Выполнение личных и семейных обязательств
Сложность этого вопроса подтверждается данными наших исследований. По оценкам менеджеров, возможность выполнять личные и семейные обязательства очень важна: они поставили ее на второе место в списке параметров, влияющих на карьерные решения. Но у этого пункта на первый взгляд не было причинной связи с собственной оценкой удовлетворенности менеджеров.
Мы объясняем это кажущееся противоречие тем, что люди уже примирились с влиянием работы на их стиль жизни. Что интересно, более определенные элементы стиля жизни —
месторасположение, темп работы и гибкость ее условий — не оцениваются менеджерами как существенные. Вряд ли опрошенные нами менеджеры имели в виду, что хотят работать меньше или медленнее: ведь они сами выбрали такие трудные и требующие напряжения сил должности. Мы считаем, что на самом деле им важно выполнять семейные и личные обязательства, но при этом они согласны на компромиссы.
Мы убеждены, что соотношение работы и личного времени будет становиться все важнее для менеджеров при выборе карьеры. Как указывает Роберт Райх, автор книги «Будущее успеха», работа становится все напряженнее. Из-за сегодняшних темпов работы и средств круглосуточной связи менеджерам трудно отключиться от работы.13 Роль связанных со стилем жизни вопросов также будет расти с увеличением количества женщин, людей старшего возраста и представителей «поколения икс» в рядах руководства.
Человеческий фактор
Говоря о ЦПС, нельзя не упомянуть о потребности в обществе коллег. Ведь управление по своей сути требует погружения в беспорядочный, но прекрасный водоворот человеческой деятельности. Да, сослуживцы могут раздражать, выводить из себя и разочаровывать, но в большинстве случаев они вызывают в нас интерес, помогают нам расти и вдохновляют. Зачастую именно из-за этого мы каждый день ходим на работу.
Компании должны понимать, что к самым ценным их предложениям относится удовольствие от общения с другими сотрудниками. Как сказал великий южноафриканский драматург Атол Фугард, «в мире важно только то, что один человек делает для другого или говорит ему».
Ваше предложение должно быть сильнее, чем у конкурентов
ЦПС компании — сочетание множества элементов, из которых, по сути, состоит и сама компания; поэтому ЦПС так же уникальны, как отпечатки пальцев у людей. Мало кому удается сделать свое ЦПС лучшим во всех аспектах — как правило, оно имеет не только очень сильные стороны, но и некоторые слабые места.
ЦПС должно взывать к людям определенного типа, которых стремится привлечь компания. Так, ЦПС компании DoubleCHck привлекает энергичных людей «поколения икс», любящих Интернет; Enron — любителей риска, склонных к аналитическому мышлению и настойчивости при заключении сделок; Amgen — людей, любящих науку и идею улучшения качества жизни. Невозможно создать универсальное ЦПС: например, предложения компаний GE и Amgen вряд ли одинаково понравятся одним и тем же кандидатам.
Кроме того, самое лучшее ЦПС должно превосходить другие варианты, предлагаемые потенциальным кандидатам. Вы знаете, кто конкурирует с вами за таланты? Ваше ЦПС лучше, чем у них? Если вы — производитель бумаги, желающий нанять самых лучших людей с опытом управления бумажными фабриками, лучше ли ваше предложение, чем у других производителей бумаги? Если вы — подразделение Enron Capital and Trade, лучше ли ваше предложение, чем у инвестиционных банков? Если вы — недавно образованная компания, знаете ли вы своих конкурентов и то, какое ЦПС поможет вам переманить от них талантливых сотрудников?
Такая задача несколько лет назад встала перед компанией Level 3 Communications. В конце 1990-х ее СЕО Джеймс Кроу создал Level 3 для построения оптоволоконной сети, предлагающей возможность постоянной модернизации с применением технологии интернет-протокола. По словам
Кроу, технология Level 3 выходит за рамки несовершенной отрывистой видеоконференц-связи: «Путем воздействия на все органы чувств должно создаваться впечатление, что все участники находятся в одной комнате. Это имеет революционные последствия. Когда вам так хорошо «видно» людей, как можно спокойно спать, зная, что они голодают? Как воевать с соседями, если знаешь их так хорошо?»
