Viii. учебный словарь дисциплины

Раздел содержит термины, понятия и категории, необходимые для освоения в рамках прог­раммы дисциплины (в том числе обя­за­тельный понятийный минимум), и систематизиро­ван в алфа­вит­ном порядке.

Ассортиментная группа –ряд промышленных изделий, вы­пол­няющих одну функцию (ряд изделий одного назначения).

Ассортимент одежды –ряд промышленных швейных из­де­лий, сформированный комплексно на основе выявленной и научно обос­нованной структуры потребностей и реализуемый как номен­кла­тура продукции, производимой швейными предприятиями; набор или перечень одежды по видам, наименованиям, назначению, сор­там и применяемому сырью.

Архитектоника формы –целостность и оптимальность фор­мы, ее художественная выразительность и композиционное единст­во отдельных частей внешней формы одежды.

Базисная сетка чертежа – совокупность пересекающихся вер­тикальных и горизонтальных линий, соответствующих поло­же­нию основных конструктивных поясов фигуры человека. К верти­каль­ным линиям базисной сетки относятся: шейно-плечевая, лопа­точ­ная линия, линии груди, талии, бедер, коленей, низа и др. К гори­зон­тальным – средняя задняя, основания шеи сбоку, проймы спинки, прой­мы переда, центра груди, средняя передняя и др.

Базовая конструктивная основа –рациональная конст­рук­ция основных деталей: спин­ки, полочки, рукава, которая создается раз в три-четыре года с учетом действующей размерной типологии на­селения и оптимальных припусков на свободное облегание, сог­ла­сованных с перспективным направлением моды.

Баланс брюк– положение вершины среднего шва задней по­ло­винки брюк относительно вершины среднего шва передней по­ло­винки брюк.

Баланс изделия– допустимая разница между размерными приз­наками и соответствующими им конструктивными пара­мет­ра­ми, превышение которой приводит к появлению дефектов посадки одеж­ды на фигуре.

Внешняя форма одежды – системная характеристика одеж­ды, включающая такие элементы, как: 1) ткань, фактура, цвет, де­кор, ли­нии, отделки, видимые швы; 2) степень свободы одежды, вы­­ра­жаю­щуюся в степени ее прилегания к фигуре на различных участ­ках; 3) структура как геометрическая внутренняя хара­к­те­рис­тика фор­мы; 4) пластическая форма фигуры человека.

Высота волосяного покрова–свойство меха, учитываемое при конструировании меховых изделий. Высоту волосяного покрова из­меряют от основания волоса до кончика в естественном не­рас­прав­ленном состоянии волоса. Она зависит от формы и степени изо­гнутости стержней волос.

Высота оката– один из основных параметров конструкции ру­кава, определяющих угол наклона рукава относительно изделия. Для втачных, цельнокроеных рукавов и рукавов реглан опре­де­ля­ется на основе вертикального диаметра незамкнутого контура прой­мы с поправочным коэффициентом, который для втачного рукава за­висит от размера изделия, а для рукавов сложного кроя – от ви­да покроя рукава.

Инженерные методы конструирования – методы ра­цио­наль­ного геометрического построения разверток поверхности одеж­ды (манекена), основанные на прямых измерениях оболочки развер­тываемой поверхности образца-эталона одежды. К ним от­но­сят метод секущих плоскостей, геодезических линий, конст­руи­ро­вания разверток деталей в чебышевской сети и др.

Комбинированный покрой рукава– покрой, полученный в результате различных сочетаний основных покроев рукава со сто­роны детали спинки и переда (втачной – реглан, втачной – цель­но­кроеный, реглан – цельнокроеный).

Конструкция одежды –строение, техническая структура одеж­ды, характеризующаяся силуэтом, покроем, продольным и попе­речным членением и взаиморасположением деталей, видом сое­динительных швов и материалов.

Конструктивная линия –линия, расчленяющая поверхность одеж­ды на отдельные части (детали) с целью создания объемной фор­мы конструктивным способом (посредством кроя). Основными конст­руктивными линиями являются: плечевые, боковые, проймы, горло­вины, швы рукавов и др.

Конструктивная точка –точка пересечения конст­рук­тив­ных линий чертежа швейного изделия или точка, находящаяся на кон­турных линиях деталей одежды, соответствующая положению антро­пометрической точки фигуры человека.

