Свойства и показатели качества товаров
КАЧЕСТВО ТОВАРОВ
Основные понятия в области качества
Качество товара является мерой его потребительной стоимости составляющей предмет товароведения. Существуют закономерности формирования качества товара на всех этапах его жизненного цикла, раскрытие которых является важнейшей задачей товароведения.
Сегодня понятие «качество» по-разному трактуется в нормативных документах.
ГОСТ 15467 дает следующее определение: «Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».
Существует мнение, что такое определение сужает понятие сущности качества, потому что «определенные потребности в соответствии с назначением» означают нечто ограниченное. Например, колбаса должна быть съедобной, автомобиль должен ездить, у дома должны быть стены и крыша. На самом деле ни один стандарт, ни один закон не могут регламентировать такие свойства, как «вкусная колбаса», «безопасный автомобиль», «комфортный дом», поскольку это неопределенные, юридически недоказуемые характеристики, но именно подобные характеристики говорят о высоком качестве.
ГОСТ Р 50779.11-2000 «Статистическое управление качеством. Термины и определения» дает следующее определение: «Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».
Установленные потребности регламентируются нормативными документами, предполагаемые — потребности, которые должны быть выявлены и определены. Под объектом в данном определении подразумевается не только товар и продукция, но и деятельность, процесс, организация, система, что позволяет проектировать каждый процесс в системе качества — персонал, средства производства, сырье, технологию, упаковку, транспортирование, хранение и т. д. Прилагательное «предполагаемые» потребности особо подчеркивает, что потребности и качество — безграничны.
В соответствии с МС ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»: «Качество — степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования», причем речь идет о требованиях не только потребителя, а всех заинтересованных сторон. Таким образом, высокое качество — это высокая степень удовлетворения требований всех заинтересованных сторон (прозводителя, продавца, потребителя).
В этом определении отсутствует слово «продукция» (или «объект»), однако это определение включает в себя все аспекты качества, в том числе и качество продукции, которая обладает совокупностью собственных характеристик и может быть объектом качества.
Таким образом, при изучении качества продукции (товаров) в курсе товароведения непродовольственных товаров будем руководствоваться следующими положениями:
Необходимо различать понятия «качество» и «качество продукции», «управление качеством продукции» и «менеджмент качества».
Понятие «качество продукции» можно трактовать согласно ГОСТ Р 50779.11. Управление качеством продукции осуществляется на всех этапах жизненного цикла продукции: предпроектном, производственном, реализации, потребления, утилизации.
Термин «качество» (более всеобъемлющее понятие), т. е. степень удовлетворения требований, относится к системам менеджмента качества и рассматривается экономическими дисциплинами. Менеджмент качества каждой конкретной организации (например, промышленного предприятия) основывается на принципе: единственная цель работы организации — высокое качество, т. е. высокая степень удовлетворения всех заинтересованных сторон. В системе менеджмента качества предприятия качество продукции является обязательным как минимум.
Объектом качества является продукция, которая обладает совокупностью отличительных свойств — характеристик.
Требования к качеству — выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации или проверки.
На основе требований к качеству для каждого товара устанавливается номенклатура потребительских свойств и показателей.
Потребительские свойства — совокупность свойств, удовлетворяющих потребности или ожидания индивидуальных потребителей. Таким образом, номенклатура потребительских свойств — по сути, определяет качество товаров, так как представляет собой совокупность свойств и показателей, обусловливающих удовлетворение потребностей.
Свойства и показатели качества товаров
Свойство продукции — объективная особенность продукции (товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении (эксплуатации). Свойства продукции могут быть простыми и сложными. Простое свойство характеризуется одной особенностью, например, толщина текстильной нити, твердость металла и др. Сложное свойство — комплекс особенностей, проявляющихся в совокупности. Например, сложное свойство надежность представляет собой совокупность таких свойств, как безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
Показатель качества продукции — количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.
Показатель качества количественно характеризует пригодность товара удовлетворять потребности в соответствии с его назначением. Так, потребность иметь прочную ткань определяется показателями «разрывная нагрузка», «стойкость к истиранию» и др. Показатели качества могут выражаться в различных единицах и могут быть безразмерными. Каждый показатель имеет наименование (масса изделия, скорость движения автомобиля, белизна ткани) и значение (соответственно 50 кг, 80 км/ч, 4 балла). Показатели качества используют для оценки соответствия продукции удовлетворяемым ею потребностям.
Показатели качества в зависимости от характеризуемых свойств делятся на единичные показатели — характеризуют простые свойства продукции (прочность крепления подошвы обуви, воздухопроницаемость ткани) и комплексные — характеризуют сложные свойства продукции (надежность обуви, гигиенические свойства тканей).
Показатели качества продукции в зависимости от назначения делятся на базовые и определяющие показатели.
