Тема №6 Основы организации морально-психологического обеспечения
Занятие №1 Основы организации морально-психологического обеспечения
Учебные вопросы:
1. Понятие морально – психологического обеспечения деятельности подразделений: цели, задачи и содержание.
2. Основы морально – психологического обеспечения, требования руководящих документов.
3. Морально-психологическое обеспечение боевых задач в повседневной деятельности, приведение подразделения в боевую готовность.
Учебный вопрос.
Понятие морально – психологического обеспечения деятельности подразделений: цели, задачи и содержание.
Решающей силой в войне всегда был и остается человек с его профессиональными, морально-психологическими и боевыми качествами, которые не могут быть заменены никаким оружием, никакой техникой при всем их непреходящем значении. В этой связи в деятельности командиров, штабов, органов воспитательной работы исключительно важное место занимает морально-психологическое обеспечение как один из самостоятельных видов обеспечения деятельности войск (сил).
Морально-психологическое обеспечение это комплекс согласованных по целям, задачам, направлениям, месту, времени, последовательности, привлекаемым силам и средствам действий, осуществляемых командирами (начальниками), штабами, органами воспитательной работы, другими органами управления и должностными лицами по формированию, поддержанию и восстановлению у личного состава войск (сил) высокого морально-психологического состояния и других качеств, обеспечивающих безусловное выполнение поставленных задач в любых условиях обстановки.
Морально-психологическое обеспечение тесно сопряжено с другими видами обеспечения жизни и деятельности частей и подразделений - боевым, техническим, тыловым. Его главная особенность состоит в том, что оно связано с духовным миром военнослужащих, их моральным и психологическим состоянием, а его формы, методы имеют объектом воздействия сознание, чувства, волю и поведение военнослужащего.
Обеспечить в морально-психологическом отношении деятельность частей и подразделений - значит добиться такого положения, когда уровень морально-психологического состояния военнослужащих соответствует масштабам поставленных целей и задач и активно влияет на их успешную реализацию.
Цели и задачи морально-психологического обеспечения многогранны. Их объем и содержание зависят от характера решаемых учебно-боевых и боевых задач, условий выполнения этих задач, особенностей деятельности военнослужащих различных видов и родов войск Вооруженных Сил.
Морально-психологическое обеспечение осуществляется путем заблаговременного создания и постоянного наращивания морально-психологического состояния личного состава в целях поддержания боеспособности войск на уровне, необходимом для надежного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, гарантированного отражения агрессии и достижения целей при ведении боевых действий, а также выполнения поставленных задач в мирное время.
Морально-психологическое обеспечение организуется с учетом решения задач информационного противоборства Вооруженных Сил и осуществляется в мирное и военное время во всех видах боевой и повседневной деятельности войск (сил) командирами, штабами, органами воспитательной работы и другими органами управления на основании решений военно-политического руководства страны, приказов и распоряжений Министра обороны Российской Федерации, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, командиров, исходя из развития военно-политической, тактической, морально-психологической (социально-политической, криминальной, религиозной), информационной обстановки и задач, решаемых войсками (силами), согласованными по целям, задачам, месту и времени, проводимыми по единому замыслу и плану информационно-воспитательной работой, защитой войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника, психологической работой, военно-социальной работой, культурно-досуговой работой и обеспечением войск (сил) техническими средствами воспитания.
Морально-психологическое обеспечение организуется и осуществляется в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, других законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации, приказов и директив Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов и директив Министра обороны, его заместителей, директив Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, указаний Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил, приказов командования.
С введением военного (чрезвычайного) положения на части или всей территории страны морально-психологическое обеспечение организуется с учетом действующих в Российской Федерации законодательных и иных нормативно-правовых актов (на военное время), гуманитарных норм международного военного права и международных соглашений (обязательств) Российской Федерации.
При действиях войск (сил) на территории союзных государств морально-психологическое обеспечение организуется с учетом требований законодательных норм страны пребывания, если они не противоречат законодательству Российской Федерации и нормам международного военного права.
