Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студента – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Она способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов позволит им закрепить полученные знания и умения, подготовиться к предстоящим занятиям и сдаче экзамена.
Самостоятельная работа предполагает нормирование культуры умственного труда, самостоятельности и инициативы в поиске и приобретении знаний; закрепление знаний и навыков, полученных на всех видах учебных занятий; подготовку к предстоящим занятиям, зачетам, экзаменам; выполнение курсовых работ (задач).
Самостоятельный труд развивает такие качества, как организованность, дисциплинированность, волю, упорство в достижении поставленной цели, вырабатывает умение анализировать факты и явления, учит самостоятельному мышлению, что приводит к развитию и созданию собственногомнения, своих взглядов. Умение работать самостоятельно необходимо не только для успешного усвоения содержания учебной программы, но и для дальнейшей творческой деятельности.
Необходимым условием для успешной самостоятельной работы является четкое планирование своего рабочего времени и отдыха. Приступая к изучению курса, студент, прежде всего, должен ознакомиться с рабочей программой изучаемых в семестре дисциплин, учебным планом, расписанием занятий и методическими указаниями и после этого приступить к чтению рекомендуемой литературы. Рекомендуется не только ознакомиться с этими документами, но и изучить их.
Успех в процессе самостоятельной работы, самостоятельного чтения литературы во многом зависит от умения правильно работать с книгой, работать над текстом.
Опыт показывает, что при работе с текстом целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом. Не запоминать, а понять общий смысл прочитанного материала. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом.
Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др.
Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним.
Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана.
Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект– это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов.
План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В процессе изучения материала источника, составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым, удобным для работы.
Работа с лекционным материалом. Какими бы замечательными качествами в области методики ни обладал лектор, какое бы большое значение на занятиях ни уделял лекции слушатель, глубокое понимание материала достигается только путем самостоятельной работы над ним.
Самостоятельную работу следует начинать с доработки конспекта, желательно в тот же день, пока время не стерло содержание лекции из памяти (через 10 ч после лекции в памяти остается не более 30% материала).
С целью доработки необходимо в первую очередь прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки, расшифровать не принятые ранее сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения, возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи. Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.
Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выводу с карандашом в руках всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению. Потери логической связи как внутри темы, так и между ними приводит к негативным последствиям: материал учебной дисциплины перестает основательно восприниматься, а творческий труд подменяется утомленным переписыванием. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний. Очень полезным, но, к сожалению, еще мало используемым в практике самостоятельной работы, является предварительное ознакомление с учебным материалом. Даже краткое, беглое знакомство с материалом очередной лекции дает многое. Студенты получают общее представление о ее содержании и структуре, о главных и второстепенных вопросах, о терминах и определениях. Все это облегчает работу на лекции и делает ее целеустремленной.
После проработки каждой темы студент должен законспектировать основные положения и ответить на вопросы для самоконтроля.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтра. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы в вузе. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. И запомни: если не ты, то кто?
Семинарские и практические занятия по курсу рассматриваются как форма промежуточного контроля знаний студентов, и имеют цель закрепление полученных на лекциях теоретических знаний, а также контроль за выполнением студентами заданий по темам, подлежащим самостоятельному изучению.
Основными формами проведения семинарских и практических занятий являются:
· тестовый контроль по определенным темам курса;
· проведение письменных контрольных работ по изученным темам с целью проверки степени их усвоения студентами;
· обсуждение докладов (рефератов), выполненных студентами в ходе самостоятельного изучения специальной литературы и использование Интернет-ресурсов.
Особое значение имеет самостоятельная работа студентов по приобретению специальных знаний в сфере управления проектами в форме подготовки докладов по наиболее важным темам курса и выступлений в группах, разбора конкретных ситуаций в аудитории и самостоятельного решения задач.
Формой контроля полученных знаний являются письменное тестирование и устные доклады, проводимые на семинарах по завершению изучения материалов программы.
Студент должен четко уяснить, что его подготовка к семинарскому и практическому занятиям начинается с лекции. Вместе с тем, лекция лишь организует мыслительную деятельность, но не обеспечивает глубину усвоения программного материала.
При подготовке к ПЗ выделить 2 этапа:
1-й – организационный,
2-й – закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к ПЗ рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В начале ПЗ студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные явления и факты. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для решения практических задач.
Курсовая работа. В процессе изучения курса студент должен выполнить и представить в институт курсовую работу. Она предназначена для проверки хода и качества усвоения учебного материала. Содержание вопросов, выносимых для написания курсовой работы, и порядок ее защиты устанавливается ПМК кафедры.
Выполнение курсовой работы имеет целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач, привить навыки производства расчетов, проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений.