Базовые показатели применяют при сравнительной характеристике показателей качества, когда нужно определить уровень качества. Уровень качества продукции — относительная характеристика, основанная на сравнении показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Как базовые могут быть использованы показатели лучших образцов аналогичной продукции, созданных на основе передовых научно-технических достижений, а также показатели стандартов или технических регламентов.
Определяющие показатели — показатели, имеющие определяющее значение при оценке качества продукции. Для каждой группы товаров регламентируется свой комплекс определяющих показателей. Например, при оценке качества древесно-стружечных плит определяющими показателями являются: предел прочности при изгибе, растяжении, твердость декоративного покрытия, стойкость к температуре, истиранию.
Номенклатура потребительских свойств
Номенклатура потребительских свойств и показателей — совокупность свойств и показателей, обусловливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей. То есть номенклатура и определяет качественные характеристики товаров.
При классификации потребительских свойств используют иерархический метод, подразделяя свойства на нескольких ступенях классификации от наиболее сложных к простым и на нижних ступенях выделяются единичные.
Особое значение придается таким основным комплексным потребительским свойствам товаров, как назначение, надежность, эргономические свойства, эстетические свойства, безопасность.
Назначение — способность товара выполнять основные функции, для которых он предназначен. Назначение относится к одному из определяющих свойств качества товаров. Если товар не удовлетворяет потребителя по назначению, остальные свойства утрачивают для него привлекательность. Например, если одежда и обувь недостаточно защищают организм человека от неблагоприятных внешних воздействий, их надежность, эстетические и другие свойства для большинства потребителей не имеют существенного значения. В зависимости от удовлетворяемых потребностей свойства назначения подразделяют на подгруппы:
- функционального назначения;
- социального назначения;
- классификационного назначения.
Надежность — способность товара сохранять функциональное назначение в процессе хранения и/или потребления (эксплуатации) в течение заранее оговоренных сроков или требуемой наработки на отказ. Наработка — продолжительность или объем работы изделия, измеряемые в различных единицах (сутках, годах, килограммах).
В зависимости от критерия надежности различают следующие подгруппы свойств: долговечность, безотказность, ремонтопригодность и сохраняемость.
Долговечность — способность товаров сохранять работоспособность до наступления предельного состояния или установленного времени технического обслуживания и ремонта.
Долговечность в большей мере свойственна непродовольственным товарам длительного пользования. Показателями долговечности могут служить срок службы изделий, ресурс и др.
Безотказность — способность товаров выполнять функциональное назначение без возникновения дефектов, из-за которых невозможна или затруднена их дальнейшая эксплуатация. Безотказность характеризуется сроками, в течение которых товары эксплуатируются без сбоев и отказов, а также количеством возникающих в течение обусловленного периода дефектов.
Ремонтопригодность — способность товаров восстанавливать свои исходные свойства, в первую очередь функциональное назначение, после устранения выявленных дефектов.
Сохраняемость — способность поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока. Если же эти потери происходят, они должны быть экономически оправданны.
Эргономические свойства —- способность товаров создавать ощущение удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, физиологическими, психологическими и психолого-физиологическими характеристиками потребителя.
Эргономические свойства подразделяются на следующие подгруппы: антропометрические, физиологические (гигиенические), психологические и психолого-физиологические.
Антропометрические свойства — способность товаров при потреблении (эксплуатации) соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам потребителя. Наибольшее значение они имеют при оценке качества непродовольственных товаров, особенно одежно-обувных. Поэтому при проектировании и разработке продукции используются данные об антропометрических замерах населения, на основании которых устанавливаются размеры одежды, обуви, головных уборов.
В разных регионах земного шара антропометрические характеристики людей (рост, полнота, объем талии, длина и ширина ступни и др.) неодинаковы. Как следствие, размеры одежды и обуви, производимые в разных странах, не соответствуют друг другу.
Для устранения подобных барьеров в международной торговле производители стремятся к унификации размеров путем сокращения их количества (для одежды, некоторых чулочно-носочных изделий). Так, для одежды во многих азиатских и некоторых европейских странах применяют всего пять размеров: S, М, L, XL и XXL.
Физиологические свойства — способность товаров обеспечивать удобство функционирования отдельных органов или частей тела человека при их использовании.
В процессе потребления (эксплуатации) товаров человек затрачивает определенные усилия, расходуя свою энергию. Чем меньше усилий необходимо при потреблении товара, тем лучше его функциональные свойства. Например, косвенными показателями этих свойств могут служить масса — одежды, обуви, посуды; форма и объем одежды, посуды; конструкция органов управления сложнотехническими товарами — рукоятками, кнопками, рулями.
Психологические свойства — способность товаров обеспечивать при потреблении (эксплуатации) душевный комфорт потребителю, соответствовать его индивидуальному восприятию товара. Душевный комфорт — состояние внутреннего спокойствия, отсутствия разлада с собой и окружающим миром.
