Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения и тяжести последствий.

Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения и тяжести последствий.

Наименование ЧС Зона ЧС Количество пострадавших Размер материального ущерба
Локальная Не выходит за пределы территории объекта Не более 10 человек Не более 100 тысяч рублей
Муниципальная Не выходит за пределы территории одного населённого пункта или внутригородской территории города федерального значения. Не более 50 человек Не более 5 млн.руб.
Межмуниципальная Затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения Не более 50 человек Не более 5млн.руб.
Региональная Не выходит за пределы территории одного субъекта РФ Свыше 50 но не более 500 человек Свыше 5 но не более 500 млн.рублей
Межрегиональная Затрагивает территорию двух и более субъектов РФ Свыше 50 но не более 500 человек Свыше 5 но не более 500 млн.рублей
Федеральная ------- Свыше 500 человек Свыше 500 млн.руб.

Зона чрезвычайной ситуации – территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей.

Количество пострадавших- количество людей погибших или получивших ущерб здоровью.

Размер материального ущерба – размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.

Существует также понятие глобальная чрезвычайная ситуация. Поражающие факторы и воздействие такой чрезвычайной ситуации выходят за пределы одного государства.

Из истории катастроф.

В г. Светогорске, что на границе с Финляндией, то майское утро 1996 г. начиналось обыденно. Жители, проснувшись, выглядывали в окна, радуясь началу нового дня. В 6.35 раздался взрыв. На улице Горького словно кто-то с гигантской силой отсёк подъезд пятиэтажки вместе с жителями.

Через 15 минут после взрыва пожарные приступили к спасательным и другим неотложным работам.

Через работников паспортного стола было выяснено: в десяти квартирах был прописан 41 человек. Часть их них обнаружилась сразу, пожарные в первые же минуты спасательных работ сняли их с чудом уцелевшей стены. Под разрушенными плитами оставалось ещё не менее 20 человек.

На место происшествия быстро прибыли спасатели Ленинградской области, на помощь поспешили финские коллеги – спасатели. Прибыли два эмчеэсовских самолета: первый со спасателями и медикаментами, на второй был загружен вертолёт, аварийно-спасательный автомобиль и оборудование для базового лагеря.

Первую смену спасателей сменили в 22.00. К 6 утра осталось найти под завалами лишь одного пострадавшего. Через 10 минут было извлечено безжизненное тело женщины.

Спасательные работы были закончены в 5.25 утра следующего после взрыва дня. Без малого сутки люди боролись за жизнь оказавшихся под завалами, но, к сожалению, 19 человек уже никогда не смогут произнести слов благодарности в адрес спасателей и медиков.

Пожар и его возникновение.

Пожаром- называют не контролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Сущность горения была открыта в 1756 г. Русским учёным М.В. Ломоносовым. Он доказал, что горение – это химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом воздуха.

Для того чтобы протекал процесс горения необходимы следующие условия:

1. Наличие горючего вещества.

2. Наличие окислителя ( кислород или химические соединения содержащие кислород в составе молекул: азотная кислота, селитры ( Селитра, азотнокислые соли натрия, калия, бария, аммония ). и химические элементы: фтор, бром, хлор).

3. Наличие источника воспламенения ( спички, зажигалки, костёр, искры, огонь свечки).

Отсюда следует, что пожар можно прекратить, если из зоны горения исключить одно из первых двух условий.

Возможность возникновения пожара в зданиях и сооружениях и распространения в них огня зависит от того, из каких деталей, конструкций и материалов они выполнены, каковы их размеры и планировка.

Классификация веществ и материалов по группам возгораемости.

1. Негорючие– вещества не способные гореть.

2. Трудногорючие– вещества способные гореть под воздействием источника зажигания, но не способные самостоятельно гореть после его удаления.

3. Горючие–вещества способные гореть после удаления источника зажигания:

- трудновоспламеняющиеся, способные воспламеняться только под воздействием мощного источника зажигания;

- легковоспламеняющиеся, способные воспламеняться от кратковременного воздействия источников зажигания с низкой энергией (пламени, искры).

Классификация пожаров.

По внешним признакам горения пожары подразделяют на:

1. Наружные- признаки горения ( пламя, дым) можно установить визуально. Наружные пожары всегда бывают открытыми.

