Этнопсихология и этнопедагогика

Этнопсихология тесно связана с этнопедагогикой. Этнопедагогика – отрасль педагогического знания, исследующая своеобразие целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для народов. Этнопедагогика занимается и сравнительными исследованиями специфики обучения и воспитания у различных этнических групп, анализирует влияние этнической психологии на обучение и воспитание представителей тех или иных этнических общностей, учитывает закономерности этнопсихологического влияния на организацию педагогического процесса.

Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в сферах: воспитания и образования молодого поколения, морально-этических и эстетических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации, контроля и коррекции поведения, его мотивов внутри этноса, межэтнических оценок и поведения, отношения к природе (Волков Г.Н.). Данная наука объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и изучает опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.

Этнопсихология через анализ психологической сущности и ценностных ориентации представителей этноса ищет совместно с этнопедагогикой пути эффективного воспитательного воздействия средств народной педагогики с учетом этнических эмоций, базирующихся на традиционных канонах, иерархии, мифологии, играх и мистификациях.

Предмет изучения этнопсихологии многосоставен и динамичен. Психология родового человека во многом отлична от психологии наших современников. К.Г. Юнг писал, что «архаичные исходные посылки существенно отличаются от наших, то есть первобытный человек живет в другом мире» (Мухина В.С.). В силу этого этнопсихология показывает невозможность наивного потребления данных, полученных внешним наблюдением приемов народной педагогики. Она подошла к пониманию того, что необходимо анализировать не отдельные приемы, а весь контекст образа жизни.

Культурологическая рефлексия позволяет этнопсихологу проникнуть сквозь оболочку народной педагогики и адекватно соотнести сопряженные в одном времени обычаи воспитания, сложившиеся в разные эпохи; выявить место в народной воспитательной системе того или иного обычая и тенденции его поступательного развития или угасания, то есть соединить исторические, этнографические и этнопедагогические знания.

Время трансформирует значения и смыслы в этническом самосознании и, следовательно, изменяет акцентуации самой народной педагогики. Однако в бессознательной сфере этносов сохраняются эмоционально-оценочные стереотипы реагирования на значения и смыслы ключевых понятий. Эти глубинные тенденции должна учитывать и этнопедагогика, и этнопсихология.

Раскрывая психологию архаичного человека, его картину мира и ценностные ориентации, мифология как наука дает уникальный материал для этнопсихологии и этнопедагогики. Представление архаичного человека о себе и об окружающем мире, выраженное в мифе, дает ключ к познанию глубинных первичных свойств психики индивида. Этнопсихология берет из мифов бесценный материал, объясняющий тенденции типичных форм проявлений человека в обществе и природном мире, его изначальные акцентуации. Этнопедагогика в свою очередь получает возможность выявить обобщенные в мифах формы воздействия лиц, являющихся предтечей сегодняшних воспитателей, педагогов, учителей.

Этнопсихология и этнопедагогика, делая предметом своих, исследований народную педагогику, могут реконструировать множество воспитательных приемов, используемых в прежние времена, выявить их возможности, дать им анализ на основе современной психологии и педагогики.

Современная этнопсихология, как и этнопедагогика, должны содействовать решению двух фундамeнтальныx задач: нахождению в арсеналах народной педагогики средств компенсации психосоциальных перегрузок; помощи обыкновенному человеку в осознании негативных сторон этноцентризма и самоотрицания.

3.2. Предмет этнопедагогики

Этнопедагогика – сравнительно молодая отрасль педагогической науки. Системные научные исследования в этой области начались во второй половине 20 века. Однако проблема использования идеалов, ценностей, представлений о воспитательных целях и действиях, присущих воспитательным традициям различных этнических групп, разрабатывалась в трудах Я. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, К.Насыри, Ш. Марджани, Б. Гаспринского и многих других зарубежных и отечественных классиков философской, социальной, психолого-педагогической мысли.

