Результаты формирующего эксперимента
Для проверки эффективности разработанного комплекса коррекционно-развивающих занятий игрового характера было проведено повторное контрольное обследование экспериментальной группы. Для его осуществления были использованы те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Задачи формирующего эксперимента:
1) Определить уровни тревожности и самооценки у детей 10-11 лет экспериментальной группы с задержкой психического развития.
2) Проследить динамику изменения уровня тревожности и в развитии самооценки у детей экспериментальной группы с задержкой психического развития.
3) Выявить качественные изменения самооценки детей экспериментальной группы с задержкой психического развития.
Результаты методики на определение уровня личностной тревожности на этапе контрольного эксперимента представлены в приложении Е.
По данным результатов можно сделать вывод об уровнях тревожности в экспериментальной и контрольной группах детей 10-11 лет с задержкой психического развития.
Если при первичном обследовании повышенный уровень общей тревожности был выявлен у 64% детей экспериментальной группы, то после проведения формирующего эксперимента – только у 45% испытуемых. Увеличилось количество испытуемых со средним уровнем с 27% до 45%, 10% (1 ребёнок) с низким уровнем общей тревожности.
Анализируя полученные данные контрольной группы можно сделать вывод о том, что уровень общей тревожности остался прежним: 64% школьников с высоким уровнем общей тревожности; 27% детей со средним уровнем; 9% (1 ребёнок) испытуемых с низким уровнем общей тревожности. Эти данные графически представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Соотношение уровней общей тревожности в экспериментальной и контрольной группах после эксперимента
Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей экспериментальной группы, после проведённого обучения, уровень общей тревожности снизился, а у детей контрольной группы не изменился.
Проанализируем динамику по факторам тревожности. У школьников экспериментальной группы после формирующего обучения степень выраженности каждого из факторов тревожности снизился.
Если до эксперимента показатели факторов тревожности превышали средние показатели (от 7,4 до 8,8 баллов), то после формирующего эксперимента степень выраженности факторов тревожности обладает общей направленностью на снижение (от 8,1 до 5,9 баллов). Школьная тревожность стала в пределах нормы (6,7 балла). Магическая тревожность заметно снизилась и составила 5,9 балла.
У младших подростков контрольной группы степень выраженности факторов тревожности остаётся высокой. По-прежнему наибольшую тревогу у младших подростков с задержкой психического развития вызывают ситуации, связанные с отношением к самому себе (самооценочная тревожность) – 8,7 балла, ситуации, связанные с межличностным общением (межличностная тревожность) – 7,7 балла. Школьная и магическая тревожность имеют тенденцию к снижению (рис. 6.).
Рис. 6. Соотношение факторов тревожности в экспериментальной группе до и после эксперимента
Таким образом, несмотря на то, что показатели факторов самооценочной и межличностной тревожности, продолжают оставаться наиболее тревогогенными для детей даже после формирующего эксперимента, тем не менее прослеживается снижение уровня тревожности.
Таким образом, используя предложенный комплекс занятий, нам удалось добиться снижения уровня личностной тревожности у школьников экспериментальной группы. Дети стали проявлять меньше беспокойства в стрессовых ситуациях, например при ответе на уроках, у доски и т.д. Изменилось отношение к самому себе, появилась уверенность. В межличностных ситуациях общения как со взрослыми так и со сверстниками подростки стали меньше проявлять робость и нерешительность, полученные навыки установления контактов с другими детьми позволили им занять более высокое статусное положение в группе сверстников.
Перейдём к анализу данных методики по изучению самооценки детей, результаты которой представлены в приложении Ж. По итогам данной методики можно сделать вывод об уровнях самооценки в экспериментальной и контрольной группах испытуемых после формирующего эксперимента.
В экспериментальной группе произошло повышение уровня адекватной самооценки за счёт снижения высокой с 36% до эксперимента до 27% после эксперимента и низкой самооценки с 46% до эксперимента до 27% после эксперимента. Несмотря на то, что более половины испытуемых (54%) имеют неадекватную самооценку, наметилась положительная динамика в сторону повышения уровня адекватной самооценки у 28% против 18% детей при первоначальном обследовании, составив таким образом 46%.
В контрольной группе детей с задержкой психического развития существенных изменений в динамике уровня адекватной самооценки не произошло: больше половины школьников (82% испытуемых) с неадекватной самооценкой, только 18% детей имеют адекватную самооценку.
Сопоставив уровни развития самооценки после формирующего эксперимента у экспериментальной и контрольной групп, можно отметить адекватный уровень самооценки у большего числа школьников экспериментальной группы – 46% детей против 18% испытуемых из контрольной группы, что подтверждает эффективность предложенного нами комплекса игр (рис. 7).
Рис. 7. Результаты уровней самооценки качеств личности экспериментальной и контрольной группах после эксперимента
Таким образом, проанализировав данные методики изучения самооценки качеств личности на этапе контрольного эксперимента, можно сделать вывод о том, что уровень самооценки у детей экспериментальной группы стремится к адекватному, т.е. значительно снижается количество школьников, завышающих и занижающих свою самооценку. Количество школьников, адекватно оценивающих себя, увеличилось. На наш взгляд, адекватность самооценки в ситуациях интимно-личностного общения стало определять такое субъектное качество как способность к рефлексии, осознание себя, своей успешности или неуспешности и понимание внутреннего мира других людей.
Проанализируем по степени значимости характеристики личности самооценки после формирующего эксперимента у детей с задержкой психического развития экспериментальной и контрольной групп (рис. 8).
Рис. 8. Соотношение характеристик самооценки в экспериментальной и контрольной группах после эксперимента
Как показывает рисунок 8, существенных изменений в структуре характеристик личности не произошло: по-прежнему младшие подростки отдают предпочтение физическим характеристикам личности: красоте и силе (3,8 и 3,5 балла соответственно) так как, именно в этот возрастной период происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик подростка и его физические черты начинают сильно волновать его. Второй по значимости является доброта (3,4 балла); уму отводят третье место (3,2 балла). Последнее место в структуре характеристик личности отводят таким моральным качествам как щедрость (3 балла) и честность (2,8 балла).
Вместе с тем, следует отметить, что после проведённых коррекционно-развивающих занятий дети экспериментальной группы стали более дифференцированно воспринимать и оценивать свои отдельные качества личности. Если до формирующего эксперимента мы отмечали меньшую различительную способность, более низкую аналитичность и дифференцированность в оценке своих отдельных качеств личности, то после формирующего эксперимента показатели среднего балла по каждой отдельной характеристике личности стали значительно различаться между собой.
У детей контрольной группы также существенных изменений в структуре характеристик личности не обнаружено. Но в оценке собственных качеств личности проявляют меньшую различительную способность и дифференцированность.
Таким образом, использование предложенного нами комплекса коррекционно-развивающих занятий игрового характера по формированию адекватной самооценки и снижению уровня тревожности, принёс положительные результаты: повысился уровень самооценки, снизился уровень личностной тревожности.