2. Внутренние – возникают и развиваются внутри зданий. Они могут быть открытыми и скрытыми. При открытых пожарах признаки горения можно установить при осмотре помещений. У скрытых пожаров горение протекает в пустотах строительных конструкций, вентиляционных шахтах и каналах, внутри торфяной залежи. При этом признаками горения бывают выход дыма через щели, изменения цвета штукатурки, нагретость конструкций. Огонь бывает виден при вскрытии или разборке штабелей и конструкций.

По месту возникновения пожары различают. – в зданиях, сооружениях, на открытых площадках складов и на сгораемых массивах( лесных, степных, торфяных, а также на хлебных полях).

Пожары на промышленных предприятиях и в населённых пунктах могут быть отдельные (в здании или в сооружении) и массовые ( совокупность отдельных пожаров, охватывающих более 90 % зданий комплексной застройки).

Стадии развития пожара в здании:

1. Начальная стадия (15-30 минут) с небольшими температурой горения и скоростью распространения огня;

2. Стадия сгорания (30-60 минут) для которой характерно резкое увеличение температуры горения (до 1000 градусов) и скорости распространения огня;

3. Завершающая стадия – ослабление силы пожара по мере выгорания огнеопасных материалов.

Распространение пожара.

Распространению пожара способствуют следующие условия:

- скопление значительного количества горючих веществ и материалов на производственных и складских площадках;

- наличие путей, создающих возможность распространения пламени и продуктов горения на смежные установки, в соседние помещения;

- внезапное появление во время пожара факторов, ускоряющих его развитие;

- запоздалые обнаружения возникшего пожара и сообщение об нём в пожарную часть;

- отсутствие или неисправность стационарных и первичных средств тушения пожара;

- неправильные действия людей при тушении пожара.

Различают линейное и объёмное распространение пожара.

При линейном распространении пожара перемещение пламени происходит по поверхности горючих веществ в том или ином направлении и в той или иной плоскости (перемещение пламени по поверхности горючей жидкости, по горючим конструкциям). Охваченная пламенем поверхность может иметь форму круга, прямоугольника или другой геометрической фигуры. Соответственно этому различают распространение пожара круговое, прямолинейное и т.п.

Объёмное распространение пожара возможно в пределах одного помещения, между помещениями, в пределах здания. А также между зданиями.

Распространение пожара на соседние здания или сооружения возможно в результате излучения пламени, переброса на значительные расстояния горящих конструктивных элементов (головней) и несгоревших частиц.

Для пожаров в зданиях и сооружениях характерны быстрое повышение температуры, задымление помещений, распространение огня скрытыми путями и потеря конструкциями несущих способностей.

ВОПРОСЫ:

1. Расскажите о сущности процесса горения. При каких условиях он протекает? Каков механизм прекращения горения?

2. Какие вы знаете группы веществ и материалов по возгораемости? Дайте характеристику каждой группе.

3. Чем отличаются наружные пожары от внутренних, скрытые от открытых? Приведите примеры отдельных и массовых пожаров.

4. Какие условия способствуют распространению пожара? В чём разница между линейным и объёмным распространением пожара?

7 урок -Тема урока: Причины возникновения пожаров и взрывов и их последствия.

Причинами возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях бывают:

- неисправность электросети и электроприборов;

- утечка газа;

- возгорание электроприборов, оставленных включёнными без присмотра;

- неосторожное обращение и шалости детей с огнём;

- использование неисправных или самодельных электрических приборов;

- оставленные открытыми двери топок (печей, каминов);

- беспечность и небрежность в обращении с огнём.

Причинами пожаров на промышленных предприятиях бывают:

- нарушения допущенные при проектировании и строительстве зданий и сооружений;

- несоблюдение мер пожарной безопасности персоналом и неосторожное обращение с огнём;

- нарушение правил пожарной безопасности в процессе технологического процесса;

- нарушение правил пожарной безопасности во время эксплуатации электрооборудования и электроустановок;

- эксплуатация неисправного оборудования.

Причинами взрывов на взрывоопасных предприятиях бывают:

- разрушения и повреждения производственных емкостей, аппаратуры и трубопроводов;

- отступление о т установленных технологических режимов;

- отсутствие постоянного контроля за исправностью производственной аппаратуры и оборудования и своевременностью проведения плановых ремонтных работ.

Главная причина взрывов в жилых домах – опасное поведение самих граждан, прежде всего детей и подростков.

Взрывы и связанные с ними пожары могут возникать при освоении новых технологических процессов производства, нового оборудования при недостаточном учёте пожаро- и взрывоопасности проводимых работ.

