Психологические закономерности делового общения
Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности,
В деловом общении предметом общения является дело, определенный вид деятельности, связанный с производством какого-либо продукта. Субъекты общения—сотрудники организации, менеджеры. Они выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют нормы и стандарты поведения людей.
Дело
Но взаимодействие людей в организации может и не быть по своей психологической сути общением, если другой субъект выступает в качестве объекта. Например, отношение начальника жестко авторитарного типа к подчиненному выступает как отношение субъекта к объекту. Связь между ними монологична, а не диалогична, а формой отношений является дисциплина, строго регулирующая их взаимные действия.
Особенности делового общения следующие:
• партнер в деловом общении выступает как личность, значимая для субъекта;
• общающихся людей отличает взаимопонимание в вопросах дела;
• основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.
В межличностном общении существуют психологические, закономерности, знание которых облегчает, коммуникацию и повышает ее эффективность.
В этом разделе речь пойдет об этих закономерностях, о том, как в процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют. К закономерностям, которые определяют процессы межличностных взаимоотношений, можно отнести следующие:
1. Зависимость общения от восприятия партнера.
Под восприятием понимается образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.
Все люди разные, они отличаются друг друга но своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллекту и т.д. Ввиду этого при восприятии возникают ошибки неравенства, получившие название факторов -превосходства, привлекательности и отношения к нам.
При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком,- которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) проиеходатир многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важным, значимом для нас неравенств.
Действие фактора привлекательности при, восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек внешне нам нравится, то мы одновременно., склонны считать его более умным, интересным и т.д., т.е. переоценивать многие его личностные характеристики» Если же человек непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.
Фактор отношения к нам действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Так, например, чем ближе мнение человека к нашему собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека.
Люди неадекватно «отображают» друг друга. На это есть серьезные причины:
• человек слишком сложен, Ларошфуко принадлежат слова: «Легче познать людей вообще, чем одного человека»;
• человек осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и возможности;
• человек нередко не может дать о себе информацию просто потому, что не знает себя.
2. Неадекватность самооценки. Она может быть сильно завышена или занижена, в зависимости от психологических особенностей личности.
3. Обусловленность процесса понимания друг друга процессом рефлексии.
Рефлексия — осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.
4. Расщепление смысла передаваемой информации. Причинами этого выступают:
• различное толкование информации, вызванное иносказательными возможностями языка;
• различия в образовании, интеллектуальном развитии, потребностях общающихся.
5. Стремление человека сохранить свой личный статус, личную состоятельность, собственное достоинство.
6. Компенсация. Недостаток одних качеств сознательно или бессознательно компенсируется другими.
Все эти закономерности проявляются в деловом общении. Для того, чтобы оно было конструктивным, необходимы:
1) Понимание целей, задач, надежд, психологического состояния партнера.
2) Способность к моделированию личностных особенностей партнера по общению.
3) Способность ставить себя на место партнера по общению.
4) Доверительность коммуникации.
Что понимается под доверительностью?
• открытая демонстрация своих намерений;
• проявление доброжелательности по отношению к партнеру;
• деловая компетентность;
• убедительные манеры;
• устранение недопонимания. Причинами недопонимания часто являются:
I • склонность не говорить того, о чем действительно думают и хотят;
• стремление говорить то, что кажется целесообразным в данной ситуации, а не то, что в действительности хотели бы сообщить;
• неуемное желание говорить самим, неумение слушать других;
• стремление слушать других не с целью услышать, а с целью оценить говорящего.
Конструктивности делового общения часто мешают разнообразные коммуникативные барьеры. К ним относятся:
• социальные барьеры — политические, религиозные и т.д. Они порождают непонимание, подозрительность, ведут к блокированию межличностного общения;
• этнокультурные барьеры. Национально-культурные особенности сильно влияют на восприятие других народов. Свои традиции и привычки воспринимаются как норма, их отсутствие у других — как недостаток;
• психологические барьеры - индивидуальные особенности личности (замкнутость, застенчивость, нерешительность, назойливость, вздорность и др.); психологические отношения общающихся (взаимная симпатия, неприязнь, несовместимость и др.); отсутствие необходимых навыков общения.
Деловое общение — это прежде всего коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения. Поэтому, чтобы процесс общения был эффективным и способствовал достижению целей его участников, нужно правильно выбирать и использовать средства коммуникации, а также преодолевать коммуникационные барьеры непонимания.
Все средства общения делятся на две большие группы:
1) вербальные (словесные);
2) невербальные.
Различными исследованиями установлено, что в беседе подавляющая часть информации передается с помощью невербальных средств. К ним относятся:
• все движения тела;
• интонация голоса;
• тактильное воздействие;
• пространственная организация общения.
