Характеристика бензинов гидрокрекинга.
При ГК получают два бензина – легкий и тяжелый.
Фр 28-75Фр. 28-80 и Фр. 28-85 все эти фракции легкий бензин гидрокрекинга ОЧ 84-85 ИМ и 79-81 по ММ
Высокое ОЧ за счет содержания изопарофиноввых углеводородов
Фр 75-140 и фр. 75-160 является тежелым бензином гидрокрекинга Оч низкое 55-58 ИМ и 60-65 по ММ. Чуствительность отрицательная.Низкое ОЧ из-за того что мало АУ и много НУ. Чем выше давления в процессе тем выше ОЧ на 2-4 пунктов. ТБГК пойдет сырьем на каталитический риформинг.
Низкий конец кипения тяжелого бензина потому что назначение установки получать максимум дизельного топлива.
Особенности БГК:
1. Практическое отсутствие АУВ
2. Отсутствие ОУ
3. Высокое содержание НУ
4. Низкое содержание серы не более 5 ppm.
Характеристика изомеризатов.
Изомеризат является ценным компонентом бензина ,
но он и самый дефицитный. Для процесса
каталитической изомеризации имеется солидная
сырьевая база на наших НПЗ ( которую мы сжигаем).
нк-62 или нк-70 самое типовое сырье, кроме того исп.
н-пентан и н-гексан.
По хим. составу: и-пентановые и и- гексановые фр.
Если исп: пент-ов фр. нк-62 ОЧ(ММ)= 89п.
ОЧ(ИМ)=93п
гексановая фр. 62-70 ММ= 78п, ИМ=74п.
нк-70 ММ=86-87п, ИМ=90-92п.
Н-пентан ОЧ ММ=62п. tкип= 280С
2 метил бутан ОЧ ММ=92,3п. tкип= 280С
н-С6Н14 ОЧ ММ=26п. tкип= 60-650С
2 метил пентан ОЧ ММ=73п. tкип= 600С
3 метил пентан ОЧ ММ=75п. tкип= 630С
2,2 диметил бутан ОЧ ММ=92п. tкип= 580С
2,3 диметил бутан ОЧ ММ=104п. tкип= 580С
н-С7Н16 ОЧ=0
2,2 диметил пентан ОЧ ММ=96п.
2,2,3 триметил бутан ОЧ ММ=101п.
2,2,4 триметил бутан ОЧ ММ=100п.
Характеристика алкилатов
Алкилаты (изооктан технический) 2,2,4 ТетраМетилПентан о.ч. 100. По эксплут-м свойствам бензин самый качественный и самый дорогой.
Особенности: низкая чувст-ть, низкий выброс вредных в-в, о.ч. зависит от сырья.
1.Сырье н-бутан, алкилат бутен-1.
н-С4Н10+н-бутен 1:
сумма С4-С5 до 61%, сумма С6-С7 –до 12%, сумма С8 до 22%, сумма С9 до 5%.
Не очень высокие о.ч.
2.и-С4Н10+бутен-1: сумма С4-С5 до 28%, сумма С6-С7 –до 9%, сумма С8 до 37%, сумма С9 до 26%.
3.н-С4Н10+и-бутен: сумма С4-С5 до 52%, сумма
и-С6-С7 –до 16%, сумма С8 - 27%, сумма С9 до 5%.
4.и-С4Н10+пропен: сумма С5 до 25%, сумма
и-С6-С7 –до 57%, сумма С8 до 10%, о.ч. 91.
5.н-бутан+пропен: сумма С5 до 37%, сумма
и-С6-С7 –до 43%, сумма С8 до 8%, о.ч ниже.
6.н-бутан+этилен: сумма С4-С5 до 18%, сумма
и-С6-н-С6 –38%, сумма С7 44%, о.ч -90.
7.и-бутан+этилен: сумма С4-С5 до 10%, сумма
и-С6-н-С6 –56%, сумма С7 34%, о.ч -ниже90
Катализаторы, Н2SO4, НF, цеолитсодержащие и др.
Характеристика бензинов термических процессов.
Бензины термических процессов(ТП)
БТК, БЗК,БТКК,БВ – низкие ОЧ ММ= 60-70п, высокое содержание серы= 0,5-6% масс., высокон содержание смол до 1500мг/100см3 , ОУВ=30-40%
1) Мощность этих процессов с каждым годом будет расти
2) Выработка бензинов ТП будет расти
3) Вовлекать БТП в товарный бензин без предварительной переработки нельзя
4) Необходимо гидрооблагораживать их и использовать в качестве сырья КР
Рассмотрим БТК ( самый жесткий процесс):
Т=5500С
Р=5МПа
ОУВ=до 40%
АУВ= 12%
ПУВ=48%
Нк-850С | 85-1800С |
ММ=75-77 | 63-66 |
ИМ=82-84 | 67-70 |
S= 1,5-3,6% | 3,8-6,2 |
БЧ=81-87 гр Br/100г | 68-67 |
Смолы более 1100 |
БЗК ( бензин замедленного коксования):
Т=5000С
Р=0,17-0,6МПа
ОУВ=35%
АУВ= 7-12%
ПУВ=54% ( 75% - н-ПУВ)
ОЧ: ММ=62-63
ИМ=65-68
S= 1,5-6,3%
БЧ=63-80 гр Br/100г
Смолы более 300мг/100см3
БВ (бензин висбрекинга):
Т=4500С
Р=2МПа
ОУВ=30-40%
ОЧ: ММ=60-70
S= 0,35-1,0%
БЧ=63-80 гр Br/100г
Смолы более 300мг/100см3
БТКК (бензин термоконтактного коксования) близок по составу к БЗК
БПГ (бензин прямой гонки):
S= 0,12-0,18%
БТК мазута выход бензина 19-20%
БТК гудрона выход бензина 23-24%
БВ выход бензина 6-7%
БЗК мазута выход бензина 7-8%
БЗК полугудрона выход бензина 12%
БЗК гудрона выход бензина 16%
Качество сырья риформинга
S, не > 0.5ppm
Хлор, не > 1ppm
As, не > 20ppm
Рв, не > 20ppm
Cu, не > 25ppm
Непредельные УВ, не > 0.5% мас.
Особенности гидроочистки бензинов термических процессов.
Все вторичные Бензины (кроме гидрокрекинга) содержат
ОУ (гидрирование на ГО). Гидрирование ОУ идет с выделением тепла. Особенности много серы, олефинов
и смол
Проблемы:
1. значительное выделение тепла в результате гидрирования ОУ
2. Б Вт. проис-я склонны к полимеризации и
конденсации, что приводит к образованию кокса на каt.
3. в Б вт.проис-я повышенное содержание S, N и т.д.
Вывод: необходима разработка и строительство ГО для Б вт.проис. и спец.технологические мероприятия:
1. исключить попадание воздуха в эти бензины (организация прямого питания ГО (без резервуаров) или хранение под инертным газом.
2. если вовлекать в риформинг, то в том кол-ве, чтобы можно было регулировать тем-ру в реакторе.
Б Вт.проис-я до 10% на сырье.
3. вовлекать БВП в сырье ГО ДТ
4. переработка на спец. Установках двух или 4-х ступенях.
2-я стадийная дешевле – на первой гидрирование ОУ и деолефиновых, на 2-ой гидрирование S-их соединений, догедрирование оставшихся ОУ.
Для КК характерно содержание общей серы 0,05%, меркоптановой не выдерживает (0,001%). Нужны установки ГО Б после КК.
Вывод: Б ВП нужно облагораживать на спец.установках
ГО.