На промышленных объектах взрывы и пожары вызывают:

- разрушения зданий и сооружений вследствие сгорания или деформации их элементов от высоких температур;

- образуются облака топливо-воздушных смесей, токсичных веществ;

- взрываются трубопроводы и сосуды с перегретой жидкостью.

Особенно опасны аварии на предприятиях химической, нефтехимической, нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.

Взрывы приводят не только к разрушению зданий и сооружений, технологического оборудования, ёмкостей и трубопроводов, транспортных средств и приборов, но и к гибели и увечью людей.

ВОПРОСЫ:

1. Перечислите причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.

2. Перечислите причины возникновения пожаров на промышленных предприятиях.

3. Перечислите причины взрывов на взрывоопасных предприятиях.

4. Последствия пожаров и взрывов.

8 урок-Тема урока: Основные поражающие факторы пожаров и взрывов. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Пожары и паника.

Пожары и паника.

Паника (безотчётный страх) – это психологическое состояние. Вызванное угрожающим жизни воздействием внешних условий и выраженное в чувстве острого страха, охватывающего человека или множества людей, которые неудержимо и неконтролируемо стремятся избежать опасной ситуации.

Паника может возникнуть даже тогда, когда реальной угрозы нет, а люди поддаются массовому психозу. При этом у многих притупляется сознание, они теряют способность правильно воспринимать и оценивать обстановку.

Статистика показывает, что наибольшее количество жертв приходится на пожары в зданиях с массовым пребыванием людей. При этом первопричиной большого числа унесённых жизней бывает паника.

Человек воспринимает панику при пожаре как прямую угрозу своей жизни, которая вот сейчас приведёт к трагедии. У него появляется желание действовать немедленно. Отсюда и возникает потеря самоконтроля; человек в экстремальной ситуации начинает думать только о себе, никого и ничего не замечая вокруг и в итоге совершает неосознанные поступки.

Паника может быть предотвращена конструктивно – планировочными решениями путей эвакуации из зданий, мерами психологического воздействия, продуманными действиями администрации общественных зданий.

Как действовать при панике во время пожара в общественном месте.

Аварийно химически опасные вещества (АХОВ)

Наименование и характеристика АХОВ Токсические действия на человека Защита Оказание первой помощи
Хлор-зеленовато-жёлтый газ, с резким удушливым запахом, тяжелея воздуха. Поражение вызывает резкую боль в груди, сухой кашель, рвоту, нарушение координации движений, одышку, резь в глазах, слезотечение. При вдыхании высоких концентраций возможен смертельный исход. Противогаз, камеры защитные детские. Ватно-марлевые повязки, шарфы, платки смоченные 2% раствором питьевой соды или водой. Надеть на пострадавшего противогаз, вынести его из опасной зоны, освободить от одежды, стесняющей дыхание, создать покой. При остановке дыхания сделать искусственное дыхание.
Аммиак-бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха. Сильно раздражает органы дыхания, глаза, кожу. Признаки отравления: учащённое сердцебиение, нарушение частоты пульса, насморк, кашель, резь в глазах и слезотечение, тошнота, нарушение координации движений, бредовое состояние. При вдыхании высоких концентраций возможен смертельный исход. Противогаз, ватно-марлевые повязки, шарфы, платки, предварительно смоченные 5% раствором лимонной кислоты. Надеть на пострадавшего противогаз, вынести его из опасной зоны, дать вдыхать тёплые водяные пары, промыть глаза. При остановке дыхания сделать искусственное дыхание.
Угарный газ-не имеет цвета и запаха. Лёгкая степень отравления- начинает сильно болеть и кружиться голова, шумит в ушах, ухудшается слух. При средней степени – сознание затемняется, появляется мышечная слабость, нарушается координация движений, появляется сонливость и безразличие к окружающей обстановке, одышка. При тяжёлой степени- человек теряет сознание, у него развивается гипертонус мышц туловища и конечностей. Появляются судороги. Кожные покровы и слизистые оболочки приобретают ярко-розовый цвет. Изолирующие противогазы, защитные костюмы, резиновые сапоги и перчатки. Надеть на пострадавшего противогаз, вынести его из опасной зоны, согреть, дать вдыхать нашатырный спирт, а при остановке или нарушении дыхания использовать искусственную вентиляцию лёгких.
Ртуть –серебристый жидкий металл. Тяжелее всех известных жидкостей. Появляется повышенная утомляемость, слабость, сонливость и головная боль. Позже начинают дрожать руки, веки, в тяжёлых случаях – ноги. Противогазы или респираторы, резиновые перчатки, комбинезоны. Халаты закрытого типа и обувь с гладкими подмётками. Все оказавшиеся в поражённом очаге должны быстро покинуть опасное место и срочно вызвать специалистов. Сменить одежду, принять душ, почистить зубы, промыть желудок водой, на стакан которой добавить 20-30 г активированного угля. Затем выпить молока и слабительного.

