Методы диагностики мотивационной сферы личности
Мотивационная сфера личности — это иерархическая система мотивов личности. Структура мотивационной сферы очень сложная. При этом мотивация выстраивается в определенную иерархию не только внутри каждого вида деятельности, но и происходит ранжирование мотивации различных видов деятельности.
Мотивационная сфера, как и другие структурные образования личности, проявляется во множестве качеств. От особенностей преобладающих мотивов зависит, какие именно свойства и качества личности будут формироваться легче, быстрее, а какие — с большими трудностями, медленнее.
Поскольку наиболее общая структура личности состоит из совокупностей качеств личности, проявляющихся в отношении к себе, обществу и выполняемой деятельности, в мотивационно-потребностной сфере соответственно существуют три вида направленности личности: личная, коллективная и деловая. Возможное преобладание одной из них проявляется в отвечающей этой направленности группе качеств.
В мотивационной сфере особое место занимают социальные мотивы, существенно влияющие на деятельность человека в организации (стремление завоевать высокий авторитет, чувство собственного достоинства), а также мотив самовыражения, самоактуализации, заключающийся в стремлении личности проявить и развить свои способности, умения, качества.
В иерархии мотивов личности эти и другие мотивы могут по-разному соотноситься, взаимодействовать, быть ведущими или подчиненными. Поэтому руководитель, стремясь понять того или иного человека, по сути, должен разобраться в структуре его мотивов, в особенностях построения его мотивационной сферы. Помимо того, что мотивационная сфера человека имеет сложное строение, она имеет также очень сложную, тонкую динамику.
К важнейшим характеристикам мотивационной сферы личности относятся множественность, структурность, иерархичность, сила, устойчивость мотивов, их определенность и динамичность.
Множественность мотивов является следствием увеличения не только количества потребностей современного человека, но также средств и предметов их удовлетворения. Это свойство мотивов проявляется также в том, что реализация одной и той же потребности связана обычно с совокупностью не только однородных, но и разнородных мотивов.
Сила мотивации как показатель непреодолимого стремления личности оценивается по степени и глубине осознания (понимания, “присвоения”, “принятия”) потребности и мотива, по его интенсивности.
Устойчивость мотивов проявляется в длительном сохранении действенности мотивации (по крайней мере большинства составляющих мотивов). Кроме того, устойчивые мотивы не исчезают по мере их реализации в деятельности. Например, хороший заработок как мотив трудовой деятельности не исчезает при ежемесячном получении высокой заработной платы; стремление заслужить поощрение не исчезает при получении очередной благодарности; принятие руководством мнений и предложений подчиненных не ослабляет стремлений последних к новым творческим поискам, чаще даже способствует новым поискам. Обычно мотивы претерпевают лишь некоторые изменения — усиливаются или ослабевают, что в значительной степени зависит от особенностей деятельности, ее организации.
Определенность, своеобразие мотивационной сферы каждого человека означает, что мотивационные сферы личностей различаются содержанием и структурой мотивации, иерархией, силой и устойчивостью мотивов.
Динамичность мотивационной сферы проявляется в изменении силы как отдельных мотивов, так и мотивации в целом. Динамика мотивов может быть положительной или отрицательной относительно деятельности; стремление выполнить какую-либо задачу может ослабевать, угасать или укрепляться, усиливаться. Динамичность мотиваци-онной сферы личности проявляется и в изменении структуры мотивации, иерархии основных групп мотивов.
Оценка особенностей мотивационной сферы имеет важное значение для прогнозирования успешной деятельности. Исследования показывают, что для устойчивой, высокоэффективной деятельности человека необходимы такие факторы:
развитость мотивов определенной деятельности (их множественность), обеспечивающая положительное отношение к ней;
достаточная сила мотивов;
устойчивость мотивов;
определенная структура мотивации;
определенная иерархия мотивов.
Специалист способен в беседе и с помощью специальных методик определить и выявить структуру и иерархию мотивационной сферы, т.е НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ, а значит, человек получает возможность осознавать истинные причины своих поступков, чувств и эмоций.
Направленность личности можно рассматривать как совокупность ведущих, устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности и относительно независимы от имеющихся обстоятельств.
Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.
Мотивация достижения — стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало — является одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.
Уровень мотивации одобрения — В отличие от мотивации достижения уровень мотивации одобрения — стремления заслужить одобрения значимых окружающих людей — гораздо меньше определяет успех в делах и свершениях. Однако весьма существенно влияет она на нечто другое, также весьма важное — на качество взаимоотношений с другими людьми вообще и со своим будущим спутником жизни в частности.
Система ценностей ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни.
Эмоции и состояния способные доставить нам удовольствие
Каковы они, те эмоции и состояния, которые действительно способны доставить нам удовольствие? Определить это можно с помощью ранжирования эмоциональных предпочтений (методика предложена Б. И. Додоновым), т. е. путем своеобразной расстановки того, что нравится во-первых, во-вторых... в десятых.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение
тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.
Но тревожность не является негативной изначальной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует индивидуальный оптимальный уровень «полезной тревоги».
Методика: Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман)
Методика позволяет диагностировать мотивационный (МП) и эмоциональный (ЭП) профили личности.
(Перед вами 14 утверждений, касающихся ваших жизненных стремлений и некоторых сторон вашего образа жизни. Просим вас высказать отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов (а, b, c, d, e, f, g, h), проставив в соответствующих клетках бланка ответов одну из следующих оценок каждого утверждения: )
Диагностика мотивационной сферы личности - методы в основе лежит тестирование, как процесс количественного измерения индивидуально-психологических различий и включающий репрезентативность, надежность, валидность, достоверность. Интерпретация полученных при помощи методик данных может осуществляться на основе использования двух критериев: при качественном сравнении с нормой или эталоном, в качестве которого могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологические нормативы, с последующим заключением о наличии или отсутствии определенного признака; при количественном сравнении с группой с последующим заключением о порядковом месте среди других.
Диагностика мотивационной сферы личности - методы:
Комплект АВ:
методики MMPI 566, 389, 71 16F тест Р.Кеттелла 105 тест М.Люшера (МЦВ 8) тест Л.Сонди (МПВ) методика К.Леонгарда | тест А.Басса-А.Дарки методика САН методика Айзенка EPI методика Йовайши тест Ч.Спилбергера | тест А.Ассингера тест К.Томаса анкета Б.Басса методика УСК тест Дж.Голланда |
Методика Б.Басса (ориентационная анкета) предназначена для определения личностной направленности и может применяться при кадровом отборе, профориентационных консультациях, работе с персоналом.
С помощью методики выявляются следующие направленности:
1. Направленность на себя
2. Направленность на общение
3. Направленность на дело
В комплекте представлен: личностный опросник Б.Басса (27)
ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ (А.Г. Шмелев, В.С. Бабина)
Тест юмористических фраз (ТЮФ)—компактная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники.
Практической задачей ТЮФ является, прежде всего, диагностика в целях индивидуального психологического консультирования и коррекции. В основе методики лежит прием свободной тематической классификации многозначных стимулов—юмористических фраз. Появление крупного класса является свидетельством наличия сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию этого класса.
Основные темы:
1. Агрессия (садизм) — самозащита; 2. Взаимоотношения полов (секс);
3. Пагубные пристрастия; 4. Деньги; 5. Мода; 6. Карьера;.
7. Семейные неурядицы; 8. Социальные неурядицы;
9. Бездарность в искусстве; 10. Человеческая глупость.
Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера-Ханина)
Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
На основе оценки уровня тревожности составляем рекомендации для коррекции поведения испытуемого.