В видах, родах войск Вооруженных Сил, войсках, не входящих в виды и рода войск, других войсках, воинских формирований и органах Российской Федерации морально-психологическое обеспечение имеет свои особенности и должно учитывать специфику и условия выполнения войсками (силами) поставленных задач.
Цели морально-психологического обеспечения обусловливают его задачи, содержание, формы, методы, а также привлекаемые силы и средства для их реализации.
Основными задачами морально-психологического обеспечения являются:
информирование войск (сил) и разъяснение государственной политики в области обороны и безопасности Российской Федерации, решений военно-политического руководства страны;
формирование у личного состава готовности и способности успешно выполнять поставленные задачи в сложной, резко меняющейся обстановке;
достижение морально-психологического превосходства над противником;
поддержание правопорядка и воинской дисциплины в войсках (силах);
осуществление психологической подготовки и поддержание психологической устойчивости войск (сил);
снижение психогенных потерь;
поддержание и своевременное восстановление духовных и физических сил военнослужащих;
создание благоприятной морально-психологической и информационной обстановки в районах ведения боевых действий и выполнения иных боевых задач;
защита войск (сил) и населения от информационно-психологического воздействия противника;
социальная защита военнослужащих и членов их семей;
культурно-художест-венное обслуживание войск (сил);
обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания.
При этомосновными закономерностями морально-психологического обеспечения являются:
обусловленность содержания, организации, эффективности морально-психологического обеспечения характером международных и общественных отношений, военно-политической обстановкой в мире, уровнем и реальностью военной опасности и военных угроз;
относительная самостоятельность;
зависимость содержания, организации, методики морально-психологического обеспечения от сферы его приложения, условий, в которых оно организуется;
обусловленность морально-психологического обеспечения, степени его влияния на морально-политическое состояние и боевой настрой войск (сил), характером военной политики государства, политическими целями и задачами, решаемыми войсками;
зависимость содержания, организации и эффективности морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) от социально-экономической ситуации в обществе;
зависимость морально-психологического обеспечения, морального духа и психологической стойкости войск (сил) от глубокого понимания целей и задач войны, укомплектованности войск (сил) личным составом, обеспечения их оружием и боевой техникой, воспитанности, боевой выучки, профессионального мастерства, физической закалки, дисциплинированности и организованности военнослужащих;
обусловленность эффективности и действенности морально-психологического обеспечения уровнем подготовки, моральных и деловых качеств военных кадров, осуществляющих эту работу: командиров, офицеров, штабов и воспитательных структур.
К основным принципам морально-психологического обеспечения относятся: целеустремленность; непрерывность; активность; оперативность; массированное и комплексное применение сил и средств морально-психологического обеспечения.
Целеустремленностьморально-психологического обеспечения заключается в строгом подчинении мероприятий морально-психологического обеспечения замыслу боя (боевых действий), сосредоточении его усилий на важных направлениях (районах, объектах) и обеспечении выполнения основных боевых задач, решаемых войсками (силами).
Непрерывностьморально-психологического обеспечения состоит в постоянном его ведении как в мирное время, так и в военное время, при подготовке и в ходе боя (боевых действий), во всех видах боевой и повседневной деятельности, в любых условиях обстановки.
Активностьморально-психологического обеспечения предполагает настойчивое стремление командования, штабов, органов воспитательной работы, а также других лиц, организующих морально-психологическое обеспечение, в любых условиях обстановки и всеми возможными способами добиться выполнения поставленных задач.
Оперативностьморально-психологического обеспечения заключается в немедленном реагировании на любые изменения обстановки, незамедлительной обработке полученной информации, своевременном докладе выводов командованию и доведении до войск (сил) принятых решений.
Массированное и комплексное применениесил и средств морально-психологического обеспечения состоит в использовании на важнейших направлениях (в районах) и в решающие моменты боя (боевых действий) большей части сил и средств морально-психологического обеспечения, привлекаемых для поддержания и наращивания морально-психологического состояния личного состава.