ВОПРОСЫ:

1. Классификация опасности веществ по степени воздействия на организм человека.

2. Дайте определение, аварийно химически опасное вещество . В чём состоит опасность аварийно опасных химических веществ ?

3. Классификация аварийно химически опасных веществ по характеру воздействия на человека

4. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ)6

-Хлор

-Аммиак

-Угарный газ

-Ртуть.

11 урок –Тема урока: Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Защита населения от аварийно химически опасных веществ.

Третья зона химического заражения обычно имеет концентрацию сильнодействующих ядовитых веществ на 4--5 порядков ниже максимально возможной. Эта зона может быть удалена на расстояние 1000 м и более от источника заражения.

Особенно опасны аварии, при которых происходит неуправляемый выброс ядовитых химических веществ, возникающий в результате взрыва, пожара или поломки технологического оборудования, транспортной емкости или трубопровода.

Повышение температуры почвы и воздуха ускоряет испарение опасного химического вещества, а следовательно, увеличивает концентрацию его над зараженной территорией. На глубину распространения и величину концентрации токсичного вещества в значительной степени влияют и другие погодные условия.

Форма зоны заражения аварийно химически опасным веществом в значительной мере зависит от скорости ветра. Так, например, при скорости ветра 0,5 м/с она обычно напоминает окружность, от 0,6 до 1 м/с – полуокружность, от 1,1 до 2 м/с – сектор с углом в 90градусов, более 2 м/с – сектор с углом в 45 градусов.

В населённых пунктах стойкость заражения аварийно химически опасными веществами обычно больше, чем на открытой местности. Кроме того, здания и сооружения городской застройки нагреваются солнечными лучами быстрее расположенных в сельской местности. В результате этого в городах происходит интенсивное движение воздуха от периферии к центру по магистральным улицам, что способствует проникновению аварийно химических опасных веществ во дворы, тупики, подвальные помещения и создаёт повышенную опасность для населения.

Оповещение населения.

Тесты 1 триместр- 8 класс.

1. Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для взрыва:

1.высокая температура.

2.осколочные поля.

3.волна прорыва.

4.сильная загазованность местности.

5.ударная волна.

2. Внимательно прочитайте условия задания и по описанным разрушениям определите вид разрушения:

1.в результате взрыва в одном из производственных зданий разрушены перегородки, крыша, окна и двери; в наружных стенах появились трещины, повреждены трубопроводы, электрокабель; перекрытия здания не разрушены; здание может быть восстановлено после капитального ремонта.

2.в результате взрыва насосной станции по перекачке нефтепродуктов обрушено перекрытие; произошло разрушение трубопровода и электрокабеля, другого оборудования; оборудование восстановлению не подлежит.

3. Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для взрыва на промышленных предприятиях и в быту:

1.повышенная температура внутри производственного оборудования.

2.понижение давления в технологическом оборудовании.

3.несвоевременное проведение ремонтных работ.

4.отсутствие специальных приборов, указывающих превышение концентрации химически опасных веществ.

5. неосторожное обращение со взрывчатыми веществами.

6.повышение давления в технологическом оборудовании.

7.отсутствие специальных устройств дымоудаления.

8.неправильная эксплуатация газовых приборов и газового оборудования.

9.отсутствие легкосбрасываемых конструкций во взрывоопасных производствах.

10.наличие инертных газов в зоне взрыва.

4. Как вы поступите, если при зажигании газовой плиты газ не загорелся, а спичка погасла? Выберите правильный вариант ответа:

1.достану вторую спичку и буду зажигать газ.

2.перекрою газ.

3.буду зажигать газ от пьезозажигалки.

5. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:

1.бензин+кислород воздуха.

2.ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета.

3.гранит+кислород воздуха + пламя горелки.

4.дерево + кислород воздуха + факел.

5.бензин + кислород воздуха + искра от зажигалки.

6. Определите по внешним признакам из приведённых примеров вид пожара:

1.из окон здания идёт дым, огня не видно.

2.из окон здания идёт дым, видно пламя.

3.горит штабель лесоматериалов на открытой площадке.

