Глава 11. формы эмоционального

РЕАГИРОВАНИЯ

В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют различные специфические формы, отличающиеся по своим проявлениям, способам организации и закономерностям протекания. Однако, до сих пор в психологии нет единой точки зрения на проблему дифференциации эмоциональных явлений, из-за своей сложности и многообразия они с трудом поддаются общему анализу.

Например, согласно Е. Д. Хомской, все эмоциональные явления можно разделить на три основные категории (очевидно, соответственно трем основным классам психических явлений - процессы, состояния и свойства): 1) эмоциональная реактивность (кратковременные реакции на эмоциональные стимулы); 2) эмоциональные состояния (более длительные изменения в работе эмоциональных систем); 3) эмоционально-личностные особенности (постоянные присущие человеку эмоциональные качества, определяющие его поведение).

Широко распространен в отечественной психологии подход А. Н. Леонтьева, по мнению которого основными подклассами эмоциональных процессов являются: 1) аффекты – сильные и кратковременные переживания, сопровождаемые выраженными двигательными и висцеральными проявлениями; 2) собственно эмоции – более длительные переживания, имеющие ситуативный и идеаторный характер; 3) чувства – устойчивые эмоциональные отношения, возникающие в результате обобщения отдельных эмоций и имеющие выраженный предметный характер.

Как показывает анализ литературы, чаще других в отечественной психологии упоминаются такие формы эмоционального реагирования: аффекты, настроения, чувства, собственно эмоции, а также эмоциональный тон ощущений, однако они не всегда одинаково трактуются в различных научных школах. Более того, некоторые из них порой используются как синонимы.

На наш взгляд, соотношение указанных форм эмоционального реагирования между собой по таким основным количественным параметрам, как длительность и интенсивность, можно представить следующим образом (см. рис 1.4.). Вместе с тем существуют между ними и важные качественные отличия.

 
  глава 11. формы эмоционального - student2.ru


НАСТРОЕНИЕ ЧУВСТВО
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОН АФФЕКТ

Рис.1.4. Сопоставление основных форм эмоционального реагирования

по параметрам длительности и интенсивности

Эмоциональный тон

Данная форма эмоционального реагирования выделяется не всеми исследователями, хотя уже в работах В. Вундта есть упоминание о «чувственном тоне» как простейшей форме эмоций, возникающем в связи с определенными ощущениями. Следовательно, в результате контакта с окружающим миром человек получает информацию не только о свойствах объектов и явлений, но и об эмоциональном значении тех или иных сенсорных раздражителей (неприятный вкус, резкий звук, яркий свет и т.д.).

Более того, некоторые ученые (Херрик, 1956; К. К. Платонов, 1972 и др.) считают, что эмоции фило- и онтогенетически являются более ранней, чем ощущения, формой психического отражения. Такие примитивные эмоции тесно связаны с движениями, направленными на увеличение контакта с полезным объектом или на снижение контакта с вредным объектом. Согласно К. К. Платонову, элементарные анализаторы у простейших животных вначале давали только два субъективно улавливаемых качественных сигнала: жизненно полезно и жизненно вредно. Они являлись двумя элементарными переживаниями, в дальнейшем принявших форму удовольствия и неудовольствия. В то же время эмоции явились той основой, на которой развились ощущения как более высокий вид отражения, дающий субъективный образ объективного мира. С развитием ощущений эмоции также совершенствовались, но до сих пор продолжают оставаться полярными безόбразными переживаниями.

Французский психолог А. Пьерон попытался количественно (правда, интуитивно, а не с помощью каких-то объективных измерений) определить соотношение познавательного и эмоционального компонентов для некоторых видов сенсорных воздействий (см. табл. 1.4.1(а)). Так, согласно Пьерону, в зрительных ощущениях доминирует познавательный компонент (10:2), а в болевых (укол, ожог) — эмоциональный.

