Характеристика отраслей промышленности
ЭГХ Узбекистана
ТЭК (21%): : в данном комплексе наиболее развитой является газовая промышленность, по запасам, которого страна занимает 4-е место в СНГ, а по добыче (55,7 млрд.м3, 2,0% от мировой) – 3-ое. Поставляет газ в Киргизию и Казахстан. Добыча ведётся на месторождениях Мубарек, Газли, Джеркак. В Мубареке построен ГПЗ мощностью 10 млрд. м3 в год.
Нефтяная промышленность имеет меньшее значение. Добыча – 5,5 млн.т , 5 место в СНГ, 2,2% от объема добычи Содружества и 0,1% от мирового. Действует 2 НПЗ – в Фергане и Алтыарыке, на нефти Ферганской долины. Должно завершиться строительство Бухарского НПЗ.
Угольная промышленность развита слабо, разрабатывается Ангренский буроугольный бассейн. На бурых углях работают главные электростанции, находящиеся в Ташкентской области, но крупнейшие – Ташкентская и Сырдарьинская ГРЭС – газовые, используется электроэнергия рек, на р.Чирчик построен довольно крупный каскад – крупнейший узел – Чирчикская ГЭС.
Чёрная металлургия (0,5%): представлена единственным в регионе передельным заводом в Бекабаде, который использует металлический лом и привозной чугун, ежегодно выпускается около 0,3 млн.тонн проката
Цветная металлургия (12%): основана на собственной разнообразной и богатой МСБ: Алмалык – добыча и переработка меди, молибдена, переработка концентратов свинца и цинка из Таджикистана; Зеравшан – добыча и переработка вольфрама и молибдена. Узб. - крупный мировой производитель золота (90 т. в год, 7 место в мире и 2 – в СНГ) – это город Мурунтаус. Добывается серебро в Ферганской долине. На Новоийском ГХК перерабатываются урановые руды.
Химическая промышленность (1%): получила развитие в послевоенное время.
Широкое применение газа способствует производству удобрений(0,9 тыс.т.) и химических волокон (0,5 тыс.т.). Производятся азотные удобрения (Чирчик, Навои, Фергана), фосфорные (на привозном сырье из Казахстана) – Фергана, Коканд, Самарканд. В Фергане была создана цепочка по переработке углеводородного сырья (вплоть до выпуска полиэтилена и химволокна), но произошло обвальное падение объёмов производства химических волокон и пластмасс. Считается, что в дальнейшем цепочка будет продолжена вплоть до производства шин, при этом будет использоваться собственное сырьё. Есть на территории получило создание средств защиты растений, выпускаются СМС, лекарства.
Машиностроение (11%): специализируется на выпуске машин для хлопководства (тракторов, сеялок, хлопкоуборочных машин и др.), хлопкоочистительного оборудования, выпуске машин для текстильной промышленности и ирегации - Ташкент, Коканд, Андижан. Создана авиационная, электротехническая, приборостроительная, инструментальная промышленность. В 1996 г. на базе предприятия тракторных прицепов в Асаке образован СП с корпорацией «Дэу» автомобильный завод, проектная мощность которого – 200 000 машин в год. Предполагается, производить все комплектующие на заводах страны или в соседних – Казахстане и Киргизии. В Самарканде выпускают грузовые авто и автобусы. В Ташкенте собирают грузовики «АВИА» и «Татра». В Хорезме планируется начать выпуск тягачей «Мерседес».
Легкая пр-ть (20%): действует более 100 хлопкоочистных заводов, приходится 63% производимого в СНГ хлопковолокна, 9/10 которого отправляется за пределы республики. Хлопковое семена перерабатываются на заводах страны, Узб. производит около 1/7 масла СНГ. По выпуску х/б и шёлковых тканей - 3 место в СНГ. Центры х/б промышленности – Фергана, Хива, шёлковой – Маргилан, Наманган, ковроткачества – Самарканд, Ташкент.
Пищевая пр-ть (13%): специализируется на выпуске плодоовощеконсервной продукции, хлопкового масла, сухофруктов, виноградных вин.