Проанализировав педагогическое наследие различных народов, К.Д. Ушинский пришел к выводу, что общей системы воспитания для всех этносов не существует. «У каждого народа – своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в таком же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы» (Ушинский К.Д.).

До 30 - х годов в нашей стране велись исследования по проблемам воспитания и социализации у народов России и СССР. Затем они были прекращены, и начали возрождаться лишь в 70-е годы. В советской педагогике собран большой фактический материал о педагогической теории и практике различных народов: армян, грузин, казахов, узбеков, адыгейцев, якутов, чувашей и др.

В 1972 году Г.Н. Волковым впервые в нашей стране был использован термин этнопедагогика (Волков Г.Н.) для обозначения отрасли научного знания, предметом которой, по его мнению, должна стать народная педагогика как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в обычаях, обрядах, детских играх, игрушках и т.д.. Программы по этнопедагогике в советский период разрабатывались в Чувашии, Москве, педагогических институтах Северного Кавказа, в Татарстане и других регионах.

Но, как отмечает И.С.Кон (Кон И.С., с.18-19) почти все этнопедагогические исследования, во-первых, описательны, и, во-вторых, как правило, посвящены педагогическому опыту какого-либо одного народа. А поскольку сравнительные исследования отсутствуют, педагогика разных народов выглядит очень похожей, а то и одинаковой. Так, в 70-е годы были защищены диссертации по воспитанию юношей и девушек в Таджикистане, Узбекистане и у некоторых народов Кавказа, при чтении которых очень трудно выделить то, что характерно именно для того или иного народа, а порой создавалось впечатление, что, убрав название народа, получишь почти идентичные тексты.

Кроме того, в педагогических исследованиях не различаются социально-нравственные идеалы, нормативные представления народа в сфере воспитания и его реальная воспитательная практика. В них нет анализа того, как дифференцируется та или иная норма или обычай в зависимости от социально-профессиональной принадлежности семьи, пола ребенка, разделения мужских и женских функций в семье и т.д. А без такого анализа понять особенности социализации подрастающих поколений того или иного народа практически нельзя. Ведь все народы во все времена хотят воспитывать своих детей хорошими, трудолюбивыми. Но смысл в эти понятия может вкладываться разный. А главное, вопрос состоит в том, какими средствами добивается эффективности воспитания тот или иной народ, а в его рамках те или иные социально-профессиональные слои, какие конкретные способы дисциплинирования, поощрения, наказания и т.д. для этого используются.

Изучение этнокультурных особенностей воспитания и образования, а также социализации в целом, присущих тому или иному народу, эффективно лишь на стыке различных научных дисциплин. Так, этнографы наблюдают и сравнивают образ жизни, нравы, формы семьи, особенности воспитания детей в различных этносах. Психологи сопоставляют показания различных тестов и результаты экспериментов с людьми, входящими в различные этнические группы. Историки и искусствоведы анализируют различные формы культуры, произведения народного творчества и т.п. Социологи выявляют типичные для данного этноса формы деятельности, ценностные ориентации.

Поэтому представляется целесообразным изучение этнопедагогических явлений в комплексе с этнопсихологией и другими этнологическими научными дисциплинами. Взаимопроникновение предметных областей было показано в разделе о междисциплинарных связях этнопсихологии предыдущей главы.

Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации (Волков Г.Н.). Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой – все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. При обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений. Показательно, что отец педагогической науки свою просветительскую деятельность начал как собиратель произведений устного творчества чешского народа, как исследователь его традиций и обычаев. Первый труд, задуманный им, – это «Сокровищница чешского языка», в которой он мечтал собрать все – отточенные граниты слов, жемчужины поговорок, тонкие созвучия выражений и оборотов речи.

