Становление промышленности при Петре I
первые годы XVIII в. связаны с активным строительством “железных заводов”, почти на каждом из которых делали пушки, ядра и т.п. В 1702—1707 гг. строятся заводы в Липецке, Карелии. Там же, на севере России, заведено было медеплавильное производство.
Одновременно правительство Петра I развертывает строительство металлургических заводов на Урале. Наконец, в 1704 г. в далеком Нерчинске был основан крупный завод по добыче серебра, что имело огромное значение для развития монетного дела и экономики страны. В итоге этого строительства была создана основа для оснащения армии всеми видами оружия. Уже после окончания Северной войны в 1723—1725 гг. была построена новая группа уральских заводов (Екатеринбургские заводы и др.), что выдвинуло Россию в число крупнейших производителей черных металлов (третье место в Европе). Строительство железных заводов было дополнено созданием крупных верфей в Петербурге, Воронеже, Москве, Архангельске, на Олонце и Сяси.
Рост промышленного производства был более значительным, чем в сельском хозяйстве, что обеспечивалось ростом нужд российской армии и флота, увеличившимся спросом на мировом рынке на железо и парусное полотно, а также ростом несельскохозяйственного населения в России.
Тяжелая промышленность. Особенно быстро развивалась черная металлургия (прежде всего на Урале), увеличившая объем производства в 5 раз. Российское железо не только стало одним из важных факторов усиления армии и флота, но и вывозилось в Западную Европу - в конце столетия большая часть чугуна, переправлявшегося в Англию, имела российское происхождение. В Сибири началась добыча золота.
Быстро росла и легкая промышленность. Быстро развивалось текстильное производство, дававшее более 80 % стоимости всей продукции крупной, средней и легкой промышленности. Новые предприятия возникали в центре страны, и особенно активно на Украине (суконные мануфактуры), в Эстонии и Латвии.
В России развивались различные формы организации промышленности. Основными являлись ремесленное, мелкое товарное производство, а также среднее и крупное товарное производство в виде мануфактур.
Ремесленное производство было широко распространено как в городе, так и в деревне. В ряде районов Центра и Поволжья развивалась кожевенная, текстильная крестьянская промышленность, составлявшая настолько серьезную конкуренцию городским ремесленным и купеческим предприятиям, что в 1760-1770-е гг. жалобы купцов многих губерний на крестьянские безуказные заводы стали обычным явлением. В некоторых крупных селах Центра крестьяне вообще оставили сельское хозяйство.
Мануфактура (среднее и крупное товарное производство, основанное на разделении труда и ручном труде) господствовала в черной металлургии, производстве полотна, сукна, шелка и ряде других отраслей. Число мануфактур быстро возрастало - с 600 в эпоху Елизаветы до 1200 к концу царствования Екатерины II.
Основные типы мануфактур
- Казенные - принадлежали государству, обеспечивались госзаказами и были основаны на крепостном труде. Их продукция предназначалась прежде всего для армии и флота. Эти мануфактуры развивались медленно.
- Посессионные частные мануфактуры обеспечивались работниками, прикрепленными к предприятиям, от которых не могли отчуждаться. Труд посессионных рабочих, имевших свои участки земли, оплачивался деньгами, они не могли использоваться на сельскохозяйственных работах, отдаваться в рекруты, были подсудны Берг- и Мануфактур-коллегиям. Но в остальном их положение не отличалось от крепостного.
Такие предприятия были особенно распространены на Урале (горно-добывающая промышленность и металлургия) и в Центральных районах (полотняное и суконное производство), их продукция также в основном покупалась государством.
- Вотчинные - принадлежали помещикам. На них крепостные крестьяне отрабатывали барщину. Такие предприятия (прежде всего винокуренные и текстильные), несмотря на очень низкую производительность, были выгодны благодаря бесплатному труду крепостных, но развивались все медленнее. Положение крепостных рабочих на этих мануфактурах было крайне тяжелым. По воспоминаниям современника, крестьяне говорили - в этой деревне есть фабрика - с таким выражением, как если бы сказали: В этой деревне есть чума.
- Купеческие и крестьянские мануфактуры были основаны на вольнонаемном труде. Число таких мануфактур росло очень быстро, увеличивались их размеры. Такие предприятия составляли костяк хлопчатобумажной промышленности, где на рубеже 18-19 вв. по вольному найму трудились свыше 80% рабочих.
