Основные функции управленческой деятельности
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……...3
Глава 1 Теоретические основы управленческой деятельности
1.1 Основные функции управленческой деятельности…………….....7
1.2 Качества руководителя……………………………………………11
1.3 Органические функции руководителя…………………………....16
Глава 2 Анализ выполняемых функций управления руководителя филиала ГУ КузГТУ
2.1 Общие положения филиала ГУ КузГТУ…………………………18
2.2 Руководитель и его функции в университете……………………19
2.3 Предложения по усовершенствованию функций управления в филиале………………………………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..24
ВВЕДЕНИЕ
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись для достижения какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя.
Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в установленных рамках выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы.
Актуальность данной темы заключается в значимости и знаний функций руководителя в системе управления. Функция в управлении – это специализированный вид деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков (опыта).
Цель данного исследования заключается в выявлении органических функций у руководителя в управлении организацией.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
- определить основные функции управленческой деятельности;
- рассмотреть качества руководителя;
- проанализировать органические функции менеджера;
- изучить общие положения филиала ГУ КузГТУ;
- рассмотреть функции руководителя в университете;
- усовершенствовать функции в филиале.
Объектом исследования выступает система органических функций управления.
Предмет исследования – органические функции управления в филиале ГУ КузГТУ в г. Новокузнецке.
При написании данной работы были использованы следующие методы:
- аналитический;
- логический;
- индукции.
Глава 1 Управленческая деятельность
Основные функции управленческой деятельности
Управленческая деятельность - работа, которая принципиально отличается от других видов деятельности.
Управленческая деятельность требует осуществления (выполнение) руководителями множества разнообразных управленческих работ. Специализированные виды этих работ именуются функциями управления. Все содержание процесса управления расчленяется на специализированные функции главным образом для того, чтоб закрепить отдельные виды работы за определенными исполнителями и этим самым предоставить процессу управления упорядоченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения управленческих работ.
Функции - основная категория управления, поскольку в них сливаются воедино принципы, методы и само содержание управленческой деятельности. Общие или универсальные функции свойственны управлению любой сферой, любой деятельностью [1]. Они расчленяют содержание управленческой деятельности на ряд этапов или видов работ, которые классифицируются по признаку их порядка выполнения во времени с целью получения определенного результата.
К таким общим функциям относят:
- целенаправленность;
- планирование;
- организацию;
- координацию (или регуляция);
- стимулирование;
- контроль.
Функция целенаправленности заключается в выработке основных, текущих и перспективных целей деятельности. Нужно уметь корректировать текущие действия и стратегию, то есть пересматривать цели, изменять их положение в системе целей.
Функция планирования заключается в выработке направлений, путей, средств и мероприятий, относительно реализации целей деятельности организации. Предпосылкой планирования как специализированного вида управленческой деятельности является прогнозирование - выявление и предсказание объективных (реальных) тенденций, состояний развития организации, в будущем.
Функция организации заключается в первую очередь в объединении элементов или частей (людей, идей, процессов, и тому подобное) в системное целое, в результате чего образуется жизнеспособная, эффективная и стойкая система. Другими словами, этот процесс целеустремленного взаимодействия частей целого как системы для достижения в конкретных условиях и в определенный срок поставленных целей.
Налаживание взаимодействия членов организации должно быть гибким, оперативным, надежным, экономическим и самостоятельно коррекционным. Последовательность реализации функции организации обычно такая:
- определение целей, задач и особенностей совместной деятельности членов организации;
- выявление потребности в ресурсах для осуществления целей и обеспечения бесперебойного снабжения этими ресурсами. Поэтому иногда говорят, что организовать - это сначала оценить возможности, а уже потом ставить задачу;
- установление последовательности действий исполнителей, длительности и контрольных сроков их выполнения;
- выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;
- установление между членами организации необходимых организационных отношений (внутри порядочности, координации и тому подобное);
- создание соответствующей мотивации у членов организации ради достижения ценностной цели.
Ключевым моментом реализации этой функции является процесс организации взаимодействия между подчиненными. В числе принципов эффективной организации взаимодействия такие:
- специализация исполнителей;
- количественная и качественная пропорциональность частей, которые образуют систему;
- параллельность действий;
- ритмичность деятельности.
Функция стимулирования содержит в себе разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов их совместной результативной деятельности. Руководитель при осуществлении этой функции должен придерживаться ряда принципов:
- зависимость величины стимула от конкретного взноса подчиненного в общее дело;
- связь стимулов с целями деятельности организации;
- единство интересов подчиненного, организации и общества, в целом;
- умное соединение моральных и материальных стимулов;
- соединение стимулирования с мерами наказания и принуждения.
В числе основных функций управления важная роль принадлежит функции контроля, учета и анализа деятельности. Содержание этой функции включает комплексное изучение деятельности и допускает:
- наблюдение за ходом, динамикой и закономерностями развития процессов, в управляемой системе, измерение, регистрация и группирование данных;
- сравнение ее параметров с заданной программой функционирования;
- количественную и качественную оценку эффективности деятельности;
- выявление отклонений, узких мест, в развитии системы;
- выявление причин реального состояния;
- определение наиболее целесообразных путей возобновления работоспособности системы.
Важной психологической проблемой является вопрос о расхождении между функциями, которые должны выполнять руководитель, и реально выполняемыми функциями [2]. Полного соответствия между ними не имеет, потому что на практике первые функции переламываются сквозь реально сформированную ситуацию, в которой находится руководитель, личность конкретного руководителя, состояние управляемой организации, особенности взаимоотношений, с высшим руководством и тому подобное.
Как правило, объем этих функций превышает объем реально выполняемых, в которых наблюдается определенная выборочность, преимущество одних функций в сравнении с другими. В реально выполняемых функциях оказывается «почерк» или стиль деятельности руководителя.