Опыт организации морально-психологического обеспечения в ходе контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе, мероприятий боевой подготовки войск (сил) показывает, что наибольшая эффективность морально-психологического обеспечения достигается: постоянной боевой и мобилизационной готовностью сил и средств морально-психологического обеспечения; своевременной постановкой задач командиром на организацию морально-психологического обеспечения; четким планированием и высокой организованностью морально-психологического обеспечения в соответствии с планами, задачами обеспечиваемых войск (сил) и условиями конкретной обстановки; сосредоточением основных усилий морально-психологического обеспечения на важнейших направлениях (в районах) действий войск (сил) и на выполнении главных задач; поддержанием постоянного взаимодействия органов воспитательной работы со штабами и другими органами управления, местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями при организации морально-психологического обеспечения; постоянным изучением, анализом и прогнозированием морально-психологической и информационной обстановки; тесным взаимодействием органов управления морально-психологическим обеспечением войск (сил) при ведении боя (боевых действий) в составе коалиционных группировок; своевременным маневром силами и средствами морально-психологического обеспечения; наличием резервов сил и средств морально-пси-хологического обеспечения и умелым их использованием; поддержанием высокой живучести системы морально-психологического обеспечения; устойчивым, непрерывным и скрытым управлением мораль-но-психологическим обеспечением; согласованным и умелым применением сил и средств морально-психологического обеспечения.
Постоянная боевая и мобилизационная готовность сил и средств морально-психологического обеспечения определяется соответствием уровня их готовности уровню готовности обеспечиваемых ими войск (сил), способностью в любых условиях обстановки приступить к выполнению поставленных задач.
Качественное планирование морально-психологи-ческого обеспечения, его соответствие планам и задачам обеспечиваемых войск (сил) достигается высокой профессиональной подготовкой органов управления морально-психологическим обеспечением, знанием ими конкретной обстановки, замысла планируемого боя (боевых действий), задач войск (сил), их морально-психологического состояния и уровня психогенных потерь.
Сосредоточение основных усилий морально-психо-логического обеспечения в ходе боя (боевых действий) достигается путем концентрирования сил и средств морально-психологического обеспечения на главных и других направлениях (в районах); решительным и гибким маневром силами, средствами и запасами материальных средств; своевременным восстановлением и умелым использованием резерва сил и средств морально-психологического обеспечения.
Согласованное применение сил и средств морально-психологичес-кого обеспечения достигается четким планированием, организацией и поддержанием непрерывного взаимодействия по задачам, времени и месту между органами управления морально-психологического обеспечения. Взаимодействие по вопросам морально-психологического обеспечения организуется и осуществляется прежде всего в интересах тех частей (подразделений), которые действуют на главных направлениях и выполняют главные задачи.
Устойчивость морально-психологического обеспечения войск (сил) в ходе боя (боевых действиях) достигается: своевременным наращиванием усилий морально-психологического обеспечения; бесперебойным снабжением и пополнением войсковых запасов материальных средств и технических средств воспитания; постоянным содействием в решении задач вышестоящих звеньев морально-психологического обеспечения нижестоящим; быстрым восстановлением боеспособности сил и средств морально-психологического обеспечения; поддержанием непрерывности функционирования системы управления морально-психологическим обеспечением; грамотным выполнением мероприятий тактической маскировки.
Для успешного морально-психологического обеспечения последующих боев (боевых действий) необходимо его осуществлять заблаговременно в ходе проводимых боев (боевых действий).
Маневр силами и средствами морально-психологичес-кого обеспечения осуществляется в случаях нарушения (срыва) противником установленного порядка обеспечения войск (сил) или необходимости изменения направлений (районов) сосредоточения основных усилий. Он проводится путем перемещения основных усилий морально-психологического обеспечения на новые направления, рубежи (в районы) и перераспределения сил и средств морально-психологического обеспечения; привлечения сил и средств морально-психологического обеспечения нижестоящих органов воспитательной работы для выполнения задач по планам вышестоящих органов управления морально-психологическим обеспечением.
Постоянное наличие резервов сил и средств морально-психоло-гического обеспечения, их умелое использование являются главными условиями осуществления маневра в целях успешного морально-психологического обеспечения войск (сил) в ходе боя (боевых действий).
