В) социально-экономические последствия промышленного переворота в Англии. Фритредерство. Чартизм
Промышленный переворот изменил демографическую ситуацию в стране. Количество населения выросло с 9 до 22 млн. человек. В связи с этим, увеличился контингент занятых в производстве и потреблении. Это положительно повлияло на развитие экономики.
Возникновение заводов и фабрик привело к повышению удельного веса городского населения. Быстро шел процесс урбанизации. В середине XIX ст. население Англии на 75% состояло из городских жителей. Возникли новые промышленные центры – Лидс, Ливерпуль, Манчестер и др.
Техническая революция привела к коренным изменениям в социальной структуре общества. Возникли новые классы: промышленная буржуазия и промышленный пролетариат.
Вследствие промышленного переворота в Англии сформировалась новая структура капиталистического общества. Изменилась структура английской буржуазии – вместо купца основную роль в буржуазном обществе начинает играть предприниматель.
Самым важным социальным последствием промышленного переворота было утверждение полного господства буржуазии в экономике страны. Промышленный переворот изменил организацию и условия труда. С введением машин предприниматели получили возможность полностью контролировать труд рабочего. Машина резко интенсифицировала труд на фабриках.
Введение машин создало возможность широкого использования на предприятиях неквалифицированных рабочих, а также замены труда мужчин трудом женщин и детей. Это влекло за собой обесценивание рабочей силы и снижение реальной заработной платы, возникновение массовой безработицы. Рабочие работали 16-18 часов в сутки, была установлена грабительская система штрафов. Все это вызвало сильное сопротивление рабочих. Таким образом, промышленный переворот вызвал резкое обострение классовых противоречий в стране.
Промышленная революция вызвала к жизни промышленный пролетариат, способствовала формированию его классового самосознания. А это, в свою очередь, стимулировало борьбу рабочего класса за свои права.
Первые формы борьбы рабочего класса Англии проявлялись в физическом насилии и уничтожении машин (движение луддитов). В 1782 г. парламент принял специальный закон, каравший рабочего за умышленное повреждение машин, а в 1813 г. закон о смертной казни за разрушение машин.
В 1834 г. был издан «Закон о бедных», который ликвидировал денежные пособия и учредил работные дома с тюремным режимом, куда помещались бедняки, обращавшиеся за помощью.
Постепенно рабочие создают свои профсоюзы (закон 1824 г. «О праве ассоциаций и их организационной структуре»). Рабочие имели право на объединения по профессиям – треть юнионы и использовать различные формы экономической борьбы.
В 30-40-е гг. XIX ст. английский пролетариат вступил на путь самостоятельной политической борьбы, получившее название – чартизм. Чартисты разработали свою программу «Народная хартия». Одним из основных требований этого документа было введение всеобщего избирательного права. Чартисты впервые в истории создали в 1840 г. массовую пролетарскую партию – Национальную чартистскую ассоциацию. Чартистское движение вынудило правящие классы Великобритании провести реформы парламента, расширить фабричное законодательство, ввести 10-часовой рабочий день для женщин и детей (июнь 1847 г.), ликвидировать «хлебные законы», провести демократизацию избирательной системы и др.
Капиталистическая индустриализация привела к серьезным изменениям в экономике. Фабричная система одержала победу над ремеслом и мануфактурой. Сформировался технический базис капиталистического производства, основы рыночной экономики. Уже первое десятилетие промышленного переворота способствовало усилению свободной конкуренции и быстрому расширению производства. В ходе промышленного переворота Англия превращается в «фабрику мира». Особенно больших успехов достигает хлопчатобумажная промышленность. За 130 лет (1741 – 1871 гг.)использование хлопка возросло в 1000 раз.
В 1868 г. в Англии было 2849 хлопчатобумажных фабрик, на которых работало 32 млн. прядильных веретен и свыше 379 тыс. ткацких станков.
Быстро росла металлургическая отрасль. В 1830 году выплавка чугуна выросла в 6 раз, производство стали в 4 раза. Производство угля с 1860 по 1870 выросла с 10 до 110 млн. тонн. Росла мощность паровых двигателей (в 1800 г. она составила 5 тыс. л.с., а в 1870 – 4 млн. л.с.).
Огромное количество паровых двигателей использовались в железнодорожном транспорте и на водном (переход от парусного флота к паровому).
Большими темпами происходила индустриализация транспорта. Протяжность железнодорожных путей Великобритании и Ирландии выросла в 25 раз, а количество паровых судов – в 12,5 раз. По продолжительности железнодорожных путей Англии в 1870 г. вышла на первое место в мире. Первое место ей принадлежало по тоннажу торгового флота. В 1870 г. промышленность Англии производила 50% мирового производства чугуна, 51% мирового производства угля.
Темпы роста промышленной продукции были достаточно высокими. В 1860-1870 гг. было произведено промышленной продукции в 6 раз больше, чем в начале столетия. В среднем в каждое десятилетие 1800-1870 гг. прирост промышленной продукции составлял 6%. С 1800-1870 гг. использование хлопка в легкой промышленности выросло в 19 раз, добыча угля – больше чем в 10 раз, производство чугуна в 12 раз.
Особенно высокими темпами развития характеризуются 1860-1870 гг. В этот период прирост промышленной продукции составил 11%.
