Запорная арматура: задвижки, вентили, краны.
Задвижка состоит из корпуса, крышки, через которую проходит шток (шпиндель); на нижней части которого находится запорный орган (клин, диск, плашки), а верхняя часть заканчивается штурвалом (барашком). Для уплотнения штока в крышке имеется сальниковый карман, в который набивается сальниковая набивка и затягивается грунт - буксой. На корпусе ставится Ру и Ду. Применяется на диаметры трубопровода от 50 до 2500 мм, для любых газовых и жидких сред. Поток может подаваться в ту и другую сторону. Задвижка ЗКС (задвижка, клиновая, стальная) ставится только не на агрессивные среды.
Обратный клапан– состоит из корпуса, на нем ставят РУ и ДУ, стрелку. Внутри имеется седло, к которому шарнирно прикреплена заслонка. Сверху и снизу корпус закрывают две крышки на фланцах. Обратный клапан ставят на линиях нагнетания центробежных насосов, чтобы предотвратить ход жидкости в обратном направлении.
Вентиль – состоит из корпуса, крышки, через которую проходит шток, заканчивается запорным органом – клапаном, при работе садящимся на седло. В крышке имеется сальниковый карман, куда набивается сальниковый уплотнитель. Сальник может затягиваться грунт - буксой или гайкой. Крышка может соединяться с корпусом или фланцем, или резьбой. На корпусе ставится РУ, ДУ и стрелка. Вентиль устанавливается на трубе диаметром от 50 до 250 мм, только на чистые среды. Поток может идти только под клапаном.
Кран пробковый – состоит из корпуса в виде гнезда, крышки, через которую проходит шток. Заканчивается запорным органом – в виде пробки с прорезью. На корпусе ставится РУ и ДУ. Ставят только на чистые среды, газовые и паровые фазы, на малые диаметры трубопроводов. На штоке имеется риска, если риска находится в горизонтальном положении - кран открыт, если в перпендикулярном, то закрыт.
Регулирующая арматура
К регулирующей арматуре относятся: регулирующий клапан, который состоит из мембранно-пружинного организма, верхней и нижней крышки, прорезиненной мембраны, диска, направляющего стакана, штока, соединительной муфты. Клапан состоит из: золотника, кольца, седла и мембранного привода.
Клапан запорный проходной
Предохранительная арматура
К ней относится предохранительный клапан, предназначенный для автоматической защиты оборудования и трубопровода от превышения давления свыше заранее установленной величины посредством сброса избытка рабочей среды.
Устройство клапана. Клапан состоит: из корпуса, седла, упорного закрепляющего штифта, направляющего кольца, тарелки клапана, направляющей втулки, штока, пружины, гайки для регулирования клапана и устройства для подрыва клапана от руки.
Предохранительный пружинный клапан
Насосы
Насосы - это машины, предназначенные для перемещения жидкостей.
Конструкции насосов классифицируются в соответствии со способами передачи энергии жидкости:
Центробежные или лопастные – где кинематическая энергия сообщается жидкости с помощью вращающихся лопастей.
Поршневые (плунжерные) – где энергия передается путем периодического изменения объема рабочих камер.
Насосы общего назначения – предназначены для перекачивания воды и неагрессивных жидкостей.
Нефтяные насосы – предназначены для перекачивания нефти, нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов.
Работа насосов характеризуется следующими показателями:
N – Мощность (кВт)
Q – Подача (производительность м³/час)
h – Частота вращения вала (оборот/мин)
H – Напор в метрах столба жидкости (высота на которую подается жидкость)
Марки нефтяных насосов:
НГ – нефтяной горячий насос (более 200°)
НК – нефтяной консольный (подшипники находятся по одну сторону от рабочего колеса)
НД –нефтяной - двухнапорный (опоры с двух сторон, может быть до 9 рабочих колес)
НСД – нефтяной секционный с двухсторонней подачей жидкости
НПС – нефтяной секционный с плоским разъемом корпуса
НКЭ – нефтяной консолный на одном валу с электрическим двигателем.
Центробежный насос
Всасывающий патрубок
Сальник
Корпус
Рабочее колесо
Вал
Лопасти рабочего колеса
Нагнетательный патрубок
Центробежный насос состоит из корпуса, имеющего спиралевидный канал 3, в котором вращается рабочее колесо 4 , укрепленное на валу 5 . На рабочем колесе 4 укреплены лопасти 6, между которыми располагаются каналы для прохода жидкости. Подача жидкости в насос осуществляется через всасывающий штуцер 1, соединенный с центральной частью рабочего колеса. Нагнетательный штуцер 7, расположенный тангенциально по отношению к рабочему колесу служит для отвода жидкости из насоса. Для уплотнения вала рабочего колеса имеются сальники 2.