Вопрос о земле и выкупная операция в реформе 1861 г. в России.
Поражение России в Крымской войне, вскрыло проблемы, которые все упирались в крепостное право. Стало ясно, что без освобождения крестьян у России просто нет будущего. После смерти Николая I, его сын Александр II приступает к реформам. В 1858 году учрежден Главный комитет по Крестьянскому делу. Поскольку в русском обществе интересы сильно рознились – тут собрались люди разных взглядов и интересов. анифест, подписанный царем 19 февраля 1861 г. и положения к нему – отменил крепостное право и дал крестьянам личные права. Манифест был зачитан в церковных приходах, а положения для каждого района и разъяснялись специальными чиновниками. Помещичьи крестьяне получили свободу. Но вопрос с землей был решен не так просто: вся земля является собственностью дворян, а крестьяне получает её за выкуп. Поскольку реформа охватывала большую территорию, единых норм не было. Европейская часть была разделена на черноземные, нечерноземные и степные полосы. Те уже делились на местности, в зависимости от почв и плотности населения. В степной полосе для каждой местности задавался единый душевой надел (от 6-12 десятин). В черноземных и нечерноземных полосах – другая система. Здесь устанавливались высшие и низшие наделы, борьбу за которые в основном вели в черноземной полосе. Низший надел равнялся одной трети высшего. Когда надел был меньше, чем до реформы, часть земли отрезалась в пользу помещика. С согласования крестьян, помещик мог дать ¼ земли высшего надела – но без выкупа, в дар (этим воспользовалось 10% крестьян). Вопрос о размерах наделов крестьяне и помещики должны были решить и оформить до 19 февраля 1863 года. В столице было неясно, когда крестьяне выплатят сумму, и пока это высчитывали, крестьяне платить временный оброк 8-10 руб. с высшего надела и нести облегченную барщину. Оброк уменьшался непропорционально наделу. С высшего надела 50% стоимость приходилось на 1-ую десятину, 25% - на вторую, и далее равномерно. Такая система оставляла помещику максимальный оброк, даже при уменьшении надела. Не рыночные цены, а именно эта система градации была положена в основу составлении выкупных платежей. Её цель - сохранить помещику оброк. Выкуп должен был равняться сумме, процент с которой приносил бы помещику в банке годовой оброк. Таким образом налицо капитализация оброка. Рыночная стоимость земли была, например, в два раза ниже выкупной – но и на этом государство не остановилось. Оно взяло на себя выплату помещику в размере 80%, крестьянину оставалось 20 % - но крестьяне были обязаны погасить этот долг государству под 6% годовых, так что общая сумма (поскольку срок выплат был установлен на 49 лет) становилась много раз больше рыночной! Государство платило дворянству не наличными, а облигациями. Такую денежную сумму просто нельзя выдавать на руки. Крестьяне переходили на выкуп, когда у них появлялись деньги. К 1881 г. на выкуп перешли 75%, остальные надеялись получить землю даром. Их государство обязало перейти на выкуп, скрестив 20% выкупа. Реформа 1861 коснулась только помещичьих крестьян, в 1866 и 1863 она распространилась на удельных (сохраняли свой надел) и государственных крестьян. Это была последняя в Европе реформа по отмене крепостного права – но она не создала частной собственности крестьян на землю! Реформа разрушила власть помещиков и поэтому в губерниях вводятся органы местного самоуправления
7. Железнодорожная политика и железнодорожное строительство в России в 1860-1870-хх и в 1880-1900-хх гг.