Таблица 1.4.1(а)

Соотношение познавательного и эмоционального компонентов

для некоторых сенсорных модальностей (по А. Пьерону)

Сенсорная модальность Познавательный коэффициент Эмоциональный коэффициент
зрение
слух
осязание
тепло
холод
вкус
запах
вестибулярные ощущения
укол
ожог

Эмоциональный компонент зависит не только от сенсорной модальности, но также и от вида воздействия в пределах одной модальности. Еще Э. Титченер отмечал, что ахроматические цвета (белый и черный) редко бывают приятными или неприятными, в то время как хроматические цвета обычно имеют выраженное аффективное значение. Так, в результате экспериментальных исследований было выявлено, что красный цвет вызывает более сильное возбуждение, чем голубой цвет такой же яркости, что отражается в повышении систолического кровяного давления, изменении ритма дыхания, депрессии альфа-ритма в ЭЭГ и др.

Интенсивность раздражителя также является одним из существенных факторов, определяющих его эмоциональное значение. В. Вундт полагал, что едва заметное ощущение имеет предельно малую чувственную окраску; по мере увеличения интенсивности ощущения растет его положительная чувственная окраска, но, достигнув определенной интенсивности, эта положительная окраска начинает уменьшаться и, перейдя через нулевую точку, становится отрицательной. Теоретически выстроенная Вундтом кривая была подтверждена экспериментальными данными (см. рис 1.4.1).

Существенное влияние на эмоциональную оценку раздражителя оказывает и внезапность его появления. Предметы, которые появляются неожиданно и быстро перемещаются, вызывают негативную эмоциональную реакцию.

Наибольшее значение эта форма эмоционального реагирования имеет в начальный период жизни индивида. Постепенно на ее основе формируются другие, более сложные эмоциональные образования.

глава 11. формы эмоционального - student2.ru глава 11. формы эмоционального - student2.ru глава 11. формы эмоционального - student2.ru

Рис. 1.4.1. Зависимость знака эмоции от интенсивности сенсорного раздражителя

(схема Леманна)

Отличительными особенностями эмоционального тона являются: 1) кратковременный характер; 2) слабая интенсивность; 3) врожденный характер; 4) слабая осознаваемость.

Кратковременный характер.Длительность эмоционального тона ограничена временем непосредственного действия сенсорного раздражителя.

Слабая интенсивность.Эмоциональный тон часто определяют как некие оттенки эмоциональных переживаний. Увеличение же интенсивности эмоционального тона приводит к появлению других форм эмоционального реагирования (аффектов, эмоций).

Врожденный характер.Е. П. Ильин (2001) определяет эмоциональный тон ощущений как «низший уровень врожденного (безусловно-рефлекторного) эмоционального реагирования, выполняющий функцию биологической оценки воздействующих на организм человека и животных раздражителей через возникновение удовольствия или неудовольствия». Таким образом, это филогенетически наиболее древнее, врожденное эмоциональное реагирование на отдельные значимые воздействия (температурные, болевые, вкусовые и т.д.). По мнению П. В. Симонова (1970), эмоциональный тон аккумулирует в себе наиболее общие и часто встречающиеся признаки полезных и вредных факторов, устойчиво сохранявшиеся на протяжении миллионов лет естественного отбора.

Слабая осознаваемость.Совместное функционирование ощущений и их эмоционального тона является настолько тесным, что зачастую трудно отграничить переживание приятного-неприятного от вызвавшего его ощущения. Особенно это характерно для органических и кожных ощущений (например, боль многие называют эмоциональной реакцией, в то время как это ощущение, вызывающее сильное отрицательное переживание). Как следствие, ряд психологов высказывали предположение, что эмоциональный тон является одним из свойств (Т. Циген, 1909) или даже особым видом (В. Витвицкий, 1946) ощущений. Н. Н. Ланге был проведен сравнительный анализ основных характеристик ощущения и эмоционального тона (см. табл. 1.4.1(б)).

