Элементы ЦПС - неотъемлемая часть компании

Чтобы создать убедительное ценностное предложение для сотрудников (ЦПС), компания должна предоставить им то, к чему они стремятся: увлекательную работу, отличную ком­панию, привлекательное вознаграждение и возможности развития. Несколько лишних привилегий, свободная форма одежды или более широкая медицинская страховка не пре­вратит слабое ЦПС в веское. Если вы хотите значительно усилить его, будьте готовы поменять такие принципиаль­ные вещи, как стратегию, структуру организации, ее куль­туру и даже ключевых менеджеров.

Увлекательная работа, которая воодушевляет людей

Первоклассное ЦПС начинается с интересной, требу­ющей усилий и воодушевляющей работы. Некоторым компаниям, похоже, легко выполнить эту задачу. Напри­мер, Ричард Брэнсон, харизматичный CEO Virgin Group, разрабатывает многие увлекательные направления — от авиакомпании Virgin Atlantic Airways и магазинов Virgin Megastores до Virgin Mobile и Virgin Direct (финансовые услуги). Компания America Online находится в авангарде развития Интернета, а теперь в ее распоряжении и ресур­сы Time Warner. Бизнес и бренды этих компаний инте­ресны по своей сути и ставят такие же интересные, тре­бующие усилий задачи.

Это и многое другое удалось Enron. Компания появи­лась в отрасли, которую нельзя назвать увлекательной: зто произошло в 1985 г. в результате слияния Houston Natural Gas с InterNorth — оператором газопровода, расположен­ным в г. Омаха (штат Небраска). В 1990 г. бывший консуль­тант Джефф Скиллинг и президент финансового подраз­деления Enron Джин Хамфри основали новое подразделе­ние Enron под названием Enron Capital and Trade. Его це­лью было создание нового направления по продаже при­родного газа.

Enron создал новое ЦПС в качестве компании, процве­тающей благодаря сделкам, дающей сотрудникам шанс сде­лать что-то масштабное и перевернуть товарные рынки с ног на голову, и, не в последнюю очередь, позволяющей много зарабатывать. «У вас будет возможность полностью изме­нить порядок ведения дел во многих отраслях, — рассказы­вает энергичным новичкам Кевин Хэннон, директор ново­го подразделения Enron — Global Broadband. — Вы станете архитекторами этих рынков».

ЦПС компании Enron разработано для привлечения нуж­ных талантов. СЕО компании Джефф Скиллинг знал, что для новых задач не подойдут специалисты по газопроводам, — необходимы были трейдеры с опытом работы на лучших то­варных рынках и в инвестиционных банках. Скиллинг на­столько хорошо понимал трудность этой задачи, что согла­сился работать в Enron только при условии, что он сможет свободно нанимать нужных сотрудников и управлять ими по-новому. «Мы никогда не смогли бы открыть направление Enron Capital and Trade, если бы не привлекли новых лю­дей с иными умениями и не создали бы новое предложение ценности, — замечает Скиллинг. — Это стало ядром кон­цепции нового подразделения».

Разработав новое ЦПС, Скиллинг создал внутренний ры­нок труда: сотрудники могли быстро переходить в интересные

для себя подразделения и на должности, где перед ними сто­яли самые сложные, но увлекательные задачи. Поощрялось переманивание людей из одного отдела в другой, а руково­дителям запрещалось мешать этим переходам.

Например, Кевин Хэннон, который ранее был СОО* ( ■ СОО (англ. Chief Operating Officer) — старший исполнительный директор. Далее этот термин не расшифровывается.) в Enron North America, занялся управлением нового подраз­деления — Global Broadband. Для этого требовалось 50 со­трудников, и Хэннон запустил «проект быстрого найма», пригласив на собрание 100 самых эффективных сотрудни­ков всех отделов компании в отель Houston Hyatt на весь день. Там он представил коллегам свой бизнес-план. Ког­да задачи были поставлены, у банкетного зала расположи­лись «вербовщики» с регистрационными листами. К концу недели у Хэннона было пятьдесят высокоэффективных со­трудников, а у директоров других направлений — пятьде­сят новых вакансий.