Высокая живучесть системы морально-психологичес-кого обеспечения войск (сил) достигается ее способностью сохранять, а при необходимости v восстанавливать и наращивать свои возможности в интересах выполнения задач в любых условиях обстановки.
Устойчивое, непрерывное и скрытое управление морально-психологическим обеспечением достигается: постоянным знанием тактической, морально-психоло-гической и информационной обстановки, своевременным принятием решений и проведением их в жизнь; правильным использованием сил и средств морально-психо-логического обеспечения, их надежной защитой от воздействия противника и его разведки; умелым размещением, четкой организацией работы, своевременным перемещением и обеспечением живучести пунктов управления морально-психологическим обеспечением части; наличием устойчивой связи; быстрым восстановлением нарушенного управления.
При потере боеспособности силами и средствами морально-психо-логического обеспечения части заместитель командира по воспитательной работе организует их восстановление. Проводится: восстановление нарушенного управления; сбор данных об обстановке; определение степени боеспособности сил и средств морально-психологического обеспечения; принятие решения и уточнение задач сохранившим боеспособность силам и средствам на дальнейшие действия; вывод сил и средств морально-психоло-гического обеспечения из зон заражения (районов пожаров, затоплений, разрушений); пополнение их личным составом, обеспечение имуществом и материальными средствами; осуществление мероприятий по повышению морального духа личного состава. Одновременно на объектах морально-психологического обеспечения проводится ликвидация последствий воздействия противника.
Восстановление боеспособности сил и средств морально-психологического обеспечения осуществляется в прежней организационной структуре без прекращения выполнения ими поставленных задач.
Не исключается создание сводных формирований за счет уцелевших сил и средств восстанавливаемых подразделений и резервов; при необходимости привлекаются другие силы и средства части, а также силы и средства, выделяемые старшим начальником. В первую очередь должны восстанавливаться управление морально-психоло-гическим обеспечением и боеспособность сил и средств морально-психологического обеспечения, выполняющих задачи в интересах войск (сил), действующих на главных направлениях.
В содержательном отношении морально-психологическое обеспечение включает ряд составляющих его компонентов, являющихся одновременно строго определенными видами деятельности. В их числе: информационно-воспитательная работа, военно-социальная работа, психологическая работа, культурно-досуговая работа, защита войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника, обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания. Каждый из этих компонентов присущими ему формами и методами решает свою специфическую часть общей задачи морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).
Учебный вопрос.
Основы организации морально – психологического обеспечения, требования руководящих документов.
Обобщая основные цели, задачи и требования к морально-психологическому обеспечению, его важнейшие компоненты и слагаемые, структурно данный вид обеспечения боевых действий можно представить в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1. Структура морально-психологического обеспечения
деятельности войск (сил)
Информационно-воспитательная работа
Информационно-воспитательная работа служит для командиров, штабов и органов воспитательной работы эффективным средством решения боевых задач, поставленных перед частями и подразделениями. Всем офицерам, активу при подготовке и в ходе боя придется решать проблемы перевода сознания военнослужащих с мирного на военный лад, организовывать политическое и боевое информирование, общественно-государственную подготовку, снабжать части и подразделения техническими средствами воспитания, периодической печатью и литературой. Поэтому знание узловых вопросов содержания и организации информационно-воспитательной работы является задачей практически каждого офицера в подразделении (части).
По сути информационно-воспитательная работа представляет собой систему целенаправленных согласованных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время государственным и военным руководством страны, командованием и другими должностными лицами подразделения (части), военными СМИ по своевременному доведению до личного состава войск (сил) сведений о военно-политической, морально-психо-логической и информационной обстановке, принимаемых решениях органами государственной власти, полученных задачах, действиях своих войск (сил) и войск противника в интересах формирования у личного состава устойчивого и управляемого морально-психологического состояния.
Информационно-воспитательная работа осуществляется в целях военно-политического ориентирования личного состава, формирования у него высоких морально-психологических качеств на основе утверждения в его сознании и поведении общественно-значимых идеалов, идей патриотизма, мотивов, интересов и высоких духовных потребностей.
