Общее понятие межличностных отношений

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Детская практическая психология»

Особенности межличностных отношений в группе 4-5лет

тема

Преподаватель ____________ М.Е.Варламова

подпись, дата инициалы, фамилия

Студент II курса ДО-5,14019 ______________ А.А.Козлова

номер группы, зачетной книжки подпись, дата инициалы, фамилия

Чебоксары 2016г

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........3

Глава 1 Теоретические подходы к проблеме межличностных отношений у детей дошкольного возраста

1.1Общее понятие межличностных отношений……………………………………………………………………..4-13

1.2Психологические особенности межличностных отношений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….13-14

1.3 Особенности отношений у детей дошкольного среднего возраста...14-18

Глава 2 Психологические особенности отношений детей дошкольного возраста по результатам исходного среза

2.1 Цель, задачи, методы исследования………………..…………………...18-27

2.2 Психологические особенности отношений детей дошкольного возраста по результатам исходного среза

Список литературы

Приложения

Введение

Взаимодействие человека как личности с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Исключительно велика роль межличностных отношений в формировании личности ребенка. В этом возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений с другими, которые в значительной степени определяют становление его личности. Важно изучить эти отношения, чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

Без межличностных отношений невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Объект исследования- отношения детей 4-5 лет

Предмет исследования - межличностные отношения детей в возрасте 4-5 лет.

Гипотеза предположила, какие межличностные отношения у детей.

Цель данной курсовой работы – изучить особенности межличностных отношений детей в среднего дошкольного возраста в группе.

Задачи исследования:

· изучить состояние проблемы межличностных отношений;

· выявить особенности межличностных отношений у детей 4-5 лет в группе.

Организация исследования:Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Звёздочка», село Красноармейское, Красноармейского района Чувашской Республики. В исследовании приняли участие 20 детей 4-5 лет.

Методологической основой исследования явились ключевые позиции диалектические материализма, наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников является социометрический. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. В многочисленных исследованиях Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, А.В. Кривчук, В.С. Мухина и других было показано, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива - одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных.

Методы исследования представляют собой теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных педагогов по проблеме исследования, психодиагностические методики для изучения межличностных отношений.

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что получены экспериментальные данные о межличностных отношениях дошкольного возраста, позволяющие организовывать воспитателям дальнейшую коррекционную работу с дошкольниками

Глава 1.Теоретические подходы к проблеме межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Общее понятие межличностных отношений

Проблема отношений занимает в психологии большое место. Во многих работах отечественных психологов развиваются и уточняются основные понятия теории отношений.

По данным Прыгина Д.Б., межличностные отношения- это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы[28].

Межличностные отношения, вслед за Д.Б.Прыгиным, мы считаем субъективными связями, главным образом эмоциональной структуре группы, хотя в них присутствуют и когнитивный момент. Они возникают в результате обобщения ситуативных эмоциональных реакций членов группы на личностно значимые для них проявления со стороны сверстников или под влиянием общественного мнения.

Многие психологи пытались дать классификацию межличностных отношений и выделить основные их параметры.

Н.Н. Обозов считает, что межличностные отношения- это взаимная готовность субъектов к определённому типу взаимодействия[28].

Межличностные отношения формируются в процессе длительного общения и взаимодействия людей. Отношения – целостная система индивидуальных избирательных сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая 3 связанных компонента: отношение человека к людям; к себе; отношения к предметам Г.М. Андреев [1] отмечает, что важнейшей специфической чертой межличностных отношений является их эмоциональная основа. Это означает, что они возникают и складываются на основе определённых чувств рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Как отмечает В.Г. Ромек [29], несмотря на то, что содержанием межличностных отношений являются чувства, для формирования межличностных отношений этого недостаточно. Межличностные отношения существуют только тогда, когда личные позиции и чувства взаимно интересуют партнёров, когда помимо желания говорить о своих чувствах, есть ещё желание выслушать партнёра, интерес к его собственным мнениям и чувствам.

Таким образом, межличностные отношения - важный компонент психологии групп, характеризующий их и оказывающий многогранное влияние на их деятельность и на входящих в них людей. На основе рассмотренных выше точек зрения дадим обобщённое определение понятию межличностных отношений.

Межличностные отношения людей- это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих.

Лисина М.И. выделяет различные подходы к пониманию межличностных отношений, каждый из которых имеет свой предмет изучения: социометрический (избирательные предпочтения детей); социокогнитивные (познания и оценка другого и решение социальных проблем); деятельностные (отношения как результат общения и совместной деятельности детей)[9].

