Основные подходы организаций к обучению персонала (вопрос 1)
«Замена вместо обучения» | «Латание прорех» | «Партнерский подход» |
- Ответственность за то, чтобы знания, навыки и умения сотрудника соответствовали организации возложена на самих сотрудников - Издержки, связанные с текучестью, компенсируют затраты на обучение - Условия применения отсутствие высоких требований к квалификации сотрудников, благоприятная ситуация на рынке труда: много вакантных сотрудников - Плюсы: дешево - Минусы: можно потерять ценных кадров | - Организация берёт на себя ответственность за обучение отдельных сотрудников или их групп (в том случае, когда устаревание знаний сотрудников сказываются на результативности и эффективности компании) - Обучение носит реактивный характер (решаем проблемы после их появления) - Системы обучения нет - Распространено в отделе продаж | - Ответственность делится между сотрудником и организацией - Проактивный подход - Полный цикл обучения (анализ потребности – разработка (выбор) программы – обучение – оценка эффективнсти – корректировка) - Наличие бюджета на обучение, утвержденых высшим менеджментом компании - Использование как внутренних, так и внешних провайдеров обучения - Наличие сформулированной политики обучения сотрудников, утвержденной высшим менеджментом · Кого учить? · Чему учить? · Обязательства организации (ресурсы) · Связь обучения с продвижением и т.д. · Ответственность сотрудников |
· «Замена вместо обучения» – компания прощается с сотрудником
o Ответственность за то, чтобы знания, навыки и умения сотрудника соответствовали организации возложена на самих сотрудников
o Издержки, связанные с текучестью, компенсируют затраты на обучение
o Условия применения отсутствие высоких требований к квалификации сотрудников, благоприятная ситуация на рынке труда: много вакантных сотрудников
o Плюсы: дешево
o Минусы: можно потерять ценных кадров
· «Латание прорех» – организация берёт на себя ответственность за обучение отдельных сотрудников (например, отдел продаж)
o Организация берёт на себя ответственность за обучение отдельных сотрудников или их групп (в том случае, когда устаревание знаний сотрудников сказываются на результативности и эффективности компании)
o Обучение носит реактивный характер (решаем проблемы после их появления)
o Системы обучения нет
o Распространено в отделе продаж
· «Партнерский подход» / «Обучение как взаимная обязанность»
o Ответственность делится между сотрудником и организацией
o Проактивный подход
o Наличие сформулированной политики обучения сотрудников, утвержденной высшим менеджментом
§ Кого учить?
§ Чему учить?
§ Обязательства организации (ресурсы)
§ Связь обучения с продвижением и т.д.
§ Ответственность сотрудников
o Разделение ответственности
§ Участие в финансировании
§ Компенсация расходов компании при неудовлетворительных результатах обучения
§ Обязательство проработать в компании в течение определенного времени после окончания обучения
o Полный цикл обучения
§ Анализ потребности
§ Разработка (выбор) программы
§ Обучение
§ Оценка эффективности
§ Корректировка
o Наличие бюджета на обучение, утвержденного высшим менеджментом компании
o Использование внутренних и внешних провайдеров обучения
§ Корпоративные тренеры
§ Менеджмент, сотрудники
§ Учебные заведения
§ Тренинговые компании
§ Тренеры-фрилансеры…
o Рассмотрение обучения как обязательное условие перехода на следующую карьерную ступень
o Плюсы
§ Инерционность системы формального образования
§ Устаревание знаний и навыков
§ Дефицит квалифицированных кадров
§ Отбор по личностным характеристикам
§ Мотивирование
§ Имидж организации на рынке труда
o Минусы
§ Излишняя увлечённость обучением (чрезмерные усилия по обучения, экзотические треннинги)
§ Проблема закапсулированного обучения
Типы и методы обучения сотрудников. Провайдеры обучения (Вопрос 2)
Вопрос 1: Как будем обучать?
· Без отрыва от работы:
o На рабочем месте (learning by doing)
o Рядом с рабочим местом (обучение во внерабочее время) (важен вопрос мотивации)
· С отрывом от работы
o Вне рабочего места (не работает пока учится)