Тема 14: возрастные особенности биохимической адаптации к физическим нагрузкам людей различного возраста.
ЦЕЛЬ:Рассмотреть особенности обмена веществ у людей разного возраста. Установить связь между биохимическими особенностями обмена веществ и работоспособностью. Дать биохимическое обоснование методики проведения занятий физической культурой и спортом у людей различного возраста.
ВОПРОСЫ:
1.Биохимическая характеристика растущего организма.
2. Особенности биоэнергетики растущего организма.
3. Биохимическое обоснование методики проведения занятий физической культурой и спортом с детьми и подростками.
4. Биохимическая характеристика стареющего организма.
5. Особенности биоэнергетических процессов у людей пожилого возраста.
6. Обоснование методики занятий физической культурой с пожилыми людьми.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ТЕМЫ:
Гомеостаз – постоянство состава внутренней среды человека, относительная стабильность биохимических показателей метаболизма.
Пластический обмен- биохимические процессы, направленные на рост, обновление клеток, тканей, органов.
Работоспособность – потенциальная способность человека выполнять работу определенного характера и вида в заданных режимах внешних условий.
ЗАДАНИЯ:
1. Дайте биохимическую характеристику растущего и стареющего организма. В чем проявляются особенности обмена белков, жиров, углеводов. Заполните соответствующую таблицу.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Показатели | Растущий организм | Стареющий организм |
Обмен белков | ||
Обмен жиров | ||
Обмен углеводов |
2. Поясните, в чем проявляются особенности биоэнергетики растущего и стареющего организма. Заполните таблицу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Показатели | Растущий организм | Стареющий организм |
Аэробные возможности | ||
Анаэробные возможности | ||
Скорость восстановительных процессов |
3. Дайте биохимическое обоснование методики проведения занятий физической культурой и спортом с детьми и подростками.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Поясните, какие нагрузки с биохимической точки зрения целесообразно применять в пожилом возрасте.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какие особенности обмена белков характерны для лиц пожилого возраста:
а) усиление пластического обмена; в) угнетение синтеза мочевины;
б) усиление синтеза миоглобина; г) снижение пластического обмена.
2. После каких нагрузок процессы восстановления у детей протекают быстрее, чем у взрослых:
а) предельных нагрузок; в) нагрузок силового характера;
б) длительных нагрузок аэробной
направленности; г) упражнений на скоростную
выносливость.
3. Какова цель применения физических упражнений у лиц пожилого возраста:
а ) для усиления синтеза специфических в) для оптимизации работоспо-
липидов; собности;
б) для интенсификации белкового г) для угнетения синтеза мочевины.
синтеза;
4. В каком возрасте наблюдается наибольшее потребление кислорода на кг массы тела:
а) 10-летнего ребенка; в) 16-летнего юноши;
б) взрослого человека; г) 55-летнего человека.
Проверил:
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков Н. И. Биохимия мышечной деятельности. / Н. И. Волков, Э. Н. Нессен, А. А. Осипенко, С. Н. Корсун. Киев.: Олимпийская литература, 2000. 503 с.
2. Дубровский В. И. Спортивная медицина / В. И. Дубровский. М.: Владос., 2005. 528 с.
3. Кушманова О. Д. Руководство к лабораторным занятиям по биохимии. / О. Д. Кушманова. М.: Медицина, 1983. 272 с.
4. Николаев А. Я. Биологическая химия. / А. Я. Николаев. М.: Медицинское информационное агентство, 2001. 496 с.
5. Меньшиков В. В. Биохимия / В. В. Меньшиков Н. И. Волков, 1986
6. Михайлов С. С. Спортивная биохимия / С. С. Михайлов. М.: Советский спорт, 2004. 220 с.
7. Проскурина И. К. Биохимия / И. К. Проскурина. М.: Владос., 2004. 236 с.
8. Чуксеева Т. П. Основы статической и динамической биохимии: учебное пособие / Т. П. Чуксеева, В. А. Лиходеева, Н. В. Серединцева. Волгоград, 1999. 116 с.
9. Чуксеева Т. П. Биохимия физических упражнений: учебное пособие / Т. П. Чуксеева, В. А. Лиходеева, Н. В. Серединцева. Волгоград, 1999. 153 с.
10. Яковлев Н. Н. Биохимия спорта / Н. Н. Яковлев. – М.: Физкультураи спорт, 1974. 288 с.
Н.В. Серединцева, В.А. Лиходеева, С.С. Мирошникова.
БИОХИМИЯ
Рабочая тетрадь
Ответственный за выпуск: В.Н. Сергеев
.
Подписано в печать .
Усл. печ. листов – 4,0
Тираж экз. Заказ №_______
Издательство
ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»
400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 78.