Трестовский характер монополистического капитализма в США

Экономическое развитие США в последней трети Х1Х-начале XX вв. характеризуется значительным ускорением темпов роста, что позволило им занять место ведущей индустриальной державы капиталистического мира. В 1870—1913 гг. объем выпускаемой промышленной продукции США увеличился более чем в 9 раз, инвестиций - более чем в 12 раз. В 1913 г. на долю США приходилось 38 % мировой промышленной продукции, в том числе 47 % выплавки стали, 45 % добычи каменного угля, 85 % добычи нефти. За этот же период сбор пшеницы в стране увеличился в 2,9, хлопка — в 3,5 раза. Фермеры США, составлявшие 1/3 общего числа занятого населения, обеспечивали продукцией как внутренний, так и европейский рынок.

Ускоренный экономический рост США был обусловлен следующими факторами:

• победой капиталистического Севера над рабовладельческим Югом в Гражданской войне 1861—1865 гг. и последовавшей реконструкцией южных штатов, что создавало благоприятные условия для формирования и развития единого национального капиталистического рынка;

• наличием огромных природных богатств, что обеспечивало американскую промышленность недорогим сырьем;

• расширением емкости внутреннего рынка страны;

• постоянным притоком иммигрантов из Старого Света (за рассматриваемый период — 28 млн. человек);

• капиталистической рационализацией производства и широкой поддержкой изобретательства и рационализации (только с 1890 по 1900 г. в США было выдано 234956 патентов и авторских свидетельств, в том числе на гусеничный трактор, фотопленку, фонограф, конвейер, автомобиль и т.

• массовым притоком иностранного капитала;

• высокой степенью концентрации производства и капитала;

• заимствованием опыта других стран, и созданием предприятий в соответствии с достижениями мировой науки и техники;

• расчетливой протекционистской политикой федерального правительства;

• удаленностью страны от ее главных конкурентов, с одной стороны, и соседством со слаборазвитыми государствами Латинской Америки - с другой, которые были сырьевым придатком США;

• участием в территориальном разделе мира и подготовке к его переделу (за этот период колониальные владения США увеличились на 666 тыс. кв. км, а их общая площадь составила 1,9 млн. кв. км или 24,4 % к метрополии);

• относительно небольшими расходами на оборону страны и широкой торговлей оружием;

• благоприятными природно-климатическими условиями для развития сельского хозяйства;

• широким развитием всех форм и ступеней образования, технических учебных заведений.

Бурное развитие экономики, начавшееся после окончания Гражданской войны, к концу XIX в. превратило США в мощную индустриально-аграрную страну. После Гражданской войны активизировалась колонизация Запада, возросла миграция населения. Городское население удваивалось каждые 20 лет. Важным фактором роста экономики стала аккумуляция в США наиболее энергичной рабочей силы из Европы. Всего за 1870-1900-е гг. в страну прибыло 14 млн. иммигрантов.

Динамичный экономический рост США определялся научно-техническим прогрессом. В стране началась электрификация промышленности, транспорта, быта; изменилась энергетическая база производства - пар быстро вытеснялся электричеством. В ходе индустриализации широко применялся новейший научно-технический опыт европейских стран, достижения американской инженерной мысли. Морально устаревшее оборудование практически отсутствовало и не тормозило роста экономики.

Промышленность США была хорошо защищена от конкуренции импортных товаров высокими пошлинами. Таможенная политика способствовала повышению цен внутри страны и росту капиталистической прибыли. Для притока иностранных инвестиций не существовало преград. К началу XX в. вложения иностранного капитала в США (преимущественно английского) достигли 3,4 млрд. долл.

Американцы активно выходили на мировой рынок в качестве экспортеров товаров. Уже с 1874 г. экспорт США превышай импорт. Американский экспорт в 1860--1890-х гг. почти утроился вследствие роста эффективности промышленности и повышения конкурентоспособности американских товаров. Вместе с тем увеличение потребностей растущей промышленности в сырье вызвало расширение импорта примерно вдвое.

В последней трети XIX в. темпы роста тяжелой промышленности превышали аналогичные показатели легкой промышленности. По выплавке чугуна, стали и добыче угля США уже в середине 1890-х гг. обогнали Англию. Рост производства в металлургии, металлообработке, угольной и нефтяной промышленности поддерживался спросом на металл, топливо и машины расширявшимся железнодорожным строительством.

В начале XX в. железные дороги связали между собой все штаты. Были построены четыре трансконтинентальные магистрали, вовлекшие в экономический оборот продукцию Запада. Тем самым завершилось формирование внутреннего рынка США. К 1893 г. протяженность железных дорог в США составила 176 500 миль. Иностранные капиталовложения в железные дороги США достигали почти одной трети их стоимости. Железные дороги, потеснившие все другие виды транспорта, превратились в важный фактор структурных изменений в экономике. Сооружение железных дорог способствовало специализации промышленности и сельского хозяйства, повышению мобильности рабочей силы и капитала, снижению издержек производства и росту производительности труда, процессу урбанизации, а также упрочению позиций американского сельского хозяйства на мировых рынках.