Содержание информационно-воспитательной работы составляет:постоянное отслеживание и анализ морально-пси-хологической и информационной обстановки в стране, районе дислокации (боевых действий) и выработка оценки социально-политической, религиозной и криминальной ситуации, отношения органов региональной власти и местного самоуправления, а также населения к военнослужащим в районе дислокации (боевых действий), подготовка предложений командованию для принятия решений; непрерывное и оперативное информирование личного состава, разъяснение указов Президента Российской Федерации, приказов и распоряжений Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, командования, стоящих перед войсками (силами) задач, участие в организации их выполнения; подготовка и распространение в войсках (силах) социально-полити-ческой информации, обобщение результатов исследований общественного мнения, настроений, запросов и интересов военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, координация информационно-воспи-тательной работы в войсках (силах); организация и проведение общественно-государственной подготовки личного состава войск (сил); культурно-художес-твенное обслуживание; активное взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями.
Психологическая работа
Психологическая подготовка представляет собой комплекс специальных мероприятий, моделирующих действия личного состава в боевых условиях, формирующих навыки и умения поведения в бою, для целенаправленного формирования у военнослужащих и гражданского персонала психологических качеств, способствующих выполнению поставленных задач.
Например, военные психиатры США обнаружили во время войны во Вьетнаме, что одной из наиболее распространенных причин неудач военнослужащих был страх убить, а не страх быть убитым.
Психологическая подготовка военнослужащих и подразделений части организуется и проводится командиром. В основе ее организации лежит ряд научных принципов: обучение войск в строгом соответствии с требованиями современного боя; сознательности и активности; наглядности обучения и подготовки; индивидуального подхода в обучении; систематичности и последовательности; напряженности, внезапности, опасности и риска.
Рис. 2. Структура психологической работы
Военно-социальная работа
Военно-социальная работа является важнейшим компонентом морально-психологического обеспечения. Она призвана обеспечить социально-правовой режим деятельности войск (сил), предусмотренный Конституцией, законодательством Российской Федерации, активно содействовать подготовке и воспитанию не только высокопрофессиональных защитников Родины, но и граждан России, сознательных защитников ее от внешнего врага. Военно-социальная работа - сравнительно новое явление в Вооруженных Силах нашей страны. До недавнего времени она не выделялась в качестве самостоятельного направления в деятельности государственных и военных органов.
Военно-социальная работа распространяется на все стороны жизнедеятельности военнослужащего, как равноправного члена гражданского общества, в целях реализации его социально-правовых потребностей, норм, прав и гарантий. Она осуществляется как в мирное время, так и в боевых условиях, изменяется и уточняется с учетом военно-политической, тактической и морально-психологической обстановки.
Военно-социальная работа v это система согласованных, целенаправленных организационных, правовых и воспитательных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время государственным и военным руководством, командованием, другими органами управления и должностными лицами части (подразделения) и направленных на реализацию установленных законодательством социально-экономичес-ких прав и льгот военнослужащим и членам их семей.
Военно-социальная работаорганизуется и проводится в целях создания социальных условий для эффективного выполнения личным составом своих служебных обязанностей в ходе повседневной и боевой деятельности войск (сил), поддержания в воинских коллективах правопорядка и воинской дисциплины, практической реализации социальных гарантий военнослужащих и членов их семей, предусмотренных законами и иными нормативно-правовыми актами.
Основные задачи военно-социальной работыследующие:реализация мер по обеспечению социальной защиты военнослужащих и членов их семей в соответствии с законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации; соблюдение международных правил ведения военных действий, обращения с ранеными и больными, гражданским населением в районе боевых действий, а также военнопленными; изучениеи прогнозирование развития социальных процессов в воинских коллективах и районах дислокации; определение уровня социальной защищенности военнослужащих и членов их семей; выработка, принятие и организация исполнения управленческих решений по осуществлению социальной защиты личного состава; организация и проведение правового воспитания различных категорий личного состава, разъяснение правовых актов о правах и льготах военнослужащим; оказание индивидуальной социальной помощи различным категориям военнослужащих; обучение командиров, других должностных лиц правовым основам служебной деятельности по осуществлению социальной защиты подчиненных; рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей; поддержание взаимодействия с региональными органами власти и органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями в целях эффективного решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей.