Эта система дает людям шанс очень быстрого продви­жения. СЕО подразделения Enron в Северной Америке Дэ­вида Делэйни в Enron в свое время привлекли многообе­щающие предложения. Кроме того, он решил, что в случае неудачи всегда сможет вернуться в отдел маркетинга ком­пании Shell Oil в Калгари. Но об этом ему не пришлось беспокоиться, так как в Enron его карьера резко пошла в гору: в 1994—1997 гг. он управлял маркетингом в подраз­делении по производству газа Enron в Канаде, затем пере­ехал в Хьюстон и запустил бизнес Enron на востоке США. Спустя год он получил повышение в должности и начал управлять всеми операциями компании в США. В начале 1999 г. Делэйни был коммерческим директором североаме­риканского подразделения, а к концу года стал его СЕО — в возрасте всего 34 лет.

«Наша бизнес-модель основана на желании людей ис­пытать себя в решении новых задач и достижении успе­ха, — объясняет Скиллинг. — Я не хочу, чтобы люди си­дели на одной должности по пять лет и скучали. Нашей компании очень нужно постоянное внутреннее движе­ние — а оно усиливается благодаря подходящим людям. При такой системе все руководители увлечены своей ра­ботой, a Enron движется в направлении, которое их инте­ресует больше всего».

Конечно, возможности Enron ограниченны, но Скил­линг замечает: «Если в какое-то подразделение стремится попасть много людей, это верный признак хороших воз­можностей. А если людей трудно привлекать, это верный признак, что в данной сфере бизнеса компании лучше не работать».

Лишь считанные компании смогут так увлекать сотруд­ников работой, как это удалось Enron путем поразительных преобразований, но многие смогут применять некоторые из этих принципов.

Разрабатывая стратегию, подумайте о направлении, ко-

|торое могло бы увлечь талантливых людей. Миссия компа-! нии должна вызывать воодушевление. Рассмотрите возмож­ности изменения структуры организации, чтобы люди мог-|ли играть в ней более значимые и интересные роли, дайте |Им свободу действий на горизонтальном и вертикальном уровне и как можно больше независимости и ответствен­ности. Должно быть как можно больше должностей с от­ветственностью за прибыль и межфункциональных групп, чтобы люди могли ознакомиться с разными сторонами де­ятельности компании.

Отличная компания, отличная культура, отличные руководители

Менеджеры хотят работать в отличной компании. В это по­нятие входит не только то, чем они будут заниматься, но и привлекательная культура, ценности, хорошее управление, вдохновляющие лидеры.

У людей разные предпочтения относительно корпора­тивной культуры. Но есть два аспекта, к которым стремят­ся почти все менеджеры; ориентация на результаты и ат­мосфера открытости и доверия.

На рис. 3-3 показано, какому проценту менеджеров нра­вится культура в их компаниях? Больше менеджеров удов­летворены культурой компаний, где есть ориентация на результаты и атмосфера открытости и доверия. Может по­казаться, что эти две культурные характеристики являют­ся взаимоисключающими, но на самом деле они образуют действенное сочетание.4

Кроме отличной культуры люди ищут руководителей, ко­торые их вдохновляют и ставят труднодостижимые и инте­ресные задачи, хороших управпенцев. Отличное руководство даже важнее для «поколения икс», чем для людей старшего возраста: в нашем опросе представители «поколения икс» пос­тавили «хорошие отношения с начальником» на третье мес­то в списке важных для них факторов после интересной ра­боты и возможности выполнять личные и семейные обяза­тельства.5 В своих отношениях с начальством «поколение икс» стремится к значительной независимости и коучингу.

Превосходное руководство и отличная культура мо­гут стать ядром самого лучшего ЦПС. Так произошло в Synovus Financial Corp. Когда в 1999 г. журнал Fortune опуб­ликовал очередной список «100 лучших работодателей», многие с удивлением увидели, что первым в нем стоит именно Synovus Financial Corp. — название, которое не было широко известным; даже СЕО компании был удивлен зтой

новостью. Он знал, что компания уже несколько лет упорно работает над своей культурой и руководством, но искренне полагал, что нужно сделать еще многое.

Synovus Financial Corp. — среднего размера фирма по пре­доставлению финансовых услуг из Колумбуса, штат Джорд­жия, с двадцатилетним «стажем» бурного роста. Года за два до выхода в лидеры списка на одном из еженедельных соб­раний некий смелый сотрудник взял слово и задал директо­рам вопрос; тогда они еще не знали, что этот вопрос прин­ципиально изменит ЦПС компании.

Он был менеджером среднего звена в инвестиционном банке. Свою речь он начал с похвал: «За последнее столе­тие компания Synovus значительно выросла, особенно в пос­ледние двадцать лет. Расширяясь, мы выходили в новые

сферы бизнеса, новые регионы и осваивали новые техноло­гии. Сейчас у нас работает 10 000 сотрудников, а прибыли возросли». Менеджер остановился, кашлянул и задал воп­рос: «Но не случилось ли так, что за всеми успехами мы упустили из виду людей?» В зале воцарилась тишина. Всем стало понятно, какие чувства стоят за этим вопросом, и при­сутствующие согласились: компания должна поддерживать атмосферу заботы — отличительную черту, которая была ей присуща с момента основания.