8. Сельское хозяйство:играет очень важную роль в жизни страны. Узб. занимает 2 место в мире по экспорту хлопковолокна, 10-ое по производству шёлка-сырца, является признанным лидером по производству каракуля.
В стране резко отрицательный водный баланс, в пустынных районах преобладают незакрепленные пески, многие земли не могут быть использованы в с/х. Доля сельскохозяйственных земель – 57%, пастбища – 81%. В начале 90-ых годов изменилась структура посевных площадей, т. к. перед страной стоит задача достижения продовольственной независимости, поэтому под зерновые отдаётся 40% площади всех посевов, за счёт сокращения площадей, занятых хлопчатником. К середине 90-ых гг. производство зерна возросло до 2,5 млн. т., что в 2 раза больше, чем в советское время.
Главная культура – хлопчатник, дающий 70% валовой сельскохозяйственной продукции, выращиваемый на поливных землях. Среднегодовое производство хлопковолокна – около 4 млн. т, примерно 25% идёт на экспорт.
Из других технических культур следует выделить табак, кенаф, сахарную свеклу. Действует 6 сахарных заводов. Страна полностью обеспечивает себя овощами, картофелем, бахчевыми, древние традиции имеет виноградарство, плодоводство.
73% общего объема сельскохозяйственной продукции производится в частном секторе. Но земля – только в госсобственности.
Животноводство специализируется на разведении овец. В овцеводстве главной отраслью является каракулеводство, использующее пустынные и полупустынные пастбища. Узб. даёт 30% каракуля СНГ, на него приходится 50% стада Содружества (5 млн. голов). В предгорных районах и межгорных котловинах разводят полутонкорунных и мясо-сальных овец. В оазисах развивается мясо-молочное скотоводство.
Старейшей и относительно эффективной отраслью животноводства является шелководство (50% сбора коконов шелкопряда в СНГ).
Развивается также верблюдоводство, коневодство, увеличивается роль промышленного птицеводства.
9. Транспорт:с советских времён развитая транспортная система. В грузообороте (86,3%) и пассажирообороте (91,1%) наибольшую роль играет автомобильный транспорт. В осуществлении внешних связей ведущая роль тоже принадлежит автомобильному транспорту. Узб. – лидер в регионе по плотности автодорог. Главные дороги – Большой Узбекский тракт (Ташкент-Самарканд-Термез), Зеравшанский тракт (Самарканд-Чарджоу), Ферганское кольцо (связывает города долины). Длина а/д с твердым покрытием – 74,4 тыс.км.
Длина ж/д 6,3 тыс.км. Важнейшие дороги дают выход в Россию (на Урал, в Сибирь – Турксиб), в Казахстан, в Туркмению. Все крупные города связаны между собой железными дорогами.
Для достижения труднодоступных районов используется авиационный транспорт. Действует 267 аэропортов.
Довольно хорошее развитие имеет трубопроводный транспорт. Длина магистральных трубопроводов – 13,4 тыс. км.
10. Внешние экономические связи:важнейшая форма – внешняя торговля. ВТО составляет около $7 млрд. (2/3 – стоимость экспорта).
Экспорт – наибольший удельный вес у хлопкового волокна (40%) и энергоносителей (8%), высокотехнологичная продукция составляет всего 7%. Вывозится также – золото, металлы, текстиль, продукция пищевой промышленности, минеральные удобрения, автомобили. Импорт – оборудование для новейших отраслей промышленности – 47%, продовольствие – 16%, продукция химической промышленности – 12%. Объёмы связей со странами СНГ уменьшаются и составляет 27% ВТО. В рамках СНГ главные торговые партнеры – Таджикистан, Россия, Киргизия; в дальнем зарубежье – США, Китай, ФРГ.
Основные иностранные инвесторы – ФРГ, Южная Корея, США, Япония.
ЭГХ Киргизии
Машиностроение: обеспечивает нужды сельского хозяйства, лёгкой промышленности, пищевой, электроэнергетики. Здесь налажено производство станков, ЭВМ, развивается приборостроение, электротехническая отрасль, создана автомобильная промышленность (в частности, сборка грузовых автомобилей).