Новые пути сообщения создали крупный рынок сбыта для черной металлургии. Расширение производства в металлургической промышленности повлекло за собой ускоренное развитие добывающей и обрабатывающей промышленности. В конце XIX в. в быстром росте продукции отраслей легкой промышленности большую роль сыграли новые технические и организационные подходы, в частности стандартизация производства в швейной, обувной, пищевой отраслях. Необходимость повышения квалификации рабочей силы дала толчок возникновению и расширению сети общеобразовательных и профессиональных школ.

Значительно возросли производительность и интенсивность труда в сельском хозяйстве. Этому в немалой степени способствовало применение новых сельскохозяйственных машин и искусственных удобрений. Высокие темпы роста сельскохозяйственного производства позволили США в короткий срок стать одним из основных поставщиков хлеба и мяса на мировой рынок.

На Юге буржуазная эволюция сельского хозяйства привела к возникновению своеобразной формы арендных отношений - кропперства. Кропперами были черные или белые арендаторы-бедняки, уплачивавшие за аренду земли, сельскохозяйственных орудий, рабочего скота и семян половину и более собранного урожая. Наличие на Юге большого числа издольщиков тормозило развитие производительных сил и препятствовало быстрому проникновению капитала в сельское хозяйство. В этом регионе широкое распространение получила также система долгового рабства - пеонат. Несостоятельный должник-арендатор принуждался кредитором-плантатором или скупщиком сельскохозяйственных товаров работать в счет оплаты долга.

Усилилось расслоение фермеров. В США в 1890 г. из 8,6 млн. лиц, занятых производительным трудом в сельском хозяйстве, лишь 2,2 млн. были самостоятельными, независимыми хозяевами, что составляло около 25%; остальные были арендаторами, безземельными и заложившими свою землю фермерами, сельскохозяйственными рабочими.

Экономическое развитие США в последней трети XIX в. прерывалось разрушительными кризисами перепроизводства в 1882-1883 и 1893 гг. Наиболее тяжелым был кризис 1893 г., который сменился длительной депрессией. Только к 1897 г. промышленное производство в США вновь стало развиваться. Экономические кризисы были мощным ускорителем концентрации производства и централизации капитала, в результате которых в США возникали монополистические объединения в промышленности и банковском деле. Если в 70-х гг. XIX в. монополии в промышленности были преходящим явлением, то в 80-е гг. они заметно усилились и в конце 90-х гг. превратились в одну из основ хозяйственной жизни страны.

Среди монополистических объединений в промышленности США в конце XIX в. по своему могуществу выделялись: нефтяной трест «Стандарт ойл оф Нью-Джерси», стальной трест Карнеги, сахарный трест, «Дженерал электрик компани» и др. Все большее значение приобретали два крупнейших банка - Рокфеллера и Моргана, вокруг которых к 1903 г. объединялись 112 банков, железнодорожных, страховых и других компаний, капиталы которых превышали 22 млрд. долл.

К 1901 г. в США насчитывалось 440 трестов, на долю которых приходилось 3/4 всей промышленной продукции страны.

Общественность США посчитала монополизацию целых отраслей промышленности недопустимым нарушением принципа индивидуальной хозяйственной свободы и настояла на принятии в 1890 г. антитрестовского законодательства. Однако формулировки закона были столь нечеткими, что тресты легко обходили все запреты. Юрисконсульты Рокфеллера пошли еще дальше. В 1899 г. они изобрели для «Стандарт ойл» новую организационную форму - холдинговую компанию, основанную на владении контрольными пакетами акций.

Характерной чертой американского капитализма в начале XX в. являлся незначительный уровень вывоза капитала за границу. В 1900 г. заграничные вложения США не превышали 500 млн. долл. В первое десятилетие XX в. американские монополии стали увеличивать вывоз капитала. В 1914 г. американские капиталы за границей увеличились до 2,6 млрд. долл. Тем не менее США продолжали оставаться государством-должником.

Под воздействием этих факторов США за сравнительно короткий исторический срок превратились в индустриально-аграрную страну. Уже в 1890 г. преобладающей в стране стала промышленность, а к 1900 г. стоимость ее продукции втрое превышала стоимость продукции сельского хозяйства. Национальное богатство США возросло с 20,8 млрд. дол. в 1865 г. до 88,8 млрд. дол. в 1900 г. и прежде всего за счет роста промышленности.

Экономическое развитие США в начале XX в. характеризовалось как дальнейшим увеличением темпов роста и объемов производства, так и изменением его структуры, форм организации и управления. Усилилась регулирующая деятельность государства, которая коснулась главным образом промышленности и банковских сфер. Наряду с экспортом товаров еще более активизировался экспорт капитала, особенно в слаборазвитые страны. США добились экономической и политической гегемонии над Американским континентом, проводимой в соответствии с известной доктриной Монро. США бесцеремонно вмешивались во внутренние дела суверенных государств, навязывая им кабальные договоры, которые открывали доступ американским монополиям и закрепляли за ними стратегически важные пункты в обоих полушариях Земли.

За 40—50 лет, прошедших после второй буржуазной революции, США к 1914 г. превратились из преимущественно аграрной страны в индустриально-аграрную державу. Став лидером капиталистического мира по основным экономическим показателям, США вышли на арену внешней и колониальной экспансии.

Наши рекомендации