Песталоцци в своих произведениях «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Лингард и Гертруда» дает педагогические выводы в форме народной педагогики, как результат обобщения педагогического опыта необразованной крестьянской семьи; как воплощение своей мечты о такой школе, которая соответствовала бы потребностям народа. Песталоцци все время апеллирует к народному педагогическому опыту и народным воззрениям на воспитание. Отчий дом он называет школой нравов. По его мнению, средства воспитания народная школа должна черпать в самой жизни народа.

Народную педагогику К.Д. Ушинский считал одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. Он высказал самое главное и самое важное для всей педагогической науки: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития» (Ушинский К.Д.) Сказки и рассказы Ушинского – лучший пример использования народной педагогики в воспитании как в семье, так и в школе. Народная педагогика – не наука, но предмет науки этнопедагогики.

В народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в последующем – как возникновение художественной литературы не уничтожило устного творчества, так и педагогическая наука не вытеснила совсем из повседневной жизни народа его педагогические воззрения. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные взаимодействия друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга, создавая единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой.

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в народных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Устои народной, особенно старой деревенской жизни не следует идеализировать: в них немало противоречивого, угрюмого, черного, заскорузлого. Эти противоречия, порождаемые историческими условиями, накладывали свой отпечаток и на народные педагогические традиции. Однако духовную жизнь народа всегда определяли труд, душевный талант и человечность, именно они способствовали воспитанию подлинно народных характеров. Так, например, очень много смысла в тысячелетней чувашской традиции, когда трудолюбивым называют только того, кто и нелюбимую работу делает с любовью.

Уменьшение различия между городом и деревней не означает разрушения духовных традиций села, в ряду которых важное место всегда занимали традиции воспитания подрастающего поколения. Успешное развитие культуры, системы народного образования возможно только на естественном многовековом фундаменте народных традиций. Педагогические наука и практика; игнорирующие коллективный педагогический опыт народа, не могут стать существенным элементом массовой педагогической культуры.

Многогранная жизнь народа, его борьба и победы – основной и главный объект исторической и других гуманитарных наук. К их числу относится и этнопедагогика, предмет которой – народная педагогическая традиция. Изучение народного творчества чрезвычайно важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру. Изучая народное творчество, этнопедагог нередко помогает его возрождению и дальнейшему развитию. Но так как педагогическая культура использовала народное творчество, развивала его и была неразрывной его частью, то сказанное справедливо для любых историко-педагогических исследований.

В чем эффективность народной педагогики и сильные стороны деятельности народных педагогов? В каких соотношениях находятся в ней интуиция, талант, знания? Какова взаимосвязь педагогических воззрений народа и его педагогической практики? Каким должно быть воздействие народной педагогики в организации влияния на детей?

Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательное дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов-профессионалов. Тем не менее она важнее всего для педагогов.

Этнопедагогика исследует педагогический опыт народа, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания.

До сих пор бытуют, педагогические представления, которые сегодня воспринимаются как устаревшие, как суеверия и предрассудки, хотя нет достаточных оснований для их однозначной отрицательной оценки. В этнопедагогике находит подтверждение мысль французского ученого А.Леруа-Гурана: «Народ является самим собою лишь благодаря своим пережиткам» (Волков Г.Н.). Более того, праздники, приметы, гадания и другие элементы народной педагогики относятся к наиболее эффективным средствам интенсификации духовной жизни личности. И могут быть в той или иной степени востребованы современной педагогикой. Актуально также изучение педагогической сущности новых обычаев. Современные обычаи и их преемственная связь со старыми, взаимодействие старых форм и нового содержания традиционных народных праздников – эти проблемы не могут не интересовать этнопедагогику.

Задача исследования народных традиций состоит в том, чтобы проследить, как они образовались, почему сохраняются, каковы условия и какова потребность, которая приводит не только к сохранению, но и к постоянной и, можно сказать, естественной переработке этих традиций, и, наконец, в чем секрет их существования, в котором непрерывное умирание неотделимо от вечного возрождения.

Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой.

Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др.