Таким образом была поставлена задача укрепления кор­поративной культуры. СЕО Джимми Бленчерд рассказыва­ет: «Мы все согласились, что задача состоит в создании та­ких условий работы, в которых каждый сотрудник будет знать, что о нем помнят и заботятся: отсутствие притесне­ний и домогательств, манипулирования, келейности, обма­на, двуличности. Со временем они стали называть культу­ру, к которой стремились, «культурой сердца».

Проведя множество опросов и доверительных бесед, Бленчерд и его команда привели в систему свои ожидания от успешных руководителей. Сейчас, чтобы стать успеш­ным руководителем в Synovus, нужно: 1) следовать провоз­глашенным ценностям — на работе, дома и в обществе по­давать пример честности и принципиальности; 2) делиться своими взглядами — чтобы вдохновить других на самосо­вершенствование; 3) способствовать успеху окружающих — помогать сотрудникам стремиться к более высокой цели, чем вы сами; и 4) управлять работой — выполнять эти пункты, придерживаясь передовой банковской практики, и обеспе­чивать высокую доходность для акционеров.

Впервые в 113-летней истории компании ее руководите­ли изложили в письменном виде свое видение культуры ор­ганизации, с целью зафиксировать, что менеджеры Synovus смогут достичь успеха только при безоговорочной поддерж­ке «культуры сердца» — понимая, что им важнее всего управлять сотрудниками, развивать и вдохновлять их — и без исключений.

Изложив эти представления на бумаге, Synovus присту­пил к их воплощению. Первым делом компания стала тре­бовать от каждого руководителя высшего звена и всех ме­неджеров четко и активно укреплять эти ценности своим поведением. Затем были введены процессы для усиления деятельности руководства и собрания для обсуждений, оп­ределения вопросов и выработки решений. Сюда относит­ся программа ориентации на культуру; комитет поддержки, который собирается на 3—4 часа каждый месяц для обсуж­дения вопросов, связанных с «культурой сердца»; встречи «Спроси у СЕО», в которых могут участвовать все сотруд­ники; и «Правильные шаги» — процесс оценки, разделяю­щий анализ лидерского потенциала от анализа личной эф­фективности.

Хотя «культура сердца» и направленные на ее воплоще­ние программы кажутся нестрогими, на самом деле им свойс­твенна серьезность. Руководителей на 200 высших должно­стях оценивают по тому, насколько эффективно они вдох­новляют сотрудников и управляют ими, как добиваются ре­зультатов и заботятся о сотрудниках. Примерно 30 из 200 руководителей высшего звена пришлось уйти, так как они не соответствовали «культуре сердца».

Размышляя о последних четырех годах и о том, как в 2001 г. журнал Fortune поставил компанию на восьмое мес­то в списке лучших работодателей, Бленчерд доверительно говорит: «Кроме осуществляемых программ, с 1996 г. мы на каждой встрече говорили о том, как развивать каждого со­трудника. Теперь я твердо убежден, что отличная культура необходима для создания прибыльной компании».

Уверенность Бленчерда вполне оправданна: рыночная ка­питализация Synovus за эти четыре года выросла с $2,2 млрд. до $8 млрд.

Благосостояние и вознаграждение

Вопрос о значении денег, их реальной стоимости и о том, стоит ли тратить жизнь на их получение, относится к облас­ти неуловимых философских вопросов, не предполагающих ответа. Майкл Льюис, автор книг «Покер лжецов» и «Са­мое новое увлечение», замечает: «Человек, упустивший шанс разбогатеть на биржевом буме, мог сказать себе: «Пусть я не богат, но я, по крайней мере, не идиот». У человека, ко­торый не воспользовался интернет-бумом, нет такого уте­шения. Если вы не разбогатели, то вы олух. Люди уже не чувствуют себя виноватыми, зарабатывая много денег. Они чувствуют себя виноватыми, если им это не удается».6

Конечно, экономический спад изменил эти ожидания, но бум 1990-х оставил свой след. В прошлом людям пла­тили согласно занимаемому месту. С переходом на следую­щую ступеньку иерархии их зарплата росла соответствен­но. Сегодня талантливые менеджеры ожидают большой оп­латы, и как можно скорее. Хотя «золотая лихорадка» интер­нет-компаний была недолговечной, она произвела на мно­гих людей неизгладимое впечатление.