Курсовая работа позволяет углубить знания студентов по учебной дисциплине «Государственное и муниципальное управление». По форме и содержанию она должна составлять небольшой научно-теоретический труд по рассмотрению отдельных положений теории и практики работы при организации и руководству разработки и осуществлении проектов различной направленности и сложности.
При выполнении курсовой работы студент должен дать полный ответ на каждый из поставленных перед ним вопросов. При выполнении задания студент должен: изучить рекомендованную литературу, показать знание темы, проявить умение кратко и четко излагать усвоенный материал. Нельзя включать в работу материалы, не имеющие прямого отношения к теме. Недопустимо также дословное переписывание текста из источников.
Каждый студент выбирает из приведенного перечня контрольных самостоятельных работ свой индивидуальный вариант, исходя из начальной буквы своей фамилии и последней цифры шифра, который закреплен за студентом (прил. 1). Например, фамилия студента – Васин, номер зачетной книжки – 540. В табл. 1 на пересечении строки «В» и столбца «0» находят номер варианта контрольного задания – 8. В случае самостоятельного выбора темы она должна быть согласована с руководителем.
Критерии оценки курсовой работы
Общие критерии:
Ø соответствие работы теме;
Ø глубина и полнота раскрытия темы;
Ø адекватность передачи содержания первоисточника;
Ø логичность, связность;
Ø доказательность;
Ø структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);
Ø оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);
Ø дидактические, речевые и авторитарные способности;
Ø языковая правильность.
Частные критерии относятся к конкретным структурным частям КСР: введению, основной части, заключению.
1) Критерии оценки введения:
· наличие обоснования выбора темы, ее актуальности;
· наличие сформулированных целей и задач работы;
· наличие краткой характеристики первоисточников.
2) Критерии оценки основной части:
· структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;
· наличие заголовков к частям текста и их соответствие содержанию;
· проблемность и разносторонность в изложении материала;
· выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование;
· наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.
3) Критерии оценки заключения:
· наличие выводов по результатам анализа;
· выражение своего мнения по проблеме.
Общая оценка за контрольную самостоятельную работу:
«отлично», если выполнены все требования к написанию и защите КР: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
«хорошо», если студент выполнил основные требования к КР и его защите, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
«удовлетворительно», если имеются существенные отступления от требований к оформлению КР. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании работы или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
«неудовлетворительно», тема КР не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
При оформлении работы необходимо соблюдать следующие правила:
использовать листы белой бумаги формата А4, оставляя поля: слева 3 см, сверху и снизу 2,5 см, справа 1 – 1,5 см; шрифт – Times New Roman; размер шрифта – 14; интервал текста – полуторный (при печатании текста на пишущей машинке оставлять межстрочный интервал, равный 1,5 строки); выравнивание – по ширине;
заголовок (введение, название глав, заключение, перечень приложений, список используемой литературы) – печатать заглавными буквами, посередине строки, текст после заголовка – через 2 одинарных интервала;
название параграфов печатать строчными буквами, отступ до названия – 3 одинарных интервала, после названия – 2 одинарных интервала;
после текста привести список использованной литературы с указанием автора книги или статьи, ее название, издательство, год издания и номер(а) страницы;
титульный лист контрольного задания выполнить в соответствии с образцом (прил. 2).
Страницы, рисунки и таблицы в тексте должны быть пронумерованы. Объем работы не должен превышать 15-20 страниц).
При изучении тем дисциплины необходимо пользоваться приведенной выше основной и дополнительной литературой. Основная литература рекомендуется непосредственно для изучения соответствующих тем дисциплины. Дополнительная литература служит для углубленного изучения вопроса и для самостоятельного выполнения индивидуального контрольного задания.
Для работы с литературой студент должен обладать определенными умениями:
· умение поиска источников информации, отбор нужной информации в одном/нескольких источниках, ориентация в отобранных/рекомендуемых публикациях и др.
· умение смысловой переработки информации, содержащейся в интересующих студентов печатных материалах.
· умение письменной фиксации информации для ее последующего использования с помощью различных видов записи (план, реферат, аннотация и др.).
Для успешного функционирования всех перечисленных умений необходимо учитывать лингвистический фактор организации самостоятельной работы, характер литературы, которой пользуются обучаемые. Особенности материалов, служащих предметом самостоятельной деятельности студентов неязыкового вуза, должны учитываться при составлении комплекса упражнений, формирующего умения самостоятельной работы. Следовательно, самостоятельная работа студентов со специальной литературой должна быть организованной, причем успешная организация, в том числе и управление этой работой, будет зависеть в большей степени от учета психолого-педагогического и лингвистического факторов.