По некоторым количественным показателям крупного промышленного производства Россия шла впереди всей континентальной Европы, в том числе Франции, Голландии, Пруссии; русская металлургия продолжала оставаться поставщиком железа в страны Европы. Но в то время как Англия вступила в эпоху промышленного переворота, промышленная техника России оставалась старой. Отсталые формы носили также производственные отношения в таких отраслях промышленности, как металлургическая и суконная. Горная промышленность Урала и суконная промышленность Европейской России были, по словам В. И. Ленина, примером «того самобытного явления в русской истории, которое состоит в применении крепостного труда к промышленности» ( Ленин, Развитие капитализма в России, Соч., х. 3, стр. 411.).
К 1767 г. в России насчитывалось 385 мануфактур (суконных, полотняных, шелковых, стекольных и пр.) и 182 железоделательных и меднолитейных завода, т. е. всего 567 промышленных предприятий. Количество крупных предприятий к концу XVIH в. удвоилось.
Наличие больших запасов собственного сырья (льна, пеньки, кожи, шерсти, зерна и т. д.) и даровой рабочей силы, возможность выгодного сбыта продукции толкали помещиков на устройство вотчинных мануфактур. В имениях русских, украинских, прибалтийских помещиков создавались суконные, полотняные, кожевенные, стекольные, винокуренные и прочие предприятия. Работа крепостных крестьян на этих предприятиях являлась самой тяжелой формой барщины.
Но, несмотря на абсолютный рост числа дворянских мануфактур, к концу столетия удельный вес их падает за счет увеличения числа купеческих и крестьянских мануфактур, которые и явились непосредственными предшественниками капиталистической фабрики.
Капиталистическая мануфактура вырастала чаще всего из крестьянских промыслов, в первую очередь в легкой промышленности. Так, в возникшем к концу 40-х годов XVIII в. Ивановском текстильном районе, за редкими исключениями, на мануфактурах использовался уже труд не посессионных крестьян, а наемных рабочих.
Мануфактуры в легкой промышленности России отличались крупными размерами. Среди них встречались такие, на которых работало до 2 тыс. человек и даже больше, а предприятия, обслуживаемые 300--400 рабочими, считались средними. На парусной мануфактуре Гончаровых в конце XVIII в. числилось 1624 рабочих, на суконной фабрике князей Хованских -- до 2600 рабочих.
В начальный период мануфактурного производства крупные предприятия легкой промышленности размещались преимущественно в городах. Во второй половине XVIII в. промышленный капитал проникает и в деревню. Владелец мануфактуры раздавал сырье и орудия труда окрестным крестьянам или скупал у них полуфабрикаты. Подобные рассеянные мануфактуры, в которых был централизован лишь конечный этап производства, чаще всего встречались в полотняной промышленности. Превращение домашних крестьянских промыслов в придаток мануфактуры свидетельствовало о начавшемся разложении натурального хозяйства и о расслоении крестьянства.
Во второй половине XVIII в. общее число наемных рабочих, занятых в мануфактурах, промыслах и на транспорте, сильно выросло. На предприятиях, зарегистрированных в Мануфактур-коллегии в 1767 г., наемных рабочих числилось около 18 тыс., а вместе с работающими на дому -- до 25 тыс. Лишь на суконных мануфактурах преобладал принудительный труд частновладельческих крестьян, в остальных же отраслях производства -- шелкоткацкой, паруснополотняной, хлопчатобумажной и др. -- преобладала капиталистическая эксплуатация труда.
Значительно возрастает удельный вес наемного труда в промышленных предприятиях Украины (табачная, винокуренная и кожевенная промышленность), Эстонии (стекольная промышленность), Латвии (производство бумаги). В центральных районах страны капиталистические формы производства с наемным трудом развиваются не только в легкой, но и в металлообрабатывающей промышленности (Павлове, Ворсма). Наемный труд широко применялся в мелких крестьянских предприятиях: мукомольных, маслобойных, кожевенных, мыловаренных, свечных, железоделательных и др. Огромное значение приобретал наемный труд на водном и отчасти гужевом транспорте, в судостроении и на погрузочно-разгрузочных работах. Общая численность наемных рабочих в 60-е годы XVIII в. достигала примерно 220 тыс. человек, из которых более половины было занято на водном транспорте. К концу XVIII в. насчитывалось уже около 420 тыс. наемных рабочих.
