Сущность мотивации персонала. Характеристика основных теорий мотивации. Мотивация и стимулирование персонала на предприятии
Управление персоналом
1. Управление персоналом: сущность, цели и задачи управления персоналом. Принципы, методы и современные тенденции управления персоналом на предприятии
2. Кадровая политика предприятия: сущность, цели, задачи, принципы формирования. Характеристика основных структурных элементов
3. Набор и отбор персонала: сущность, цели и задачи, технология проведения. Кадровые агентства
4. Аттестация персонала: сущность, цели, задачи, технология проведения. Понятие резерва персонала управления, его виды, источники и критерии формирования.
Сущность, цели и задачи развития персонала. Виды и методы развития персонала. Планирование карьеры. Динамика требований к персоналу в современных условиях
Сущность мотивации персонала. Характеристика основных теорий мотивации. Мотивация и стимулирование персонала на предприятии
Психологические аспекты управления персоналом. Конфликты и методы их разрешения. Стрессы и методы сглаживания стрессовых ситуаций. Лидерство, власть и управление персоналом.
Организация труда руководителя. Планирование рабочего времени. Организация и проведение совещаний. Основные правила и нормы делового общения
1. Управление персоналом: сущность, цели и задачи управления персоналом. Принципы, методы и современные тенденции управления персоналом на предприятии
Управление персоналом – совокупность целенаправленных действий руководящего состава предприятия, а также руководителей структурных подразделений по организации деятельности трудового коллектива, включающих определение потребности в персонале организации; планирование работы с персоналом (привлечение, отбор, высвобождение); расстановку и распределение персонала; его использование; исследование и оценку персонала; движение в системе управления, развитие персонала, повышение квалификации; мотивацию и стимулирование.
Главная цель управления персоналом состоит в обеспечении предприятия работниками, отвечающими требованиям данного предприятия, их профессиональной и социальной адаптации.
Задачи управления персоналом: планирование потребности предприятия в трудовых ресурсах, поиск и отбор нужных работников, обучение и повышение их квалификации, управление трудовой мотивацией, создание условий для повышения производительности труда, контроль за изменением статуса работников, правовые вопросы трудовых отношений.
Принципы управления персоналом: Разделение труда, Полномочия и ответственность, Дисциплина, Единоначалие, Единство направления, Подчиненность личных интересов общим, Вознаграждение персонала, Централизация, Скалярная цепь - ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке — вниз, до руководителя низового звена, Порядок, Справедливость, Стабильность рабочего места, Инициатива, Корпоративный дух
Методы – совокупность способов и форм воздействия руководителя на подчиненных: 1. организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях, 2) Экономические (обусловленные экономическими стимулами), 3) Социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников создание условий, формирование благоприятного морально-психологического климата.
Переходные процессы в социальной и политико-правовой сферах привели к возникновению новых направлений управления:
- стратегический менеджмент персонала;
- индивидуальное планирование;
- техника кадрового регулирования;
- управление персоналом в экономически сложное время.
Современные тенденции – аутстаффинг – использование внешних служб (структур) для решения вопросов управления персоналом
2. Кадровая политика предприятия: сущность, цели, задачи, принципы формирования. Характеристика основных структурных элементов
Кадровая политика – система теоретических взглядов, идей, требований, принципов, определяющих оси направления работы с персоналом, ее формы и методы. Разрабатывается собственниками предприятия, кадровыми службами. На нее влияют внутренние и внешние факторы. Внешние – национальное трудовое законодательство, состояние экономики, перспективы рынка труда. Внутренние – структура и цели организации, территориальное размещение, организационная культура.
Кадровая политика – целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, которая наилучшим образом способствовала бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.
Целевая задача кадровой политики может быть решена по-разному: увольнять работников или сохранять, подготавливать работников самим или искать тех, кто уже имеет необходимую подготовку.
Требования. Кадровая политика должна быть: тесно увязана со стратегией развития предприятия, гибкой, экономически обоснованной.