Стоимость таланта действительно растет. Стартовое возна­граждение выпускников программ одной из 25 лучших школ МВА за последние четыре года выросло на 36% — до $127 000.7 Возна­граждение СЕО за последнее десятилетие возросло в десять раз и в среднем составляет $12,4 млн.8 Многие консалтинговые и юри­дические фирмы, инвестиционные банки увеличили вознаграж­дение на 30—50% во второй половине 1990-х.

Вряд ли «потолок» оплаты управленцев снизится. Да, не­которую роль в этом росте сыграли рынок с тенденцией по­вышения и повальная мода на интернет-компании, но самое значительное влияние оказало увеличение ценности талан­тов, повышение ожиданий талантливых управленцев и осоз­нание менеджерами прямой связи между их работой и успе­хом компании.

По этим и многим другим причинам вознаграждение иг­рает существенную роль в привлечении и удержании менед­жеров; но важно, как уже говорилось ранее, не только его абсолютное значение. В нашем опросе больше менеджеров высоко оценили вознаграждение за высокую личную эффек­тивность и ее признание, чем общее количество выплачен­ных денег либо рост благосостояния (см. рис. 3-1).

Мы спросили участников исследования, могут ли они в ближайшем будущем уйти из компании и почему это про­изойдет. Одной из четырех главных причин стало «недоста­точное вознаграждение либо признание».9

Хотя для эффективного ЦПС нужны не только деньги, его трудно построить без конкурентоспособной оплаты. Как указывает Эд Лоулер, автор книги «Вознаграждение за качественную работу», люди редко принимают самый низ­кооплачиваемый вариант.10 Одни компании платят боль­ше конкурентов и делают высокое вознаграждение яд­ром предложения ценности для талантов. Другие предла­гают конкурентоспособное вознаграждение, не превыша­ющее обычный уровень. Однако нельзя опускаться значи­тельно ниже обычной ставки, так как это серьезно повре­дит вашему ЦПС.

Компаниям также нужно будет изменить свои системы вознаграждения, чтобы платить самым эффективным со­трудникам намного больше, чем показывающим средние ре­зультаты. Обычно людям на одинаковых должностях пла­тят одни и те же деньги; по новым системам людей нужно вознаграждать по создаваемой ими ценности. Так компа­нии смогут платить самым эффективным сотрудникам их реальную рыночную стоимость, не повышая уровни воз­награждения для всех остальных. Такой индивидуальный подход к оплате резко отличается от привычного для боль­шинства компаний и может привести к разногласиям. Но в конечном итоге легче будет тем, кто все-таки осуществит переход кновым методам привлечения и удержанияталантливых работников.

Старые принципы оплаты

Новые принципы оплаты



Платить согласно должности

Оплата определяется объемом работы и рангом

Платить столько же, снолько другим в компании (внутреннее равенство

в оплате)

Установить диапазон оплаты и нанимать в его пределах

Платить в соответствии с результативностью работника

Оплата определяется созданием ценности

Платить столько, сколько человек мог бы получать в другой компании (рыночное равенство в оплате)

Нарушать правила вознаграждения, чтобы нанять нужного кандидата

Enron — хороший пример компании, разорвавшей связь между вознаграждением и конкретной должностью. Там су­ществует четыре главных уровня руководства: вице-прези­дент, управляющий директор, СЕО/СОО подразделения и председатель совета директоров. В Enron, в отличие ог боль­шинства компаний, эти названия должностей «мобильны», так как перемещаются вместе с сотрудником. Даже если он начинает выполнять другую работу или обязанности, на­звание должности остается прежним.

«Название должности — это не обязанности, а обязан­ности — это не название должности, — поясняет CEO Enron Джефф Скиллинг. — Если вы вице-президент Enron, то вы им остаетесь вне зависимости от своей работы. Например, если вы открываете наш офис в Японии и первые два ме­сяца вам приходится подметать там полы, вы все равно ос­таетесь вице-президентом Enron и получаете соответствую­щее вознаграждение».

Внутри этих широких уровней руководители Enron полу­чают оплату согласно своей эффективности и вкладу в ра­боту компании. В дополнение к плате за результаты свое­го подразделения и общие результаты компании значитель­ная часть их оплаты зависит от личных результатов. Раз в год все сотрудники проводят ранжирование и перекрестную оценку коллег своего уровня по шестибалльной шкале (это в Enron называется «комитет оценки результатов»). Сотрудник, получивший оценку «превосходно», может получить 30% за­рплаты в виде премии, и еще 50% — в форме опциона на ак­ции. Сотрудники с оценкой «удовлетворительно» получают не­большую премию без опционов. Если оценка — «под вопро­сом» или «нужны улучшения», в данный год вы получите толь­ко зарплату.