Таблица 1.4.1(б)

Сравнительные характеристики ощущения и эмоционального тона (по Н. Н. Ланге)

Ощущение Эмоциональный тон
Нейтрально, безразлично Пристрастен: приятно-неприятно
Зависит от строения периферического органа ощущения Однороден, не зависит от строения органа ощущения
Имеет объективный характер (сладкое для любого человека сладкое) Имеет субъективный характер: то, что одному приятно, другому противно
Является первичным и самостоятельным феноменом Не возникает самостоятельно, в его основе лежит ощущение, представление
Становится отчетливее и яснее, когда на него обращают внимание Присущи неясность и расплывчатость, при обращении на него внимания делается не яснее, а слабее и даже совсем исчезает

Эмоциональный тон ощущений, согласно Е. П. Ильину, выполняет три основные функции: 1) ориентировочную – сообщение организму, опасно или нет то или иное воздействие, желательно ли оно или от него надо избавиться; 2) обеспечение обратной связи – сообщение об удовлетворении или неудовлетворении имевшейся потребности; 3) необходимостьпроявлять определенные виды поведения до тех пор, пока не будет достигнут необходимый организму результат.

Таким образом, эмоциональный тон является простейшей, врожденной формой эмоционального реагирования на отдельные значимые для организма сенсорные воздействия.

Аффект

Cильные и кратковременные эмоциональные реакции, сопровождаемые резко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, принято называть аффектами. Возникают аффекты в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как сдвинутыми к концу события.

Такая форма эмоционального реагирования обычно наблюдается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из угрожающих (физически или психологически) или неожиданно возникающих ситуаций, совладать с ними. Однако это не означает, что все аффекты представляют собой только отрицательно окрашенные эмоциональные переживания. Аффективные реакции могут иметь и положительную окраску (восторг, сильная радость и т.д.). Так, дошкольный возраст называют возрастом аффективности, поскольку в этот период большинство эмоциональных переживаний детей проявляются в бурной и кратковременной форме.

Кроме того, аффекты бывают стеническими (приводящими к агрессии) и астеническими (обусловливающими бегство, оцепенение).

Существует две основные группы факторов, вызывающих аффективные реакции: 1) внезапные и неожиданные воздействия, имеющие индивидуальное эмоциогенное значение (ущемление интересов, дискредитация ценностей и т.д.); 2) конфликтные (чаще служебно-бытовые) ситуации, имеющие повседневно-травмирующий (протрагированный) характер и не обнаруживающие тенденции к своему разрешению, вследствие чего вызывают постоянное эмоциональное напряжение. Отдельные дополнительные воздействия, на фоне причин эмоционального напряжения, приводят к острым аффективным реакциям, которые по своей выраженности не соответствуют вызвавшему их поводу (эффект «последней капли»). В таком случае речь идет о кумулятивном аффекте.

Аффекты от других форм эмоционального реагирования отличаются следующими особенностями: 1) значительной интенсивностью; 2) взрывным характером; 3) кратковременным характером; 4) формированием доминанты; 5) нарушением произвольности контроля поведения; 6) большой экспрессивностью; 7) выраженностью вегетативных проявлений; 8) фазовостью протекания.

Значительная интенсивность.Аффекты являются самыми сильными эмоциональными реакциями.

Взрывной характер.Характерным для аффективных реакций является резкое повышение уровня эмоционального возбуждения с последующей разрядкой.

Кратковременный характер.Будучи чрезмерно интенсивным, аффект не может длиться долго и быстро себя изживает.

Формирование доминанты (временно господствующего очага возбуждения в ЦНС на фоне сильного индуктивного торможения других участков коры), вследствие чего аффект способен тормозить другие психические процессы и навязывать определенный, закрепившийся в эволюции, стереотипный способ аварийного разрешения ситуации (бегство, агрессия). Однако такие способы полностью оправдывают себя лишь в типичных биологических условиях, для социального же мира они не всегда являются подходящими. В целом, для аффектов характерны усиленная деятельность подкорковых центров и проявление инстинктивных эмоциональных и поведенческих реакций.

Нарушение произвольности контроля поведенияможет быть большим или меньшим в зависимости от силы аффекта. Неспособность человека в состоянии аффекта вполне регулировать и сознательно контролировать свои действия из-за нарушения «опережающего отражения действительности» (П. К. Анохин) признается в качестве смягчающего вину обстоятельства.