Кадровая политика формирует: требования к рабочей силе на стадии ее найма; отношение к стабилизации коллектива; отношение к характеру подготовки новых рабочих и переподготовке кадров; отношение к внутризаводскому движению кадров.
Цели: 1) обусловленные отношениями предприятия с окружающим миром (рынок труда, взаимоотношения с государством и местными властями), 2) цели, реализация которых направлены на улучшение отношений предприятия со своими сотрудниками.
Структура персонала:
1) организационная – состав и подчиненность взаимосвязанных звеньев в управлении, включает аппарат управления и производственные подразделения;
2) функциональная – отражает разделение управленческих функций;
3) ролевая – характеризует коллектив по участию в творческом процессе на производстве, по коммуникационным и поведенческим ролям
4) социальная – характеризует трудовой коллектив как совокупность групп по полу, возрасту
5) штатная – определяет количественно-профессиональный состав персонала, состав подразделений и перечень должностей.
3. Набор и отбор персонала: сущность, цели и задачи, технология проведения. Кадровые агентства
Задача набора– привлечение достаточного количества кандидатов для последующего отбора в организацию.
Отбор персонала – вид управленческой деятельности, с помощью которого организация выбирает из подобранных кандидатов на вакантную должность наилучшего.
Требования: подбор персонала в количестве, достаточном для осуществления отбора кандидатов на конкретной основе; Определение источников привлечения персонала; Разработка формализованных процедур отбора персонала.
2 этапа отбора: Заочный – избегая личного контакта. Методы – резюме, анкета или автобиография, наличие копии трудовой книжки и документов, подтверждающих классификацию. Очный отбор: тестирование, деловые игры, проверка рекомендаций, мед. осмотр, собеседование (предварительное, окончательное) – процесс обмена информацией между работодателем и кандидатом, при котором устраняются неясности и неточности, принимается решение о найме на работу.
Наем персонала – вид управленческой деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий по соблюдению организационно-правовых норм и оказание психологической поддержки со стороны администрации при оформлении работника на рабочее место. Может быть установлен испытательный срок.
Пополнение кадров происходит за счет внутренних резервов, т.е. перераспределения заданий, перемещения работников в рамках предприятия или дополнительной работы, и внешних источников, из которых подбирают новых работников. Методы поиска потенциальных сотрудников из внешних источников включают объявления о вакансиях в средствах массовой информации или обращение в агентства по трудоустройству. Кроме того, привлечение молодых кадров практикуют из вузов и других учебных заведений.
4. Аттестация персонала: сущность, цели, задачи, технология проведения. Понятие резерва персонала управления, его виды, источники и критерии формирования. Особенности формирования резерва на различных уровнях управления
Понятие и цели аттестации
Аттестация персонала — кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Цель аттестации персонала - повышение эффективности использования кадрового потенциала организации; по ее результатам принимается решение о сохранении или изменении аттестуемому должности или системы мотивации его труда, необходимости дополнительной подготовки.
Существуют специальные требования к аттестации, например создание аттестационной комиссии. По результатам аттестации выносится решение о соответствии или несоответствии занимаемой должности. Основная задача аттестации персонала - это оценить соответствие уровня труда, качества и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Она проводится для того, чтобы на ее основе принять верное кадровое решение о поощрении (наказании), перемещении или обучении сотрудников.
Аттестация персонала может быть нацелена на:
1. Принятие решений, связанных с изменением компенсационного пакета, имеющих конкретные материальные последствия для работников:
• изменение заработной платы;
• изменение системы поощрения (наказания);
2. Принятие решений, связанных с развитием организации (приведение в соответствие человеческих ресурсов с планами организации):
• информирование сотрудников о том, чего ждет от них фирма;
• развитие карьеры;
• личное развитие;
3. Принятие решений, связанных с оценкой текущей деятельности (положения) всей организации и выявлением рабочих проблем. При этом в ходе аттестации работника оцениваются:
• достижение результатов;
• потребность в обучении;
• улучшение деятельности.
