Психологические причины создания опасных ситуаций и производственных травм
В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действий в целом. Человек нарушает правила, инструкции, либо он не хочет их выполнять, либо он не знает, как это сделать, либо он не в состоянии это сделать.
Таким образом, в психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса.
Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т. п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения).
Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.
Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы. Такое несоответствие, как и в случае с нарушением мотивационной части действий, может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т.д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).
Эта классификация предоставляет реальную возможность в соответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назначить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная часть - пропаганда и воспитание; ориентировочная - обучение, отработка навыков; исполнительная - профотбор, медицинское обследование.
Кроме того, причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с человеческим фактором, можно разложить по различным уровням, а именно:
• уровень индивидуума (врожденные или приобретенные временно или постоянно психические и физиологические характеристики организма);
• уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных отношений, неудовлетворительный инструктаж по безопасности труда, жилищные и материальные заботы и т.д.);
• уровень общества (недостаточная информированность о профессиональных рисках и последствиях от них, изъяны в стратегии организации безопасного труда в отрасли или на предприятии, нарушения в условиях труда и т.д.).
Неоднократно отмечались как факторы, обусловившие временную склонность к несчастному случаю, возраст и стаж пострадавшего от травмы.
Замечено, что травматизм имеет два пика: у молодых работников и у лиц, имеющих стаж более 10-15 лет.
Факторы молодости и недостатка профессионального опыта в начале освоения профессии обусловливают наивысший уровень травматизма в первый год работы. Это связано с неопытностью работающего: недостатком знаний, неумением диагностировать опасную ситуацию, а также определить возможные последствия допущенной ошибки быстро реагировать и находить правильные решения в сложных ситуациях. С ростом стажа число несчастных случаев, как правило, снижается.
Второй пик травматизма намечается у лиц, имеющих трудовой стаж более 10-15 лет. Это объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, снижением психических и физиологических функций, связанных с процессом старения, влияющим на четкость и точность выполнения работ (осложнение в приеме информации, уменьшение сопротивляемости действию побочных факторов, нарушающих выполнение работы, ухудшение памяти, закрепление старых привычек, понижение точности движений и т.д.). Во-вторых, пренебрежительным отношением к правилам безопасности в результате привыкания к опасности: «вторичная беспечность» - так называют это состояние, формирующееся под влиянием опыта, которое приводит к нарушению правил безопасности.
Возраст и стаж однозначно не могут быть причиной несчастного случая, но могут быть дополнительными условиями возникновения опасной ситуации, т.е. быть предпосылками производственной травмы.
Временная склонность к несчастному случаю может быть связана с каким-то «отрицательным» опытом, с памятью о прошлом. Однажды пережитый несчастный случай может вызывать остаточное психическое воздействие, которое увеличивает подверженность опасности. Человек, пострадавший на какой-то фазе рабочего процесса, может постоянно испытывать при приближении этой фазы непреодолимое чувство страха, а вместе с тем неуверенность, приводящую к ошибкам и повторению несчастного случая. Эти предпосылки, или косвенные причины, начинают относительно стабильно действовать уже до начала несчастного случая. Это становится фоном опасного поведения.
Когда цели можно достичь разными путями, то человек выбирает тот путь, который, по его представлению и опыту, требует наименьшей затраты сил, и на избранном пути он расходует не больше усилий, чем необходимо (т. е. достигает цели быстрее и с наименьшими энергетическими затратами). Это, по мнению психологов, есть частный случай общего принципа наименьшего действия. Именно по этой причине часто рабочие не используют индивидуальные и коллективные средства защиты, пропускают операции, необходимые для обеспечения безопасности, но не влияющие на получение конечного продукта, выбирают более легкие, но и более опасные рабочие позы и движения. Появлению стремления экономить силы за счет выбора опасного способа действия способствуют недостатки в организации труда, техники и технологии.
С психологической точки зрения большое значение в формировании поведения на производстве имеет социальная и физическая безнаказанность работника, совершающего опасные действия. Физическая безнаказанность обусловливается тем, что неправильное действие в определенных случаях не сопровождается травмой. Работник считает, что вероятность получения травмы настолько мала, что ею можно пренебречь. Социальная безнаказанность обусловливается тем, что зачастую коллеги и начальство снисходительно относятся к нарушению, считая, что полученная продукция компенсирует такие мелочи, как нарушение инструкции по охране труда. Такая безнаказанность формирует привыкание к опасности и ложное представление работающих о личной неуязвимости.
При обстоятельствах, одинаковых для всех работающих, определяющее значение в формировании на производстве линии поведения каждого человека в отдельности имеют его индивидуальные качества, отражающие совокупность социально-психологических и физиологических свойств. Они включают тип нервной системы, темперамент, характер, особенности мышления, образование, опыт, воспитание, здоровье и т. п.
Тем не менее, широкий спектр свойств личности, социальных обстоятельств и производственных условий труда формируют 12 психологических причин сознательного нарушения правил безопасной работы.