Оброчные крестьяне вынуждены были искать заработок на стороне, обращаться к отхожим промыслам. Расширяется рынок рабочей силы. Часть крестьян отрывается от сельского хозяйства. Особенно это относилось к селам, издавна славившимся ткацким и металлообрабатывающим промыслами. На примере сел Иванова и Павлова, жители которых числились крестьянами, но к концу XVIII в. уже не занимались земледелием, отчетливо выступает процесс превращения села в крупный торгово-промышленный центр, становящийся впоследствии городом. В поисках заработков сюда стекалось население окрестных районов. Паспорта и отпускные документы стали выдаваться на все более длительный срок, пока, наконец, крестьяне-оброчники не превращались в постоянных жителей Москвы, Иванова и других промышленных центров. При этом крестьяне, продававшие свою рабочую силу предпринимателю, чаще всего оставались крепостными какого-либо помещика.
Распространение наемного труда, проникавшего даже в горную промышленность Урала, и развитие крестьянской и купеческой мануфактуры, основанной на наемном труде и работавшей на внутренний рынок, свидетельствовали о том, что во второй половине XVIII в. в промышленности России зарождалась система эксплуатации наемных рабочих капиталистами. Тем не менее рынок рабочей силы значительно отставал от роста промышленности, особенно уральской. Чтобы привлечь отходников из центральных районов, промышленник нередко выдавал им аванс, что задерживало оборот капитала. Многие мануфактуристы были вынуждены значительно сокращать объем производства в период летних сельскохозяйственных работ. Далеко не всем промышленникам удавалось полностью использовать производственную мощность своих заводов. Кроме того, владелец мануфактуры должен был делиться своей прибылью с помещиком, так как размер жалованья оброчного крестьянина как рабочего мануфактуры определялся не только прожиточным минимумом, но и суммой оброка, уплачиваемого помещику. Следовательно, и в области промышленности крепостничество являлось фактором, тормозившим развитие производства.
Значительного развития достигла промышленность Урала, по-прежнему занимавшая ведущее положение в металлургии. К 70-м годам XVIII в. на Урале действовало 84 медеплавильных, доменных и железоделательных завода. Они давали 90% выплавки меди и 65% производства чугуна всей России. Общая выплавка чугуна в стране составила 5 млн. пудов, а к 1800 г. достигла 10 млн. пудов.
Появились механические фабрики по производству паровых котлов и паровых машин. Ярко расцветал талант механиков Черепановых, демидовских крестьян, имевших отечественное и заграничное образование. Они создали первый русский паровоз. Велик вклад в развитие металлургии И.Ф.Макарова, который разработал печь для получения "мягкого железа". Невозможно переоценить вклад И.И. Ползунова- изобретателя первого в мире поршневого двигателя.
В этот период на Южном Урале горным делом и горнозаводским предпринимательством занимались представители купечества, тульских оружейников, местных рудознатцев и рудопромышленников, столичных аристократов и местных дворян.
На добыче руд использовался в основном наемный труд местного населения, а со второй половины XVIII века -- иногда и приписных русских крестьян. Башкиры искали и находили многие месторождения руд, знали их свойства, а также способы извлечения и применения полезных ископаемых для нужд того времени. На вывозке руд на заводы использовался гужевой транспорт, металл плавили в печах и домнах, используя древесный уголь и известняк в качестве флюса. Интенсивное развитие горнорудной промышленности потребовало подготовки сотен специалистов, достаточно осведомленных в различных областях горного дела, геологии, минералогии, химии, металлургии.
В Башкирском Зауралье первый медеплавильный завод на привозной руде из Каргалинского месторождения возник в 1750 году в поселении Зилаир под названием Преображенский (работал до 1880 года с максимальным годовым производством меди 16667 пудов). Основатель -- сибирский купец И.Б.Твердышев. Начата разработка месторождений окисленных золотосодержащих руд на территории Башкортостана (сначала Таналыкское и Уваряжское, затем Северный Юлук и Юлалы) в связи с поставкой руды на Преображенский медеплавильный завод. В 1751 году тульский купец Масолов заканчивает строительство Кананикольского медеплавильного завода (работал до 1866 года с максимальным годовым производством меди 10800 пудов). Появляются Кагинский, Нижне- и Верхне-Авзянский чугунолитейные, Архангельский, Воскресенский и другие медеплавильные заводы, основанные на добыче и переработке медистых песчаников Башкирского Предуралья. Усиливается и горно-заводская колонизация -- захват земель и лесов башкир-вотчинников для растущих нужд этих предприятий. Промышленное освоение региона сопровождалось жестокой ломкой прежнего уклада жизни местного населения. В конечном итоге это привело башкирским восстаниям 1735--1740 и последующих годов. Во второй половине XVIII века было построено 52 завода (26 чугуноплавильных и железоделательных, 23 медеплавильных, 3 комбинированных). К концу XVIII века башкирские рудники и медеплавильные заводы уже давали 50% российской меди.
