Психологическое и психофизиологическое обследование в целях оценки профессиональной пригодности специалистов по контракту

Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, внимание), психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (сила, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно-психическую устойчивость.

Основным методом психологического и психофизиологического обследования является профессионально-психологическое испытание (тестирование), в том числе с использованием технических средств профотбора.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору в соединениях и воинских частях проводятся штатными подразделениями (специалистами) и нештатными подразделениями профотбора.

Штатные подразделения (специалисты) профотбора проводят мероприятия по профессиональному психологическому отбору в соответствии с руководящими и методическими документами в полном объеме с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

На период приема и распределения граждан, призванных на военную службу и направленных на комплектование войск (сил) (далее молодое пополнение), штатные подразделения профотбора усиливаются до необходимой численности офицерами, прапорщиками (мичманами), сержантами и старшинами.

Нештатные группы профотбора воинских частей мероприятия по профессиональному психологическому отбору с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, и гражданами-кандидатами для поступления на военную службу по контракту проводят, основываясь на результатах их профессионального психологического отбора в военных комиссариатах районов, учебных воинских частях и данных социально-психологического изучения и психологического обследования с использованием методов, изложенных в нормативных документах по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Нештатные подразделения (группы) профотбора соединений и воинских частей создаются ежегодными приказами соответствующих командиров и начальников в составе: заместителя командира по воспитательной работе (начальник группы), психолога, офицеров органов воспитательной работы, отделения организационно-мобилизационного комплектования (строевого отделения и кадров), медицинской службы, а также технических работников из числа сержантов, старшин, солдат и матросов. В приказе устанавливается распределение обязанностей между личным составом подразделения, сроки и порядок его работы.

Нештатные подразделения профотбора проводят мероприятия по профессиональному психологическому отбору в соответствии с методическими указаниями Генерального штаба.

Примерный состав нештатной группы профотбора воинской части следующий:

Ø начальник группы - заместитель командира воинской части по воспитательной работе;

Ø заместитель начальника группы - психолог воинской части; помощники начальника группы - наиболее подготовленные офицеры органов воспитательной работы, строевого отделения, медицинской службы воинской части;

Ø технические работники (сержанты, солдаты).

На нештатную группу профотбора воинской части возлагается:

Ø участие в методической подготовке представителей воинских частей, направляемых в военные комиссариаты для изучения, отбора и приема граждан, подлежащих призыву и призванных на военную службу;

Ø определение профессиональной пригодности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, граждан и военнослужащих, поступающих на военную службу по контракту, к подготовке и службе на конкретных воинских должностях;

Ø разработка рекомендаций по рациональному распределению (перераспределению) военнослужащих по профилям подготовки и воинским должностям;

Ø военно-профессиональная ориентация военнослужащих на обучение в военно-учебных заведениях по соответствующим специальностям и поступление на военную службу по контракту;

Ø участие в отборе военнослужащих для подготовки в учебных воинских частях прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин, солдат, матросов - специалистов и в предварительном отборе для поступления в военно-учебные заведения;

Ø профессионально-психологическое сопровождение военнослужащих в процессе боевой подготовки в соединениях, воинских частях (учебных воинских частях);

Ø проведение методической работы с командирами подразделений по освоению ими порядка учета данных профессионального психологического отбора, содержащихся в картах профессионального психологического отбора;

Ø ведение учетно-отчетной документации по профессиональному психологическому отбору;

Ø контроль за хранением в штабах воинских частей карт профессионального психологического отбора, своевременностью занесения в соответствующие разделы этих карт командирами подразделений сведений о результатах служебной деятельности военнослужащих и за направлением карт профессионального психологического отбора военнослужащих, уволенных с военной службы, в военные комиссариаты по месту их жительства;

Ø обобщение и анализ результатов профессионального психологического отбора и представление их в подразделения профотбора военного округа, объединения, разработка предложений по совершенствованию мероприятий по профессиональному психологическому отбору.

Этапность мероприятий профессионального психологическогоотбораобеспечивает последовательность и преемственность получения достоверной информации о профессионально важных качествах граждан, четкое определение для каждого этапа задач и применяемых методов.

