыков по обживанию и освоению окружающей среды, в воспитательных комплекс входит и система передачи этих знаний. Со становлением родового (первоначально - материнского) строя нормы поведения нравственности проникают во все области человеческого бытия. Сложные традиции и обряды складываются и в экономической деятельности (охота, ткачество, рыболовство, приготовление пищи и т.д.) и в "политической" (управление внутри рода, взаимоотношения с соседями-соперниками по освоению территории, военные действия и т.д. и в сфере воспитания; и в процессе бытия индивида (рождение, взросление, женитьба, смерть). Появляются новые традиции: инициации и табу, в которых закрепляются навыки жизнедеятельности, ритуализируется факт перехода в другую возрастную группу. В родовом строе появляется и религиозные формы отношения к миру. С помощью, которой нормы поведения людей сакрализируются.
На стадии отцовского рода с развитием человеческих умений по освоению окружающей среды, с возникновением власти и появлением имущественного неравенства, формируется новая мораль, новый "кодекс чести" человека. В нём закрепляется власть отца, полноправного владыки большой семьи. Эти нормы и правила распространяются не только на семейно-брачные отношения, но и на все сферы человеческой деятельности. Следы патриархальной нравственности и этикета бытуют и по сей день.
Демократический этикет имеет более короткую историю. Демократизация этикета начинается со снятия клейма отцы-дети со всех человеческих отношений. В этикетные формы отношений вовлекается всё больше людей. Если раньше этикет был только для избранных (знати), то теперь он становится достоянием народа. Изменяется и содержание этикета, так как меняется общество, в котором он функционирует. Сам стиль жизни становится всё более универсальным. Один и тот же человек предстаёт во многих лицах и как участник экономического процесса и как политического процесса; и как член профессионального сообщества; и как семьянин; и т.д. Выработались принципиально новые формы этикета, основанные на: профессиональных особенностях, на своеобразии тех или иных жизненных ситуаций, на специфичности некоторых сфер жизнедеятельности современного общества.