Во второй половине XVIII века началось активное формирование горно-заводской зоны Южного Урала. Закладываются горные заводы - будущие города: Нязепетровск, Касли (1747), Златоуст (1754), Катав-Ивановск (1758), Кыштым (1757), Сатка, Юрюзань, Усть-Катав (1758), Миасс (1773).
Во второй половине XVIII в. дальнейшее развитие получила промышленность. Елизавета Петровна и Екатерина II продолжали проводившуюся Петром I политику поощрения развития отечественной промышленности и российской торговли.
В середине XVIII в. в России появились первые хлопчатобумажные мануфактуры, принадлежащие купцам, а несколько позднее – и разбогатевшим крестьянам. К концу столетия их число достигло 200. Москва постепенно становилась крупным центром текстильной промышленности. Важное значение для развития отечественного промышленного производства имело издание в 1775 г. манифеста Екатерины II о свободном заведении промышленных предприятий представителями всех слоев тогдашнего общества. Манифест устранял многие ограничения в создании промышленных предприятий и разрешал «всем и каждому заводить всякого рода станы». Говоря современным языком, в России вводилась свобода предпринимательства. Кроме того, Екатерина II отменила сборы в ряде производств с мелких промыслов. Принятие манифеста было формой поощрения дворянства и приспособления его к новым условиям хозяйствования. В то же время эти меры отражали рост капиталистического уклада в стране.
К концу XVIII в. в стране действовало более 2 тыс. промышленных предприятий, некоторые из них были очень крупными, с числом рабочих более 1200 человек.
В тяжелой промышленности тогда на первом месте по основным показателям находился Уральский горно-металлургический район.
Ведущее положение по-прежнему занимала металлургическая промышленность. В основе ее развития лежали потребности как внутреннего, так и внешнего рынка. Русская металлургия в это время заняла передовые позиции в Европе и мире. Ее отличал высокий технический уровень, уральские домны были более производительными, чем западноевропейские. В результате успешного развития отечественной металлургии Россия являлась одним из крупнейших в мире экспортеров железа.
В 1770 г. в стране производилось уже 5,1 млн. пудов чугуна, а в Англии – около 2 млн. пудов. В последние годы XVIII в. выплавка чугуна в России достигла 10 млн. пудов.
Центром производства меди стал Южный Урал. В середине XVIII в. на Урале основываются и первые золотопромышленные предприятия.
Получили дальнейшее развитие и другие отрасли промышленности, в том числе стекольная, кожевенная, бумажная.
Промышленное развитие проходило в двух основных формах – мелкотоварное производство и крупное мануфактурное производство. Основной тенденцией в развитии мелкотоварного производства было его постепенное перерастание в предприятия типа кооперации и мануфактуры.
На принципах кооперации была организована работа на водном транспорте, который играл большую роль в экономической жизни страны. В конце XVIII в. только на реках европейской части России использовалось не менее 10 тыс. судов. Широко использовалась кооперация и на рыбных промыслах.
Таким образом, в развитии промышленности России в XVIII в. произошел настоящий скачок. По сравнению с концом XVII в. во всех отраслях промышленного производства многократно выросли численность крупных предприятий мануфактурного типа и объем их продукции, хотя в конце XVIII в. темпы развития российской металлургии по сравнению с английской снизились, поскольку в Англии начался промышленный переворот.
Наряду с количественными в российской промышленности произошли и важные социально-экономические изменения: увеличилась численность вольнонаемной рабочей силы и капиталистических мануфактур.
Из отраслей промышленности, использовавших вольнонаемный труд, следует назвать предприятия текстильной промышленности, где трудились крестьяне-отходники. Являясь крепостными крестьянами, они зарабатывали необходимую сумму (оброк) для уплаты своему помещику. В этом случае отношения вольного найма, в который вступали заводчик и крепостной крестьянин, представляли собой капиталистические производственные отношения.
С 1762 г. запрещалось покупать крепостных крестьян к заводам, прекратилась приписка их к предприятиям. Мануфактуры, основанные после этого года лицами не дворянского происхождения, применяли исключительно вольнонаемный труд.