Во время реформ 60-хх годов XIX века, начатых с отмены крепостного права 1861, правительство передает в частную инициативу две отрасли: кредит и ж./д. строительство. И то, и другое важно – без кредитования частное ж./д. строительство вряд ли возможно. До 1861 года общая протяженность дорог составляла 1000 км, все и которых находились в ведении государства. В связи с реформой 1861 г. у государства стало недостаточно средств для строительства железных дорог за свой счет, да и настроения в министерстве финансов переменились. С 1862 года в течение 16 лет пост министра финансов занимал Рейтерн, поощрявший частное ж./д. строительство посредством ссуд и субсидий. Учредители компаний старались обеспечить капитал за счет облигаций и займов. По акциям нужно платить дивиденд, а по облигациям – фиксированный процент, что не обязывало предпринимателей делиться своими прибылями. Такое стремление учредителей показывает, что основным мотивом и ориентацией их начинаний – была прибыль. К тому же государство давало гарантию прибыли в 5% по всем облигациям. С этого момента начинается прилив частного капитала в строительство ж./д. Колеи прокладывали на импортных рельсах, только с 1866 г. правительство обязало покупать половину рельсов на отечественных предприятиях. Какие же строились дороги? Дороги связывали хлебопроизводящие районы – либо с центральными городами, либо с экспортными портами (дороги Курск-Одесса, Харьков-Ростов). Самая длинная дорога связала Царицын (Волгоград) и рижский морской порт – тоже для экспорта хлеба. Все российские дороги строятся не с узкой западной, а с широкой колеей. В этот период построено 19 тыс. км ж./д. (в основном одноколейные - что затрудняло разъезд поездов). Ж./д. политика меняется во времена министра финансов Бунге, который начал централизацию ж./д. хозяйства, выкупая ж./д за счет казны. Так создавались единые условия транспортной сети, хотя сохранились и 5 крупнейших частных компаний. Отныне железные дороги ставятся и на службу промышленности. Например, Екатерининская (Донецкая) железная дорога соединила Донецк (каменный уголь) и Кривой рог (железная руда) в 1884 году. Развитие ж./д. строительства способствовало подъему отечественной металлургии на юге страны: к 1900 году там насчитывалось около 25 крупных заводов. Дальнейшее ж./д. строительство связывают с именем Витте. Он выдвинулся на южных железных дорогах, одно время занимал должность министра железных дорог. И поэтому неудивительно, что он много внимания уделял этому вопросу. При Витте, за счет новых налогов – винной монополии, налогов на табак, пиво и спички – стоится знаменитая Транссибирская магистраль, соединяющая два конца страны. Ж./д. в стране все ёще строятся очень активно – территориальное расширение империи необходимо было закрепить, удержать, и большинство н дорог 1890-хх строились с военно-стратегическими – и уж потом экономическими целями. Крупнейшими были Закаспийская (в 1880 г., Красноводск – Ташкент, заодно доставляла хлопок), Транссибирская (1907 г., 6000 км, Челябинск- Владивосток, позволяла контролировать Юг и Дальний восток) и КВЖД (шла по территории Китая во Владивосток, вторая дорога уходила через Харбин в порт Дальний (сегодняшний Далянь). Витте продолжал политику Бунге по скупке ж./д. в руки государства. Стоит ли говорить, что развитие дорог двигало вперед российскую металлургическую и угольную промышленность (за 90-е годы производство металла удвоилось). Интересна и ценовая политика государства, поощрявшего развитие металлургической базы юга. Англичане предлагали рельсы по 75 коп., но весь заказ был дан отечественным предприятьям по 2 руб. за пуд. Акции этих предприятий приносили на парижской фондовой бирже неплохой доход, и французский капитал уходил в Россию.
8. Подготовка и проведение денежной реформы 1895-1897 гг.
1895-1897 – денежная реформа. Госбанк стал центральным органом реформы – накопление золота, эмиссия кредитных билетов, обеспеченных золото, размен их на золото. Денежная реформа – ускорение рыночного хозяйствования. Конец инфляции, устойчивая валюта. 1881 – минфин, Бунге. Накопление золота. Источники:
1. Рост экспорта, особенно хлеба. Перестроены тарифы, чтобы выгоднее было везти к портам и западной границе.
2. Внешние займы. Золотые займы – новое явление.
Запас утроился. 1897 – 1100 млн. руб. Самый крупный в мире. Проводник реформы – Витте, разработка – Кауфман, учёный. Николай 2, 8 мая 1895 – закон: все дозволенные письменные сделки могут заключаться на российскую золотую монету, уплата по ним – либо монетой, либо кредитными билетами по курсу на день платежа. 1897 – распоряжение о чеканке и выпуске пятирублевой монеты (1/3) империал. Указ о надписи на билетах – обязательство Госбанка разменивать на золота. 1 рубль = 1/15 империала, в котором 17,4 доли золота. Выпуск серебряных и медных монет. Золотой рубль стал конвертируемой валютой. Укрепление связей, иностранные инвестиции. Впереди всех стран по обеспеченности золотом.