Большая экспрессивность.Бурное внешнее выражение эмоционального переживания при аффектах («разрядка в действии» по С. Л. Рубинштейну) обусловлено освобождением подкорковых центров от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры головного мозга. Изменение поведения и деятельности в состоянии аффекта может происходить: 1) по типу гиперактивации - хаотичные движения; 2) по типу гипоактивации – торможение, ступор.

Выраженность вегетативных проявлений, таких как:нарушение ритма дыхания, которое становится сильным и прерывистым; чередование усиления и ослабления кровообращения, что проявляется в резких и внезапных переходах от покраснения к побледнению лица; повышение температуры тела и др.

глава 11. формы эмоционального - student2.ru

Рис. 1.4.2. Различные формы течения аффектов

(по В. Вундту):

а — быстро возникающий аффект; б — медленно нарастающий; в — перемежающийся; г — аффект, в котором периоды возбуждения сменяются периодами упадка сил.

Фазовость протекания. В течении аффекта выделяют три основные фазы:

1) начальную – внезапное или постепенное (кумулятивное) нарастание напряжения;

2) центральную – кульминация, аффективный взрыв на фоне резких изменений нормальной деятельности всего организма: распад высших нервных процессов, связанных с приобретенными социальными и моральными установками личности; нарушение механизмов второй сигнальной системы и, как следствие, расстройство мыслительной деятельности и речи; снижение способности произвольного внимания и контроля поведения; сужение сознания, в котором представлено только то, что связанно с переживанием и др.;

3) заключительную – угасание внешних и внутренних проявлений аффекта, психическая и физическая астения: упадок сил, сонливость, апатия или раскаяние.

Основными функциями аффектов являются: 1) следообразование - образование специфического опыта – аффективных следов (или «аффективных комплексов» по К. Г. Юнгу), актуализирующихся при столкновении с отдельными элементами вызвавшей аффект ситуации и предупреждающих о возможном ее повторении; 2) аккумуляция - накопление аффективного возбуждения в результате повторения провоцирующих аффект ситуаций, что приводит к аффективному взрыву при отсутствии исключительных обстоятельств; 3) канализация – спонтанное (катарсис) или целенаправленное (с помощью различных психотерапевтических процедур) изживание аффективных следов.

Аффект неадекватности – отрицательное эмоциональное переживание, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником. Возникает в условиях, когда у субъекта имеется потребность сохранить неправильно сложившиеся у него завышенную самооценку и завышенный уровень притязаний. Представляет собой защитную реакцию: индивид сохраняет повышенный уровень притязаний и повышенную самооценку путем искажения действительности, избегая при этом осознания своей несостоятельности.

Таким образом, аффект – это интенсивная и кратковременная эмоциональная реакция на внезапные, чаще всего угрожающие ситуации, сопровождающаяся выраженными экспрессивными и вегетативными проявлениями.

Настроение

Еще одним проявлением эмоциональной жизни человека являются его настроения. По своей природе настроения являются психическими (эмоциональными) состояниями, образующими общий эмоциональный фон жизнедеятельности человека и интегрирующими все его эмоциональные отклики на воздействия любого характера. Настроение «…не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние» (С. Л. Рубинштейн, 1946). По мнению Н. Н. Даниловой, настроение действует как контекст, трансформируя все наши реакции на события.

Л. В. Куликов рассматривает настроения в качестве интегральных показателей переживаемых в данный момент чувств и эмоций и подразделяет их на доминирующие (стабильные) и актуальные (текущие). Понятие «единой равнодействующей чувства» В. Вундта, на наш взгляд, является очень близким к современной трактовке понятия «настроение».

По мнению П. А. Рудика, фон настроения формируется под влиянием следующих причин: 1) органических процессов и состояний; 2) особенностей окружающей человека внешней (физической, предметной) среды, в которой ему приходится жить и работать; 3) особенностей взаимоотношений между людьми (заразительность эмоций); 4) эмоционально окрашенных мыслей и представлений, в которых выражается удовлетворенность или неудовлетворенность своим поведением, результатами своей работы, поступками и характером других людей и т.д. Дополнить этот перечень необходимо такими причинами, как актуальное состояние потребностно-мотивационной сферы человека и его темпераментальные особенности, которые также оказывают значимое влияние на возникновение определенного (актуального или доминирующего) настроения.