Основными задачами, решаемыми на первом этапе профессионального психологического отбора в военных комиссариатах районов и городов (без районного деления) (далее - военные комиссариаты районов), являются:

Ø военно-профессиональная ориентация граждан на военную службу, овладение военно-учетными специальностями (ВУС) и поступление на военную службу по контракту;

Ø консультирование преподавателей по "Основам безопасности жизнедеятельности";

Ø предварительное распределение граждан, подлежащих призыву, по воинским должностям, замещаемым солдатами, матросами, сержантами и старшинами;

Ø предварительный отбор граждан, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту;

Ø предварительный отбор кандидатов для поступления в военно-учебные заведения и для подготовки сержантов, старшин, солдат, матросов - специалистов в учебных частях;

Ø подбор кандидатов для подготовки по ВУС в Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) и образовательных учреждениях профессионального образования (ОУПО);

Ø изучение индивидуально-психологических качеств граждан в целях уточнения заключений об их военно-профессиональной пригодности;

Ø оценка эффективности мероприятий ППО граждан для обучения в ввузах и подготовки в РОСТО и ОУПО.

Основными задачами, решаемыми на втором этапе профессионального психологического отбора, являются:

а) в воинских частях:

Ø военно-профессиональное изучение пополнения, разработка рекомендаций по его рациональному распределению по воинским должностям с учетом предназначения военных комиссариатов и собственных результатов изучений;

Ø определение профессиональной пригодности военнослужащих к поступлению в ввузы и к военной службе по контракту;

Ø выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью;

Ø психологическое сопровождение учебно-боевой подготовки;

Ø углубленное психологическое изучение военнослужащих с признаками НПН и затруднений адаптации к военной службе;

б) в учебных воинских частях:

Ø проведение мероприятий по ППО военнослужащих из числа молодого пополнения, разработка рекомендаций по их рациональному распределению по профилям подготовки и учебным подразделениям с учетом предназначения военных комиссариатов и собственных результатов изучения и обследования;

Ø психологическое сопровождение подготовки по специальностям;

Ø определение профессиональной пригодности к поступлению в военно-учебные заведения и к военной службе по контракту;

Ø выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью (НПН);

Ø углубленное психологическое изучение военнослужащих с признаками НПН и затрудненной адаптации к военной службе и обучению.

Мероприятия ППО начинаются на сборных пунктах военных комиссариатов субъектов Российской Федерации. Там представители соединений и воинских частей, направляемые для приема граждан, призванных на военную службу, по результатам изучения сведений, имеющихся в личных делах, картах профессионального психологического отбора граждан, бесед с ними и наблюдения, оценивают их соответствие требованиям военной службы в конкретных воинских частях.

Далее, в пути следования граждан, призванных на военную службу, к месту ее прохождения представители соединений и воинских частей продолжают их изучение путем индивидуальных бесед и наблюдения за поведением, отношением к выполнению поставленных задач, взаимоотношениями с товарищами и старшими, реакцией на разлуку с семьей и привычной обстановкой. Результаты изучения и свои выводы представители соединений и воинских частей докладывают соответствующим командирам (начальникам) и сообщают в подразделения профотбора.

По прибытии команды на пункт приема пополнения (на флотах – на приемно-техническую комиссию) мероприятия по профессиональному психологическому отбору осуществляются подразделениями профотбора. Они проводят социально-психологическое изучение молодого пополнения, а при наличии в воинской части методических указаний по реализации мероприятий по профессиональному психологическому отбору – психологическое и психофизиологическое обследование. Социально-психологическое изучение проводится с обязательным учетом результатов профессионального психологического отбора, полученных в военных комиссариатах и в пути следования молодого пополнения.

Для проведения психологического и психофизиологического обследованияназначаются руководитель обследования и его ассистенты.

