Иерархия потребностей а.маслоу
Согласно А.Маслоу, все человеческие потребности человека можно расположить в виде иерархии. Обычно данную теорию представляют в виде пирамиды. Суть данной пирамиды состоит в том, что при регулярном удовлетворении тех или иных потребностей в полном объеме у человека всегда появляются потребности новые, более высокого уровня.
Маслоу определяет пять уровней иерархии, которые он называет базовыми потребностями. К ним он относит:
1. физиологические потребности (голод, жажда, кров, сон и т.п.);
2. потребности безопасности (безопасность семьи, здоровье, трудоустройство, стабильность);
3. потребности в принадлежности и любви (дружба, семья, принадлежность к группе, общение);
4. потребности в уважении, признании (самооценка, отношение окружающих);
5. потребности в самоактуализации или потребности личного совершенствования (самовыражение, персональное развитие).
На рисунке 1. представлена иерархия потребностей по А. Маслоу в том виде, в котором она чаще всего представлена в различных источниках.
Рисунок 1 - Иерархия потребностей по Маслоу
Существует также боле подробная классификация. В этой классификации Маслоу выделяет семь уровней:
1. низший – физиологические потребности (голод, жажда, кров, сон и т.п.);
2. потребность в безопасности (чувство уверенности, избавление от страха и неудач);
3. потребность в принадлежности и любви;
4. потребность в уважении (достижение успеха, одобрение, признание);
5. познавательские потребности (знание, умение, исследование);
6. эстетические потребности (гармония, порядок, красота);
7. высший – потребность в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности).
На рисунке 2 представлена иерархия потребностей по второй классификации.
Рисунок 2 – Расширенная иерархия потребностей по Абрахаму Маслоу
По мере удовлетворения низлежайших потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью.
Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.
Согласно данной теории, потребности первого уровня – физиологические – являются врожденными и присущи всем людям.
А потребности боле высоких уровней могут появиться только в том случае, если достигнут определенный уровень потребностей предыдущего уровня.
Так, потребность в безопасности, защите и порядке возникает, если физиологические потребности человека удовлетворены не менее, чем на 85%.
Социальные потребности возникают при удовлетворении потребности в безопасности на 70%.
Социальные потребности также должны быть удовлетворены на 70% для того, чтобы у человека возникла потребность в самоуважении, которое подразумевает достижение определенного социального статуса, свободы действий.
При удовлетворении потребности в самоуважении на 60%, личность начинает испытывать потребности в самоактуализации, самовыражении, реализации своего творческого потенциала. Эту последнюю потребность удовлетворить сложнее всего, и даже при достижении 40% уровня самоактуализации, человек чувствует себя счастливым, но достигают этого уровня только 1-4% населения Земли. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.
Теория иерархических потребностей А.Маслоу показала, что стимулирование подчиненных исключительно экономическими стимулами. Способствующими удовлетворению потребностей только низших уровней, не продуктивно. Значительно лучших результатов можно добиться, ставя цели организации, способствующие удовлетворению высших потребностей подчиненных.
В таблице 1 представлены возможные методы удовлетворения потребностей высших уровней по А. Маслоу.
Знание иерархии потребностей требует от руководителя в первую очередь, определить, какой уровень иерархии является для работника наиболее актуальным.
Иерархия потребностей позволяет понять, что уровни актуальных потребностей работников могут различаться.
Данная концепция помогает организации определить последовательность стимулирования работников, учитывать не только физиологические потребности, но и потребности более высоких уровней.
Однако нельзя рассчитывать, что стимулирование, которое один раз оказалось эффективным, будет эффективно всегда.
Таблица 1 – Методы удовлетворения потребностей высших уровней
Уровень потребностей | Методы стимулирования |
Социальные потребности | 1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться. 2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды. 3. Проводите с подчиненными периодические совещания. 4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба. 5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок. |
Потребности в уважении | 1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу. 2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами. 3. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений. 4. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия. 5. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице. 6. Обеспечивайте обучение и переподготовку персонала, которые повышают уровень компетентности. |
Потребности в самовыражении | 1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал. 2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи. 3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности. |
Согласно Маслоу, когда потребности более низкого уровня удовлетворены, потребности более высокого порядка становятся важнее. Однако это скорее характерно для категории людей с низким уровнем дохода, так как их основные потребности в пище и жилье слабо удовлетворены.
У среднего класса, профессионалов и менеджеров порядок и значимость потребностей будут напоминать ромб. Для среднего класса актуальны потребности второго, третьего и четвертого уровней и не актуальны – первого и пятого.
Класс людей с высоким уровнем дохода (топ-менеджеры) давно удовлетворил низшие потребности, а актуальность средних потребностей для них невелика, так как они работают индивидуально, а не в команде, над ними нет начальников и т.д., зато очень сильна потребность в самовыражении. В этом случае пирамида будет перевернутой.
Поскольку в различных странах относительная важность потребностей определяется по-разному, руководители организаций, действующих на международном уровне, должны знать различия и принимать их в расчет.
Был проведен сопоставительный анализ пяти различных групп руководителей. Эти группы были сформированы по географическому принципу:
1. руководители английских и американских фирм;
2. японские руководители;
3. руководители фирм Германии, Дании, Швеции, Норвегии;
4. руководители фирм Испании, Франции, Бельгии, Италии;
5. руководители фирм Аргентины, Чили, Индии.
Один из результатов этого исследования состоял в том, что руководители таких стран, как Аргентина, Чили, Индия, придавали большее значение всем потребностям иерархии Маслоу и степени их удовлетворения, чем руководители каких-либо других стран. Руководители фирм Испании, Франции, Бельгии, Италии больше всего стремятся удовлетворить социальные потребности. Это говорит о важности использования при работе с ним таких вознаграждений. Как повышение статуса, социальное уважение, признание заслуг.
Более позднее исследование на эту же тему, составленное на основании результатов опросов и посвященное определению потребности людей из более 40 стран, позволило сделать вывод, что теории мотивации, разработанные американскими учеными, базируются на неявном допущении о том, что американская система культурных ценностей и идеалов существует и за границей. Однако это не соответствует действительности.
Теория человеческих потребностей Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полностью. Можно сделать вывод, что людей можно отнести к той или иной достаточно широкой категории, характеризующейся какой-либо потребностью высшего или низшего уровня. Но четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей по Маслоу не существует. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека. Многие авторы, считают, что данная теория не учитывает индивидуальные отличия людей.
По мнению таких авторов как Какабадзе, Людлов и Винникомб, занимавшихся изучением динамики групп, индивид испытывает потребность во власти, и удовлетворение этой потребности облегчается посредством членства в группе. Данная группа авторов считает, что к потребностям, названным Маслоу, следовало бы добавить еще одну, потребность во власти. По их мнению, данная потребность может быть удовлетворена только в условиях группы: либо за счет обретения непосредственной власти над другими членами группы, либо за счет использования силового потенциала группы для осуществления изменений в организации, реализация которых была бы невозможна для самого индивида.
Иерархия потребностей оказала огромное влияние на современный подход к мотивации в менеджменте. Однако, проведенные исследования, дают слабое эмпирическое подтверждение этой теории. Результаты большинства исследований показывают, что теория Маслоу не отвечает на все вопросы, связанные с мотивацией человека.