Экономия сил - потребность, которая побуждает к действиям, направленным на сохранение энергетических ресурсов. Поведение человека строится по принципу «наименьшего действия».
Экономия времени - стремление увеличить производительность труда для выполнения плана или личной выгоды за счет увеличения темпа работы, пропуска отдельных операций, не влияющих на конечный результат труда, но необходимых для обеспечения его безопасности.
Адаптация к опасности или недооценка опасности и ее последствий - причина, которая возникает в результате способности человека привыкать к явлениям, осваиваться с ними. Основа фактора «недооценка опасности» - безнаказанность физическая и социальная, за совершение неправильных действий.
Самоутверждение в глазах коллег, желание нравиться окружающим. Проявляются эти моменты рискованными действиями. Риск для таких людей дело не просто привычное - благородное.
Стремление следовать групповым нормам трудового коллектива. Это происходит там, где нарушение правил безопасности или технологического процесса поощряется молчаливо или громогласно. Девиз производственной деятельности - «план любой ценой». Выполнение правил безопасности в таких случаях может поставить человека в положение «белой вороны».
Ориентация на идеалы. Идеалами могут быть как примерные работники, так и нарушители.
Самоутверждение в собственных глазах может быть причиной сознательного игнорирования безопасных методов труда. Часто это объясняется врожденной неуверенностью в себе или упреками каких-либо лиц, не связанных с конкретным производством.
Переоценка собственного опыта приводит к тому, что зная об опасности и ее последствиях, человек рискует, думая, что его расторопность и опыт помогут или даже гарантируют возможность быстро принять меры для предотвращения аварии или несчастного случая, выскочить из опасной зоны и т. п.
Привычка работать с нарушениями, перенесение привычек. Эти «качества» могут быть приобретены на другой работе или вне работы.
Стрессовые состояния, побуждающие человека к действиям, которые, по его убеждению, способны снять это состояние или ослабить. Более сильная форма этого - эмоциональный шок. Человеком движут чувства, а не разум.
Склонность к риску, вкус к риску как личностная характеристика. В психической структуре некоторых лиц имеется повышенная тенденция к рискованным действиям. Такие люди испытывают удовольствие «поставить все на карту».
Надситуативный риск(синонимы - бескорыстный, спонтанный, немотивированный, непрагматический, риск ради риска). Явление состоит в том, что субъект, успешно осуществляя какие-либо действия, как бы «вдруг» ставит перед собой цель, появление которой не продиктовано ситуацией и прямо не вытекает из нее.
Причины нарушения правил безопасности по сути своей направлены на одну цель: искать ближайшие допустимые и наиболее легкие пути удовлетворения вызвавших их потребностей.
Рассматривая поведение работающего, можно выделить объективные факторы производственной обстановки, создающие опасные действия и предопределяющие возникновение опасных ситуаций:
• отсутствие со стороны администрации надлежащего контроля и за соблюдением правил безопасности;
• конструктивные недостатки средств защиты работающих от воздействия опасных и вредных производственных факторов, которые дают возможность проникновения в опасную зону;
• конструктивные недостачи блокировочных устройств, позволяющие нейтрализовать их действия и возможность ведения работы опасными методами;
• несовершенная технология производственных процессов, допускающая ведение операции с нарушениями правил безопасности;
• текучесть кадров, которая приводит к привлечению к работам в выходные дни, к сверхурочным работам и т.д.; плохо поставленная пропагандистская и воспитательная работа;
• нарушение правил выполнения операций в результате отсутствия инструмента, механизма, материала, установки, на наличие которых исполнитель имел право рассчитывать при выполнении задания;
• недостаточная надежность. Инструмент, материал, станок или установка внезапно становятся непригодными к дальнейшему использованию, в то время как ранее они находились в рабочем состоянии;
• недостатки в проектировании оборудования. Ошибки в проектировании приводят к тому, что инструменты, станки или установки становится трудно использовать при выполнении производственных заданий;
• личностные факторы. Недостаточные знания методов выполнения задачи, ошибки инструктажа, плохое обучение способам использования инструмента, неправильное или опасное поведение во время работы и т.д.;
• неполное выполнение элементов задачи. Элемент запланированной задачи не был выполнен вовремя или выполнялся с ошибками;
• опасные ситуации, не зависящие от задачи, представляют собой потенциальную опасность (плохие условия труда, отсутствие или неисправность средств индивидуальной защиты и т. д.). Риск, связанный с такими ситуациями, может быть, как правило, исключен с помощью предупредительных мер технического или организационного характера.
Следовательно, в целях предупреждения нарушения правил безопасности необходимо применять меры организационного и технического характера, исключающие возможность появления или создания условий для выполнения опасных действий, лишить работающего возможности делать выбор между опасным и безопасным способом деятельности; усиление воспитательной, пропагандистской и учебной деятельности, направленной на формирование необходимого поведения.