К 1997 г. Кроу собрал $2,5 млрд. на разработку новой технологии, но для успеха ему нужно было привлечь яркую команду — любителей риска с опытом работы в сфере информационных технологий, которые хорошо разбирались в телекоммуникациях. Но Кроу и другие руководители знали, что за тех же талантливых кандидатов борются десятки других интересных новых компаний.
В этой битве Кроу и его партнеры оказались на высоте: в ЦПС для Level 3 эффективно сочетались вдохновляющая миссия, дальновидное руководство, культура с ориентацией на предпринимательство и результаты, прекрасно мотивирующее вознаграждение и отличное месторасположение.
Мы спросили Линду Адаме, вице-президента группы по персоналу, что для нее лично означает вдохновляющая миссия, и она рассказала такую историю: «Прошлым летом я повела своего сына Алекса в Британский музей науки и технологии. В зале телекоммуникаций мы рассматривали хронологию новшеств — от изобретения телеграфа до оптоволоконных сетей. Я заметила на стене портреты передовых деятелей этой области и сказала Алексу: «Посмотри вон туда — когда-нибудь там будем и мы с Джимом Кроу и историей о Level 3». Адаме добавила: «Конечно, моего портрета там не будет, но я буду знать, что участвовала в революционных преобразованиях способа общения людей».
Хотя в Level 3 много ярких руководителей, именно манера Кроу руководить особенно притягательна. Вот как ее комментирует Дон Гипс, вице-президент группы по глобальной стратегии: «Я никогда не встречал более умного человека. Кроу мыслит на удивление широко и понимает, что происходит на три уровня глубже. Он может объяснять сложные идеи так, что людям легко их понять. И он невероятно порядочный человек».
Понимая важность правильного пакета вознаграждения, руководящая команда сочетала в нем такие же возможности роста благосостояния для работников, как в новых компаниях, с финансовой стабильностью давно работающих компаний. Это привлекло любителей риска и усилило ориентацию корпоративной культуры на результаты. Хотя зарплаты были ниже, чем среднеотраслевые показатели, опционная программа представляла возможность отлично заработать.
Согласно этой программе всем сотрудникам ежеквартально предоставлялись опционы, отражавшие текущие цены акций; тем самым создавались новые возможности роста благосостояния. Опционы имели ценность только тогда, когда цена акций Level 3 превосходила индекс акций 500 корпораций, составляемый компанией Standard & Poors: в таком случае вступал в силу коэффициент, значительно увеличивавший ценность опционов. Если же компании не удавалось превзойти этот индекс, опционы ничего не стоили.
И наконец, руководители-основатели решили подчеркнуть удачное расположение компании как ее отличительную сильную сторону. Была нанята консалтинговая фирма для опроса инженеров (и опытных, и недавних выпускников), чтобы определить, какая часть страны для них наиболее привлекательна. На основе этих данных было выбрано новое место для компании — город Брумфилд (штат Колорадо), к востоку от Боулдера. Критериями отбора стали качество жизни, доступная стоимость жилья и возможность отдыха в близлежащих горах
Постоянно совершенствуйте свое предложение
Даже веское ЦПС компании Level 3 может ослабнуть, если конкуренты улучшат свои ЦПС или появятся новые соперники в борьбе за таланты. ЦПС не должен быть неизменным — его нужно совершенствовать, чтобы на шаг опережать конкурентов. Как производители пищевых продуктов постоянно меняют вкус, размеры и упаковку продукции, отражая изменения в потребностях клиентов, так и компании должны корректировать свои ЦПС в ответ на исходящие от рынка угрозы.
Иногда можно усиливать ЦПС постепенно, но бывают ситуации, когда нужно действовать оперативно. В качестве примера рассмотрим существенные изменения, произведенные старшим вице-президентом компании SunTrust Мими Бриден, которая руководила отделениями банка в 67 супермаркетах Publix в Джорджии.