Общность педагогических культур объясняется многими факторами:

а) общностью исторических условий развития разных народов;

б) общностью целей и интересов народов всех стран, их общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;

в) общностью основ народной психологии;

г) общностью географических условий;

д) взаимовлиянием педагогических традиций разных народов.

Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в том, что во многих случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов. Поэтому конструктивен только диалог культур, ибо ни одна культура, в том числе и самая великая, не может быть самодостаточной.

Итак, этнопедагогика изучает:

1) основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);

2) ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);

3) функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);

4) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности символы, события-символы, идеи-символы);

5) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);

6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);

7) организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).

Внутри каждой из названных тем – большое число вопросов и проблем, требующих пристального внимания педагога, изучение которых поможет глубже понять особенности народной педагогики и культуры.

Педагогическая культура, ее сущность и содержание

Педагогическая культура народа – это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Она проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, в подвижных играх, детских орудиях труда, в детском питании и правилах кормления детей, в детском фольклоре, традиционных детских праздниках и во многих других элементах народной жизни.

С возникновением воспитательно-образовательных учреждений и формированием науки о воспитании педагогическая культура включает в себя и государственную систему народного образования, включая подготовку учителей, и педагогическое просвещение масс. В педагогической культуре получила отражение эволюция педагогических представлений народа с древнейших времен до настоящего времени. Она неоднородна, поскольку наряду с величайшими достижениями педагогики в ней сохранились предубеждения, предвзятости, предрассудки и суеверия, уходящие корнями в седую патриархально-родовую древность. Такая неоднородность объясняется также историческими условиями жизни народов, неравномерностью их культурного развития.

В педагогической культуре глубокой древности монопольная роль принадлежала, бесспорно, матери. Уже самый процесс кормления первобытного младенца грудью – значительно более длительный, чем у животного, его тесная физическая близость к матери – были прообразом и началом контактов душевных, первых педагогических влияний.

Не только предметы ухода за детьми, предметы, содействующие воспитанию, но и само отношение к воспитанию претерпевают постоянную эволюцию вместе со всем материальным и духовным прогрессом общества. Эволюция чувства любви к детям, как одного из первых морально-педагогических чувств, могла бы быть прослежена на обширном историко-этнографическом материале и могла бы дать интереснейший материал о духовном прогрессе человечества. Каждому человеку свойственна инстинктивная, безотчетная любовь к своим детям. Инстинктивность в свою очередь порождает стихийный элемент в воспитании. Внесение элемента сознательности в педагогический процесс предполагает разумную, осознанную, контролируемую любовь к своим детям, а также заботу о детях народа в целом. Процесс воспитания может стать управляемым только при условии, если регулируемо чувство любви к собственным детям, и если оно учитывает интересы других детей, подрастающего поколения народа и страны в целом.

Любовь к детям может рассматриваться не только как сугубо личное чувство, но также как принадлежность большой и малой семьи, рода, племени, народности, народа и страны. Понятие о народной педагогической культуре может быть вполне научным только при условии, если в воспитании подрастающего поколения учитываются интересы всего народа и речь ведется о народном воспитании.

Любовь к детям – важнейший компонент педагогической культуры человечества, одновременно элемент педагогической культуры и человека. Педагогическая культура отдельной личности в цивилизованном мире не может измеряться любовью только к собственным детям. Эгоистическая любовь исключительно к своим детям как порождение семейного эгоизма была чужда народному воспитанию. Эволюция общественной жизни расширяет общественный кругозор людей, что влечет за собой повышение уровня и педагогической культуры. Высокий уровень педагогической культуры непременно связан с общественными интересами, предполагает беспокойство за судьбы всего человечества, за его будущее. Поэтому разумная любовь к детям при высокой педагогической культуре всегда деятельная, требующая участия каждого и всех в воспитании и перевоспитании подрастающего поколения, а также самовоспитания.