Руководитель обследования и его ассистенты должны быть специально подготовлены, хорошо знать применяемые в ходе эксперимента психофизиологические методики, цель их использования, особенности и время их выполнения, необходимый стимульный и регистрационный материал, а при необходимости обеспечить качественную обработку полученных результатов. Весь персонал, участвующий в проведении психофизиологического обследования, должен уметь своевременно оказать необходимую помощь в разъяснении в пределах инструкции заданий тем, кто в этом нуждается, не раскрывая ответов к конкретным заданиям. Обязанности каждого лица, участвующего в обследовании, должны быть строго определены. Количественный состав ассистентов зависит от цели обследования, количества и сложности применяемых методик, числа обследуемых, способа инструктирования и других факторов. Группа обследуемых лиц не должна быть более 25-30 человек, размещенных по одному человеку за столом. Как правило, в процессе обследования участвуют руководитель и два ассистента.

В обязанности руководителя психофизиологического обследования входят инструктирование обследуемых, подача необходимых команд, фиксирование времени выполнения конкретных методик, наблюдение за обследуемыми с соответствующими отметками в протоколе, а также контроль за соблюдением дисциплины во время всего эксперимента.

Обязанностью ассистентов является техническое обеспечение психофизиологического обследования (подготовка рабочих мест, раздача стимульных и регистрационных бланков, карандашей, проверка работы необходимой аппаратуры), наблюдение за обследуемыми и своевременная помощь в ходе эксперимента, дублирование хронометража при выполнении методик, поддержание дисциплины и порядка. О результатах наблюдения и всех замечаниях ассистенты своевременно докладывают руководителю.

Психофизиологическое обследование может проводиться в групповой и индивидуальной форме. В целях профессионального психологического отбора групповая форма осуществления эксперимента является основной. В ряде случаев для уточнения результатов обследования при определении группы профессионального психологического отбора может проводиться углубленное индивидуальное обследование. Наиболее оптимальной для психофизиологического обследования является группа в 25-30 человек (организационно приравниваемая к взводу или двум классным отделениям). Однако количественный состав группы может меняться в зависимости от различных причин.

Социально-психологическое, психологическое и психофизиологическое обследование граждан и военнослужащих должно проводиться в помещениях, отвечающих установленным требованиям.

Предварительная подготовка к обследованию заключается в выборе комплекса необходимых методов обследования, последовательности их применения, планировании перерывов в работе. Ассистенты раскладывают карандаши и папки, содержащие стимульный (альбомы методик, вопросники, анкеты и т. д.) и регистрационный материал (бланки, листы, меточные карты и т. д.) в той последовательности, в которой будут выполняться методики. В классе развешиваются нужные схемы, демонстрационные таблицы, плакаты. При необходимости устанавливается и настраивается проекционная и звуковоспроизводящая аппаратура.

Большое влияние на результаты обследования оказывают установка испытуемых на успешное выполнение заданий методик, положительная мотивация. Как правило, при проведении психофизиологического обследования в целях профессионального отбора кандидатов для обучения в военном образовательном учреждении обследуемые направлены на успешное выполнение всех психофизиологических методик. Однако при обследовании других контингентов военнослужащих (для прохождения военной службы по призыву или контракту) возникает задача формирования положительного отношения к проводимому обследованию. Кроме того, если психофизиологическое обследование продолжается в течение длительного времени, наблюдается снижение мотивации, появление у обследуемых апатии и безразличного отношения к полученным результатам, наступление сонливости при монотонной работе. В связи с этим руководитель должен правильно довести до обследуемых цель проводимого обследования, показать значимость его результатов для решения вопроса о зачислении их в учебное учреждение, правильного выбора той или иной военной специальности, которая может стать определяющей в дальнейшей жизни человека. Руководитель обследования своим уверенным и в то же время ровным и благожелательным поведением должен создать серьезную и деловую обстановку, адекватно реагировать на ее изменения. Необходимо построить план эксперимента таким образом, чтобы менялся характер выполнения методик, бланковые методы чередовались с опросниками и анкетами. Для избежания монотонности в деятельности должны своевременно устраиваться перерывы в работе и проветриваться помещения.