В начале 1998 г., через два года после открытия первых отделений банка в супермаркетах, в подразделении Бриден произошел кризис, связанный с высокой текучестью кадров. Каждый год увольнялось 46% всего персонала отделений банка и 55% наиболее эффективных сотрудников. Бриден повысила вознаграждение, но эта мера не принесла результатов. Второе повышение тоже не оказало длительного эффекта. Тогда Бриден решила более глубоко исследовать реальные причины этой ситуации и стала расспрашивать работавший с клиентами персонал и руководителей отделений, приходить в отделения банка, проводить фокус-группы и опросы.
Многие сотрудники жаловались, что приходится работать по воскресеньям, а недельный график работы непредсказуемо меняется (часто из-за необходимости заменять ушедших сотрудников). Чтобы решить эти проблемы, Бриден провела исследование обращений клиентов в отделения по выходным
и решила отменить работу по воскресеньям. Кроме того, вместе с менеджерами своего подразделения она разработала новую систему графиков.
Но на этом улучшения не закончились. Во-первых, руководство подразделения стало поощрять участие сотрудников в оценке «360 градусов» для всех старших менеджеров. Во-вторых, были разработаны планы развития каждого менеджера с ежемесячной оценкой и пересмотром раз в полгода, а для прояснения карьерных перспектив руководство ввело «сообщения о возможностях», чтобы сотрудники знали о вакансиях в других подразделениях банка. В-третьих, были созданы программы обучения для торговых представителей, помощников менеджеров и менеджеров. В-четвертых, самым эффективным сотрудникам стали уделять больше внимания: с ними встречалась Бриден и высшее руководство подразделения, регулярно выясняя их потребности. В-пятых, подразделение стало хорошо вознаграждать за результаты, включая повышения зарплаты каждые полгода, а не раз в год. А в некоторых случаях сотрудники оперативно получали заслуженные премии.
Эти преобразования достигли цели: через полтора года текучесть персонала отделений снизилась до 27%, руководителей отделений — до 12%, а среди сотрудников категории А она составила менее 10%. По словам Бриден, «сами по себе эти изменения не поражали; прорыв заключался в том, что мы осуществляли их быстро. Я много прочитала о молодых менеджерах и поняла, что им нужны не только трудные интересные задачи, но и частая оценка их работы и постоянная связь с руководством».
На шкафчике Бриден лежит плоский камень размером с ладонь. Она объясняет: «Глядя на него, я вспоминаю о примере постановки приоритетов, который однажды прочитала: если сначала не сосредоточиться на «крупных камнях», для них не найдется места, так как их все время будут вытеснять гравий и песок. Этот образ я использую,
чтобы сосредоточиться на времени и внимании, которое мы должны уделять удержанию и мотивации хороших сотрудников. Если разумно распределять время, то есть сначала заниматься «крупными камнями», то это окажет положительный эффект на результаты всей компании».
Кроме того, Бриден обнаружила важность личных контактов: «Например, написанная от руки записка Эрику с благодарностью за отличную работу; письмо по электронной почте для Шэннон с признанием ее замечательных способностей к коучингу; обед с Лорен. Может, вас это удивит, но я не считаю, что у меня идеальные навыки общения в их классическом понимании. В глубине души я скорее аналитик. Но полученные из разных источников отзывы обо мне предполагали, что я смогу повысить свою эффективность, если стану немного ближе к людям. Думая об этом сейчас, я понимаю, что действительно чувствую прилив энергии, когда иду к сотрудникам на их рабочие места, говорю с ними, вижу, как они показывают свои лучшие результаты и чувствуют, что банк их ценит. Ради этого стоит работать».
Относитесь к ЦПС как к продуктовой стратегии
Относитесь к своему ЦПС так же серьезно, как к предложению ценности для клиентов, в любой ситуации: при основании новой компании, реагируя на текучесть персонала или усиливая свое предложение для сотрудников. Применяйте те методы диагностики, которыми вы пользуетесь при разработке стратегии в отношении продукции или рынка:
— Оцените силу своего ЦПС на сегодняшний день. Измерьте текучесть персонала отдельно среди эффективных сотрудников, новичков и в других ключевых группах.