В сфере педагогической культуры народа нет взаимно однозначного соответствия между знаниями, с одной стороны, умениями и навыками – с другой. В народной педагогике не единичны случаи, когда люди приобретают умения, минуя знания. Это объясняется тем, что в народной педагогике не было теоретиков; народные педагоги были мыслящими практиками. Вместе с тем возможны несоответствия между знанием научной теории воспитания и педагогической деятельностью. Ирония Макаренко относительно профессора педагогики, не справляющегося с воспитанием собственного сына, имеет вполне реальные основания.

Одно дело – знание педагогики, другое дело – умение влиять на детей. Нередко здравый смысл, интуиция, импровизация оказываются сильнее, чем наука. Редко кто решается сказать: «Я воспитываю своих детей, опираясь на высшие достижения педагогической науки». Дело в том, что воспитательное влияние оказывается комплексно. Другое дело – обучение, когда новейшие технологии современной дидактики используются не только учителями, но и родителями, например, в подготовке детей к школе. Зафиксирован целый ряд случаев, когда неграмотные и малограмотные родители проявляют больше благоразумия и здравого смысла в воспитании своих детей, чем те, у кого имеется, например, высшее педагогическое образование. Педагогическое благоразумие проявляет себя порою в сфере интуиции.

Разумеется, это не означает, что педагогическая культура может существовать независимо от системы педагогических знаний, а лишь подчеркивает еще раз, насколько сложна сфера деятельности по воспитанию подрастающего поколения. Есть и обратные примеры, когда педагогическая наука разрешает воспитательные и образовательные проблемы совершение независимо от народных педагогических традиций. Например, даже высокоталантливые педагоги из народа были не в состоянии облегчить участь детей с дефектами, умственными или физическими.

Человечество не может сделать и шага вперед, не оглядываясь назад и не переоценивая заново все духовные ценности далеких и близких поколений. Путь к пониманию будущего любой науки, в том числе и педагогической, лежит через постижение ее настоящего и прошедшего. Поэтому мы и считаем, что традиционность культуры, в том числе и педагогической, есть важнейший признак высокой культуры народа. Чем больше сохранившихся и широко бытующих древних традиций, чем внимательней к ним народ, тем выше его культура. Гегель считал, что «...всякий новый расцвет науки и просвещения возникает путем обращения к древности». Проявление внимания и интереса к древней культуре народа, по словам Энгельса, есть признак его истинной просвещенности. Совершенно в том же духе высказывался и А.С. Пушкин: по его мнению, прошлого нет только у дикарей.

Высокие результаты воспитания детей в народной среде – один из важнейших предметов анализа педагогической науки. Раскрытие секретов народного воспитания по готовым результатам может пролить свет на особенности педагогической культуры народа и страны в целом. Народу давно известен обычай судить о человеке по происхождению и воспитанию, по родителям и воспитателям. Хороший человек – от хороших воспитателей – для народа это обычная закономерность, хотя допускались и парадоксы: хорошие люди могут получится при неблагоприятных общественных и семейных условиях. В народе отдавали должное внутренним возможностям личности, ее самостоятельности и личной ответственности за свое поведение.

Народной педагогике присуще воспитание делом, в деле, поэтому лучшими воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности: мастера-ремесленники, певцы, сказочники и др.

Народ, обладая непогрешимым нравственным чутьем, всегда критически относился ко всякого рода педагогическим новациям, отсеивая все, что не соответствовало его идеалам. Отечественная история педагогической мысли свидетельствует, что жизнеспособными оказывались лишь те педагогические идеи, которые были приняты и поддержаны народом. Одновременно высокая педагогическая культура народа – показатель высокой культуры народа в целом, первая имеет определяющее значение для последней. Самые усиленные попытки развить какие-то конкретные стороны культуры приводят обычно только к временным успехам. Развитие культуры может стать глобальным только при том условии, если вся культурная работа опирается на высокую культуру воспитания подрастающего поколения.

Педагогические традиции

Наши рекомендации