Процесс аттестации кадров можно разделить на четыре основных этапа:
1. Подготовительный этап: подготовка приказа о проведении аттестации, утверждение аттестационной комиссии, подготовка и размножение документации, информирование трудового коллектива о сроках и особенностях аттестации.
2. Формирование состава аттестационной комиссии и его утверждение: директор по персоналу (председатель), начальник отдела кадров (зам.председателя), руководитель подразделения, где проходит аттестация (член), юристконсульт (член), социальный психолог (член).
3. Основной этап: организация работы аттестационной комиссии по подразделениям предприятия, оценка индивидуальных вкладов работников, заполнение анкет, компьютерная обработка результатов.
4. Заключительный этап: подведение итогов аттестации, принятие персональных решений о продвижении работников, направлении на учебу, перемещении или увольнении сотрудников, не прошедших аттестацию.
От аттестации освобождаются руководители и специалисты, проработавшие в данной должности менее года, беременные женщины, женщины, имеющие ребенка до года и др.
График проведения аттестации доводится до работников не менее чем за один месяц до начала аттестации, а документы в комиссию должны представляться не менее чем за две недели аттестации. Это чаще всего аттестационный лист и отзыв-характеристика.
Аттестационный лист содержит объективную информацию о работнике: образование, стаж работы по специальности на предприятии, в должности и т.д.
Кадровый резерв - группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.
По виду деятельности:
Резерв развития — группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений. Они могут выбрать одно из двух направлений карьеры — профессиональную либо руководящую карьеру.
Резерв функционирования — группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Эти сотрудники ориентированы на руководящую карьеру.
По времени назначения:
- кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время;
- кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие один-три года.
Принципы формированиякадрового резерва:
Принцип актуальности резерва- потребность в замещении должностей должна быть реальной.
Принцип соответствия кандидата должности и типу резерва - требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности.
Принцип перспективности кандидата - ориентация на профессиональный рост, требования к образованию, возрастной ценз, стаж работы в должности и динамичность карьеры в целом, состояние здоровья.
Источники резерва кадров:
· руководящие работники аппарата, дочерних акционерных обществ и предприятий;
· главные и ведущие специалисты;
· специалисты, имеющие соответствующее образование и положительно зарекомендовавшие себя в производственной деятельности;
· молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку.
Первый уровень резерва кадров — все специалисты предприятия, следующий уровень — заместители руководителей различного ранга. Основной резерв составляют руководители различных рангов.
Этапы работы с резервом:
- Этап 1. Анализ потребности в резерве.
- Этап 2. Формирование и составление списка резерва.
- Этап 3. Подготовка кандидатов.
Сущность, цели и задачи развития персонала. Виды и методы развития персонала. Планирование карьеры. Динамика требований к персоналу в современных условиях
Развитие персонала основано на учебных процессах, которые управляются и финансируются тем предприятием, для которого эти учебные процессы предназначены. Означает:
Цели: стратегические, оперативные, тактические.
Задачи развития персонала: 1. Повышение квалификации с целью выпуска новой продукции, правильного использования, техобслуживания и ремонта средств производства; подготовка и переподготовка кадров, обучение современным технологиям. 2. Способность к коммуникации, работе в группе. 3. Осознание значения возрастающей роли рабочей дисциплины в смысле точного выполнения действий, обеспечивающих безошибочную работу станка, установки, подразделения или предприятия. 4. Формирование ответственности как системного качества сотрудника и развитие ее видов. 5. Самостоятельное развитие персоналом своих профессиональных навыков и знаний.
Методы развития персонала:
1) методы формирования и развития кадрового потенциала организации:
§ организационного развития, совершенствования организационных структур, составления штатного расписания;
§ улучшения фирменного стиля управления;
§ конфликтного менеджмента, содействующие межличностным коммуникациям и созданию благоприятного микроклимата;
§ техника групповой работы менеджера.