Помогайте людям осуществлять их мечты
Да, сегодня талантливые улравленцы ожидают многого, но и создают значительную ценность для своих компаний. Чтобы привлечь и удерживать их, компании должны обеспечить ЦПС, которое соответствует ожиданиям людей и превосходит другие варианты.
Чтобы значительно перестроить предложение ценности для сотрудников, нужно переосмыслить ведение дел в компании, продвижение сотрудников по службе, структуру должностей и измерение результатов, а возможно, и саму культуру организации. Эти изменения могут затронуть суть на-ибодее оберегаемых традиций компании.
Такой процесс может оказаться мучительным и, несомненно, столкнется с сопротивлением; но это не должно сбить вас с пути, ведь результаты могут быть колоссальными. Привлечение и удержание талантов и выявление лучших свойств в сотрудниках даст мощный толчок развитию вашей компании.
Даже обычные организации могут предложить сотрудникам нечто необычайное, создать для них возможность развития карьеры и тем самым оправдать их ожидания.
Нарушайте правила формирования вознаграждения, чтобы получить желаемых людей
Сегодня на рынке существует значительный спрос на лучших кандидатов, создающих огромную ценность, и компания должна быть готова идти на большие затраты для их завоевания. Приложив титанические усилия для поиска и привлечения хорошего кандидата, не дайте ему ускользнуть, если он хочет получать больше, чем вы предполагали. Иными словами, если вам кажется, что вы предлагаете достаточную зарплату хорошим кандидатам, а они вам отказывают, следует пересмотреть эту цифру.
Это на собственном опыте понял Билл Роджерс из SunTrust, попытавшись нанять 40 менеджеров по работе с клиентами, используя существовавшую в компании структуру вознаграждения (зарплата ниже средней плюс большие премии). Скоро ему стало ясно, что этот средний пакет не привлекает нужных ему лучших кандидатов.
Поэтому он поднял планку вознаграждения: начал предлагать премии за поступление на работу, оплачивать затраты на переезд и гарантировать премии в первый год. В конечном итоге он поднял и зарплаты до уровня выше среднего по отрасли — впервые для SunTrust. Этот дорогостоящий ход сработал. «Почти все новые менеджеры, которых мы наняли, с лихвой возместили первоначальные затраты на их привлечение, — объясняет Роджерс. — Мало кто из них согласился бы у нас работать, если бы мы не подняли планку оплаты».
Чтобы выиграть на этом новом рынке, нельзя играть по старым правилам, определяющим размер заработной платы. Нужно задать себе два важных вопроса. Первый: сколько потребуется денег, чтобы привлечь этого человека? Второй: какую ценность он создаст для моей компании?
132 Война за таланты
Рис. 4-2. Предлагайте нужным людям достаточное вознаграждение
Процент директоров компаний, которые полностью согласны с данными утверждениями:
:<Вознаграждение никогда не мешает при найме более эффективных кандидатов»
:<При необходимости мы нарушаем существующие правила определения вознаграждения, чтобы привлечь и удержать нужных людей»
Компании Компании
с высокими со средними
результатами результатами
Компании Компании
с высокими со средними
результатами результатами
Источник исследование McKinsey & Company «Война за таланты» 2000 г.
Ответ может находиться вне диапазона, который вы планировали изначально. Вам можег понадобиться увеличить потолок вознаграждения или предлагать интересные бонусы за поступление на работу и другие льготы, чтобы увеличить вознаграждение без нарушения структуры зарплаты. Компании с более высокими результатами охотнее платят необходимую сумму для найма нужных людей (см. рис. 4-2).
Умейте убеждать
В прошлом процесс найма был сосредоточен главным образом на отборе. Компании тщательно отбирали лучших из длинного списка хороших кандидатов и могли позволить себе не торопиться, пока те нервно ожидали решения.
На сегодняшнем рынке талантов компания должна убеждать кандидатов в своих преимуществах. Да, тщательный отбор все равно нужен, но гораздо более трудная задача — убедить подходящих людей прийти на работу в компанию или даже выслушать ее предложение. Каждый шаг этого процесса должен стать своего рода ухаживанием: убедительным, восхитительным и искусным. Кандидат должен чувствовать, что компания добивается его расположения и ценит его. Каждый раз после общения с компанией он должен думать: «Как мне хотелось бы работать там!»