Однако, если в первой половине XIX ст. темпы роста отрасли второго подразделения были выше, чем отрасли первого подразделения (продукция легкой промышленности за десятилетие выросла на 65%, тяжелой – на 4%), то во второй половине XIX ст. по темпам прироста продукции тяжелая промышленность опережала легкую промышленность (9,3% против 6,7%). Это было обусловлено тем, что в связи с развитием промышленного переворота в Европе повысился спрос на английскую продукцию: уголь, машины, металл.
В связи с этим промышленность Англии начала ориентироваться на экспорт. Вывоз металла, угля, кокса, машин за 20 лет вырос в 5 раз.
Большую роль в развитии тяжелой промышленности сыграло развитие механического транспорта.
К середине столетия Англия покрылась достаточно широкой железнодорожной сетью, общая продолжительность выросла с 1835 г. до 1850 г. почти в 23 раза.
В 1838 г. был совершен первый океанский рейс: Ливерпуль–Нью-Йорк. Судостроение становится одной с наиболее динамичных отраслей английской промышленности: за двадцатилетие, с 1850-1870 гг. общий тоннаж построенных судов удвоился.
Промышленная революция привела к изменениям и в сельском хозяйстве. Индустриализация Англии требовала большого количества рабочей силы, что вело к ускорению экспроприации крестьянства. В следствии этого крестьянство как класс в начале XIX ст. совершенно исчезает. Англия превратилась в страну крупного землевладения. В середине 70-х годов XIX ст. крупные землевладельцы, владели половиной всех земель страны.
Лендлорды большую часть земли сдавали в аренду фермерам. Фермеры-арендаторы вели интенсивное хозяйство, используя наемную рабочую силу и механизацию.
В начале 70-тых гг. XIX ст. капиталовложения в фермерское хозяйство Англии достигло 450 млн. фунтов стерлингов, а число наемных рабочих – 1 млн.
Таким образом, в аграрном устройстве Англии соединялись две формы землевладения: старая феодальная (лорды, лендлорды) и новая чисто капиталистическая – аренда (фермеры).
Английское земледелие развивалось под охраной аграрного протекционизма, введенного крупными землевладельцами с целью повышения прибыльности своих поместий. Это проявлялось в издании в 1815 г. «Хлебных законов». Однако под давлением английской буржуазии и рабочего класса в 1846 г. эти законы были ликвидированы.
Благодаря использованию удобрений, парового плуга, жаток, производительность труда в сельском хозяйстве Англии значительно повысилась. Так урожайность зерновых культур в Англии была в два раза выше, чем во Франции. После промышленного переворота английская экономика развивается циклично. Первые кризисы были в Великобритании после победы в войне с Францией (1815-1816 г и в 1819 г.). так выпуск промышленной продукции в военные годы вырос в 15-20 раз благодаря внедрению машин. Одновременно эти события привели к перепроизводству товаров и сокращению внешнего и внутреннего рынка. Начиная с 1825 г. капиталистическое производство почти каждые десять лет сопровождалось сокращением и последующими депрессиями. Это происходило в 1825, 1836, 1847 и в 1866 гг. Последний экономический кризис перерос в длительную депрессию и положил начало закату доминирования Англии в мировом капиталистическом хозяйстве.
Образовав первую в истории человечества фабрично-заводскую промышленность, Англия заняла исключительное положение в мировом хозяйстве. В середине XIX ст. она производила около половины мировой промышленной продукции.
Машинное производство удешевляло стоимость английских промышленных товаров. Если фунт хлопчатобумажной пряжи в 1788 г. стоила 35 млн., то в 1833 г. – только 3 млн.
Удешевление продукции обеспечило для Англии не только европейский, а и мировой рынок. Дешевые английские товары вытесняли дорогие товары других стран. Техническое переоснащение промышленности в других странах в начале полностью зависело от поставок английских машин, металла, угля.
В Англии до 40-х годов XIX ст. господствовал промышленный протекционизм, который способствовал быстрому развитию английской промышленности. Когда же индустриализация завершилась и английская промышленность укрепилась, буржуазия провозгласила свободу торговли -фритредерство. На его основе были заключены двухсторонние торговые договора со многими странами мира. Это привело к тому, что Англия заняла основные позиции мировой торговли и в морских перевозках.
Важнейшим последствием торгово-промышленной гегемонии Англии было быстрое развитие британского капитализма. В первой половине XIX ст. английский капитализм проникает в Африку, подчиняет Австралию, захватывает колонии в тихоокеанском бассейне. В 1840-1843 г. Англия вела войну с Китаем, что открыло рынки Китая для английских товаров, она вела торговые войны на ближнем Востоке и др.
Гегемония Англии в мировой торговле и промышленности способствовала накоплению капитала, создание условий для быстрого развития английского кредита. Первый Английский банк возник в 1694 г., а в конце XVIII ст. в стране было около 350 банков.
В середине XIX ст. Лондон превратился в мировой кредитный центр. Английский банк стал «банком банков». Он не только кредитовал промышленность и торговлю, а проводил руководство кредитной системой страны.
Таким образом, в результате промышленного переворота Англия становится лидером промышленного развития мира.
Благодаря техническому гению англичан, выдающемуся менеджерскому искусству британских предпринимателей, трудолюбию и дисциплинированности английских трудящихся, их высокой трудовой морали, а также способности к риску и авантюрности английских граждан, осваивающих новые заморские территории, Британия надолго закрепила за собой звание всемирной мастерской, мирового банковского центра и главного мирового центра торговли и перевозчика товаров.