Контрольный манекен –объемно-пространственная мо­дель торса обнаженной фигуры типового телосложения, внешняя фор­ма и антропометрические размеры которой скорректированы с учетом формы и минимально-необходимых прибавок на сво­бод­ное облегание или деформацию тела, присущее одежде конкретного вида.

Коэффициент расширения конической юбки –опре­де­ляет степень расширения юбки внизу и зависит от вида конической юб­ки. Для юбки «клеш» – 1,4; «большойклеш» – 1,2; «малыйколокол» – 1,0; «средний колокол» – 0,9; «большой колокол» – 0,8; «по­лусолнце» – 0,64; «солнце» – 0,32.

Линия переднего переката рукава –вогнутая линия пе­ре­хо­да от внешнего переднего участка рукава к внутреннему участку, по­вторяющаяабрис руки человека. Степень вогнутости переднего пе­реката – (0,5–1,0) см.

Линия локтевого переката рукава – выпуклая линия пе­ре­хода от внешнего заднего участка рукава к внутреннему участку, по­вторяющая абрис руки человека. Степень выпуклости локтевого пе­реката – (0,7–1,5) см.

Линия полузаноса –средняя передняя линия для изделий с за­стежкой спереди. Эта линия представляет собой след на вер­ти­каль­ную плоскость проекции линии, проходящей в готовом изделии по линии симметрии торса фигуры спереди.

Манекен –гипсовый торс фигуры типового телосложения, точ­но передающий форму и рельеф поверхности тела человека. Ма­некен – это основное средство для контроля статического со­от­ветствия (качества посадки) одежды и задания ее объемно-про­ст­­ранственной формы.

Массовое производство одежды –характеризуется ог­ра­ни­ченным разнообразием ассортимента при большом объеме вы­пус­ка изделий, непрерывно изготавливаемых в течение про­дол­жи­тельного промежутка времени.

Минимальная ширина проймы –параметр проймы, ис­поль­зуемый при выполнении предварительного расчета конст­рук­ции. Значения минимальной ширины проймы сведены в опре­де­лен­ные таблицы. Для определения конкретной ширины участ­ка прой­мы в проектируемом изделии необходимо скор­рек­ти­ровать ми­ни­мальную ширину проймы с учетом степени при­ле­га­ния изделия и полнотной группы фигуры.

Норма посадки рукава – количество посадки оката рукава, при­ходящееся на 1 см длины проймы. Норма посадки зависит от струк­туры и свойств материала и колеблется от 0,03 до 0,125 см.

Одежда плечевая –одежда для верхней части тела, опираю­ща­яся на верхний плечевой пояс. Она покрывает туловище, руки и шею (частично или полностью).

Одежда поясная –одежда для нижней части тела, опи­раю­ща­яся на тазобедренный пояс. Она покрывает нижнюю часть ту­ло­вища и ноги (частично или полностью).

Опорная поверхность тела –это участки фигуры человека, где одежда прилегает плотно к телу. Соответствующие ей участки де­талей одежды называют опорными, или участками статического кон­такта.

Осанка фигуры – индивидуальные особенности кон­фи­гу­ра­ции тела человека при естественном (спокойном) вертикальном по­­ложении, требующем минимальной затраты мышечной энергии для поддержания тела в равновесии.

Пакет одежды внешний – слои материала одежды, ко­то­рые проектируются.

Пакет одежды внутренний – слои материала одежды, ко­то­рые находятся под проектируемым слоем на определенном участке.

Покрой одежды – общая характеристика конструктивного по­строения одежды (вид, при­даваемый одежде тем или иным спо­со­бом раскроя и изготовления). К основным признакам покроя от­но­сятся: форма соединения рукава с проймой (покрой рукава), чле­не­ние основных деталей продольными и поперечными швами.

Покрой рукава – характеристика, определяющая форму сое­ди­нения рукава с проймой изделия. Основными покроями рукава, су­щественно отличающимися друг от друга по силуэтной форме и ха­рактеру соединения рукава с основными деталями (спинкой и по­лочкой), являются: втачной, реглан, цельнокроеный.