Наиболее распространённым подходом к пониманию межличностных отношений является социометрический подход. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения членов группы. Основным предметом таких исследований (Я.Л.Коломенский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, В.С.Мкхина, А.В.Кривчук и другие) является группа, а не личность отдельного её члена. Межличностные отношения рассматриваются и оцениваются в основном количественно (по количеству выборов, их устойчивости и обоснованности). Субъективный образ человека качественные особенности других людей остаются за рамками исследований[5].

В исследованиях социокогнитивного направления межличностные отношения трактуются как понимание качеств других людей и способность интерпретировать и разрешать конфликтные ситуации. Главным предметом исследований является восприятие, понимание и познание человеком других людей и отношения между ними (Р.М.Максимова, Г.А. Золотнякова, В.М.Сенченко и другие).Исследования проводились в лабораторных условиях вне реального контекста общения и отношений. Анализировалось восприятие человеком изображений других людей и конфликтных ситуаций, а не реальное, практически-действенное отношение к ним.[30].

А.В.Петровским была разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений, или так называемая «стратометрическая концепция». Это специальная социально психологическая концепция, рассматривающая межличностные отношения в любой достаточно развитой группе как опосредствованные содержанием и ценностями деятельности. Главным предметом рассмотрения является группа, коллектив. Совместная деятельность при этом является системообразующим признаком коллектива, определяющий его важнейшие социально-психологические характеристики. Группа осуществляет свою цель через конкретный предмет деятельности и тем самым изменяет себя, свою структуру и систему межличностных отношений. Характер и направление этих изменений зависят от содержания деятельности и ценностей, принятых группой. Совместная деятельность с точки зрения этого подхода определяет межличностные отношения, поскольку она порождает их, влияет на их содержание и опосредствует вхождение человека в общность. Именно совместной деятельности и в общении межличностные отношения реализуются и преобразуются. Здесь изучение межличностных отношений, как правило, сводится к исследованию особенностей их общения и взаимодействия[4].

В концепции М.И.Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Общение- это всегда субъект – субъективные связи, а значит содержанием и неотъемлемой стороной общения и его продуктом вступают взаимоотношения, избирательные привязанности, образ себя и партнёра по общению. Формирование и развитие межличностных отношений рассматриваются как одна из важнейших функций общения[9].

В отечественной психологии существенный вклад в разработку данной проблемы внёс В.Н.Мясищев. Он определял «отношения» как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, которая включает три взаимосвязанных компонента: отношение к людям, к себе, к предметам внешнего мира. [28].

Именно В.Н.Мясищев[28] сформировал одно из важнейших принципиальных положений теории личности. Он подчеркнул, что система общественных отношений, в которую оказывается включённым каждый человек со временем своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности; система отношений является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем например, как характер, темперамент, способности.

В изучении отношений между членами группы в детском саду Т.А.Репина выдвинула три ведущих критерия:1)эмоциональный, 2)оценочный; 3)функциональный. По эмоциональному критерию все отношения ребенка к другим членам группы можно разделить на три основных типа: симпатии, безразличие и неприязни. По оценочному критерию отношения ребенка еще сложнее, так как он по-разному относится к сверстникам, которых высоко оценивает, и детям, которых оценивает низко[15].

Что касается классификации по функциональному критерию, то, как известно, отношения делятся на официальные, связанные с выполнением определенных общественных функций, и неофициальные (деловые и личностные). При этом Т.А.Репиной обнаружено три вида межличностных отношений: собственно личностные, оценочные, зачатки деловых отношений. Поскольку в группе детского сада еще нет официально значимой деятельности, то отношения невозможно разделить на официальные и неофициальные. Для формирования деловых отношений большое значение имеет сюжетно-ролевая игра.[15,21].

Г.М.Андреева, предлагает рассматривать межличностные отношения как особый ряд отношений, возникающих внутри каждого вида общественных отношений. Они представляют собой реализацию безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Важной особенностью межличностных отношений, по мнению автора, является их эмоциональная основа, которая включает все виды эмоциональных проявлений. Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности, взглядов, интересов и другие. Необходимым условием возникновения таких отношений является постижения друг друга. Взаимоотношения могут прекратится, как только исчезают психологические мотивы, породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность[1].

Я.Л.Коломинский [7] рассматривает отношения через совокупность таких понятий как «взаимоотношения», «отношение к человеку», «личные отношения» в группе сверстников и определяет общение как «такое информационное и предметное взаимодействие между людьми, в прцессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные отношения». Частным случаем психологических отношений являются межличностные отношения. Такие отношения охватывают значительный круг явлений, но все могут быть квалифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия: 1)восприятия и понимания людьми друг друга; 2)межличностной привлекательности (притяжение и симпатия); 3)взаимовлияние и поведения.