Наиболее важным требованием при организации проведения психофизиологического обследования является стандартность инструктирования, обстановки, последовательности и условий тестирования, а также своевременное устранение возникающих в процессе работы помех. Обследование должно осуществляться в одно и то же время (наиболее оптимальны утренние часы). Длительность психофизиологического обследования не должна превышать 4 ч. Перерывы в работе делаются после каждого часа на 10-15 мин. Помещение в течение этого времени проветривается. Методики проводятся в одной и той же заранее запланированной последовательности.

Непосредственно перед началом обследования руководитель интересуется самочувствием и состоянием здоровья обследуемых. Лица, предъявившие жалобы на состояние здоровья или недостаточный отдых после наряда или работ, к обследованию не допускаются, о чем делается отметка в заранее составленном в алфавитном порядке списке обследуемых. В соответствии с присвоенными порядковыми номерами испытуемые занимают пронумерованные рабочие места в подготовленном помещении. Далее руководитель кратко и доходчиво объясняет цель и задачи предстоящего обследования, подчеркивает важность его результатов для обследуемых, проводит общее инструктирование о порядке работы. Такая инструкция должна быть максимально стандартизирована, т. к. даже незначительное изменение порядка или структуры текста может повлиять на качество его восприятия обследуемыми. Поэтому текст вводной инструкции должен либо дословно зачитываться, либо воспроизводиться магнитофонной записью, либо предъявляться на бланке. Каждая из форм предъявления инструкции имеет свои особенности. Так, при зачитывании инструкции сохраняется живой контакт руководителя с аудиторией. В то же время есть вероятности повторов, уточнений, связанных с акустикой, поведением обследуемых и т. д. Магнитофонное воспроизведение максимально стандартизировано, однако не учитывает особенности восприятия аудитории, а также нередко подвержено техническим помехам. Бланковое предъявление инструкции значительно индивидуализирует по времени ее восприятие.

Перед каждой методикой обследования зачитывается частная стандартная инструкция, разъясняющая методики, сущность и порядок выполнения ее заданий. При этом могут активно использоваться демонстрационные материалы (плакаты, таблицы, схемы, слайды).

В процессе работы руководитель своевременно подает команды и объявляет перерывы в работе, вместе с ассистентом осуществляет наблюдение за обследуемыми, проводит хронометраж, обеспечивает дисциплину и порядок во время всего обследования. Результаты наблюдений фиксируются в протоколе и используются в качестве дополнительной информации о кандидатах.

При проведении обследования в помещении не должно быть посторонних лиц, особенно тех из них, которые по своему положению могут повлиять на поведение и установку обследуемых. Должны быть запрещены ненужные передвижения, вход и выход из помещения во время работы с методиками. Не должно быть аппаратуры, которая своей работой может отвлекать внимание обследуемых. Постоянный негромкий звуковой фон менее значим, так как обследуемые к нему быстрее адаптируются. Если при проведении психофизиологического обследования определяется помехоустойчивость испытуемых, то вводимые помехи должны также быть стандартными по форме, частоте, длительности предъявления и т. д.

Обработка результатов психологического и психофизиологического обследования проводится, как правило, техническими работниками под руководством руководителя обследования в короткий срок. Правила обработки результатов тестирования и алгоритм вынесения заключений описаны в соответствующих методических указаниях. Следует строго придерживаться положений руководящих документов.

По результатам проведенных мероприятий по профессиональному психологическому отбору подразделения профотбора соединений и воинских частей выносят заключения о профессиональной пригодности военнослужащих из состава прибывшего молодого пополнения к подготовке и военной службе на воинских должностях, подлежащих замещению в соединениях и воинских частях, и докладывают их председателям комиссий по распределению молодого пополнения.

При вынесении заключений о профессиональной пригодности граждан учитывается также уровень их нервно-психической устойчивости.

Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию профессиональной пригодности, не могут быть:

Ø направлены для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения и учебные воинские части;

Ø направлены на обучение в военно-учебные заведения;

Ø приняты на военную службу по контракту на соответствующие воинские должности.

Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию профессиональной пригодности по классам основных сходных воинских должностей, назначаются на воинские должности, для выполнения которых не требуются особые профессионально важные качества (прочие воинские должности), установленные "Психологической классификацией воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами".

Иные ограничения, учитывающие категории профессиональной пригодности при назначении солдат, матросов, сержантов и старшин на воинские должности, связанные с особенностями прохождения военной службы, устанавливаются Генеральным штабом (ГОМУ).

Заключения о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих учитываются:

Ø военными комиссарами при направлении граждан для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения;

Ø призывными комиссиями при принятии решений о направлении граждан для сдачи конкурсных вступительных экзаменов в военно-учебные заведения;

Ø приемными комиссиями военно-учебных заведений и училищ при приеме граждан для обучения;

Ø призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил, в которых граждане будут проходить военную службу;

Ø комиссиями объединений, соединений и воинских частей по распределению молодого пополнения при назначении военнослужащих на воинские должности, замещаемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами;

Ø комиссиями военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, при определении соответствия граждан требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту;

Ø аттестационными комиссиями воинских частей при определении соответствия кандидатов из числа граждан и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, требованиям, установленным для поступления на военную службу по контракту;

Ø приемными комиссиями военных округов, объединений видов Вооруженных Сил по отбору кандидатов для поступления на учебу в военно-учебные заведения из числа офицеров.

Результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключения о профессиональной пригодности и другие данные на граждан и военнослужащих заносятся в соответствующие разделы карты профессионального психологического отбора (форма № 15 "Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе"*) и журналы учета работы подразделения (специалиста) профотбора (приказ № 50 МО РФ от 1999 года).

Карта профессионального психологического отбора является документом, содержащим основные сведения о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к военной службе на воинских должностях. Она заполняется в военном комиссариате на каждого гражданина при его первоначальной постановке на воинский учет или поступлении на военную службу по контракту и ведется на протяжении всего срока военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по призыву или контракту.

Карты профессионального психологического отбора граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и курсантов военно-учебных заведений хранятся в их личных делах в неподшитом виде, а военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, – в штабах (строевых отделениях) вместе с учетно-послужными карточками.

При переводе военнослужащих (увольнении с военной службы) карты профессионального психологического отбора направляются вместе с другими документами к новому месту службы (в военный комиссариат).

Обобщенные данные о проделанной в военных комиссариатах, соединениях, воинских частях военно-учебных заведениях и училищах работе по профессиональному психологическому отбору отражаются в донесениях, отчетах и представляются в установленном порядке.

Система методических приемов и конкретных методик психологического и психофизиологического обследования.

Психологическое и психофизиологическое обследование граждан и военнослужащих проводят непосредственно специалисты группы ППО. С учетом перечня профессионально-важных качеств для конкретной воинской (офицерской) специальности, предварительно составленных на основании профессиограмм у обследуемых в первую очередь должны быть оценены особенности мышления, уровень интеллектуаль­ного развития, эмоционально-волевая (нервно-психическая) устойчивость, свойства и тип темперамента.

По результатам психологического и психофизиологического обследования выносится заключение о группе проф. пригодности кандидатов к обучению в ВУЗе.

Психолог. и психофизиолог. обследование проводится в 2 этапа: На первом: групповое обследование всех кандидатов на обучение с помощью комплекса методик. Обследование проводится в специ­ально оборудованных помещениях (прилож. к пр. МО №50)

Рекомендуются следующие методики:

1. Биографическая анкета и краткое сочинение "Моя будущая професия",

- Опросник КОС-2 (коммуникативных и организаторских склон­ностей)

- Методика "Ситуации" - для оценки степени выраженности во­енно-профессиональной направленности, особенностей поведения и общения.

(Результаты выполнения кандидатом данных методик учитывается при вынесении заключения социально-психологического изучения).

2. - Тест возрастающей трудности

- Тактическое мышление

- Техническое мышление (для оценки способностей к систематизированной интеллекту­альной деятельности, к формированию технических понятий и предс­тавлений.