Предварительный расчет конструкции – определение раз­меров основных конструктивных участков до построения чер­те­жа конструкции изделия. Исходными данными для выполнения пред­варительного расчета являются: размерные характеристики фи­гуры; композиционные припуски, выбранные в соответствии с ас­сортиментной группой, силуэтом, степенью прилегания и мате­риа­лом, из которого проектируется изделие.

Прибавка композиционная – это конструктивная прибавка, ха­рактеризующая силуэт изделия, определяющая ширину изделия по линии груди, талии, бедер и ширину рукава. Эти при­бавки зависят от общей формы изделия и диктуются тенденциями моды.

Прибавка конструктивная– суммарная прибавка, сос­тоя­щая из прибавки на свободное облегание и прибавки на пакет. Эта при­бавка устанавливается для каждого конструктивного участка.

Прибавка на свободное облегание – разница между внут­рен­ними размерами одежды и размерами тела человека, часть кон­ст­руктивной прибавки, обеспечивающая воздушные зазоры ме­жду телом и одеждой. Прибавка на свободное облегание яв­ля­ет­ся суммарной прибавкой и включает в себя две прибавки, имею­щие различное назначение: прибавку минимально-необхо­ди­мую и при­бавку декоративно-конструктивную.

Прибавка на толщину материала пакета – часть конст­рук­­тивной прибавки, учитывающая толщину всех слоев материала оде­ж­ды: внутренний пакет и внешний пакет. Внутренний пакет – это все слои одежды, находящиеся под проектируемым слоем. Внеш­­ний пакет – это пакет проектируемого изделия. Величина при­­бавки на пакет не зависит от размеров тела. Ее определяет сум­­марная толщина слоев одежды, надетой на человека, и кри­визна поверхности тела. В числовом выражении – это разница в дли­нах наружной и внутренней поверхности одежды на рас­смат­ри­ваемом уровне (Птп = 3,14tпм).

Прибавка техническая (минимально-необходимая) –часть конструктивной прибавки, обеспечивающая необходимую тол­щи­ну воздушной прослойки между телом и одеждой (ми­кро­кли­мат вокруг тела человека), свободу движения и дыхания.

Приближенные методы конструирования –методы, ба­зи­рующиеся на дискретных измерениях фигур типового те­ло­сло­же­ния, прибавках, данных о типовом членении деталей и способе их формообразования. Такие методы позволяют лишь приближенно на­ходить положение важнейших конструктивных точек деталей одежды.

Полуреглан–разновидность рукава покроя реглан, который ха­рактеризуется замкнутой линией проймы, вершина которой рас­по­лагается на 1/2 или 1/3 ширины плечевого шва.

Проективный дискриминант –коэффициент, ха­рак­те­ри­зую­щий степень кривизны конструктивной линии. Проективный дис­кри­минант определяется отношением отрезка, отсекаемого кривой на медиане треугольника, образованного касательными к кривой в начальной и конечной точках и хордой к длине медианы.

Радиусография –графический метод построения конст­рук­тив­ных срезов одежды как части окружности определенного ра­диуса кривизны.

Размерный признак –отдельное измерение какого-либо участ­­ка фигуры человека.

Реглан –вид покроя рукава, который характеризуется не­замк­ну­тым контуром линии проймы и передней и задней половинками ру­кава цельнокроеного с верхними частями спинки и полочки.

Реглан нулевой–разновидность рукава покроя реглан, ко­то­рый характеризуется незамкнутой линией проймы, вершина ко­то­рой совпадает с вершиной горловины спинки и полочки.

Реглан-погон –разновидность рукава покроя реглан, который ха­рактеризуется незамкнутой линией проймы, проходящей в верх­ней части параллельно линии плечевого шва, в нижней – пов­то­ряю­щей форму линии втачного рукава.

Серийное производство одежды – характеризуется не­боль­шим разнообразием ассортимента при различных объемах выпуска из­делий, изготавливаемых периодически повторяющимися пар­тия­ми в течение определенного промежутка времени. Различают круп­­носерийное, среднесерийное и мелкосерийное производство.

Сетевой угол j –угол, образованный между нитями ос­но­вы и утка текстильного материала или петельными рядами и стол­­би­­ка­ми в трикотаже.

Сетевой угол критический jкр –угол между нитями ос­но­вы и утка (петельными рядами и столбиками), предшествующий мо­­менту появления складки в полотне.