Раньше компании посылали на охоту за талантами не лучших своих людей, а тех, кто мог уделить этому время. Но сегодня такая практика обречена на провал.
Нужно, чтобы на передовой войны за таланты были самые эффективные сотрудники вашей компании. Линейные менеджеры должны уделять один-два дня в месяц привлечению сотрудников: проводить собеседования с кандидатами, презентации в сгудгородках и убеждать кандидатов принимать предложения. Профессионалы должны быть у руля стратегии найма. Ключевые менеджеры по персоналу должны организовать весь процесс, а не быть простым звеном между специалистом по найму и кандидатами.
Чтобы завоевать лучших кандидатов, компании должны пускать в ход все свои козыри. «Привлечение самых талантливых кандидатов было моей единственной целью в первый год работы, — рассказывает Стив Макадам, вице-президент подразделения упаковки в компании Georgia-Pacific. — В тесном сотрудничестве с нашей командой по персоналу мы выработали соответствующие процедуры.
Но когда дело доходило до активного убеждения и подписания трудового договора, для меня это было приоритетом номер один. Я лично ездил по стране, посещал потенциальных кандидатов и проводил с ними столько времени, сколько было нужно».
Макадам знал, что только его личное присутствие убедит одаренных людей войти в команду компании. Он советует: «Если руководитель хочет, чтобы у него работали лучшие, он должен привлекать их самостоятельно». Из 96 человек, нанятых в первые полтора года работы Макадама, он лично убеждал и проводил собеседования с 49. Считается, что у 29 из этих 49 человек — хороший потенциал как у будущих руководителей, и почти все они до сих пор работают в компании.
СЕО компании Symantec Джон Томпсон тоже понимает важность своего личного участия. Symantec разрабатывает программы для обеспечения безопасности данных; самые известные ее продукты — Norton Utilities и Norton AntiVirus. Томпсон вспоминает, что однажды очень талантливого директора их исследовательской лаборатории переманила некая интернет-компания. «Я написал ему письмо по электронной почте: «Я удивлен. Я думал, что ты любишь нашу компанию и понимаешь, как ты нам важен для достижения наших целей. Но, наверное, это было не так. Очень глупо с нашей стороны. Желаю тебе всего лучшего», — вспоминает Томпсон. Через неделю этот директор вернулся и послал Томпсону ответ: «Я вернулся, и я действительно люблю нашу компанию».
Есть еще одна веская причина доверить наем лучшим сотрудникам: они задают уровень талантов, который определит уровень достижений вашей компании. Как сказал сэр Артур Конан Дойл: «Посредственность не знает нщего лучше себя, но талант немедленно узнает гения».
Разработайте стратегию привлечения талантов для каждого подразделения
Все мы знаем, как разрабатывается маркетинговая стратегия: определяется каждый сегмент, устанавливается его размер и характеристики его потребностей. Разрабатывается уникальное предложение и стратегия ценообразования для каждого сегмента. Готовятся каналы, тактика и программы для торгового персонала. Согласовывается доля целевого рынка и планы продаж. Высококвалифицированные менеджеры по маркетингу и продажам тратят сотни часов на подготовку этих продуманных письменных планов. Исполнительный комитет обсуждает и согласовывает их.
Но есть ли в вашей компании письменно зафиксированная стратегия привлечения сотрудников? У каждого подразделения? Для каждого вида талантов? Так же хорошо она продумана, как маркетинговая стратегия? Скорее всего нет. До начала войны за таланты никому не нужно было тратить на это столько сил. Но теперь стратегия привлечения сотрудников для всей компании так же необходима и должна быть такой же подробной, как и маркетинговая стратегия.
Мы рекомендуем вам попросить каждое подразделение разработать стратегию найма. В первый год она может быть совсем простой (см. образец на рис. 4-3). Во второй год ищите возможности в разных направлениях или типах сотрудников, чтобы подразделения могли делиться передовым опытом и кандидатами.