2) методы развития потенциала каждого сотрудника:
§ подготовки и переподготовки рабочих, специалистов и руководителей;
§ повышения квалификации за пределами организации;
§ фирменные однодневные или недельные семинары
§ конференции, групповые дискуссии;
§ дуальные менеджмент-тренинги (решение совместно с учеными конкретных хозяйственных задач);
§ модерация, или методы решения проблем в процессе творческой дискуссии без права вето у модератора, т.е. у человека, который ведет дискуссию, как, например, это делается в популярных телепередачах;
§ система методов содействия развитию творчества.
Планирование карьеры–определение пути индивидуального профессионального развития.(вертикальной карьеры (должностной рост);
горизонтальной карьеры (продвижение внут-ри компании, в разных подразделениях одного уровня иерархии);
центростремительной карьеры (продвижение к ядру организации, центру управления))
Карьера – продвижение по служебной лестнице, обусловленное углублением знаний, расширением навыков, ростом квалификации и, вызывающий соответственно, повышение статуса и увеличение вознаграждения за труд.
Требования к персоналу- деловые качества менеджера, а также те особенности в работе, которые диктует конкретная должность: образование и его профиль, возраст, стаж управленческой работы.
Шкала требований к персоналу управления имеет несколько разрядов. Например, пятибалльная шкала:
1) ограниченно соответствует требованиям; 2) существенно соответствует; 3) весьма соответствует; 4) полностью соответствует; 5) в высшей степени соответствует.
Сущность мотивации персонала. Характеристика основных теорий мотивации. Мотивация и стимулирование персонала на предприятии
Мотивация - процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.
Задачи мотивации: формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда; обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения; формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
Теории мотивации:
Герцберга: мотиваторы, вызывающие удовлетворенность работой, связывались с содержанием работы и вызывались внутренними потребностями личности в самовыражении. Факторы, вызывающие неудовлетворенность работой, связывались с недостатками работы и внешними условиями. Если факторы контекста создают плохую ситуацию, то работники испытывают неудовлетворенность. Удовлетворенность работой вызывают только мотивационные факторы, положительное развитие которых может повысить мотивацию и удовлетворенность от нейтрального состояния до “плюса”.
Маслоу:пять уровней потребностей: физиологические (жажда, голод, сон, сексуальные), потребность в безопасности, социальные потребности (любовь, принадлежность к определенной социальной группе), потребность в уважении (самоуважение, успех, статус), потребность в самовыражении. Потребности удовлетворяются в определенном порядке. Наиболее сильная потребность определяет поведение до тех пор, пока она не удовлетворена. Удовлетворенная потребность больше не действует как фактор мотивации.
Теория ожиданий (Врум, Портер, Лоулер и др.): Мотивированная деятельность является целенаправленной. Цель связана с удовлетворением какой-либо потребности. Сила направленности деятельности на достижение цели зависит от того, в какой мере личность чувствует себя вознагражденной за достижение цели. Сила стремления к получению вознаграждения или другой цели зависит от:ценности вознаграждения и его достижимости. То, что человек ценит, зависит от его потребностей. Чтобы человек был мотивирован на определенную деятельность, нужно его достижения в этой деятельности вознаграждать тем, что он ценит, и вознаграждение должно быть связано с достижением цели так, чтобы человек это заметил. С другой стороны, каждый знает, что не всегда даже настойчивые усилия гарантируют достижение цели. На основе ранее полученного опыта формируется представление (ожидание) о том, насколько реальной является возможность достижения цели. В этом случае взвешиваются также все возможности и препятствия, возникающие вследствие окружения и ситуации данного момента.
Мотивация и стимулирование труда на предприятии включает пять направлений: материальное стимулирование, улучшение качества рабочей силы, совершенствование организации труда, вовлечение персонала в процесс управления и неденежное стимулирование.