Отличительными особенностями протекания данной формы эмоционального реагирования являются: 1) слабая интенсивность; 2) значительная длительность; 3) беспредметность; 4) слабая осознаваемость; 5) диффузный характер; 6) интегрирующий характер.

Слабая интенсивность.«Расплывчатость», порой неопределенность настроений объясняется тем, что они внешне и внутренне слабо выражены.

Значительная длительность. К. Изард называет настроение «пролонгированной эмоцией». Само название данной формы эмоционального реагирования («настроение» – настрой) указывает на то, что эти состояния медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода времени.

Беспредметность. Обычно затруднительно определить конкретно те объекты и события, которые оказали влияние на появление того или иного фона настроения.

Слабая осознаваемость. Вследствие слабой интенсивности и беспредметности, настроения зачастую почти не осознаются либо оставляют о себе неясное, неопределенное впечатление. Осознание своего настроения, а также вызвавших его причин, обычно происходит только при сосредоточении внимания на этом. Однако это не означает, что настроение не зависит от сознательной деятельности человека, просто он часто не осознает этой зависимости.

Диффузный характер. Настроение накладывает отпечаток на всю психическую деятельность (восприятие, мышление и т.д.) и поведение человека в данный отрезок его жизни. Одна и та же работа в зависимости от настроения будет казаться легкой, приятной либо же, напротив, утомительной.

Интегрирующий характер.Настроения связаны со всеми эмоциональными переживаниями, зачастую являясь их следами, отголосками. Интегрируя все длительные и ситуативные переживания и их последействия, настроения тем самым поддерживают целостность и непрерывность эмоциональной жизни человека. Так, биохимические и гормональные изменения в организме, остающиеся после переживания каких-то более интенсивных эмоциональных реакций, проявляются в соответствующем фоне настроения. В свою очередь уже настроения способствуют, благоприятствуют возникновению родственных данному настроению по качеству других форм эмоционального реагирования.

Дискутируемыми остаются вопрос о том, постоянно ли присутствуют настроения в жизни человека в каждый момент времени, и связанная с этим проблема существования нейтрального настроения. Если настроение бывает нейтральным, т.е. без выраженной положительной или отрицательной окраски, будет ли оно в таком случае вообще формой эмоционального реагирования, поскольку при этом утрачивается основное свойство эмоциональных явлений – их пристрастность. Если же настроение все же является формой эмоционального реагирования, следовательно, существуют периоды, когда у человека нет никакого настроения. Разные авторы предлагают различные варианты решения этих вопросов. Например, И. П. Ильин считает, что настроение – это просто некий эмоциональный континуум, в котором интенсивность выраженности эмоциональных переживаний может находиться в диапазоне от нуля (отсутствия эмоционального реагирования) до максимальной величины (аффекта). Однако это несколько упрощенный подход, не учитывающий всех закономерностей протекания настроений.

Выделяют следующие виды выраженных изменений настроения: 1) гипертимия – повышенный фон настроения, характеризующийся жизнерадостностью, бодростью, оптимистичностью, двигательным и речевым возбуждением; 2) дистимия (или гипотимия) – сниженный, тоскливо-печальный фон настроения, характеризующийся пассивностью, унынием и пессимистичным отношением к действительности; 3) эйфория – приподнятое, беззаботно-веселое настроение, характеризующееся беспечным отношением к серьезным сторонам жизни; 4) дисфория – угрюмо-злобливое настроение, характеризующееся раздражительностью, циничностью, недовольным, враждебным или агрессивным отношением ко всему окружающему; 5) апатия – равнодушное, безразличное настроение, полное отсутствие эмоционально окрашенного отношения к окружающему миру и самому себе.

Таким образом, настроение – это длительное эмоциональное состояние, интегрирующее все возникающие эмоциональные отклики на внешние и внутренние воздействия без отчетливого осознания их предметного содержания и образующее общий эмоциональный фон жизнедеятельности человека.

