Вид на шахту имени С. М. Кирова

В июне 1945 г. Совет Народных Комиссаров Союза ССР принял решение «О восстановлении и разви­тии сланцевой промышленности Эстонской ССР и Ле­нинградской области и обеспечении газом г. Ленин­града». В этом документе была намечена четкая программа восстановления, реконструкции и нового строительства шахт, заводов и самого города, а также развития транспортных связей Сланцев со страной. Предусматривалось также сооружение газопровода Сланцы — Ленинград, по которому пойдет дешевый бытовой и промышленный газ.

Это постановление коренным образом изменило хо­зяйственное значение Сланцев, их место в экономике всего Северо-Запада нашей страны.

Как уже было сказано выше, до Великой Отечественной войны сланцы использовались на местной центральной электростанции — ЦЭС, ряде ленинград­ских электростанций, на некоторых кирпичных заводах. В небольших количествах сланец добавляли к камен­ному углю на паровозах в поездах пригородного сооб­щения. Использование же горючих сланцев в качестве сырья для получения химической продукции носило в то время лишь опытный характер.

Отныне главное назначение сланцев становится другим: их больше почти никуда не вывозят, а используют на месте в качестве сырья для получения различных химических продуктов.

Что же представляют собой горючие сланцы с этой точки зрения?

* * *

Многочисленные исследования показали, что горю­чие сланцы — это ценнейшее комплексное сырье, из ко­торого можно получить самую различную промышлен­ную продукцию. Сланцы используются в качестве мест­ного топлива в котельных установках, из них получают газ для энергетических и бытовых целей, искусствен­ное жидкое топливо. Сырое сланцевое масло, вырабаты­ваемое при химизации, служит исходным сырьем для получения бензина, топлива для двигателей внутрен­него сгорания, шпалопропиточных масел, битума, а так же для выработки искусственных лечебных препаратов: ихтиола, сульфидина, тиокреолина и других.

Пек, получаемый при сжигании сланцев, идет для изготовления кислотоупорных пластических масс, слан­цевого лака; зола и шлак используются для получения цемента, для производства силикатного и сланцезольного кирпича, термоблоков, строительных и штукатур­ных растворов и т.д.

Из 100 тонн крупного сланца теплотворной способ­ностью в 3000-3200 килограмм/калорий можно полу­чить 18 тыс. кубометров бытового газа, 1700 килограм­мов газового бензина, 88 килограммов серы, 28 тонн цемента и 26 тонн зольного кирпича. Сверх того, при комплексной переработке сланцев получают значитель­ное количество флотского и топочного мазута, смазочного и шпалопропиточного масла и другие материалы.

Таким образом, сама жизнь настоятельно ставит задачу — резко увеличить добычу сланцев. За шесть лет, с 1950 по 1956 г., выдача сланцев на-гора выросла в шесть раз, а по сравнению с довоенным 1940 годом — в десять раз.

Вот еще несколько цифр, наглядно иллюстрирую­щих темпы роста добычи «горючего камня».

Если в 1940 г. здесь было получено 404 тыс. тонн сланцев, то в 1958 г. добыча составила 2 млн. 760 тыс., а на 1965 г. запланировано выдать 3 млн. 800 тыс. тонн. К 1963 г. за все время существования шахт здесь было добыто более 30 млн. тонн сланцев.

* * *

Как же выглядят сегодня шахты, в которых добы­вают «горючий камень»?

С 1950 по 1957 г. были проведены большие работы по реконструкции шахт. Из полукустарных предприя­тий, где главенствовал ручной труд, они стали круп­ными промышленными сооружениями, оснащенными первоклассной горной техникой. Если первые шахтеры имели в своем распоряжении только забурники, кирки да лопаты, то нынче шахтеры работают при помощи электрических сверл. Вооруженная такими электросвер­лами бригада проходит в месяц 160 погонных метров горной выработки. Но и эта цифра не стала предель­ной: бригада проходчиков Ивана Марина на шахте № 2 дает по 220 погонных метров и больше, бригада проходчиков Александра Андреева с шахты № 1 перевы­полняет норму в четыре раза. Но и это не предел. Бригада И.К. Мазурова, отлично овладевшая техникой, проходит уже по 517 погонных метров. Это — на старейшей шахте имени С.М. Кирова. А на шахте № 3 бригада, возглавляемая П.Я. Анисимовым, довела проходку до 600 погонных метров.