Подумайте вместе со своей руководящей командой и HR-отделом, как построить стратегию найма таким образом, чтобы внедрять таланты на всех уровнях, постоянно охотиться за ними, использовать много разных источников, проявлять изобретательность в разработке новых каналов, при необходимости нарушать правила вознаграждения и уметь убеждать нужных вам кандидатов.
Рис. 4-3. Стратегия привлечения сотрудников для подразделения АБВ на 2001 год
Тип сотрудника | Источники | Что мы хотим | Ответственные | Критерии успеха |
и план найма | и каналы | сказать в своем | лица | |
предложении | ||||
100 разработчи- | 15 университетов | •Новейшая техно- | 3 директора | Процент принявших |
ков ПО | логия» | 'подразделений | предложение; | |
5 менеджеров | стоимость найма | |||
школ | одного сотрудника | |||
50 опытных | Направления | •Выбериле свою | 2 менеджера | Количество нанятых |
электротехников | от сотрудников | должность и | по производству | сотрудников; |
и Интернет | месторасполо- | и 1 HR-румово- | их эффективность | |
жение» | дитель | за первый год | ||
20 генеральных | Школы МВД, | -Долмиость линей- | Руководители отде- | Попадание в 20% |
директоров | 2 фирмы по поиску | ного менеджера | лов планирования | лучших в классе |
персонала - | через полтора | и финансового | ||
консультантов | года» | отдела |
Прилагается страница по каждому типу сотрудников:
—Количество сотрудников из каждого источника или канала
—Описание целевого кандидата
—Собеседование и процесс отбора
—Диапазон и варианты вознаграждения
Для успеха в бизнесе все важнее будут становиться кадры, а конкуренция будет приводить к появлению все более хитроумных методов переманивания талантов. Добейтесь продуманной стратегии привлечения сотрудников.
Как происходит профессиональный рост
Многие руководители не понимают процесса профессионального роста менеджеров и думают, что ключ к развитию — обучение. Но когда мы спросили менеджеров, что стало движущей силой их развития на протяжении карьеры, они выделили не обучение, а сам процесс работы. Но не это удивило нас, а то, каким важным они считали коучинг, оценку их работы и наставничество (см. рис. 5-1).
Рис. 5-1. Факторы развития
Процент менеджеров среднего и высшего звена
Коучинг и обратная связь |
ой
о о
Рабочие задания
25 50 75 100
Важность для моего развития (критично, очень важно)
РАБОЧИЕ ЗАДАНИЯ
1. Быстрое продвижение
эффективных сотрудников
2. Создание навыков, улучшающих
карьерные перспективы
3. Быстрая ротация и продвижение
4. Задачи с ответственностью за
финансовый результат
5. Возможности работы над
специальными проектами
6. Обучение на рабочих местах
КОУЧИНГ, ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
7. Мне говорят о моих сильных
и слабых сторонах
8. Оценка «360 градусов»
9. Откровенная, подробная
оценка работы
10. Неформальный коучинг
со стороны руководителя
НАСТАВНИЧЕСТВО
11. Прекрасный наставник
12. Наличие образца поведения
в среде старших менеджеров
13. Советы наставников о развитии
ОБУЧЕНИЕ
14. Традиционное обучение
Источник: исследование McKmsey & Company 'Война за таланты' 2000 г.
Недостаточное развитие
В результатах исследования нас удивило и то, как большинство компаний развивает сотрудников. На вопрос, насколько хорошо в их компании организованы различные компоненты развития, лишь 39% менеджеров ответили, что их компания очень эффективно дает откровенную оценку их работы, только 37% — что их компания обеспечивает хороший уровень наставничества, и лишь 47% — что их компания быстро продвигает способных сотрудников.6
Почему компании так плохо развивают своих работников? Причиной мы считаем то, что они не признают связь между эффективным развитием сотрудников и результатами компании. Еще одна вероятная причина — в том, что большинство менеджеров так и не испытали на себе выгоды хорошего развития и поэтому сами не готовы к росту в собственных организациях. Кроме того, большинство компаний не требует от руководителей развития сотрудников, не ценит и не измеряет их успех в этой области.