4.из окон здания идёт небольшой дым; внутри здания огня не видно, но концентрация дыма очень велика.

5.из окон здания идёт дым, внутри здания горит мебель.

7. Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для пожара:

1.открытый огонь.

2.разрушение зданий и поражение людей из-за смещения поверхностных слоёв земли.

3.ударная волна, представляющая собой область сильно сжатого воздуха.

4.токсичные продукты горения, поражающие органы дыхания человека.

5.осколочные поля.

8. Как вы поступите, если увидите, что маленькие дети разожгли во дворе костёр и бросают в огонь бумагу, пластмассовые упаковки и баллончики из-под аэрозолей. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность:

1.остановлюсь, объясню им, что это опасно.

2.пройду мимо.

3.попытаюсь занять их чем-то другим.

4.затушу костёр.

Представьте себе, что в доме, расположенном рядом со спортивным залом, где вы тренируетесь с товарищами, возник пожар на третьем этаже. Вместе с тренером вы побежали к горящему зданию. У жильцов дома, выбежавших из горящих квартир, кружится голова, они ощущают тошноту, задыхаются, у некоторых нарушена координация движений. По их сообщению, в одной из квартир на третьем этаже остались двое детей в возрасте 6 и 8 лет. Жильцы просят оказать помощь и спасти детей.

Определите:

1.чем вызваны болезненные явления у жильцов квартир.

2.какие средства защиты вы будете использовать при входе в горящий дом.

3.как вы будете продвигаться к квартире в условиях плохой видимости.

4.как вы будете спасать детей в горящем доме.

10. Выберите из предлагаемых вариантов, как вы поступите, если на вас загорелась одежда:

1.побегу и постараюсь сорвать одежду.

2.остановлюсь, упаду и покачусь, сбивая пламя.

3.завернусь в одеяло или обмотаюсь плотной тканью.

11. Представьте себе. Что. Находясь на дискотеке, вы услышали сообщение о пожаре в соседнем помещении и необходимости эвакуации на улицу. Во время движения по коридору вы увидели впереди, в 20 метрах от себя, что прогорела перегородка и на вас надвигается огненный вал. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность:

1.побежите в противоположную сторону (обратно).

2.задержите дыхание, пока не пройдёт огненный вал.

3.упадёте в низ.

4.увидев огнетушитель. воспользуетесь им для тушения пламени.

5.закроете голову одеждой.

6.подбежите к внутреннему пожарному крану и попытаетесь при помощи его потушить огонь.

7.подбежите к окну и разобьёте его, чтобы выскочить наружу.

8.спрячитесь за выступом колонны.

12. Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для химических аварий с выбросом аварийно химически опасных веществ:

1.высокая температура окружающей среды.

2.поражение людей опасными веществами через кожные покровы.

3.лучистый поток энергии.

4.проникновение опасных веществ в организм человека через органы дыхания.

5.выделение из облака зараженного воздуха раскалённых частиц, вызывающих нагрев человека до высоких температур.

13. Представьте, что вы проживаете на пятом этаже девятиэтажного дома, расположенного в 6 км от химического предприятия. В 19 часов вы услышали по радио сообщение об аварии на этом предприятии, в котором сообщалось, что произошёл выброс хлора и жителям, проживающим на вашей улице, необходимо срочно покинуть дома и собраться на сборном пункте у автовокзала, откуда на автобусах будет произведена их эвакуация в безопасное место. У вас имеется 40 минут. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность:

1.возьмёте продукты питания(двухдневный запас).

2. возьмёте продукты питания(однодневный запас).

3.закроете окна и форточки с подветренной стороны.

4.закроете все окна и форточки.

5.закроете все двери.

6.обесточите все электроприборы.

7.надените простейшие средства защиты органов дыхания.

8.отключите газ, воду, электричество.

9.возьмёте необходимые вещи и документы.

10.возьмёте только необходимые вещи.

11.сообщите соседям.

12.проследуете к автовокзалу. Защитив органы дыхания.

13.возьмёте трёхдневный запас продуктов.

14. Представьте, что после сообщения об аварии вы выполнили рекомендации по эвакуации из зоны заражения, пришли на сборный эвакуационный пункт, откуда вас эвакуировали в безопасный район. Что вам необходимо сделать, выйдя из зоны заражения?

Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность:

1.немедленно зарегистрируетесь.

2.вытрете ботинки и пройдёте в здание.

3.снимите верхнюю одежду.

4.умоетесь.

