Государственные нефтяные компании.

Производственная ступень государственного регулирования нефтяной и газовой промышленности обеспечивается фирмой «Статойл». Она представляет собой акционерную компанию закрытого типа (100% акций принадлежат государству, они не поступают в продажу и не котируются на фондовой бирже). «Статойл» подчиняется всем законам и правилам, как и любые действующие в стране фирмы. Её производственная деятельность распространяется на всю технико-технологическую цепочку – от геофизических исследований до получения и реализации нефтепродуктов и нефтехимической продукции.

Управление фирмой «Статойл» такое же, как во всех акционерных компаниях (общее собрание держателей акций, собрание акционеров, совет директоров и президент). Однако роль держателя акций в ней исполняет Министерство нефти и электроэнергии, которое и несет непосредственную ответственность за результаты своей деятельности перед парламентом. Именно поэтому «Статойл» обязана, в отличие от других, представлять для обсуждения в парламент отчёты и планы. Но на практике министерство не вмешивается в оперативную работу совета директоров и президента фирмы.

Собрание акционеров состоит из 12 человек, из которых 8 назначаются министерством и 4 выбираются служащими компании. Собранию акционеров подчиняется совет директоров, который состоит из 6 человек, назначаемых министерством и 3 человек, выбираемых служащими. Совет директоров, в свою очередь, назначает президента компании и председателя исполнительного комитета.

Единственное преимущество «Статойл» перед другими фирмами – получение не менее 50%-ной доли во всех лицензиях в Норвегии (включая непосредственную долю государства). Это означает, что фирма автоматически обеспечивается статусом оператора предприятия (хотя в отдельных случаях оператор может иметь и менее 50% участия в лицензии). Другими словами, Министерство нефти и электроэнергии и Норвежский нефтяной директорат автоматически входят в состав руководящих комитетов всех лицензированных блоков.

Поршик гидро.

Кроме «Статойл» в нефтегазовом бизнесе страны под контролем государства действует ещё одна фирма «Поршик гидро», в которой государство владеет 51% акций. В последние годы не прекращаются политические дебаты относительно приватизации "Статойл" по образ­цу "Поршк гидро", однако большинство в стортинге предпочитает ос­тавлять все без изменений. И "Статойл", где занято II тыс. чел., продолжает свою успешную деятельность как в стране, так и за ру­бежом, имея дочерние фирмы в 10 странах.

Глава 5. Опыт и особенности приватизации предприятий ТЭК в Великобритании, Аргентине, Польше.

Великобритания.

Главная особенность приватизации промышленных объектов Великобритании – хорошо развитые вспомогательные структуры. Основные положения приватизационной программы следующие:

· установившаяся система законодательства и судопроизводства;

· понимание контрактной системы;

· права собственности не ставятся под сомнение;

· существование законов, регулирующих поведение компаний;

· требования, связанные с фондовой биржей, в отношении крупных компаний;

· техника безопасности и трудовое право;

· законы о конкуренции для борьбы с монополизмом;

· стабильная система налогообложения;

· эффективные рынки всех товаров и услуг;

· обоснованное соответствие цен на различные товары;

· полностью признанное право на получение прибыли;

· ревизионный контроль и законы, направленные против мошенничества, и приведение их в исполнение;

· развитые профсоюзы и отношения между работодателями и профсоюзами;

Особенности приватизации нефтяной промышленности заключаются в следующем:

· приватизации подлежали компании, относящиеся исключительно к частному сектору, главным образом, международные нефтяные компании;

· существование конкуренции между нефтяными компаниями;

· ранее нефть импортировалась, но в 70-е и 80-е годы всё в большей степени стала поступать из собственных источников на территории страны;

· в отношении добываемой в Северном море нефти введены лицензирование и налоговый режим (как в Норвегии);

· в различные периоды времени цена на нефть была как низкой, так и высокой;

· конкуренция между нефтью и газом как энергоносителями, причём в большинстве областей применения (за искл. транспорта) предпочтение отдаётся газу.

Процесс приватизации газовой промышленности носил характер политического решения. В соответствии с Законом о газе 1986 года образована частная газовая компания «Бритиш ГЭЗ»; собственность бывшей корпорации передана новой компании, при этом сохранена большая часть обязательств бывшей корпорации; создано новое государственное регулирующее учреждение и выработаны его обязанности и полномочия; обеспечен доступ к трубопроводам компании «Бритиш ГЭЗ». Была выработана формула контроля за ценами, проведена перестройка баланса и определены первоначальные дивиденды. Все доходы от продажи компании пошли правительству. На протяжении всего процесса приватизации важнейшую роль играла юридическая служба.

Правительство отнесло на баланс компании задолженность в размере 2,5 млрд.фунтов, эта задолженность выплачивается в течение шестилетнего периода.

В результате приватизации Правление компании теперь несёт ответственность не перед правительством, а перед акционерами, самостоятельно. Утверждает планы и принимает решения (утверждению правительством они больше не подлежат), придает первостепенное значение фактору прибыли и остро реагирует на динамику курса акций компании. Компания полностью действует в условиях обычного антитрестовского законодательства. Меры по регулированию станут принимать в тех конкретных случаях, когда регулирующее учреждение не удовлетворено поведением компании.

В период после приватизации при полномасштабном расследовании комиссией по деятельности монополий выявлено изменение отношений компании с крупными потребителями; расширились возможности конкурентов использовать газопроводы компании «Бритиш ГЭЗ». Комиссия потребовала от «Бритиш ГЭЗ» в 1995г. отказаться от половины продаж своим крупным потребителям и передать отдельной дочерней компании свои газотранспортные операции

Регулирующим учреждением приняты меры с целью расширения предоставляемой ему компанией информации, в значительной мере сокращения возможной платы за использование газопроводов «Бритиш ГЭЗ», основательного ужесточения формулы контроля за ценами на второй пятилетний период, сокращения взаимного субсидирования между различными категориями потребителей.