Наиболее значимыми невербальными средствами выступают кинесические средства — движения человека. Они проявляются в мимике, позе, жестах, взгляде, походке.
Так, визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению. Взгляд несет очень большую информацию о человеке. Если человек возбужден, заинтересован , чем-либо или находится в приподнятом настроении, его зрачки сильно расширены; если настроение мрачное, сердитое, то зрачки сужаются.
Во многих ситуациях еще более информативными оказываются движения тела человека, а конкретно, его поза, жесты, походка.
Так называемые «закрытые» позы воспринимаются как позы недоверия, несогласия, психологического дискомфорта. «Закрытые» позы:
• стоя — скрещенные на груди руки;
• сидя — обе руки упираются в подбородок;
• сидя — руки в замке обхватывают колено или лежат на столе и др.
«Открытые» позы воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. «Открытые» позы:
• стоя — руки раскрыты ладонями вверх;
• сидя — руки раскинуты, ноги вытянуты.
Есть поза критической оценки — рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску.
Если человек заинтересован в общении, ему нравится общаться с собеседником, он будет наклоняться в его сторону, если нет — откидываться назад. Обвинительно-агрессивная позиция, которую занял человек, часто выражается в позе стоя прямо, плечи развернуты, руки упираются в бедра.
Обычно позы распознаются в общении довольно легко. Это относится и к жестам. По меткому выражению Ф. И. Шаляпина, «жест есть не движение тела, а движение души...». Интенсивность жестикуляции растет вместе с эмоциональной возбужденностью человека и желанием достичь более полного понимания. Известны жесты приветствия, прощания, запретов и т.д.
Если жесты человека не совпадают со смыслом его речевых высказываний, то это свидетельство лжи. В беседе очень важны язык тела, открытая поза, показывающая интерес к собеседнику.
По походке человека можно распознать его эмоциональное состояние. Так, исследования показали, что легкая походка — свидетельство радости, тяжелая говорит о гневе, вялая бывает при страдании.
Из невербальных средств общения немалое значение имеет голос (его высота, тембр). Скорость речи, паузы во время разговора, различные психофизиологические проявления — плач, смех, вздохи, покашливания и т.п. — также несут определенную смысловую нагрузку.
Например, если речь очень быстрая, то это часто говорит о взволнованности, обеспокоенности; медленная речь свидетельствует о высокомерии или усталости. Печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом, а к концу фразы интонации понижаются; энтузиазм, радость — высоким голосом.
В процессе общения часто присутствуют различные прикосновения общающихся:
• рукопожатия;
• похлопывания;
• поцелуи и др.
Это такесические средства общения. Использование их определяется такими факторами, как возраст, пол, статус партнеров по общению, степень их знакомства. Такесические средства являются символом степени близости общающихся. Например, похлопывание по плечу возможно, если у общающихся социальное положение равное, а отношения между ними близкие. Неадекватное использование такесических средств может привести к резкому дискомфорту в общении и даже к конфликтам.
В деловом общении широко используется рукопожатие. Оно бывает очень разным. Можно заметить те или иные оттенки рукопожатия: доброжелательное, вынужденное, открытое (закрытое), теплое (холодное), высокомерное (зависимое) и т.д. При рукопожатии имеет значение не только «сжимание рук», но и расстояние, на котором оно происходит. Можно выделить три типа рукопожатия:
• доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз);
• покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх);
• равноправное.
В общении партнеры всегда занимают определенное положение в Пространстве по отношению друг к другу. Слишком маленькое расстояние (до 0,5 м) в деловом общении недопустимо, слишком большое (свыше 3 м) — свидетельство равнодушия к проблеме и партнеру по общению.
Позиции общающихся сторон за столом определяются характером общения. На рис. 10 показаны различные позиции общающихся. Если общающиеся являются соперниками, то они часто садятся напротив; в обычной дружеской беседе — занимают угловую позицию; независимая позиция выражается в расположении по диагонали; при кооперативном поведении общающиеся располагаются с одной стороны стола.
Следует иметь в виду, что невербальные средства проявляются неосознанно, человек их часто не контролирует, но эти проявления можно и нужно учиться держать под контролем, особенно в значимых для нас ситуациях общения, а также учиться распознавать их, ориентируясь не на какой-то отдельный жест или взгляд, а на всю совокупность невербальных проявлений данного человека. Так мы лучше будем понимать человека в процессе общения. Можно усилить свое воздействие на других людей, контролируя следующее:
1) следить за правильной осанкой. Высоко поднятая голова, прямая осанка создают впечатление уверенности в себе и непринужденности, делают человека стройнее. Жалкая осанка — уязвимая мишень, свидетельство слабости;
2) сохранять темп движений, соответствующий вашему имиджу. Спешащий человек производит впечатление суетливого, медлительный — увальня. Неспешные движения способствуют процессу концентрации внимания на главном;
3) избегать нелепых позиций;
4) использовать краткое и крепкое рукопожатие как верное средство установления конструктивного контакта; 5) контактировать глазами. Таким образом вы демонстрируете свою искренность и убедительнее излагаете свою точку зрения.