Культурно-досуговая работа
Проведенные исследования показывают, что в течение 10-15 дней происходит адаптация военнослужащих к боевым условиям, на 25-30-й день достигается пик боеспособности, после чего наступает резкий ее спад вследствие накопления усталости и нарастания страха, а в условиях рейдовых¦ действий войск снижение их боеспособности наступает через 6 месяцев. Например, после двухсуточного боя у военнослужащих снижаются: физическая работоспособность - на 28%, статическая выносливость мышц - на 51%, слуховая чувствительность - на 32%, эффективность поражения целей - на 40%. После боевых действий 40-80% военнослужащих нуждаются в психофизиологической коррекции.
Достижению вышеперечисленных требований к личному составу подчиняется культурно-досуговая работа, представляющая собой систему мероприятий, осуществляемых во всех видах боевой и повседневной деятельности войск (сил) по организации отдыха и воспитания личного состава средствами культуры.
Роль и значение культурно-досуговой работы определяются тем, что человек был и остается главной силой, обеспечивающей победу в бою. От совокупности объективных и субъективных факторов зависит успех в современном бою. Среди них одно из первых мест занимает физическое и моральное состояние личного состава. Как известно, вопросами морально-психологического обеспечения и его составной части - культурно-досуговой работы в войсках (силах) сегодня занимаются не только командиры, воспитательные структуры, но и учреждения культуры в армии и на флоте.
Культурно-досуговая работаорганизуется и осуществляется в целях формирования у личного состава средствами культуры и искусства высоких морально-боевых качеств, поддержания на должном уровне духовно-эмоционального состояния военнослужащих, мобилизации их на успешное решение боевых задач.
В связи с этим можно констатировать, что одно из важных мест в системе морально-психологического обеспечения принадлежит защите войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника,которая представляет собойкомплекс действий, проводимых в мирное и военное время государственным и военным руководством страны, командованием, штабами, другими органами управления и должностными лицами части (подразделения), по предотвращению, нейтрализации (ослаблению), блокированию и устранению последствий негативного информационно-психологического воздействия на личный состав части (подразделения).
Защита войск (сил) от информационно-психологического воздействия противникапроводится в целях снижения опасности негативного информационного и психологического влияния на командование, других должностных лиц органов управления и личный состав; обеспечения эффективного управления войсками (силами) и создания благоприятных условий для их применения; укрепления морально-психологического состояния войск (сил); своевременного предупреждения развития в воинских коллективах нежелательной идеологии и ее воздействия на командование и личный состав части (подразделения).
Исходя из этогоосновными задачами защиты войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника являются:разъяснение решений военно-полити-ческого руководства страны, задач, стоящих перед войсками (силами); анализ и прогнозирование информационной обстановки; сбор и обобщение данных об источниках отрицательного информационно-психологического воздействия на личный состав с выработкой конкретных мер по его устранению; нейтрализация информационно-психологи-ческого воздействия противника, недопущение деморализации, дезинформации, морально-психологического подавления войск (сил); изменение в свою пользу соотношения морально-психологической устойчивости противоборствующих сторон, поддержание ее на уровне, необходимом для решения поставленных задач в ходе подготовки и ведения боевых действий; проведение информационно-психологических мероприятий (акций), направленных на свои войска (силы) и местное население; организация профилактических мер по предупреждению распространения ложных слухов среди личного состава, недопущению возникновения массовых негативных психических реакций; пресечение слухов, тревожных высказываний и противоправных действий, направленных на снижение морально-психологического состояния войск (сил).
Требования руководящих документов.
К руководящим документам которые отвечают на вопросы о организации морально - психологического обеспечения относят:
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 марта 2004 года N 70 ОБ ОРГАНАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ где в п.4 прописано: . Начальники органов воспитательной работы отвечают за морально-психологическое обеспечение боевой и мобилизационной отовности, подготовки и применения войск (сил) и осуществляют свою деятельность согласно с Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, директивами Генерального штаба.