Крупнейшие центры машиностроения: Бишкек, Иссык-Куль, Каракал, Талас.
Отрасль начала развиваться лишь во время Великой Отечественной войны, после эвакуации в Бишкек (Фрунзе) заводов из Москвы. На сегодняшний день самыми крупными предприятиями в этой отрасли являются ПО «Станкостроительный завод» в городе Каракол и ПО «Ала-Тоо» в Бишкеке, на которых производятся электротехника и радиоэлектроника.
Лёгкая промышленность: занимает 2-ое место по численности промышленно-производственного персонала, 1-ое место по стоимости производства среди других отраслей промышленности (40,2%). В бывшем СССР республика давала 90% шерстяных тканей, 1/4 коженой обуви, ½ выделанных кож Средней Азии.
Огромное значение имеет шерстяная промышленность, выделка овечьих шкур, пошив шуб, обуви, валяльно-войлочное производство. Крупнейший центр шерстяной промышленности - Бишкек, первичная обработка шкур и валяльно-войлочное производство представлено в Токмаке.
Производство хлопчатобумажных тканей развито в Оше, трикотажная промышленность в Чуйской области, обувные фабрики находятся в Оше и Таласе.
Южная Киргизия особо выделяется производством х/б тканей и шёлка, здесь есть и хлопкоочистка, и х/б объединения и маслоэкстракционный завод.
Пищевая промышленность: преобладают отрасли, перерабатывающие собственное сырьё: мукомольная, мясная, молочная, сахарная, табачно-ферметативная, маслобойная.
Большое значение имеют отрасли, ориентирующиеся на потребителя: кондитерская, ликёроводочная, хлебопекарная.
Сельское хозяйство
В стране не большая доля пригодных к пахоте земель и высокая доля естественных пастбищ из-за высокогорного рельефа. Доля с/х угодий - 50%, доля пашни – 14,0%, это один из самых низких показателей в СНГ, пастбищ – 82,1%.
Киргизия занимает 4 место в СНГ по поголовью овец и производству шерсти (РФ, Каз., Узб.). Настриг шерсти – 20 тыс. т/год. Преобладают овцы тонкорунные и полутонкорунные. Разводят скот мясного и мясомолочного направления, в высокогорьях разводят яков. Хорошо развито коневодство. Свиноводство и птицеводство развито лишь в пригородных зонах севера страны.
Шелководством занимаются в южных районах. Вся продукция животноводства, за исключением шерсти, потребляется внутри страны. В структуре производства валовой с/х продукции по стоимости доля растениеводства – 55%.
42% посевных площадей занимают зерновые культуры, 50% - кормовые, 5% технические культуры (хлопчатник, сахарная свекла, эфиромасличные культуры), 3% - бахчевые, овощи, картофель. Хлопчатник возделывается в Ферганской долине, но уже вытесняется оттуда табаком. Развито садоводство и виноградарство. Самыми доходными отраслями являются семеноводство (люцерна и сахарная свекла) и возделывание плантаций опиумного мака.
Транспорт
Развиты все виды транспорта кроме морского. 90% грузооборота - автомобильный. Длина а/д – 36,7 тыс. км (с твердым покрытием – 27,9 тыс.км). Крупнейшая шоссейная дорога - Бишкек-Ош. Железная дорога Тараз (Джамбул)-Бишкек-Балыкчи (Рыбачье) связывает Киргизию с Сибирью, европейской частью России, Средней Азией. На ж/д транспорт приходится – 5,8% грузооборота. Длина ж/д – 400 км.
По трубопроводам (4,0% грузооборота) доставляется газ из Узбекистана. Осуществляется судоходство по озеру Иссык-Куль. Длина внутренних водных путей – 200 км.
Для достижения отдалённых горных районов используется авиация. Бишкек, Ош и Каракол связаны авиалиниями со столицами и крупными городами СНГ. Насчитывается 50 аэропортов.