Деятельность предприятий компании «Бритиш ГЭЗ» по предоставлению коммунальных услуг в Великобритании продолжала расширяться после приватизации. Причём эффективность функционирования компании повысилась, значительно снизились цены в реальном выражении. Произведены крупные инвестиции в новые формы деловой активности: приобретения в добывающих отраслях других стран; иностранные компании газоснабжения общего пользования; совместные предприятия различных типов; выработку электроэнергии.

Аргентина.

Состояние государственного сектора в целом до приватизации характеризовалось: неэффективностью и коммерческой неориентированностью; значительной численностью персонала; весьма большим влиянием профсоюзов; недостатком инвестиций и плохим материально-техническим обеспечением в течение ряда лет; постоянным вмешательством в деятельность государственных предприятий по политическим соображениям; острым политическим конфликтом между федеральным и местным правительствами; глубоким несоответствием в ценообразовании государственных служб; неудовлетворительно организованной системой налогообложения; хронической инфляцией в течение многих лет. Кроме того, в ряде случаев использовались недостаточно разработанные проекты капиталовложений, а иногда государственные интересы были подчинены частным интересам. Фактически многие государственные предприятия находились в состоянии банкротства.

Газовая и нефтяная отрасли управляются отдельными государственными корпорациями: нефтяная корпорация контролирует разведку, разработку и производство всей нефти и газа; весь газ реализуется газовой корпорацией. Обе корпорации – монополисты в области транспортировки и переработки сырья. Нефтяная корпорация является весьма мощным предприятием, обеспечивая высокую долю доходов правительству.

Для нефтяной и газовой отраслей изменения осуществляются в три этапа:

· Конкуренция. Цены конечного потребителя все в большей степени связаны с мировыми ценами на нефть. Производителям разрешено продавать продукцию непосредственно компаниям, занимающимся снабжением, и крупным партнёрам. Таким образом, большая конкуренция означает меньшее регулирование.

· Разукрупнение. Разработка запасов газа осуществляется несколькими компаниями. Нефтяная корпорация в настоящее время является одним из поставщиков газа, т.е. она не единственный поставщик. Взято направление на прекращение практики установления цен правительством. Договорам о поставке между различными компаниями придаётся значительно больше значения.

· Приватизация. Конгрессом принимается новое законодательство и требуется принятие новых постановлений. Необходимо создать регулирующее учреждение, в значительной степени не зависимое от политических влияний, работающее в соответствии с объективными постановлениями, строящее свою работу на основе транспарентности. Часть существующих запасов газа, находящихся в собственности государственной нефтяной корпорации, в настоящее время приватизируется. Целесообразно также создать и приватизировать компании по транспортировке, а подразделения, занимающиеся вопросами распределения, преобразовать в компании и тоже приватизировать.

Польша.

Проблемы энергетического комплекса связаны с распадом командно-административной системы, монополистической структуры с несовершенными рыночными механизмами. Предприятия не приспособлены к работе в новых условиях, имеет место устаревшая и изношенная инфраструктура, не хватает средств для капиталовложений, применяются заниженные и деформированные цены на энергоносители. Производство, преобразование и использование энергии характеризуется неэффективностью, серьёзный ущерб окружающей среде возникает в основном в результате широкого использования угля. Кроме того, применяемая правовая база несовершенна.

Основными направлениями проводимых изменений в топливно-энергетическом комплексе Польши являются:

· Поощрение конкуренции;

· Регулирование новым учреждением условий деятельности монополистов;

· Реформирование цен для соответствующей ориентации конечных пользователей и всех сетей поставщиков;

· Реформирование налоговой структуры для достижения соответствующих целей;

· Новые лицензионные соглашения в области разработки;

· Принятие новой правовой основы;

· Проведение мероприятий для обеспечения жизнеспособности и конкурентоспособности предприятий, функционирования их в условиях действия стимулов для эффективного ведения хозяйства;

· Приватизирование предприятий;

· Установление прочных договорных отншений.

Планируемые результаты принятых мер для различных подотраслей ТЭКа Польши следующие.

Угольная промышленность:

· Образование новых акционерных компаний с несколькими шахтами в кажой;

· Освобождение цен на уголь;

· Закрытие нерентабельных шахт;

· Достижение конкурентоспособности распределения.

Газовая промышленность:

· Отделение добывающих компаний от компаний, занимающихся транспортировкой;

· Сосредоточение разведки и производства в руках одной или нескольких компаний;

· Разрешение участвовать в торгах иностранным компания;

· Проведение изменения структуры налогообложения добывающих компаний;

· Возможность отделения транспортировки от распределения;

· Разделение в дальнейшем сферыраспределения между приблизительно шестью компаниями.

Электроэнергетика:

· Выделение нескольких компаний, производящих электроэнергию;

· Объединение в одной компании шахт по добыче лигнита и интегрированных электростанций;

· Возникновение необходимости отделения компании, в ведении которой находится энергосистема;

· Образование около 15 компаний, занимающихся вопросами распределения.

Отопительная система:

· Возникновение различных видов компаний из-за разнообразия предприятий;

· Подготовка на уровне государства типовых уставов компаний и типовых положений;

· Осуществление регулирования местными властями;

· Оказание предприятиям помощи в повышении их эффективности.

Мероприятия по изменению ТЭКа Польши утверждаются Советом Министров.

Наши рекомендации