Учебный вопрос.
Морально – психологическое обеспечение боевых задач в повседневной деятельности, приведение подразделения в боевую готовность.
Основу боевой готовности войск и сил флота составляют высокая боевая выучка личного состава, умение воевать по-современному, добиваться решительной победы над сильным, хорошо вооруженным и обученным врагом. Эти качества формируются и отрабатываются до мастерства в ходе учений, занятий, тренировок, тренажей по тактической, технической, тактико-специальной подготовки.
Овладение наукой побеждать никогда не было простым и легким делом. Теперь, когда огневая и ударная мощь армии и флота неизменно возросла, когда коренным образом изменился характер боя, достигнуть высокой полевой, воздушной и морской выучки стало делом еще более сложным, требующим огромных усилий всего личного состава подразделения, части, корабля, повседневного, напряженного труда каждого воина. Поэтому первостепенная задача в повышении боевой готовности в современной военно-политической обстановке - учиться военному делу настоящим образом. Это означает - с полной отдачей духовных и физических сил изучать вверенное оружие и боевую технику, отрабатывать до высокого мастерства и автоматизма все приемы их применения в различных, в том числе и экстремальных условиях, на отлично выполнять все нормативы.
Речь идет также о необходимости настойчиво и неустанно закаляться физически, воспитывать в себе такие качества, как мужество, стойкость, выносливость, дисциплинированность и исполнительность.
Чтобы по-настоящему овладеть воинским мастерством, военнослужащему нужно эффективно использовать каждую минуту занятий, учений, активно и решительно действовать в различных видах боя, днем и ночью, в сложных географических, климатических и метеорологических условиях, до предела сокращать время при выполнении учебно-боевых задач и нормативов.
Учиться упреждать противника в открытии огня, поражать его на максимальной дальности при применении им средств радиоэлектронной борьбы, как обычного, так и ядерного оружия. Добиваться, чтобы каждый выстрел, пуск ракеты был поражающим. Вырабатывать прочные навыки практического решения вопросов всестороннего обеспечения.
Все это и есть наглядные показатели боевой готовности, наличие которых позволяет одержать победу не числом, а умением. Не следует забывать о том, что успех обычно сопутствует настойчивым, которые не бояться трудностей, не ищут легких путей в овладении боевыми специальностей, считают делом чести заслужить все высшие знаки воинской доблести. Большую роль в достижении этой цели играет повышение классной квалификации, освоение смежных специальностей, достижение полной взаимозаменяемости на боевом посту, в расчете, экипаже, отделении. Высококлассные специалисты намного эффективнее используют боевые возможности вооружения техники. Они редко допускают поломки, быстрее устраняют неисправность, у них шире не только технический, но и тактический кругозор. Поэтому борьба за высокую классность - это элемент борьбы за высокую боевую готовность.
Достижение высокого воинского мастерства - это не пожелание, не просьба, а непреложное требование. Оно продиктовано характером военных приготовлений вероятного противника, возможностями современного оружия. Поэтому противопоставлять противнику нужно отработанное до автоматизма мастерство, такую личную выучку, чтобы не была потеряна не одна секунда, в бою не было ни одного лишнего движения.
Постоянная боевая готовность войск немыслима без высоких морально-психологических качеств. По мере развития военного дела усложняются задачи, стоящие перед воинами. Увеличивается их объем, качественно изменяется характер ратного труда, растут морально-психологические и физические нагрузки. А это требует роста сознательности личного состава.
Уровень боевой готовности находится в прямой зависимости от состояния воинской дисциплины, уставного порядка, исполнительности.