Многим руководителям не нравится, что для качественного развития талантов требуются большие эмоциональные затраты и личное участие. Хороший наставник должен знать и обсуждать таланты и потенциал своих сотрудников, что иногда может граничить с навязчивостью, и некоторые руководители при этом чувствуют себя неловко. Мы надеемся, что такие люди преодолеют свою скованность (как это удалось Мими Бриден — см. третью главу) и займутся стоящим делом: помогут другим развивать свои уникальные способности.
Осуществляйте развитие в процессе работы
Исследователи годами говорят о той первостепенной роли, которую процесс работы играет в развитии людей.7 Но многие компании в своей повседневной деятельности уделяют этому недостаточно внимания.
Добивайтесь быстрого обучения
«Плохо подготовленный руководитель оставляет шрамы на карьерах молодых людей, наносит огромный ущерб их самооценке и искажает представление о самих себе, — пишет Дж. Стерлинг Ливингстон. — Но если у нас есть хорошая подготовка и большие ожидания, уверенность подчиненных в своих силах возрастет, их способности будут развиваться, а производительность повысится».8 Как замечает Ливингстон, для профессионального роста людям нужны новые интересные и сложные задания, которые они еще не умеют выполнять. Это в особенности относится к перспективным сотрудникам.
Например, в General Electric хорошо продуманы задания для профессионального роста; компания рассматривает их как стратегические ставки на талантливых сотрудников. Бывший вице-президент по развитию руководителей Чак Окоски замечает: «Делайте ставку на прирожденных атлетов — людей с самыми стойкими навыками, доказавших свою способность организовать и воодушевить отличную команду и обладающих достаточной серьезностью для хорошего выполнения сложной работы. Не бойтесь продвигать «звезд» без узкоспециального опыта на должности, которые на первый взгляд выходят за пределы их компетенции. В большинстве случаев вас удивят их хорошие результаты».
Ставьте перед людьми непривычные задачи
Людям нужно не только расширение обязанностей, но и их смена. Авторы книги «Уроки опыта» Ломбардо, Макколл и Моррисон определили, какое изменение задач помогает сотрудникам развиваться. Среди прочих к таким изменениям относятся; переключение с обязанностей линейного менеджера на административные, выполнение проектов «с нуля» и наведение порядка в проблемных направлениях.9 Генеральные директора с разносторонней подготовкой должны в течение своей карьеры выполнить множество таких различных проектов.
Amgen — компания, сознательно дающая перспективным людям возможность проявить себя в различных задачах. Например, вице-президент Amgen Кит Леонард начал работу с логистики, перешел в финансовое подразделение, получил международное задание и поехал в Нидерланды; затем был назначен в отдел продаж и маркетинга и в конце
концов стал руководителем нового подразделения ревматологии. Похожий путь прошел исполнительный вице-президент Amgen Деннис Фэнтон, специалист по молекулярной биологии. Раньше он возглавлял отдел продаж и маркетинга, а сейчас занимается операционными вопросами, включая производство, логистику, инженерию, качество и управление информацией; недавно к этому списку добавились исследования. Фэнтон признает: «Конечно, сейчас я выкладываюсь полностью, но такова жизнь — надо напрягать все силы, чтобы понять свои возможности».
Конечно, давая сотрудникам задания для профессионального роста, Amgen обеспечивает им «спасательные круги» в виде наставничества, коучинга и постоянной оценки, чтобы они выплыли в море новых обязанностей.
Поручайте сотрудникам серьезные специальные проекты
Специальные проекты, где определенные цели должны быть достигнуты за несколько месяцев, — особенно хорошие возможности развития. Для их выполнения обычно требуются целенаправленное решение проблем, межфункциональный интегрированный подход, коллективная работа, контакты с руководителями высшего звена и умение убеждать, а не указывать. Часто сотрудники могут участвовать в этих проектах одновременно с выполнением своих обычных обязанностей. Как упоминалось в третьей главе, с этой целью Arrow Electronics временно поручает сотрудникам обязанности людей, ушедших в долговременный отпуск.
Постоянно расширяйте рамки должностных обязанностей
Можно добиваться профессионального роста и усложнения задач, даже если сотрудник работает на одной и той же позиции. Обязанности должны не считаться строго определенными раз и навсегда, а скорее представлять собой широкий крут полномочий. Давайте сотрудникам возможность переосмысливать свои роли, переориентироваться в своих обязанностях и выполнять работу так, как никто до них.
