Анализ конкурентоспособности иены
Цена, как и другие условия продажи, является одним из факторов конкурентоспособности товара. Под конкурентоспособностью цены можно понимать то, как она способствует продаже товара на фоне цен других предприятий.
Вначале рассмотрим случай, когда предприятия-конкуренты продают одинаковую продукцию. Это могут быть оптовые и розничные торговые фирмы, например, торгующие продуктами питания, аптеки. Поскольку в этом случае качество товаров примерно одинаковое, цена может оказывать большее влияние на конкурентоспособность предприятия. Данные для сравнения цен аналогичных товары у нескольких конкурентов на розничном рынке приведены в табл. 16.1.
Таблица 16.1 Сравнительный анализ цен на рынке города
Средняя розничная цена одного товара на рынке рассчитывалась как отношение суммы цен всех конкурентов к общему их числу. Средняя розничная цена товара 1:
Составление сводной таблицы цен необходимо для расчета величины процентного отклонения цен (табл. 16.2).
Таблица 16.2 Величина отклонения цен «Предприятия» от конкурентов (%)
Этот показатель отражает, насколько цены конкурентов в среднем по основным наименованиям товаров отличаются от цен анализируемого предприятия, и рассчитывается по формуле:
В табл. 16.2 отрицательная величина отклонения показывает, что цена «Предприятия» ниже, чем у конкурента. Положительная величина отклонения означает, что цены этого предприятия выше цен конкурентов.
Таким образом, были выявлены ценовые конкуренты «Предприятия» по основным видам товаров По товару 1 основным конкурентом является конкурент В, так как цена «Предприятия» в наибольшей степени превышает его цену. В таблице цены основных конкурентов выделены жирным шрифтом
Выявление основных конкурентов позволяет определить положение фирмы на рассматриваемом товарном рынке города (табл. 16.3).
Таблица 16 3 Положение «Предприятия» на рынке города
В результате анализа цен конкурентов было выявлено, что у «Предприятия» из 66 наименований товара всего лишь 9 дешевых позиций, но это больше, чем у конкурентов А и Г, которые значительно уступают по количеству дешевых позиций и величине процента отклонения и не являются основными конкурентами для предприятия. Из табл. 6.3 видно, что основным конкурентом для «Предприятия» является конкурент В и по количеству дешевых позиций, и по их удельному весу. Поэтому, выделив своего главного конкурента, предприятие в дальнейшем проводит анализ и корректировку своих цен, ориентируясь прежде всего на розничные цены этого конкурента. Таким образом, чтобы обойти основного конкурента по ценам и при этом работать не в убыток, а получать прибыль, необходимо рассчитать предложение по закупке. Расчет требуемых закупочных цен представлен в табл. 16.4.
Таблица 16 4 Расчет закупочных цен (пример)
Средний процент отклонения был рассчитан как отношение суммы процентов отклонений к количеству ассортиментных позиций, по которым проводился анализ.
Полученная положительная величина среднего процента отклонения показывает, что цены «Предприятия» выше, чем цены основного конкурента, даже с учетом скидки. Для того, чтобы иметь возможность снизить свои розничные цены и обойти своего главного конкурента, «Предприятие» должно закупать свои товары у поставщиков по более низким закупочным ценам, представленным в последней колонке табл. 16.4.
В том случае, когда на рынке присутствуют товары одного вида, но разного уровня качества, конкурентоспособность цены и, соответственно, товара можно оценить с помощью метода паритетов цены и качества [36]. Паритет (соотношение) качества товара фирмы и конкурирующего с ним на определенном рынке аналога определяется так-
Ценовой паритет определяется аналогично:
Разница этих паритетов определяет запас цены для товара фирмы.
(16.2)
где — качество товара анализируемого предприятия;
— качество аналогичного товара фирмы-конкурента;
— цена товара данного предприятия;
— цена конкурирующего аналога.
В качестве показателя качества может выступать какая-либо конкретная характеристика, измеряемая натуральными показателями, если она является определяющей для данного товара. Но поскольку обычно товар характеризуется несколькими свойствами, то в расчете используется обобщенный коэффициент качества. (См раздел «Анализ конкурентоспособности товара».)
В табл. 16 5 приведены данные для анализа цен нескольких видов продукции предприятия.
Для простоты в данном примере качество продукции анализируемого предприятия принято за 1 (графа 2). Коэффициенты качества продукции конкурента определены экспертным путем по трем характеристикам. В примере они рассматриваются как равноценные. Можно включить в модель весомость отдельных характеристик в виде коэффициентов весомости Запас цены по каждому товару (графа 6) рассчитывался по формуле (16.2).
Таблица 16 5 Определение запаса цены товаров
Запас цены по товару 2 означает, что цену на данный товар можно поднять на 2,66 руб. Отрицательный запас цены по товару 3 означает, что цену на него желательно опустить на 26,6 руб. По первому товару запас цены нулевой, т. е. цену менять нет необходимости. Оперируя количественными величинами запаса цены товара, можно определить оптимальную цену, при которой будет достигнут паритет конкурентоспособности.
Возможен и другой вариант расчета запаса цены (формула (16.3)):
(16.3)
Здесь рассматриваются не паритеты цен и качества, а соотношения «качество—цена» продукции фирм-конкурентов.
17. АНАЛИЗ СБЫТА И СБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ
Задачи анализа сбыта
Сбыт — деятельность предприятия по доведению товаров от производителя к потребителям. Эта деятельность включает две взаимосвязанные сферы — продажу товаров (передачу собственности на товар) и физическое перемещение товаров от мест производства к местам продажи и потребления (перевозку, хранение на складах и т. д.). Условия продажи и обслуживания являются частью предлагаемого покупателям комплекса маркетинга, и оказывают такое же влияние на их выбор, как и качества товара. Система сбыта, применяемая предприятием, — один из факторов конкурентоспособности товара. Поэтому предприятие должно выработать правильную сбытовую политику.
Сбытовая политика — общий подход предприятия к сбыту товаров, система решений по организации продажи и физического перемещения товаров. Стратегической целью сбытовой политики должно быть достижение максимально возможного уровня обслуживания покупателей при оптимальных затратах для предприятия. То есть идею маркетинга (удовлетворение потребностей покупателей с выгодой для предприятия) необходимо применять не только при разработке товара, но и при организации его сбыта. Это значит, что необходимо обеспечивать обслуживание, требуемое покупателями и при этом возможное и выгодное для продавца. На основе этой общей цели могут ставиться конкретные количественные и качественные цели сбыта по отдельным товарам. Например: престижный образ товара, ограниченный сбыт, полный контроль над сбытом или, наоборот, максимальная доступность товара.
Сбытовая политика предприятия способна повлиять на продажу товара и его прибыльность, на его статус и репутацию. Поэтому необходимо анализировать ее состояние на предприятии. Задачи такого анализа:
—оценить, насколько сбытовая политика соответствует вышеназванной стратегической цели и принципам маркетинга;
—выяснить, насколько применяемая система сбыта соответствует характеру товара, особенностям целевого рынка, образу фирмы и т. д.;
—установить, насколько она экономически эффективна,
—выявить недостатки и возможные пути улучшения сбытовой политики и практически применяемой системы сбыта.