Методика А.Ф. Фидлера для оценки психологической атмосферы в группе
Методика используется для оценки психологической атмосферы в группе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Ниже представлен бланк методики. Ответ по каждому из 10-ти пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак +, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).
На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который характеризует психологическую атмосферу в группе. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (например, социометрией).
Пример бланка методики:
Уважаемый товарищ!
В таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в Вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поставите знак +, тем более выражен этот признак в Вашем коллективе.
1. Дружелюбие | Враждебность | ||||||||
2. Согласие | Несогласие | ||||||||
3. Удовлетворенность | Неудовлетворенность | ||||||||
4. Продуктивность | Непродуктивность | ||||||||
5. Теплота | Холодность | ||||||||
6. Сотрудничество | Несогласованность | ||||||||
7. Взаимоподдержка | Недоброжелательность | ||||||||
8. Увлеченность | Равнодушие | ||||||||
9. Занимательность | Скука | ||||||||
10. Успешность | Безуспешность |
Методика «Наши отношения»
Методика «Наши отношения» используется с целью выявления степени удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни классного коллектива.
Вариант 1. Ход выполнения. Учащимся предлагается по семибалльной шкале оценок (от «абсолютно удовлетворен», «полностью согласен» — 7 баллов до «абсолютно не удовлетворен», «совершенно не согласен» — 1 балл) ответить на вопросы следующей анкеты. Ответы анонимны.
№п/п | В о п р о с ы | О ц е н к а | ||||||
Тебя удовлетворяет характер дел, которые проводятся в твоем классе? | ||||||||
Ты удовлетворен характером отношений, сложившихся в твоем классе между учащимися? | ||||||||
Можно ли сказать, что твой класс живет разнообразной, насыщенной интересными событиями жизнью? | ||||||||
Как ты считаешь, твои одноклассники активно участвуют в жизни класса, в проведении классных и внеклассных дел? | ||||||||
Можно сказать, что между твоим классом и классным руководителем существуют благоприятные отношения? | ||||||||
Ты удовлетворен тем, как выбирается актив твоего класса? | ||||||||
Согласен ли ты с тем, что твои одноклассники в большинстве своем добросовестно относятся к учебе? | ||||||||
Согласен ли ты с тем, что учащиеся твоего класса представляют собой дружный, сплоченный коллектив? | ||||||||
Насколько часто сотрудничает твой класс с другими классами школы в обсуждении каких-либо внутришкольных мероприятий? | ||||||||
Можно ли сказать, что отношения, сложившееся в твоей школе между учащимися и учителями в целом носят товарищеский характер, отличаются теплотой и взаимным уважением? | ||||||||
Насколько нравится тебе твоя школа? | ||||||||
Класс способен мобилизовать силы при возникновении препятствий на пути к совместной цели? | ||||||||
Способность класса к волевым усилиям твои одноклассники считают образцовой? | ||||||||
Твои одноклассники считают, что класс способен преодолевать трудности, самостоятельно принимать решения и быстро выполнять их. | ||||||||
Класс активизирует волю и трудовые усилия всех учащихся и побуждает их доводить дело до конца. | ||||||||
В классе есть такие учащиеся, которые способны мобилизовать всех к энергичным действиям. | ||||||||
Класс стремится влиять на другие классы в достижении общей цели. | ||||||||
Класс имеет необходимые знания, умения, навыки для совместной учебной и общественной работы. | ||||||||
Одноклассники высоко оценивают совместную работу. | ||||||||
Одноклассники чувствуют удовлетворенность своей подготовкой к учебной и общественной работе | ||||||||
Класс стремится повышать знания, умения, навыки каждого школьника. | ||||||||
В классе есть учащиеся, которые сами умеют многое сделать и всегда готовы помочь другим. | ||||||||
Класс активно влияет на другие классы, делясь своим опытом с ними. |
Обработка полученных данных. Вычисляются среднегрупповые показатели по каждому вопросу. Кроме того, можно вычислить и средний коэффициент удовлетворенности учащихся жизнью классного коллектива. Для этого достаточно просуммировать все индивидуальные показатели и поделить их на количество школьников, принимавших участие в опросе. Коэффициент будет принимать значения от 7 (максимальное) до 1 (минимальное).
Вариант 2. Ход выполнения.Учитель предлагает учащимся ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с их мнением. Всего проводится три серии. Опрос анонимный.
I серия
1. Наш класс очень дружный и сплоченный.
2. Наш класс дружный.
3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
II серия
1. У нас в классе принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за искоренение недостатков.
2. В нашем классе недостатки и плохие поступки беспокоят большинство учащихся.
3. В нашем классе виновные, нарушения дисциплины и лодыри осуждаются только активом класса — старостой и др.
4. Наш класс в общем-то не обращает внимания на нарушителей дисциплины и лодырей. За свои поступки они отвечают только перед директором, завучами, классным руководителем и учителями.
5. Мы стараемся «не выносить сор из избы», т.е. делать так, чтобы о наших поступках как можно меньше знали учителя, завуч, директор.
6. В нашем классе кто как хочет, так себя и ведет. Мы особенно не обращаем внимания ни друг на друга, ни на требования учителей.
III серия
1. В нашем классе принято помогать друг другу без напоминаний.
2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда заставляет учитель.
5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.
Обработка полученных данных. Каждая из трех серий вопросов направлена на выявление различных сфер взаимоотношений учащихся в классе: I серия — взаимоприемлемость друг друга (дружба, сплоченность или, наоборот, конфликтность), II серия — взаимоответственность (или безответственность), III серия — взаимопомощь (или ее отсутствие). Для количественной оценки степени удовлетворенности учащихся взаимоотношениями, сложившимися в классе, для каждой серии вычисляется средний индекс по следующей формуле:
,
где Мi – номер утверждения из данной серии, которое выбрал i -й ученик,
n — количество школьников класса, принявших участие в опросе.
Очевидно, что 1 £ I £ 6. Чем ближе значение к 6, тем выше уровень удовлетворенности учащихся данным отношением. Просуммировав все три средних индекса и разделив их на 3, получим общий коэффициент удовлетворенности. Если он близок к 6, то это свидетельствует об убежденности школьников в том, что их классный коллектив настоящий, хороший, близкий к эталону.
[2] Сборник психологических тестов / Сост. Е.Карапешта. Киев: Хибатура, 1992.
[3] Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. С. 551—552
[4] Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн.для учителя. М.: Просвещение, 1991.
[5] Почебут, Л.Г., Чикер, В.А.Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Речь», 2002.
С. 286—289.