Диагностика уровня развития восприятия у детей дошкольного возраста
Методика «Цветные коврики»
[Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – c. 86-89]
Цель: определение особенностей зрительного восприятия и знания основных цветов у детей 3- 4-х лет.
Оборудование и материалы: 6 цветных карточек (красная, синяя, зеленая, желтая, оранжевая, голубая).
Процедура обследования.
Инструкция: Ребенку предлагается выбрать поочередно карточки – «коврики» называемых цветов (красного, зеленого, желтого, синего) Затем, психолог поочередно показывает карточки и предлагает назвать их цвет.
Обработка и анализ результатов
- Для детей трех лет - достаточно правильного выбора 3-4 цветов и названия двух-трех карточек.
- Для детей четырех лет удовлетворительным считается, если ребенок правильно выбирает все основные цвета и сам называет 4-6 цветов.
Бланк к методике «Цветные коврики»
№ | Выбор цвета по названию | Называние цвета | ||||||||||
К | С | З | Ж | О | Г | К | С | З | Ж | О | Г | |
Методика «Кружки»
[Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – c. 86-89]
Цель: выявление особенностей восприятия отношений предметов по величине детьми 3-х лет.
Материалы и оборудование:три кружка одного цвета, но разной величины.
Процедура обследования.
Инструкция: Ребенку предлагают три кружка одного цвета, но разной величины и просят выбрать «самый большой» или «самый маленький» кружок и назвать его («большой», «маленький»).
Обработка и анализ результатов.
Самостоятельное выполнение задания будет удовлетворительным для ребенка трех лет.
Методика «Фигурки»
[Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – c. 86-89]
Цель: выявление особенностей восприятия формы предмета детьми трех лет.
Оборудование и материалы: два набора картонных геометрических фигур одинакового цвета – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.
Процедура обследования:
Инструкция: Перед ребенком выкладывают две любые из пяти фигур. Затем предлагают еще одну из своего набора и просят выбрать из своей пары ту, которая такая же, как образец. Например, перед ребенком выкладывают круг и квадрат из первого набора, а затем – квадрат из второго набора и т.д. и т.д.