Качества руководителя
В работе руководителя много привлекательного. Она предоставляет широкие возможности для развития личности, престижна, придает человеку достоинство, приносит уважение окружающих, наконец, просто захватывающа и увлекательна, так как предполагает решение сложных проблем часто в неопределенных или критических ситуациях и в самые сжатые сроки.
Для этого руководителю, особенно крупной организации, приходится выполнять в течение рабочего дня до двухсот различных видов деятельности, часто бывать в других городах и странах, общаться с самыми разными людьми - подчиненными, коллегами, партнерами, политиками, общественными деятелями, акционерами и т.п., к каждому из которых, чтобы добиться успеха, необходимо подобрать свой «ключ».
Основная его задача состоит не в том, чтобы делать ту или иную работу самому, а в том, чтобы, изучив ситуацию и наметив план действий, организовать ее выполнение силами подчиненных, проконтролировать и оценить их действия, вознаградить отличившихся [3]. Понятно, что попытка совместить все это с исполнительской деятельностью большей частью обречена на провал.
По мнению известного американского специалиста в области менеджмента Г. Минцберга, такой руководитель выполняет в рамках своей повседневной деятельности, следующие управленческие функции: межличностные (символ власти; лидер, увлекающий сотрудников на достижение целей; связник в команде управленцев); информационные («нервный центр», концентрирующий информацию и распространяющий ее среди подчиненных; «представитель», передающий информацию во внешний мир); решающие («предприниматель», планирующий и начинающий изменения в организации; «ликвидатор нарушений», корректирующий ее деятельность в нестандартных ситуациях; «распределитель ресурсов» и «посредник»).
По своей ориентированности на определенный характер действий руководители делятся на активных и пассивных [4]. Основная цель пассивных состоит в сохранении любой ценой своих позиций в организации традиций, дополнительно гарантирующих стабильность. В противоположность им активные руководители стремятся к расширению сферы своего влияния как для получения еще большей власти, так и ради совершенствования организации и достижения общего блага.
По способам действия пассивных руководителей можно условно разделить на две группы. Одни, получившие в западной управленческой литературе название мастеров, пытаются сохранить свое положение путем тотального контроля за подчиненными, действий по схеме, требования от исполнителей безраздельного подчинения, пресечения критики в свой адрес, препятствия коммуникациям, отказа от нововведений и любого риска, словом, всего того, что может это положение поколебать и вскрыть их некомпетентность.
Другие, именуемые «людьми компании», создают впечатление бурной деятельности и занятости проблемами организации и стараются убедить окружающих в своей незаменимости. На самом деле они лишь «скользят по поверхности» давая советы общего плана и не вмешиваясь в реальные процессы.
Пассивные руководители обоих типов ставят на первое место свои собственные интересы, безразличны к нуждам организации в целом и каждого ее члена в отдельности, иными словами, оказываются ориентированными на себя. Также на себя ориентированы представители двух из трех основных типов активных руководителей.
Первый тип получил условное название «борцы с джунглями», Эти люди стремятся к безраздельной власти и воюют против всех, считая их, если не реальными, то потенциальными врагами, и используют в этой войне своих подчиненных, «устилая» ими путь к своему торжеству. В зависимости от используемых при этом методов они делятся на две разновидности: «львов», действующих в открытую, и «лис» в основном занимающихся интригами.
Второй тип ориентированных на себя активных руководителей - «игроки». Для них основной интерес представляет не столько сама должность как таковая, сколько процесс ее получения. Поэтому они активно участвуют в различных кампаниях, довольствуются сиюминутными победами, добиваясь их любой ценой, плохо справляются с реальными делами и на практике больше разрушают, чем создают, и с реальными делами справляются плохо.
К третьему, ориентированному на организацию, типу активных руководителей относятся так называемые «открытые», стремящиеся к власти ради преобразований в интересах общего блага [5]. Обычно это высоконравственные, зрелые профессионалы.
Они строят свое видение будущего и ставят перед собой цели в соответствии с реальными потребностями организации и ее членов, используют власть в интересах других, считаются с критикой, стимулируют у подчиненных творческий подход к делу и своим обязанностям, поощряют всесторонние контакты.
Качества, присущие таким руководителям, большинство специалистов разделяет на три группы: профессиональные, личные и деловые.
К профессиональным качествам относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста, и обладание которыми служит лишь необходимой предпосылкой выполнения им обязанностей руководителя.
Такими качествами являются:
- компетентность в соответствующей профессии, формирующаяся на основе образования и производственного опыта;
- широта взглядов, базирующаяся на общей эрудиции и глубоком знании как своей, так и смежных сфер деятельности;
- стремление к приобретению новых знаний, постоянному, самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
- поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;
- умение планировать свою работу.
Личные качества руководителя также мало, чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались, поэтому обладание ими тоже всего лишь предпосылка успешного руководства. Здесь можно упомянуть:
- высокие моральные стандарты;
- физическое и психологическое здоровье;
- высокий уровень внутренней культуры;
- отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям;
- оптимизм, уверенность в себе.
Однако руководителем делают человека не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:
- умение создать организацию, обеспечить ее деятельность всем необходимым, поставить и распределить среди исполнителей задачи, обеспечить их деятельность всем необходимым, координировать и контролировать ее осуществление;
- доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;
- контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;
- инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, но при необходимости легко перестроиться;
- способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими;
- стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных.
Требования к руководителям в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровнях управления [6]. На низших, например, в большей степени ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на высших - на первое место выдвигаются организаторские способности, стремление к преобразованиям, к новому, умение организовать коллективное творчество.