Сейчас на рудниках имеются отличные врубовые машины «Урал-10», погрузочные машины, скребковые транспортеры-конвейеры. С такого транспортера добы­тый сланец поступает на ленточный транспортер, а затем через сборочный штрек — на откаточный штрек и в ва­гонетки. Электровоз доставляет состав из груженых вагонеток к стволу. Мощные машины поднимают ва­гонетки наверх. Здесь они автоматически опрокиды­ваются и снова опускаются в шахту. И так — непрерыв­ным потоком.

Очень многое сделано в последние годы для улуч­шения условий труда шахтеров. Усилена вентиляция — воздух в шахтах стал чище, свежее; в штреках уста­новлены лампы дневного света. После работы шахтеры принимают душ. Улучшено медицинское обслуживание.

Вид на шахту имени С. М. Кирова - student2.ru

Терриконы.

Коллектив комбината «Сланцы» прилагает много усилий, чтобы улучшить качество продукции, сни­зить ее себестоимость. За годы эксплуатации шахты имени С.М. Кирова в ее недрах образовались обшир­ные выработки, общая длина которых достигает восьми километров. Значительные, хотя и меньших размеров, выработки были на других шахтах. При этом во всех шахтах штреки и забои располагались навстречу друг другу. Это позволило выдвинуть проект объединения трех шахт в одну. Такое объединение откроет еще боль­шие возможности механизации ряда производственных процессов и позволит выдавать на-гора весь получае­мый на объединенной шахте горючий сланец в одном месте — поблизости от газосланцевого завода. Одновре­менно здесь намечено построить новый обогатительный двор или обогатительную фабрику, что даст возмож­ность повысить качество сланцев. А это в свою очередь позволит комбинату не завозить больше из Эстонии высокосортных сланцев, которых сейчас газосланцевому заводу еще не хватает.

За текущую семилетку добыча сланца должна уве­личиться на 1 млн. тонн и к концу 1965 г. составить 3 млн. 800 тыс. тонн против 2 млн. 760 тыс. тонн, полу­ченных в 1958 г. Этот рост запроектирован за счет резкого повышения производительности труда шахтеров комбината. Основой этого роста будет внедрение новой техники и технологии, рационализация работ.

Одновременно предусматривается себестоимость до­бытой тонны сланцев снизить с 39-44,5 рубля в 1958 г. до 20 рублей в 1965 г. — за счет усовершенст­вования процесса добычи сланцев в лавах.

На шахте № 3 сейчас внедряют ценное новшество — пневматическое обогащение «горючего камня», позво­ляющее механизировать трудоемкую операцию по выде­лению сланца из горной массы.

Установка по пневматическому обогащению добытого сланца работает, упрощенно говоря, по такому же прин­ципу, по которому в деревнях действуют веялки, на которых веют зерно; мощный вентилятор, составляю­щий основную часть установки, подает сильную струю воздуха «а поток горной массы; так как по своему удельному весу сланец легче породы, то порода оседает тут же, а сланец отлетает несколько вперед.

Что это даст сланцевой промышленности, можно судить хотя бы по следующей цифре: внедрение установок по пневматическому обогащению сланца во всех четырех шахтах комбината даст возможность высвобо­дить для использования на других производственных участках до 600 работников, которые ныне заняты тем, что вручную выбирают породу и сортируют сланец.

Вся эта работа, определяющая завтрашний день всей сланцевой промышленности и открывающая перед нею широчайшие перспективы, проводится в соответ­ствии с решениями XXII съезда партии.

ЗДРАВСТВУЙТЕ, НОВЫЕ ЗАВОДЫ!

Наши рекомендации