Эмоция

Термин «эмоция» в отечественной психологии используется в двух значениях: широком и узком. В широком значении термин «эмоция» употребляется как родовое и, соответственно, предельно общее понятие по отношению ко всем психическим явлениям, относящимся к эмоциональной сфере. В узком плане, «эмоцией» (или «собственно эмоцией») называют одну из форм эмоционального реагирования, обладающую определенными закономерностями своего функционирования и проявления.

Эмоция (как форма эмоционального реагирования) представляет собой реакцию не на стимулы, а на ситуации, ими создаваемые. Однако если аффекты представляют собой как бы итоговую (по факту свершения) оценку ситуации, неожиданность или критичность которой исключает ее заблаговременность, то оценка ситуации эмоциями смещена к ее началу, позволяя тем самым заранее прогнозировать ее исход.

По нашему мнению, закономерности протекания эмоций именно как формы эмоционального реагирования, а не как родового понятия, нашли отражение в информационной теории эмоций П. В. Симонова.

Отличительными особенностями эмоций являются следующие: 1) ситуативный характер; 2) ограниченная продолжительность; 3) выраженная интенсивность; 4) опережающий характер; 5) осознаваемость причин появления переживания.

Ситуативный характер. Эмоции выражают оценочное отношение человека к текущим или возможным ситуациям, к его деятельности и поведению в них.

Ограниченная продолжительность. Длительность эмоций ограничена временем непосредственного действия причин или представления обстоятельств, вызывающих данное переживание.

Выраженная интенсивность.Эмоции представляют собой достаточно выраженные реакции, однако, проявляются они в большей степени во внутреннем (как переживание), чем во внешнем (в поведении и вегетативных изменениях) плане.

Опережающий характер.Эмоции способны заранее оценивать значимость ситуаций и событий, которые еще не наступили, и их вероятностный исход, вследствие чего становится возможной заблаговременная реакция.

Осознаваемость причин появления переживания.Данная особенность логически следует из предыдущей: оценивая значимость тех или иных возможных или текущих ситуаций, индивид способен ясно осознавать, что в них стало причиной появления определенных переживаний, либо просто четко устанавливать связь между ситуацией и вызванной ею эмоцией.

Таким образом, эмоция – это форма эмоционального реагирования, осуществляющая опережающую оценку текущих или возможных ситуаций.

Чувства

Устойчивые эмоциональные отношения к определенным предметам или явлениям действительности в отечественной психологии принято называть чувствами. Чувства являются высшим продуктом эмоционального развития человека. Однако такое определение закрепилось только в последнее время, раньше же чувствами достаточно часто называли самые элементарные эмоциональные реакции (В. Вундт и др.). До настоящего времени часто смешивают понятия «чувствительность» (относящееся к познавательной сфере) и «чувства» (эмоциональное явление).

Кроме того, некоторые ученые и сегодня определяют чувства (а не эмоции) как родовое понятие, объединяющее все проявления эмоциональной жизни человека. Так, А. В. Петровский рассматривает чувства как переживаемые внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, в то время как эмоции являются лишь особой формой непосредственного переживания чувств.

Характерными особенностями чувств являются: 1) предметность; 2) осознанность; 3) устойчивость; 4) выраженная интенсивность; 5) внеситуативность; 6) иерархичность; 7) обобщенность; 8) формирование установки; 9) связь со всеми основными подструктурами личности.

Предметность. Чувства всегда связаны с определенным объектом - предметом, человеком, событием. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на: 1) конкретные (к человеку, произведению искусства и т.п.); 2) обобщенные (к животным, музыке); 3) абстрактные (чувство справедливости).

Осознанность.События и объекты, по отношению к которым человек испытывает те или иные чувства, всегда ясны для него, как и сами переживания, что свидетельствует о том, что все чувства «привязаны ко второй сигнальной системе» (И. П. Павлов). Однако не все авторы согласны с тем, что чувства всегда осознаваемы. Так, Е. П. Ильин считает, что часто человек не хочет себе признаться в том, что у него возникло то или иное чувство.