Теперь рассмотрим речь как вербальное средство общения. Умение говорить предполагает умение точно формулировать свои мысли и излагать их доступным для собеседника языком.
Важно, чтобы речь была содержательной (насыщенной
информацией) и логичной.
Перечислим законы логичности речи:
1. Закон тождества. Предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным (одно знание о предмете не подменяется другим).
2. Закон противоречия. Не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает о предмете, другое отрицает то же самое в то же самое время.
3. Закон исключения третьего. Если имеются два противоречащих друг другу суждения о предмете, то одно из них ложно, между ними не может быть ничего среднего.
4. Закон достаточного основания. Для того чтобы признать суждение истинным, нужно обосновать свою точку зрения, доказать истинность выдвигаемых положений, последовательность и аргументированность высказываний.
Причинами нарушения логичности речи выступают;
• алогизм — сопоставление несопоставимых понятий
• подмена понятия в результате неправильного слово употребления;
• неоправданное расширении или сужение понятия;
• нечеткое разграничение конкретных и отвлеченных
Правила ясности, точности, речи:
1. О точности высказывания должен заботиться говорящий. Ясность мысли оценивается слушателями.
2. Слова следует употреблять в полном соответствий с теми значениями, которые за ними закреплены в языке: слово должно быть адекватно выражаемому понятию.
3. Следует избегать книжных, мудреных, канцелярских слов, делающих речь запутанной и сумбурной.
4. Псевдонаучный стиль изложения является причиной неуместного комизма речи.
5. Необходимо точно следовать нормам связи слов в фразе. Возможность по-разному объединять слова в словосочетания порождает двусмысленность.
Формами речевого общения являются:
• монолог;
• диалог.
Монолог представляет собой высказывания без ориентации на собеседника. При монологическом общений может теряться до 80 % объема исходной информации.
Наиболее эффективной формой общения является диалог. В его основе лежит умение задавать вопросы.
Наиболее эффективны для ведения диалога открытые вопросы, например:
Каково ваше мнение?
Почему?
Каким образом...?
Что вы думаете по поводу...?
Закрытые вопросы предполагают ответы «да» или «нет», они закрывают диалог. Они могут использоваться не для получения информации, а для подтверждения согласия или несогласия с высказанной позицией/Например: «Вы сдали отчет за первый квартал?».
Для обеспечения непрерывности диалога используются зеркальные вопросы. Такой воярос состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенного собеседником для тою, чтобы заставить его увидеть «вое утверждение как бы со стороны: • Яне подпишу этот контракт ни при каких условиях!
• Ни при каких?
или
• Сейчас я не имею возможности.
• Не имеете возможности?
Такие зеркальные вопросы придают диалогу новый смысл. Они более эффективны, чем банальное «Почему?», которое часто вызывает защитные реакции, отговорки и может привести к конфликту.
Умение говорить является важной составляющей частью авторитета менеджера. Впечатление о руководителе в значительной степени складывается по тому, насколько его речь проста и доходчива, выразительна и эмоциональна. Эти требования относятся, разумеется, не только к речи менеджера, но и каждого из нас.
Успешность делового общения зависит не только от умения говорить, но и от важнейшего умения слушать собеседника. Плутарх изрек интересную мысль: «Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо». Еще приведем слова Л.Н. Толстого: «Люди учатся, как говорить, а главная наука — как и когда молчать».
На Западе для менеджеров существуют специальные курсы по эффективному слушанию.
Слушание — это не просто молчание в то время, когда говорит партнер по общению. Слушание — процесс сложный, он требует больших психологических усилий, определенных навыков. Важно слушать активно, что означает:
1) сконцентрироваться на собеседнике (обращать внимание на его состояние, жесты и другие невербальные компоненты общения);
2) в процессе слушания выделять главную информацию;
3) задавать уточняющие вопросы типа «Так ли я понял...?», «Что вы имеете в виду ...?», «Пожалуйста, уточним это» и т.д.;
4) в процессе слушания не давать оценку услышанному;
5) не давать советов.
Типичные ошибки слушания1:
1. Перебивание собеседника. Они сбивают ход мысли собеседника.
2. Поспешные выводы. Они заставляют собеседника занять оборонительную позицию, что препятствует конструктивному общению.
3. Поспешные возражения. При несогласии с собеседником человек зачастую не слушает, а мысленно формулирует возражение и ждет очереди высказаться. Затем, увлекаясь аргументацией своей точки зрения, не замечает, что собеседник пытался сказать то же самое.