Силуэтные линии – линии, определяющие восприятие фор­мы изделия в фас и профиль, характеризующие пропорции, объем­ную форму одежды и ее внешние очертания.

Средства конструктивного формообразования – это средства, с помощью которых достигается объемно-пространст­вен­ная форма в конкретном материале. К таким средствам от­но­сятся: швы, вытачки, влажно-тепловая обработка (сутюживание, от­тягивание), формовочные свойства материалов и их различные ком­бинации.

Стан– конструкция спинки и полочки без боковых швов. На­ряду с рукавом и воротником является основной деталью ме­хо­вого изделия.

Стандарт конструкторский – нормативный документ, уста­нав­ливающий размерные признаки фигур типового телосложения, ко­торые целесообразно использовать в современных условиях ор­га­низации производства одежды и торговли. По сравнению с антро­по­метрическим стандартом данный стандарт включает меньшее ко­личество типовых фигур. Кроме того, в конструкторском стан­дарте типовые фигуры образуют равномерные ряды как по ве­ду­щим, так и по подчиненным размерным признакам.

Тектоника формы – взаимосвязь формы одежды и ее конст­рук­ции, выраженная в конкретном материале. Форма и конструкция одеж­ды в значительной степени зависят от драпируемости, жест­кос­ти, формовочной способности и других свойств материалов. Ма­териал диктует выбор способа конструктивного формо­обра­зо­ва­ния, а проектируемая форма в

свою очередь обязывает к выбору опре­деленного материала, который способен воспроизвести данную форму.

Типовая фигура – это тип фигуры, который можно охарак­те­ризовать ведущими размерными признаками, принятыми для дан­ной размерной типологии.

Типовое членение одежды – форма членения поверхности одеж­ды на части, включающая несколько основных деталей: спин­ку, перед, рукав, воротник.

Толщина кожевой ткани – свойство меха, определяющее фор­­му, массу и износостойкость мехового изделия. Толщина коже­вой ткани различных видов меха колеблется от 0,1 до 0,3 см. При конст­­руировании меховых изделий припуск на толщину кожевой тка­­ни не выделяют, а рассматривают его как составную часть при­­пуска на свободное облегание.

Форма– морфологическая и объемно-пространственная струк­турная организация одежды, возникающая в результате содер­жа­тельного преобразования материала.

Формообразование– категория дизайна и технического твор­чества, обозначающая процесс созидания формы в соот­вет­ствии с общими ценностными установками, процесс прост­ранст­вен­ной организации элементов изделия, которые связывают че­ло­века с вещью (одеждой).

Функциональность – способность изделия, комплекса из­де­лий выполнять определенную работу, соответствие изделия его наз­начению, т. е. способность выполнять ту или иную функцию в про­цессе жизнедеятельности человека.

Цельнокроеный покрой рукава – покрой, для которого ха­рак­терно объединение передней и задней части рукава со спинкой и передом. Особенностью изделий данного покроя является на­ли­чие особой детали – ластовицы, предназначенной для расширения прой­мы изделия. Разновидностью цельнокроеного рукава является «ки­моно», где ластовица отсутствует.

Ширина локтевого переката рукава – конструктивный па­ра­метр, определяющий положение локтевых срезов верхней и ниж­ней половинок втачного рукава относительно линии локтевого пе­ре­ката. Значение этого параметра непостоянно на протяжении ли­нии локтевого переката: в верхней части – (2,0–6,0) см, на линии лок­тя – (0,7–1,7) см, внизу –
(0–2,0) см.

Ширина переднего переката рукава – конструктивный па­ра­метр, определяющий положение передних срезов верхней и ниж­ней половинок втачного рукава относительно линии переднего пе­ре­ката. Значение этого параметра постоянно на всем протяжении линии переднего переката и колеблется в пределах 2,0–3,0 см. В женс­кой одежде он может быть увеличен до 4,0 см.

Элементы графических построений – основными эле­мен­та­ми графических построений при конструировании одежды яв­ляются: нанесение базисной сетки горизонтальных и вертикальных конст­руктивных линий, определение габаритных разверток деталей и изделия в целом; определение положения конструктивных точек засеч­ками дуг; построение лекальных кривых; радиусография; пост­роение кривых второго порядка с помощью проективных дис­кри­ми­нантов.

IX. СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Наши рекомендации