Психологические требования могут выражаться через восприятие вкуса, цвета, громкости и тембра звучания, яркости изображениям т. п. Например, восприятие отдельных пищевых продуктов в определенных регионах земного шара определяется национальными, религиозными, семейными и другими обычаями. Мясо лягушек, которое французы считают деликатесом, не принято употреблять в пищу в славянских странах. Мусульмане не едят свинину, считая ее нечистым продуктом, а индусы — говядину, так как корова в Индии — священное животное.
Психолого-физиологические свойства — способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим возможностям и запросам потребителя. Эти свойства комплексно удовлетворяют психологические и физиологические потребности человека.
В основном они характеризуются органолептическими показателями, основу которых составляет психолого-физиологическое восприятие человеком отдельных свойств товаров с помощью органов чувств. Органолептические ощущения зависят от физиологического и психологического состояния конкретного человека, что и предопределяет его потребности. Например, в состоянии утомления, стрессов, депрессий у разных людей возникают неодинаковые потребности. Кто-то пытается снять нервное напряжение с помощью алкогольных напитков, чая, кофе, табачных изделий, кто-то —- с помощью шоколада и конфет.
С точки зрения физиологии человека это вполне объяснимо. При сильных вкусовых и обонятельных ощущениях происходит переключение возбудимости одних участков коры головного мозга на другие, обеспечивающие восприятие вкуса и запаха. Древние цивилизации неосознанно выработали приемы снятия нервных напряжений с помощью различных запахов, создаваемых благовониями, душистыми травами.
Эстетические свойства — способность товара выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека: информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида.
Эстетические свойства вещей изучает эстетика — наука о сущности и формах прекрасного в природе, предметах, художественном творчестве и жизни.
Большинству потребителей присуще стремление к красоте, гармонии, однако представления о них у разных людей не одинаковы. Эстетические потребности очень индивидуальны, поэтому обеспечивать эстетические свойства товаров и оценивать их довольно сложно.
Показателями эстетических свойств товаров являются: внешний (товарный) вид, целостность композиции, дизайн, мода, стиль, информационная выразительность, совершенство производственного исполнения и т. д.
Внешний вид — комплексный показатель, включающий форм цвет, состояние поверхности, иногда целостность. Для эстетического восприятия разных товаров значимость перечисленных единичных показателей внешнего вида неодинакова и зависит от особенностей товаров.
Форма характеризуется геометрическими параметрами. На восприятие формы большое влияние оказывает соотношение размеров. Эстетические потребности наиболее удовлетворяет гармоничная форма отличающаяся органическим сочетанием размеров с геометрическими параметрами и назначением изделия.
Эстетичность поверхности оценивается по ее состоянию (гладкая, шероховатая, ворсистая и т. п.), текстуре, наличию выступающих деталей. На эстетическое восприятие поверхности влияют форма и цвет, причем все три показателя оцениваются практически одновременно и в комплексе, составляя целостность композиции.
Состояние поверхности непродовольственных товаров характеризуется фактурой и текстурой.
Фактура — строение поверхности продукции, определяемое визуально. Фактура бывает гладкой и шероховатой, блестящей и матовой, крупно- и мелкозернистой. Каждый материал (металлы, ткани, фарфор, керамика и т. п.) имеет свои особенности фактуры, которая может быть изменена и улучшена за счет обработки поверхности (шлифовки, полировки, нанесения цветной глазури, чеканки и др.)
Текстура — состояние поверхности, характеризующееся наличием определяемых визуально элементов внутренней структуры материала, например, наличие включений в ювелирных камнях, волокон на разрезе древесины, создающих естественный рисунок. Текстура может быть естественной (у природных материалов) и искусственной (на основе синтетических материалов, имитирующих кожу, дерево, мрамор и т. д).
Безопасность товаров. В настоящее время в законодательных актах и стандартах требования безопасности выделяют в особую группу как приоритетные.
Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании», безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений».
Применительно к качеству потребительских товаров безопасность может быть определена как отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при эксплуатации или потреблении товаров.
Безопасность — важнейшее свойство качества, которым должны обладать все потребительские товары. В отличие от других потребительских свойств, ухудшение или утрата которых приводит к потерям функционального или социального назначения, превышение допустимого уровня показателей безопасности переводит продукцию в категорию опасной. Опасная продукция подлежит уничтожению, а продукция, утратившая иные потребительские свойства, относится к условно пригодной и может быть использована на промпереработку. Кроме того, утраченные свойства продукции могут быть восстановлены после соответствующего устранения дефектов, благодаря чему она может быть использована по назначению.
Для продовольственных и непродовольственных товаров в нормативных документах (технических регламентах, СанПиНах и т. п.) устанавливаются комплексные требования к безопасности, которые называются санитарно-эпидемиологическими. Эти требования охватывают химическую, радиационную и биологическую безопасности.