Устойчивость.Чувства выражают устойчивые, постоянные эмоциональные отношения («эмоциональные константы» по А. Н. Леонтьеву) человека к тем или иным предметам, которые могут сохраняться порой в течение всей жизни.

Выраженная интенсивность.Непосредственное восприятие или воспоминание о предмете чувства всегда сопровождается достаточно выраженным эмоциональным переживанием. Сильное, доминирующее чувство, выражающееся в направленности помыслов и сил на единую цель, называется страстью.

Внеситуативность.Чувства позволяют выделять в воспринимаемой и представляемой действительности объекты и события, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость, и определять динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций (например, появление радости при успехе любимого человека и неудаче нелюбимого).

Иерархичность. Чувства организуются в иерархическую систему, соответственно актуально действующим мотивам человека: 1) низшие чувства связаны преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей человека; 2) высшие чувства возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением социальных и духовных потребностей человека и органически включены во все виды деятельности.

Различают три основные группы высших чувств (в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений): 1) нравственные–переживаемые в связи с соответствием либо несоответствием своего поведения общепринятым требованиям и нормам; 2) интеллектуальные – связанные с познавательной деятельностью; 3) эстетические – вызываемые гармонией воспринимаемых объектов.

Обобщенность. Чувства представляют собой результат обобщения отдельных эмоций, связанных с каким-либо объектом или явлением действительности.

Формирование установки. Е. П. Ильин называет чувство «эмоциональной установкой, программой эмоционального реагирования на определенный объект при его восприятии и представлении в определенных жизненных ситуациях». Чувства формируют готовность оценивать и реагировать определенным образом на какие-то события окружающего мира, причем происходит это под влиянием как личного, так и социального опыта. Например, чувство тревоги (постоянное беспокойство, ожидание неблагополучия, опасности) может сформироваться как под влиянием дисгармоничного стиля семейного воспитания (в атмосфере недоверия к окружающему миру), так и в результате каких-то неудач либо пребывания в опасных ситуациях.

Связь со всеми основными подструктурами личности.В содержании доминирующих чувств человека отражены его мировоззрение, направленность и т.д. Кроме того, степень проникновения чувств в личностные структуры человека, по мнению В. В. Никандрова и Э. К. Сонина, характеризует их глубину.

Таким образом, чувство – это устойчивое, чаще всего осознанное эмоциональное реагирование по отношению к определенным объектам или явлениям действительности, выражающее их стабильную мотивационно-потребностную и личностную значимость для человека.

Все перечисленные формы эмоционального реагирования обладают в своем функционировании определенной автономностью и независимостью от других форм. В то же время они тесно взаимодействуют друг с другом, составляя единое целое – эмоциональную сферу человека.

Глава 12. ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

Разделение существующих теорий на группы по изучаемым ими аспектам проблемы эмоций является достаточно условным, поскольку в большинстве из них анализируются многие стороны проблемы, поэтому не всегда можно однозначно отнести ту или иную концепцию к конкретной группе. Однако в каждой из теорий какой-то аспект проблемы эмоций больше всего подчеркивается, признается наиболее важным.

Структурные теории эмоций

Длительное время в психологии господствовало мнение, что эмоциональные переживания характеризуются наличием только двух полярных и взаимно исключающих друг друга субъективных состояний — удовольствия или неудовольствия. Во второй половине XIX века немецкий психолог В. Вундт предположил, что такой подход не отражает всей сложности психологической структуры эмоций.

Трехмерная теория эмоций В. Вундта. В. Вундт выдвинул теорию, согласно которой структура эмоции характеризуются тремя измерениями: удовольствием - неудовольствием, возбуждением - успокоением и напряжением – разрешением (см. рис 2.1(а)). Для изучения эмоций как субъективных элементов непосредственного опыта человека он применял метод интроспекции, а также регистрировал изменения органических реакций, преимущественно дыхания и пульса.