Синди Олсон, директор по персоналу Enron, так поясня­ет эту систему: «Людей расхолаживает ситуация, когда они работают не покладая рук и приносят результаты, а дру­гие так не стараются и все равно получают столько же. Так никогда никого не вдохновишь на новаторское мышление, которое нам нужно. Я бы предпочла, чтобы оплата в каж­дом случае отражала прямой вклад в работу компании, а не была одинаковой для всех».

Некоторые компании могут положить в основу поощри­тельной оплаты только результаты всей команды. Однако им все равно понадобится структура окладов с большими раз­личиями в уровнях зарплаты, чтобы общее вознаграждение самых способных сотрудников было гораздо выше. Система будет успешной, если сотрудникам будут платить в зависи­мости от их вклада в работу компании и в соответствии с их рыночной стоимостью.11

Рост и развитие

Сейчас рынок нестабилен, и люди усвоили, что уверенность в завтрашнем дне должна основываться на их собственных навыках и умениях, а не на размере резервного фонда ком­пании. Поэтому талантливых людей привлекают компа­нии, которые помогают им развивать новые навыки, полу­чать знания и опыт.

В частности, развитие ценят представители «поколения икс». Став свидетелями увольнения своих родителей в 1980-е, они знают, что патернализм компаний ушел в прошлое. Кроме того, они охотно учатся, так как воспитывались на средствах быстрого самообучения — компьютерах и Интернете, а в шко­лах умение решать проблемы ставилось выше зубрежки.12

На работе «поколение икс» любит узнавать новое и стре­мится часто получать оценку своей деятельности и настав­ничество. Билл Роджерс из SunTrust Banks: «Молодым менед­жерам нужны четкие цели на неделю в понедельник, ответ­ная реакция в среду и оценка их работы в пятницу». Если их карьерные устремления и тяга к знаниям не удовлетво­ряются, эти люди уходят в другую компанию.

Arrow Electronics, крупнейший дистрибьютор электрон­ных компонентов и компьютерной продукции в мире, сдела­ла развитие сотрудников ядром своего ЦПС. Иначе и быть не могло: за последние тридцать лет компания росла на 30% в год. С 1990 г. до 2000 г. ее оборот вырос с менее чем $1 млрд. до $13 млрд. Для такого необычайного успеха нуж­но много талантливых сотрудников.

Однако на первый взгляд Arrow вряд ли может привлечь лучших кандидатов. Ее деятельность — дистрибуцию ком­понентов электроники — не назовешь эффектной; компа­ния ничего не производит и не имеет интересных исследо­вательских лабораторий. Ее бренд не на слуху, в отличие от Intel, Motorola или Texas Instruments, чью продукцию она распространяет в числе прочих.

Но каким-то образом Arrow удалось собрать у себя 12 000 способных сотрудников, причем некоторые из них — выпуск­ники лучших учебных заведений и программ МВА в мире. Как ей это удалось? Во-первых, компания сделала свою работу при­влекательной, проведя глобальную консолидацию и сделав от­расль более эффективной и профессиональной. Во-вторых, она создала культуру теплых отношений и заботы, уделяя большое

внимание заслугам и одобряя вклад сотрудников в работу. Но, пожалуй, самая веская причина создания такого коллектива — в том, что Arrow стала питомником талантов.

Компания очень эффективно задействовала все рычаги развития. Руководители продуманно дают людям развива­ющие задания. Все работники получают 10-недельные от­пуска после первой и второй семилетки в компании, а в их отсутствие на их должностях работают перспективные со­трудники. Действует тщательно разработанная программа для максимально эффективного обучения благодаря выпол­нению таких новых заданий и обязанностей.

Arrow также прилагает много усилий, чтобы все сотруд­ники получали качественный коучинг, оценку своей работы и наставничество. Для этого все руководители должны ус­пешно пройти программу обучения. Способности руково­дителей к коучингу постоянно оцениваются по отзывам из разных источников. В этот комплекс также входит офици­альная программа наставничества мирового класса (о ней вы сможете подробнее прочитать в пятой главе). Так Arrow в числе прочего использовала развитие сотрудников для со­здания самого лучшего в этой области ЦПС.

Наши рекомендации