3. Завершение фраз

Прогноз- 2 ( для оценки нервно-психической устойчивости)

4. Опросник структуры темперамента

"Типологический опросник темперамента

Школа самооценки (для оценки уровня эмоциональной устойчивости, особенностей поведения и коммуникации. Результаты выполнения кандидатами данных методик учитываются как дополнительная информация при индивид. собеседовании с кандидатами и в процессе психологического сопровождения курсантов)

Предлагаемый комплекс методик обеспечивает научную обоснованность подхода к определению проф. пригодности кандидатов на обучение и практичесность по реализации. В его состав включены оценки общих психологических свойств личности (направленность способности темперамент), и специальных качеств, профессионально важных для выпускников ВВУЗов.

Комплекс для группового психологического обследования реализуется в составе 10-14 методик. Для его проведения на психолог. и психофизиол. обследовании должно быть отведено около 4-х часов.

Для вынесения заключения о проф. пригодности кандидатов по результатам обследования необходимо перевести полученные "сырые" баллы в стандартные, сравнимые между собой показатели. Рекомендуется применить стандартизированную шкалу стенов. Для построения оценочных стэновых шкал для каждой методики необходимо рассчитывать распределение оценок, полученных при обследовании эталлонной группы кандидатов, которая должна формироваться из лиц, однородных по своим характеристикам (полу, возрасту, образованию, и т.п.) Перевод первичных показателей, эталонных "сырых" оценок, в стэны, осуществляют по формуле:

(Х - величина показателя по методики - любая "сырая" оценка;

х - среднее арифметическое показателя

- среднее квадратическое отклонение показателя

Величины Х и получают на основе статистической обработки данных обследования кандидатов эталонной группы. Взаимосвязь Х со стэновыми оценками образует оценочную шкалу стэнов для каждой методики.

Предварительное заключение о профпригодности выносится по каждой из групп качеств изучаемых в процессе обследования. Это делается с учетом следующих положений:

- Результаты выполнения методик 1 (см.ранее) группы учитываются при вынесении заключения по данным социально-психолог. изучения.

Если по методике "Ситуации" или по любой из шкал опросника КОС-2 кандидат получил 3 или менее стэнов, ему должно быть выне­сено предварительное заключение "не рекомендуется для обучения. Если по этим методикам получено 4 и более стэенов, он может быть рекомендован для обучения.

- методика "Анкета интересов" - не нормируется

- методики " Биографическая анкета и Моя будущая профессия"- анализируются на качественном уровне;

- оценка уровня интеллект, способностей ( методики 2 группы) проводится на основе суммирования стэнов по этим методикам. Сумма стэнов переводится в стандартный балл, который учитывается при вынесении заключения.

- НПУ 3 группа методик. Если по методики "Завершения фраз " получено 3 стэнов, то ему определяется IV гр. пригодности, а если получено 4 стэна и более, то заключение выносится по результатам методики "Прогноз-2"

Общее заключение в пределах 1-III гр. пригодности выносится на основе предварительных заключения по нижней оценке, с учетом рез-тов социально-психолог. изучения.

IV гр. пригодности составляет обследованные, получившие неуд. рез-ты хотя бы по одной из методик, или данные которых оказались некорректными по какой-либо причине.

На индивид. обследование приглашаются кандидаты, получившие неуд. оценки в ходе группового обследования, а также лица, у которых не совпадают результаты выполнения методик в пределах I-III гр. пригодности более, чем на 2 ступени.

Все кандидаты получившие по результатам группового обследования общую неудовлетворительную оценку, в обязательном порядке проходят индивид. собеседование. В процессе собеседования данные по методике "Анкета интересов" и методика и 4 группы используются для переориентации кандидатов на другие профессии.

Психолог группы психологической работы войсковой части 40213

Гражданский персонал

Л. Петко

* Профессиональный отбор включает следующие виды: социальный, медицинский (военно-врачебная экспертиза), профессиональный психологический, образовательный (по общей и профессиональной подготовленности), отбор по физической подготовленности.

* Приказ министра обороны Российской Федерации № 400 1999 года.

Наши рекомендации