Коллективный характер оружия, повышение роли взаимодействия повлекли за собой требования к точности в боевой работе каждого специалиста, четкой организации боевой подготовки. Незыблемость расписаний занятий, распорядка дня, уставной порядок воспитывают личный состав в духе обязательности, помогают делать военную службу не только школой боевого мастерства, но и замечательной школой морально-психологической и физической закалки, дисциплинированности и организованности, школой мужества. Необходимость крепить дисциплину, поддерживать строгий порядок, сверять каждый свой шаг с уставными требованиями - долг каждого военнослужащего. Если воин по-настоящему глубоко проникся пониманием огромной личной ответственности, которая возложена на него народом за безопасность священных рубежей Отчизны, то он будет делать все необходимое, чтобы боеготовность постоянно поддерживалась на должном уровне.
Морально-психологическое обеспечение является одним из основных видов обеспечения деятельности войск (сил) при их переводе с мирного на военное время. Оно представляет собой комплекс мероприятий, согласованных по целям и задачам, последовательности, привлекаемым силам и средствам, по созданию и поддержанию морально-психологического состояния личного состава, необходимого для успешного выполнения задач по отмобилизованию и боевому слаживанию части (подразделения) в любых условиях обстановки.
Морально-психологическому обеспечению принадлежит исключительно важная роль в обеспечении боеготовности и боеспособности войск, в которых воедино слиты материальный и духовный факторы. Повышение боеготовности и боеспособности означает усиление действенности этих факторов, упрочение их диалектической взаимосвязи. Но при всей значимости материальной стороны боеготовности и боеспособности приоритет отдается человеку с его профессиональными, морально-психологическими и физическими качествами. Именно поэтому совершенствование боевой готовности и боевой способности предполагает всемерную активизацию духовных и физических сил воинов. А это предусматривает достижение более высокой степени мобилизации творческой энергии, инициативы, воли, организованности личного состава в интересах успешного решения стоящих перед войсками задач.
Практика боевой подготовки войск показывает, что в целях повышения эффективности морально-психологического обеспечения приведения войск в боевую готовность его субъекты должны учитывать следующие требования (рис. 1):
заблаговременность, устанавливающее необходимость проведения упреждающих пропагандистских, контпропагандистских и других мероприятий;
идейность, характеризующее определенность индивидуальных и коллективных позиций среди войск (отстаиванием интересов своей страны, своего народа, корпоративностью Вооруженных Сил России, идентификацией себя с социальной общностью «граждане России», приверженностью своим национальным традициям);
оперативность, связанное со своевременным реагированием на изменение условий обстановки;
доступность, определяющее использование простых и доступных политических, идеологических, информационных и психологических аргументов, доказательств и оценок;
комплексность,предусматривающее максимальную активность на всех направлениях работы, всесторонний охват всех категорий объектов, тесное взаимодействие всех субъектов, обеспечивающих эффективное применение своих сил и средств морально-психологического обеспечения;
систематичность и высокая интенсивность,требующие координации и плановости, а также динамичности и настойчивости всех усилий;
эмоциональность,предполагающее проведение эмоционально-насыщенных мероприятий, использование материалов, воздействующих на эмоционально-чувственную сферу морально-психологического состояния военнослужащих.
Главным содержанием морально-психологического обеспечения является перевод сознания личного состава кадра и прибывающего из запаса с мирного на военное время, обеспечение глубокого понимания ими военно-политической обстановки и непосредственной угрозы войны.
При этом сохраняется та конструктивная работа по морально-психологическому обеспечению, которая проводилась в мирное время, но усиливается защита войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника и психологическая работа.
Исходя из вышеизложенного, основными задачами морально-психологического обеспечения,которые необходимо решать в условиях перевода войск (сил) с мирного на военное время являются следующие: обеспечение морально-психологической готовности и способности личного состава выполнить свой конституционный долг по защите Отечества; своевременная морально-психологическая подготовка личного состава и перевод его сознания с мирного на военное время; достижение морально-психологического превосходства над противником; создание благоприятной морально-психологической и информационной обстановки, общественного мнения, обеспечивающих успешное проведение мобилизационных мероприятий, выполнение боевых задач войсками (силами); поддержание психологической устойчивости личного состава, снижение психогенных потерь; сплочение воинских коллективов и профилактика правонарушений; обеспечение реализации социальных гарантий военнослужащих и членов их семей.