Поощряйте поиск возможностей перезапуска продукта, его продвижения в новой стране, улучшения отношений с клиентами или наставничества для перспективного сотрудника. Создавайте возможности профессионального роста — от проведения трудных переговоров до презентации важного отчета совету директоров. Помните, что не должность определяет потенциал сотрудника, а, наоборот, он сам задает потенциал и направление, в котором будет вести работу. Попытайтесь представить себе, какой могла бы стать позиция при другом подходе, или найдите человека, который может направить вверх траекторию развития должности.
Организационная структура должна способствовать развитию
Разрабатывая организационную структуру, найдите возможности уменьшения иерархических уровней и децентрализации работы. Например, должности, связанные с ответственностью за финансовые результаты, лучше помогают развивать способности к общему руководству, а межфункциональные команды дают сотрудникам шанс расширить кругозор. В Johnson & Johnson входит более чем 190 компаний.10 Такой уровень децентрализации помогает поощрять предпринимательскую атмосферу, в которой молодые сотрудники рано получают ответственность и возможности развивать свои навыки.
Уделяйте особое внимание некоторым видам работыНекоторые задания особенно полезны для развития будущих руководителей компаний. В нашем опросе менеджеры назвали пять типов самых важных для развития задач: работа на должности с более широким кругом полномочий; реструктуризация компании; создание новой компании или направления; масштабный и заметный специальный проект; работа в другой стране.11 Такой работы в большинстве организаций мало, и поэтому ее нужно продуманно давать самым перспективным сотрудникам.
Например, в Amgen ключевой позицией для развития является должность руководителя команды по разработке продукции, который ведет продукт от стадии исследований и клинических испытаний до маркетинговых и регуляционных вопросов. Поскольку эта должность находится на стыке многих направлений и имеет различные аспекты, CEO Amgen Кевин Шерер считает ее важной вехой в развитии руководителей старшего звена. Он полагает, что менеджеру, который не смог успешно возглавить команду разработки продукта, вряд ли удастся когда-нибудь возглавить компанию.
Запуская программу обеспечения качества, GE рассматривала ключевые должности «Шести сигм» как важные возможности развития, намереваясь назначить на посты уровня «обладателей черного пояса» наиболее перспективных людей. Впоследствии эти перспективные руководители заняли позиции с расширенными операционными обязанностями, где применили опыт, полученный благодаря профессиональному росту, что повысило результаты всей компании. Но должности «обладателей черного пояса» не просто стали хорошими возможностями развития, но и сыграли критическую роль в улучшении результатов GE.
Следуя примеру GE и Amgen, компаниям нужно назначать наиболее перспективных людей на самые развивающие позиции, а самых талантливых из них — на ключевые посты.
Процесс назначения должен быть нацелен на развитие
В большинстве компаний назначение сотрудников на должности не помогает развитию: менеджер по персоналу выбирает «самого квалифицированного». Так как менеджеры обычно не осведомлены обо всех возможных талантах в компании, они выбирают из тех, кого знают сами, и упускают возможность развивать наиболее перспективных; кроме того, они не склонны к риску при назначениях. Amgen стремится избегать этой ошибки. «Обычно на вакантную позицию берут человека с полностью подходящим резюме, — объясняет Илана Мескин, старший HR-директор в Amgen. — Мы рассматриваем кандидатов через призму их возможностей. Кто сумеет добиться наибольшего профессионального роста? Кто лучше научится и как использовать эту должность именно с целью развития?»
Процесс назначения должен учитывать таланты во всей организации и быть важным фактором развития. Он начинается с философии, согласно которой 200—500 высших руководителей — активы всей корпорации, а не отдельных ее подразделений. Только в этом случае компании смогут наладить беспрепятственный поток талантов к самым привлекательным возможностям.
Чтобы внедрить эту философию, СЕО должен подвергнуть сомнению практику продвижения очевидного преемника и с помощью директора по развитию персонала лично заниматься вопросами назначения сотру<