глава 11. формы эмоционального - student2.ru

Рис. 2.1(а). Трехмерная структура

эмоций по В.Вундту

Согласно Вундту, эмоциональные переживания характеризуются одним, двумя или всеми тремя из указанных полярных измерений. Так, чистые формы удовольствия или неудовольствия возникает, согласно Вундту, в связи с обонятельными и вкусовыми ощущениями, а также ощущением боли. Но уже ощущение красного цвета, помимо доставляемого им удовольствия или неудовольствия, вызывает эмоциональное состояние возбуждения, тогда как ощущение голубого цвета действует успокаивающе.

Напряжение в большей степени обнаруживается в связи с процессами внимания, связанными с ожиданием какого-либо события, а разрешение наступает тогда, когда ожидаемое событие свершилось. При этом эмоция может выступать во всей сложности своей психологической структуры: помимо основного качества — напряжения,— в нем могут проявляться возбуждение либо спокойствие, а также удовольствие или неудовольствие.

Каждое из этих трех «измерений» проявляется в эмоции не только как определенное по качеству субъективное состояние, но и в различных степенях интенсивности. Благодаря тому, что эмоции по своей психологической структуре являются многообразием трех «измерений», из которых каждое может непрерывно и в широких пределах изменяться по степени своей интенсивности, получается бесконечное разнообразие эмоциональных состояний и их оттенков.

Вундт стремился подкрепить свою теорию объективными физиологическими данными. Каждая из указанных шести качественных особенностей эмоций характеризуется определенными изменениями пульса и дыхания (см. рис. 2.1(б)). В связи с теми или иными эмоциональными состояниями эти физиологические процессы закономерно изменяются по своей силе и скорости. Так, при удовольствии дыхание становится более частым, но вместе с тем слабым, поверхностным; при неудовольствии наблюдается замедленное, но глубокое дыхание. Резкое замедление и ослабление дыхания, доходящее иногда до полной его задержки, наблюдается при эмоции напряжения; наоборот, эмоция разрешения характеризуется глубоким и частым дыханием.

Вундт, однако, отмечает, что указанные изменения пульса и дыхания наблюдаются только тогда, когда соответствующие эмоциональные состояния берутся в их чистом виде. В действительности же эмоции всегда связаны с огромным количеством разнообразных сопутствующих обстоятельств, вследствие чего физиологические явления не всегда могут служить однозначным показателем соответствующих им эмоциональных состояний.

глава 11. формы эмоционального - student2.ru

Рис. 2.1(б). Изменения пульса и дыхания при различных эмоциональных состояниях (по В. Вундту)

Теорию Вундта подверг критике американский психолог Э. Титченер. В результате проведенных им экспериментов были сделаны следующие выводы: 1) выделенные Вундтом шесть эмоциональных полярностей не являются независимыми друг от друга. Высказывания испытуемых, участвующих в экспериментах, о переживаемых ими в определенных ситуациях состояниях возбуждения и напряжения, успокоения и разрешения совпадали с суждениями об их удовольствии или неудовольствии; 2) возбуждение – успокоение и напряжение - разрешение не являются, в отличие от удовольствия или неудовольствия, элементарными субъективными состояниями; они представляют собой сложные комплексы кинестетических и органических ощущений, сопровождаемые переживаниями удовольствия или неудовольствия. Следовательно, по мнению Титченера, только удовольствие и неудовольствие являются простыми и независимыми качествами, характеризующими структуру эмоций, остальные же указанные Вундтом измерения фактически не являются такими элементами. Такой подход, однако, несмотря на ценность выявленных Титченером фактов, опять возрождает идеи простой структуры эмоциональных явлений.

В качестве критических замечаний другими учеными также высказывалось и то, что эмоции не являются механической суммой определенного числа количественно изменяющихся субъективных состояний удовольствия, возбуждения, напряжения и т. д. Многочисленные экспериментальные исследования показали также отсутствие строго закономерного соответствия между эмоциональными состояниями и сопутствующими им изменениями пульса и дыхания, на которые в своей теории опирался Вундт.

Заслугой Вундта следует признать то, что он впервые указал на сложность психологической структуры эмоциональных явлений.

Наши рекомендации