4. Непрошеные советы. Обычно советы дают люди, не способные оказывать реальную помощь. Прежде всего нужно установить, чего хочет собеседник: совместно поразмышлять или получить конкретную помощь. Коммуникативные умения можно сформировать, но для
этого потребуется и время, и терпение.
Общение имеет еще один аспект — воздействие партнеров друг на друга. В общении происходит постоянная реакция на действия другого. Она во многом определяется тем, как партнеры воспринимают свою позицию относительно друг друга, кто в данной ситуации общения ведущий, а кто ведомый.
Подход к анализу общения от позиций, занимаемых партнерами, развивается в рамках трансакционного анализа. Широко известна теория американского психолога Э. Берна. Многие проблемы межличностного общения можно объяснить, используя его теорию трансакционного анализа. Основными понятиями выступают эго-состояния «Я» и трансакции (единицы общения). Приведем эту теорию в популярном изложении.
В каждый конкретный момент времени человек пребывает в одном из эго-состояний своего «Я». Определенное эго-состояние детерминирует определенную модель поведения и общения.
Каждое эго-состояние является замкнутым и состоит из следующих компонентов:
«Мыслить—чувствовать—действовать»
1. Тот, кто думает, действует и чувствует так, как это делают родители, находится в состоянии «родителъ-Я». Критическое состояние «родителъ-Я» хранит определенные заповеди, запреты, нормы, традиции, всю совокупность предрассудков. Кормяще-заботливое состояние «родителъ-Я» характеризуется проявлением таких качеств, как тепло, ободрение, готовность помочь, чрезмерная заботливость.
2. Тот, кто трезво оценивает реальность, собирает и объективно осмысливает факты, находится в состоянии
" «взрослый-Я».
3. Тот, кто чувствует и действует так, как в детстве, находится в состоянии «ребенок-Я». В приспосабливающемся состоянии «ребенок-Я» повинуются, заучивают наизусть, чувствуют себя виноватым, замыкаются в себе, дуются на кого-либо, опасаются чего-либо. Оно ориентировано на то, чего, кажется, ожидают от человека. На бунтарское состояние «ребенок-Я» оказывают влияние требования и желания людей, которые не соответствуют личностным желаниям. В свободном состоянии «ребенок-Я» мы видим «естественного ребенка», без следов влияния на него. Он радуется, сердится, исследует мир, изобретает, смеется и плачет, не заботится о праве и морали.
Позиции партнеров в общении определяются теми со^ стояниями «Я», которые в данный момент общения вступав ют во взаимодействие.
В процессе общения человек посылает информацию из определенного эго-состояния и адресует ее соответствующему эго-состоянию партнера.
Все общение «разбивается» на трансакты (единицы отношения). Трансакт - это словесное (вербальное) и невербальное общение минимум двух людей. Он состоит из стимула С (посыл информации) и реакции Р между двумя эго-состояниями.
Формы трансактов:
1. Параллельные трансакты возникают между любыми парами эго-состояний и могут продолжаться сколь угодно долго.
Начальник: «Могу я надеяться, что вы закончите задание в срок?»
Подчиненный: «Да, я уже сделал большую часть работы».
Начальник: «Работай спокойнее, у тебя все получится!»
Подчиненный: «Я стараюсь, но у меня пока не получается»..
2. Перекрестные трансакты препятствуют течению беседы, вводят разговаривающих в заблуждение, приводят к разрыву коммуникации.
«Ты не подскажешь, где документы?» —. «Вечно ты все теряешь!»
3. Скрытые трансакты. Обмен информацией идет одновременно на двух уровнях (словами — одно, интонациями, взглядами, жестами — другое). То, что произносится ясно, — это социальный уровень, то, что дополнительно подразумевается, — психологический уровень.
Начальник: «Господин Иванов, а который сейчас час?» (С,). С2: «Почему вас нет на рабочем месте, рабочий день уже начался!» Иванов: «Я пользуюсь услугами общественного транспорта» (Р,). Р2 «Если бы меня, как вас, возила персональная машина, я бы успел вовремя».
Практические советы
1. Не бывает плохих и хороших эго-состояний, каждое имеет свои преимущества и недостатки. Для успешной коммуникации надо уметь свободно владеть всеми эго-состояниями.
2. Следите за своими эго-состояниями. Может быть, в них кроется причина многих критических ситуаций.
3. Избегайте сверхкритичного состояния «родитель-Я». Оно деструктивно и бесполезно для делового общения.
4. Если изменить свое поведение, то изменится ситуация и реакция партнера.
5. Старайтесь избегать скрытых трансактов, которые сопровождаются критикой или недовольством.
6. Используйте скрытые трансакты, при которых на скрытом уровне присутствует отношение «Вы мне симпатичны», «Мне нравится работать и говорить с вами» и т.д. Это конструктивно.