Межличностные отношения представляют собой сложное образование, в связи, с чем различные авторы трактуют его значения по-разному. Несмотря на это, большинство исследователей (Шибутани Т., Андреева Г.М., Куницына В.Н.) важнейшей специфической чертой межличностных отношений считают их эмоциональную основу. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающих у людей по отношению друг к другу.

Среди факторов, указывает Г.М.Андреева, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции, можно выделить вешнее по отношению к процессу непосредственного межличностного взаимодействия и внутренне, то есть те, что возникают в процессе взаимодействия [1].

К внешним фактором можно отнести следующие:

1)степень выраженности у человека потребности в аффилиации (потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравится, чувствовать себя ценной и значимой личностью);

2)эмоциональное состояние партнеров по общению;

3)пространственная близость (при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность);

К внутреннем факторам можно отнести:

1)физическую привлекательность партнера по общению;

2)демонстрируемый стиль общения;

3)фактор сходства между партнерами по общению;

4)выражение личного отношения к партнеру по общению.

Т.А.Репина рассматривает межличностные отношения как многообразную и относительно устойчивую систему эмоциональных отношений, которые находят свое выражение в общении и совместной деятельности; во взаимооценках членов группы; в их переживаниях, носящих избирательный характер. Она выделяет три основных вида межличностных отношений: собственно-личностные отношения, оценочные и «деловые». К собственно-личностным были отнесены отношения симпатии, безразличия и неприязни со множеством эмоциональных градаций внутри них. Эти отношения более непосредственные и эмоционально окрашенные, чем отношения оценочные и «деловые». Оценочные отношения- это отношения осознанные, опосредованные целями и задачами совместной деятельности. Различные качества партнера оцениваются одновременно в зависимости от выраженности этих качеств у самого человека, от особенностей его целостных ориентаций, оценочных эталонов. Под «деловыми» отношениями имеются в виду те отношения, которые возникают в различных видах совместной деятельности детей. Соответственно, деловые отношения обнаруживаются при взаимодействия в совместной деятельности и общении людей. Собственно-личностные отношения, частично проявляясь в общении, в своем развернутом виде могут быть выявлены в социометрических выборах. Оценочные отношения могут проявляться как в общении, так и при обосновании социометрических выборов [15].

Применительно к детскому возрасту, Т.А.Репина акцентирует внимание на слитности всех слоев межличностных отношений, их единстве. Поэтому, изучая отношения в детских коллективах, следует учитывать, что истинное положение ребенка в группе сверстников есть совокупность его места как в системе собственно-личностных отношений, так и в системах оценочных и деловых отношениях [15].

В.В.Абраменкова выделяет три уровня межличностных отношений:

· функционально-ролевые - зафиксированные в специфических для данной культуры нормах поведения и реализующие себя в выполнении различных ролей (игровых или социальных);

· эмоционально-оценочные - проявляющие в предпочтениях, симпатиях, антипатиях и различного рода избирательных привязанностях;

· личностно-смысловые - при которых мотивов одного субъекта приобретает личностный смысл для другого.

Б.Ф.Ломов отмечает, что общение выступает как реализация личностью общественных отношений и способ построения личных. Более того, отношения являются не только результатом общения, но и его исходной предпосылкой, побудителем, вызывающим тот или иной вид взаимодействия.

Учитывая выше сказанное, отношение можно рассматривать как внутреннюю психологическую основу общение и отношение целесообразно изучать в сопряжение.

Межличностные отношения оказались включенными в проблематику общения. В тоже время межличностные отношения интенсивно изучались в русле психологии отношений, основанном А.Л.Лазурским и В.Н.Мясищевым. В центре этого направления лежит представление о личности, ядром которой является индивидуально-целостная система субъектно-оценочных отношений к действительности.

Таким образом, в рамках различных подходов под межличностными отношениями понимаются субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми проявляющие в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому; система установок, ориентаций, ожиданий и серотипов.

Следовательно, межличностные отношения- это система установок, ориентация и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается их общение; это многообразная и относительно устойчивая система избирательных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Отношения формируются, реализуются и проявляются в общении, взаимодействии и социальной перцепции [2].

Таким образом, проблема межличностных отношений в психологии занимает большое место. В связи с тем, что межличностные отношения представляют собой сложное образование, различные авторы трактуют его значение по-разному: как частный случай психологических отношений, и как действительную реальность общественных отношений.

Отсюда можно сделать вывод о том, что отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни, её сердцевину, является центром становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. С отношениями связано главное содержание психической, внутренней жизни человека, именно отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Поэтому психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии.

Наши рекомендации