5.примите душ с мылом.

6.пройдёте на пункт питания.

7.прополощите рот.

8.исключите какие-либо нагрузки, ляжете отдыхать.

9.поможите эвакуированным разместиться на сборном эвакопункте.

10.тщательно промоете глаза.

11.после регистрации наденете одежду и возвратитесь домой.

13 урок –Тема урока: Радиация вокруг нас. Виды аварий на радиационно опасных объектах.

Радиация вокруг нас

Ионизирующее излучение, в частности радио­активное, занимает особое место среди многочисленных факторов среды обитания человека, так или иначе вли­яющих на его здоровье и жизнь.
Ионизирующее излучение было обнаружено сравнительно недавно. В 1895 г. известный немецкий физик В. Рентген от­крыл излучение, названное его именем. Чуть позже, в 1896 г., А. Беккерель обнаружил излучение солей урана, а в 1898 г. М. Кюри и П. Кюри установили излучение полония и радия, а также факт превращения радионуклидов в другие химиче­ские элементы (была открыта цепочка распадов).

С этого времени изучение ионизирующего излучения и ядерных реакций – стало одним из приоритетных направлений физики. Исследования дорого обошлись научному миру — около 4000 ученых отдали свои жизни, изучая эти явления.
Ионизирующее излучение представляет собой потоки заряженных и нейтральных частиц, а также электромаг­нитных волн. При прохождении через вещество ионизи­рующее излучение вызывает в нем ионизацию, т. е. пре­вращение нейтральных, устойчивых атомов и молекул вещества в электрически заряженные, возбужденные неустойчивые частицы. Это сложное излучение, вклю­чающее в себя излучения нескольких видов.
Альфа-излучение — ионизирующее излучение, со­стоящее из альфа-частиц (ядер гелия), испускаемых при ядерных превращениях. Альфа-частицы распрост­раняются на небольшие расстояния: в воздухе — не бо­лее 10 см, в биоткани (живой клетке) — до 0,1 мм. Они полностью поглощаются листом бумаги и не пред­ставляют опасности для человека, за исключением слу­чаев непосредственного контакта с кожей.
Бета-излучение — электронное ионизирующее излу­чение, испускаемое при ядерных превращениях. Бе­та-частицы распространяются в воздухе до 15 м, в биоткани — на глубину до 15 мм, в алюминии — до 5 мм. Одежда человека почти наполовину ослабляет их дейст­вие. Они практически полностью поглощаются оконны­ми стеклами и любым металлическим экраном толщи­ной в несколько миллиметров. Но при контакте с кожей они также опасны.
Гамма-излучение — фотонное (электромагнитное) ионизирующее излучение, испускаемое при ядерных превращениях и распространяющееся со скоростью све­та. Гамма — частицы распространяются в воздухе на сотни метров и свободно проникают сквозь одежду, тело чело­века и значительные толщи материалов. Это излучение считают самым опасным для человека.
Главной характеристикой степени опасности ионизи­рующих излучений служит доза излучения: количество энергии ионизирующего излучения, поглощаемое 1 г ве­щества.
Дозу излучения принято измерять в рентгенах (Р). А для оценки последствий облучения человека различ­ными видами излучений применяют специальную еди­ницу измерения дозы облучения — бэр (биологический эквивалент рентгена).

Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения и тяжести последствий.

Наименование ЧС Зона ЧС Количество пострадавших Размер материального ущерба
Локальная Не выходит за пределы территории объекта Не более 10 человек Не более 100 тысяч рублей
Муниципальная Не выходит за пределы территории одного населённого пункта или внутригородской территории города федерального значения. Не более 50 человек Не более 5 млн.руб.
Межмуниципальная Затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения Не более 50 человек Не более 5млн.руб.
Региональная Не выходит за пределы территории одного субъекта РФ Свыше 50 но не более 500 человек Свыше 5 но не более 500 млн.рублей
Межрегиональная Затрагивает территорию двух и более субъектов РФ Свыше 50 но не более 500 человек Свыше 5 но не более 500 млн.рублей
Федеральная ------- Свыше 500 человек Свыше 500 млн.руб.

Зона чрезвычайной ситуации – территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей.

Количество пострадавших- количество людей погибших или получивших ущерб здоровью.

Размер материального ущерба – размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.

Существует также понятие глобальная чрезвычайная ситуация. Поражающие факторы и воздействие такой чрезвычайной ситуации выходят за пределы одного государства.

Наши рекомендации